Воспитание патриотизма на уроках истории в коррекционной школе.
методическая разработка по истории на тему
Предварительный просмотр:
«Воспитание патриотизма на уроках истории в коррекционной школе»
Учитель истории Христолюбова Л.А. МОГОУ СКШ№19 г. Магадана 2011 г.
Слово «Патриотизм»- переводиться как «Любовь к Родине», а в широком смысле, под любовью к Родине следует понимать: заботу об интересах и судьбе своей страны; гордость ее достижениями, сочувствие к страданиями народа. В 90-х г.г.- считалось, чуть ли ругательным словом- считалось, что надо чувствовать себя «гражданином мира», и не надо привязываться к своей «малой Родине».
Сейчас ситуация изменилась. Так, например, основные цели курса «История» определены, исходя из современных требований к историческому образованию учашихся: в т.ч.
- способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе, на формирование у школьников ценностных ориентаций и личностного осмысления опыта истории.
Одна из центральных задач курса - показать роль России как активного участника и творца всемирной истории.
Одна из принципиальных установок курса - взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволили России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед нами историей.
Ведь в последнее время, в ряде стран пытаются принизить роль нашей страны - например, американцы считают и активно навязывают в мире мысль о том, что именно они, а не СССР, сыграли решающую роль в разгроме фашизма.
Они активно пропагандируют эту мысль в книгах, художественных фильмах и т.д.- и противостоять этому - важная задача уроков истории.
Еще М.Калинин сказал: «Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю, когда учитель, преподавая историю, заставил школьников пережить прошлое народа, когда он зажег в их глазах
огонь гордости славными победами наших войск и талантами наших полководцев».
Ведь если внимательно посмотреть, то практически на каждом уроке можно воспитывать патриотизм.
В качестве примера приведу воспитательные задачи, которые ставятся на уроках истории в разных классах.
7 класс- Тема «Моя родословная» - Образовательная цель:
«показать, что личная история и история семьи каждого учащегося является частью истории страны»;
Воспитательная цель: «Воспитать чувство любви к своей Родине, ее людям и к своей семье».
8 класс- Тема «Смутное время»- Воспитательная цель:
«Воспитывать презрение к предательству ( на примере Лжедмитрия, Шуйского), чувство сострадания к простому народу, на долю которого выпали суровые испытания.»
9 класс- Тема «Героизм тружеников тыла»- Воспитательная цель: «Воспитывать любовь и восхищение советских людей в тылу»
Для яркости исторических образов, эмоционального отношения к истории используется не только красочный рассказ, но просмотр документальных фильмов («Сталинградская битва») и др.- при изучении темы Великая Отечественная война.
Разработан урок- презентация «Курская битва».
Или, например, на уроке в 7 классе при изучении темы «Ледовое побоище» ученики, прослушав, рассказ учителя, просмотрев яркий и эмоциональный отрывок из кинофильма «Александр Невский», говорили о восхищении находчивостью и мужеством русских воинов, что настоящим мужчиной можно назвать лишь того, кто защищает свою землю ».
У Блонского есть замечательная мысль: «Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии.»