Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы студентов
методическая разработка по истории на тему

Номировченко Лариса Викторовна

Методическая рекомендация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nomirovchenko_metodichenka.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 

Учебная дисциплина «История» является той учебной дисциплиной в цикле гуманитарных наук, которая обеспечивает общеобразовательный уровень подготовки студента. Она изучается студентами колледжа

Целью и задачей изучения дисциплины являются воспитание у студентов гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, нравственных и социальных установок, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, развитие умения соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; студенты должны освоить систематизацию знаний об истории человечества, сформировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладеть умениями и навыками поиска, комплексным анализом исторической информации.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основами знаний по дисциплине, формируемыми на нескольких уровнях:

Иметь представление: - о роли истории в современном мире, общности ее понятий и представлений;

Знать: - основные факты, процессы и явления, исторические термины и даты, имена выдающихся деятелей истории человечества

Уметь: - анализировать историческую информацию, различать в исторической информации факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

Владеть: - умением представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, презентации

Общие положения по выполнению самостоятельных работ 

1.1. Данные методические указания разработаны с целью определения единых требований по оформлению самостоятельных работ.

1.2.Самостоятельные работы студенты выполняют самостоятельно вне аудитории. Студенты подготавливают  доклады, рефераты, презентации по заранее заданным темам. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных знаний, углубления и расширения теоретических знаний, для формирования самостоятельности мышления, развития исследовательских умений.

1.3. Допускается, чтобы содержание материала, на основе которого выполняются самостоятельные работы, выходило за рамки содержания программы по учебному курсу.

1.4. При выполнении студентами самостоятельной работы преподаватель обязательно проводит инструктаж по выполнению задания, определяет сроки выполнения, объем работы, основные требования к выполнению работы, критерии оценки.

1.5. В качестве форм и методов контроля за самостоятельной работой студентов используются: просмотр и проверка выполненной работы преподавателем, семинарские занятия, защита отчетов о проделанной работе, организация творческих конкурсов, проведение устного опроса, тестирование.

1.6. Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:  

-подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);

 -основной (реализация программы, использование приемов

поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);  

-заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

        Методические указания по выполнению рефератов

1. Основные положения

1.1. Реферат способствует формированию навыков самостоятельного научного творчества, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала,

 Является одной из форм самостоятельной работы студентов и представляет собой письменную работу с кратким и систематизированным изложением современного состояния тех или иных вопросов (проблемы), рассматриваемых в научных, литературных или иных источниках, отобранных для составления реферата.

1.2. Цель реферата – обучение студентов применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины при решении конкретных практических задач.

1.3. Работе над рефератом предшествует внимательное изучение студентами рекомендованных источников, ссылки на которые обязательны. Ссылки должны быть даны дважды: в виде подстрочного примечания, которое помещается в конце страницы и отделяется небольшой чертой от основного текста; и в виде списка литературы, помещаемого в конце работы.

1.4. Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов и т.д. Творческая самостоятельность студентов должна быть проявлена в умении находить различные точки зрения, в способности самостоятельно аргументировать отстаиваемую позицию, анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов.

1.5. Подготавливаемые рефераты должны содержать оценки и предложения по решению рассматриваемой проблемы.

1.6. Объем реферата не должен превышать 10 страниц машинописного текста.

2. Выбор темы 

Тема формулируется преподавателем так, чтобы студентам было интересно изучать данную проблему. При выборе темы реферата необходимо учитывать ее актуальность, наличие и доступность необходимой информации, а также уровень подготовки студента и личный интерес к рассматриваемым вопросам.

3. Требования к оформлению реферата 

Реферат представляется к защите на листах формата А4, оформляется в печатном виде, но в исключительном случае допускается защита реферата, представленного в рукописном варианте. В тексте реферата могут содержаться рисунки, чертежи, графики и прочий иллюстративный материал, необходимый для раскрытия заявленной темы. К реферату могут прилагаться фотографии, выполненные самим студентом. На компьютере реферат оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 9327 на стандартных листах формата А4. Текст выполняется на одной стороне листа через одинарный межстрочный интервал шрифтом Time New Roman-14. Для заголовков можно выбрать иной шрифт, с использованием полужирного шрифта, курсива и подчеркивания. Если заголовок не умещается на одной строке, для него следует использовать одинарный межстрочный интервал. Заголовки выполняются без переносов с выравниванием по центру. Следует использовать размеры полей: левое – 2,5 см, правое 1 см, верхнее – 2,5 см, нижнее 2,5 см. При печати текстового материала следует использовать выравнивание и автоматическую расстановку переносов слов. Абзацы в тексте начинаются отступом 12-15 мм. Каждый структурный элемент реферата следует начинать с новой страницы. Разделы основной части могут быть разделены на подразделы, т.е., в свою очередь, на пункты и, при необходимости, на подпункты, которые не требуют переноса на новую страницу. Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзационного отступа, не подчеркивая, без точки в конце. Заголовки по возможности следует делать краткими. Шрифт заголовков одного уровня должен быть единым ко всему тексту. Например, заголовки подразделов можно выполнять полужирным шрифтом, пунктов – полужирным курсивом, подпунктов – курсивом. Заголовки следует отделять от основного текста дополнительным пробелом сверху и снизу. Нумерация страниц – сквозная, начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не выводится. Страницы документа проставляются арабскими цифрами в правом нижнем углу без точки в конце. Допускается проставление номера страниц по центру, без точек и черточек до и после цифры.

4. Структура реферата и требования к содержанию 

Структура реферативной работы включает в себя: титульный лист, содержание, введение, основную содержательную часть, заключение, список использованных источников, приложения (если таковые необходимы)

4.1. Титульный лист

На титульном листе должны быть указаны: – образовательное учреждение; – название темы; – вид работы (реферат); – изучаемый предмет; – учебная группа, курс; – фамилия, инициалы студента; – фамилия, инициалы преподавателя, проверяющего работу; – место и год выполнения работы.

Образец титульного листа:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Краснодарского края

"Анапский колледж сферы услуг"

Реферат

на тему "--------"

        Выполнил студент  ФИО

        курс группа

                                                                                                   Проверил преподаватель

                ФИО

        2015г.

    Содержание включает все составные части документа, идущие после него, т.е. введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если таковые имеются и у них есть наименование), заключение, список использованных источников, приложения с их названиями. Содержание должно быть вынесено на отдельную страницу (несколько страниц), как и любой другой структурный элемент.

4.3. Введение

 Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение.      Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений. Очень важно, чтобы студент умел выделить цель, а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата. Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет одну страницу текста.

4.4. Основная часть

      Основная часть реферата является самой объёмной и должна полностью раскрывать заявленную тему. Текст должен быть согласован, логичен, литературно оформлен референтом. Допускается цитирование источников, с обязательным указанием автора высказывания и названия цитируемой литературы (оформляется как сноска в тексте). Преподавателю при рецензии, а студенту при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное9 мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

4.5. Заключение

Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части.

Объем заключения обычно составляет одну страницу текста.

 4.6. Список использованных источников 

Список должен содержать сведения об источниках, использованных в процессе реферирования и составления соответствующего текстового документа. Включение в список источников, которыми студент не пользовался в своей работе, не допустимо. Минимально должно быть использовано 1-2 источника.

Список должен формироваться в алфавитном порядке. Список источников оформляется по, как правило, на языке выходных сведений: Автор (Ф И.О.). Название источника. – Место издания, Издательство, год издания, количество страниц.

В случае указания на источник, не имеющий одного автора, а выпускаемый под общей редакцией какого-либо автора, первоначально указывается: Название источника/под ред. Фамилия И.О. – Место издания, Издательство, год издания, количество страниц.

При указании года издания записываются лишь цифры, обозначение год (г.) не пишется, например, 1998. Место издания может быть записано сокращенно, с использованием общепринятых сокращений (М., С.-П.). Слово издательство не пишется и при указании названия издательства кавычки исключаются (например, Феникс). При использовании средств массовой информации указывается: Автор статьи (Фамилия И.). Название статьи. – Название печатного издания, № __, год. При использовании Интернета указывается полный адрес использованного ресурса. Список использованных источников включается в общую нумерацию страниц и оформляется как самостоятельный структурный элемент реферата.

4.7. Приложения 

     В приложение выносятся крупные цитаты, таблицы, иллюстрации, фотографии которые актуальны для всего текста реферата, документы, примеры.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. Кроме порядкового номера страницы под ним, над заголовком, в правом верхнем углу, прописными буквами печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

5. Оценка реферата 

Оценка реферата производиться по результатам защиты. Процедура защиты включает:

-сообщение студента по теме;

 -вопросы, задаваемые студенту;

-выступление преподавателя о качестве выполнения работы;

 -выставление оценки;

Реферат оценивается по следующим критериям:

 - соблюдение требований к его оформлению;

 - необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

- умение студента свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате.

Темы рефератов 

  1. По теме «Обычаи древних славян»:
  2. «Формирование русского костюма, как части культурно-исторического процесса» «Происхождение славянских имен» «Славянские обряды и приметы» «Языческие праздники» «Пантеон славянских богов, славянские духи»
  3. По теме «Россия в царствование Ивана Грозного»

«Опричнина Ивана Грозного»

«Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты»

3. По теме «Процесс модернизации в традиционных обществах Востока» «Создание колониальных империй» ««Освоение» Африки» «Судьба Индии в «короне» Британской империи» «Попытки модернизации в Османской империи» «Япония: от самоизоляции к практике модернизации» «Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица»»

4. По теме «Русская культура в XIX веке» «Русская живопись XIX столетия: К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»» «Русская живопись XIX столетия: П.А. Федотов «Сватовство майора»» «Русская живопись XIX столетия: В.Г. Перов «Охотники на привале»» «Русская живопись XIX столетия: А.Г. Венецианов «Вот-те и батькин обед»» «Русская живопись XIX столетия: И.Е. Репин «Запорожцы»» «Русская живопись XIX столетия: В.М. Васнецов «Витязь на распутье»» «Русская живопись XIX столетия: В.И. Суриков «Боярыня Морозова»» «Русская живопись XIX столетия: И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»»

5. По теме «Мир в XXI века» «Международные организации и движения в нач. XX века»

«Международные отношения в начале XX века»

«Современная мировая цивилизация: пути развития»

        Методические указания по выполнению презентаций

1. Основные положения 

1.1. Самостоятельная работа в виде презентации предназначена для повышения эффективности учебного процесса; презентация позволяет повышать доступность учебного материала для студентов за счет наглядности, удобной навигации, учета разных когнитивных стилей, интерактивности, большого объема информационных и вычислительных ресурсов.

 1.2. Задачами презентаций являются повышение активности студентов с низкой мотивацией к изучению истории, но с преобладанием интереса к ИКТ; развитие эстетического вкуса, чувства меры и гармонии.

1.3. Самостоятельная работа в виде презентации реализует возможность индивидуального подхода к студентам, учета его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

1.4. При создании презентации обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов

. 1.5. Оптимальным объемом презентации является зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

1.6. Необходимо использовать различные виды наглядности. Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

1.7. Включение в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

1.8. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

1.9. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

 Создание презентации состоит из трех этапов:

I .Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.  

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.                       III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

        2. Требования к оформлению презентаций

Соблюдайте единый стиль оформления слайдов. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Для фона предпочтительны холодные тона. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней. Для заголовков шрифт – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

3. Оценка презентации

Оценка презентации производиться по результатам защиты с учетом качества выполнения и оформления презентации.

 Процедура защиты включает:

-сообщение учащегося по теме;

- демонстрации презентации; -вопросы, задаваемые учащемуся;

 -выступление преподавателя о качестве выполнения работы;

-выставление оценки;

Презентация оценивается по следующим критериям:

- соблюдение требований к ее оформлению;

- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной информации

        Темы презентаций 

  1. По теме «Культура средневекового Запада»

«Культурное наследие Византии» «Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века» «Рыцарская культура» «Средневековый город»

2. По теме «Русская культура» «Архитектура Великого Новгорода» «Архитектура Владимиро-Суздальского княжества» «Иконопись. Андрей Рублев» «Архитектурный ансамбль Московского Кремля»

3. По теме «Русская культура Серебряного века.

        Методические указания по выполнению докладов

Доклад — это развернутое изложение какой-либо темы, сделанное устно в публичном выступлении. Целью доклада является формирование научно- исследовательских навыков и умений у студентов, способствование овладению методам научного познания, научиться критически мыслить. Здесь главной составляющей будет считаться выступление на публике. Доклад мало написать, с ним еще нужно выступить.

Объем доклада варьируется от 2 до 5 страниц в зависимости от назначения и состава доклада. В то время как доклад является конкретным изложением, реферат представляет собой обобщение информации. Реферат может быть основан на одном или нескольких источниках, которые освещаются в реферате в виде обобщения материала источников. При этом реферат подразумевает обязательное наличие нескольких точек зрения на поставленный в реферате вопрос. На основании этих точек зрения должен быть сделан собственный вывод. Доклад предполагает конкретный развернутый ответ на заданную тему, обычно основан на одной точке зрения. При этом доклад делается как выступление.

1.Составьте план доклада.

2. Подберите необходимую литературу и иллюстративный материал (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т. д.).

3. После чтения источников отберите нужный материал, систематизируйте его.

 4. Излагайте материал своими словами, используя историческую терминологию. Делайте выводы.

5. Делай доклад по плану или тезисам, а не просто читай написанное. 6. Пользуйся иллюстративным материалом.

7. Заранее напиши тему и план доклада на доске, активизируя внимание слушателей.

8.Речь докладчика должна быть правильной, четкой, внятной, достаточно громкой и звучать убедительно.

Оценка доклада 

Оценка доклада производиться по результатам защиты.

Процедура защиты включает:

 -сообщение студента по теме;

 -вопросы, задаваемые студенту;

-выставление оценки;

Доклад оценивается по следующим критериям:

- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной информации;

- умение студента свободно излагать основные идеи, отраженные в докладе, четко и внятно давать развернутый ответ на заданную тему, излагая материал своими словами.

Темы докладов

1.По теме «Обычаи древних славян»:

«Формирование русской кухни, как части культурно-исторического процесса» Формирование русского костюма, как части культурно-исторического процесса»«Происхождение славянских имен» «Славянские обряды и приметы» «Языческие праздники» «Пантеон славянских богов, славянские духи»

2. По теме «Кризис государства и общества» «Опричнина Ивана Грозного» «Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты»

Методические рекомендации предназначены для определения единых требований по оформлению самостоятельных работ по предмету история в виде рефератов, докладов и презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальности 111801 "Ветеринария" при выполнении внеаудиторнорй самостоятельной работы по дисциплине "Информационные технологии в професси...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта) ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам тр

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны преподавателем дисциплин профессионального цикла по специальности 190701 «Организация перевозок и уп...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык)

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык). В методических рекоменда...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности 23.02.04

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 08.02.05

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности: 21.02.05

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для специальности:21.02.0...