Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины-матери
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Сазонова Татьяна Петровна

Муниципальный этап краевого конкурса на лучшую тематическую разработку урока «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» («Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины- матери»), посвящённый Дню Матери в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_bogoroditse.docx91.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап краевого конкурса на лучшую тематическую разработку урока «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

( «Образ Пресвятой Богородицы- прообраз женщины- матери»),

посвящённый  Дню Матери в России.

         Тематическая разработка урока:

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Образ Пресвятой Богородицы-

                         прообраз  женщины-матери»

Автор работы: Сазонова Татьяна Петровна

учитель истории и ОПК

МОУ СОШ №7 ст. Канеловской

                                     

                                                          2010г.

Тематическая разработка урока « Земная жизнь Богородицы. Образ Богородицы – прообраз женщины-матери».

Цель:  воспитание духовности и нравственности личности через приобщение к нравственному пониманию роли женщины – матери на примере земной жизни Пресвятой Богородицы, её любви и помощи людям после успения.

 Задачи:

-познакомить учащихся с земной жизнью Богородицы;

-выявить особенности изображения Богородицы на иконах;

-воспитывать чувства прекрасного, уважения к культуре Православия;

-развивать интерес к изучению предмета, умение обобщать и делать выводы.

Тезаурус:

икона, иконография, Богородица, Оранта, Панагия, Одигитрия, Елеуса, Агиосоритисса, Панахранта, первосвященник.

Оборудование:

- тематическая выставка книг, журналов по теме;

- выставка ручных работ учащихся по данной теме;

- тестовое сопровождение урока (основные термины, кроссворд);

- компьютер, мультимедиа, CD- с презентацией.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный урок ОПК и изобразительного искусства.

Предварительная работа: подготовка сообщений и ручных работ учащихся по теме.

                                        Содержание занятия.

  1. Актуализация имеющихся знаний.
  2. Основная часть.

Звучит аудиозапись колокольного звона.

Учитель: Добрый день, ребята!

Звучит отрывок из церковного песнопения о Богородице.

Высвечивается изображение Божией Матери.

Учитель:

     Есть в природе знак святой и вещий,

     Ярко обозначенный в веках:

     Самая прекрасной из женщин-

     Женщина с ребёнком на руках…

     Свет любви ей издревле завещан,

     Так вот и стоит она в веках,

     Самая прекрасная из женщин,

     Женщина с ребёнком на руках!

                                                С.Островский «Песня о Женщине».

Учитель: Как вы думаете,  о ком пойдёт сегодня речь на уроке?

Ответ: О Богородице.

Учитель: Верно. Давайте поговорим о земной жизни Богородицы. На прошлом занятии я предложила вам подготовить сообщения по данной теме. Вспомните, что празднует РПЦ 21 сентября?

Ответ: Рождество Пресвятой Богородицы.

Далее заслушивается сообщение о Рождестве Пресвятой Богородицы.

В древней Иудее, в маленьком городке Назарете, в отрогах Галилейских гор жили два старых человека Иоаким и Анна. Оба они происходили из рода древних царей и пророков, оба были праведны, добры и смиренны.

Тихо жили они, оплакивая тайное горе: пятьдесят лет прошло со времени их свадьбы, но не было у них детей.

Во все времена считалось, что дети - Божье благословение.

Не жаловались, а радовались и богатые и бедные, когда много было в их доме детей. В древней Палестине было особое отношение к появлению на свет ребёнка: народ ожидал увидеть в одном из своих потомков обещанного Богом Спасителя мира.

По закону Иоаким мог потребовать от бездетной жены развода, но он любил и почитал жену свою- Анну и не хотел с ней разлучаться.

Однажды, в праздник пришёл Иоаким в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу. Но священник отверг приношение и сказал: «Господь,  из- за каких- то тайных грехов отнял от тебя Своё благословение, не наделив детьми».  Стали его обвинять и другие люди.

Он не возвратился домой, а ушёл в пустыню, где 40 дней молился о том, чтобы Бог послал им ребёнка.

В это время Анна узнала о том, что произошло в храме, и весьма опечаленная, стала плакать и молиться. И Бог услышал молитвы Иоакима и Анны, и послал к ним Ангела, который предсказал, что родится у них дочь- Мария, и через неё спасётся весь мир.    

Прошли положенные месяцы, и Анна родила дочь, и сказала: «Возвысилась душа моя в этот день», и назвала дочь Марией.

Учитель:

     И вот настали дни иные

     Для бедных старцев. Наконец

     Над ними сжалился Творец:

     И родилась у них Мария.

Ученик:

     Родилась Святая Дева

     После длительных молитв

     Имена её родивших

     Наша память сохранит.

     Звали Мать Святую- Анна,

     А отца- Иоаким.

     Не радели о приданом:

     «Богу дочь мы посвятим».

Учитель: и был этот день благословенным- для родителей, а как оказалось, для всего мира. Ибо с этого дня началась не только земная жизнь Марии (Богородицы), но и земная история спасения Человечества.

Скажите пожалуйста, а что отмечает РПЦ 4 декабря?

Ответ: «Введение во Храм Пресвятой Богородицы».

Далее идёт сообщение.

Иоаким и Анна любили свою дочь всем сердцем, как и нас любят наши родители, растили Её с нежностью, но они не забыли своего обещания Богу, и когда дочери исполнилось 3 года, они поспешили исполнить обед и привести Деву Марию в Иерусалимский храм. Собрались соседи и все родные, торжественно, с зажженными свечами, повели они девочку к огромному храму. К вратам храма вели высокие каменные ступени, по этим ступеням девочка взошла Сама, как взрослая. А у входа ребёнка ожидал первосвященник по имени Захария.

          Работы с изображением икон.

Учитель: что мы видим а иконе?

Дети: отвечают.

Учитель: Правильно. Маленькую девочку, протягивающую руки, встречающему Её первосвященника- Захарию. Изображены и родители, уже отпустившие от себя дочь и склонившие головы сопровождающей Её девушке.

Каждый человек должен стремится подняться по ступеням добрых дел, несмотря на то, что это может быть и трудным занятием: совершать добрые дела.

Давайте вспомним хорошие качества, которые нужно в себе воспитывать. А помогут нам в этом ответы на те загадки, которые вы сейчас услышите.

     У кого она в достатке                                        Стол у Павлика в порядке,

     С тем дружить легко и гладко.                        И на месте все тетрадки.                      

     Для души приобрету                                          И портфель. И нам понятно

     Я у Бога….                                                              Павлик- мальчик…

               (доброту).                                                                             (аккуратный)

Для сестрёнок и братишек                                   Чтоб не плавать без ветрил,

Зайцев он хранит и мишек.                                  Чтоб маяк пред нами был.

Они долго будут живы:                                          Чтоб исполнились желанья,

Юра-мальчик…                                                         Приложи свои…

                   (бережливый)                                                         (старанья)

Ученик: Стихотворение «Отрочество Богородицы»

     О, Богородица!

     Светло твоё отрочество!

     Сердечная молитва, одиночество

     И чтение Священного Писания.    

     И ожидание великой Божьей тайны.

     Которая должна тебе открыться

     О Пресвятая Дева- голубица!

     Душа твоя исполнена смирением    

     Любовью к Богу, тихим умилением.

     В ней целомудрие живёт и красота

     И белоснежных лилий чистота!

Учитель: Когда Мария достигла совершеннолетнего возраста, она была обручена с Праведным старцем Иосифом. Она жила в его доме, словно в храме: занималась рукоделием, из шерсти и льна плела тонкие нити, вышивала шелками, ткала одежды.

Ребята, а что мы празднуем 7 апреля?

Дети: Благовещение.

           Работа с изображением иконы.

Далее ученик рассказывает о явлении ангела Богородице, который ей сказал: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и вот родишь Сына и назовёшь Его- Иисус. Мария с верой и смирением ответила: «Я Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Так узнала Дева Мария от Архангела Гавриила Благую Весть ( по- гречески- Евангелие).

Ученик: стихотворение «Благовещение» (по выбору).

Учитель: 7 января  мы празднуем Рождество Христово.

Вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг перед ними явился ангел, и свет Господень освятил всё вокруг. Пастухи испугались. Ангел же сказал: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью для всех людей: сын родился в городе Давидовом, Спаситель, Который есть Христос Господь. Вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Пастухи поспешили в Вифлеем и поклонились Младенцу. Богородица знала, что ожидает Её Сына, но была смиренна. После крестной смерти Господа Иисуса Христа Богородица жила в Иерусалиме. Пресвятая Матерь Божья стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Она молилась и плакала на тех местах, где пострадал, умер, воскрес и вознёсся на небо Её Сын, просила Господа забрать Её к Себе. Однаждый явился Ей Архангел Гавриил с финиковой ветвью и принёс Ей радостную весть, что через 3 дня окончится Её земная жизнь и Господь возьмёт Её к себе. Апостолы похоронили тело Божией Матери по Её желанию в Гефсиманском саду, в пещере, где похоронены были Её родители.

Учитель: а что вам известно об Успении Богородицы?

Ученик: Успение Пресвятой Богородицы празднуется Святой РПЦ, как один из великих двунадесятых непереходящих праздников 28 августа. Праздник называется Успением (засыпание), потому что Божья Матерь умерла тихо, как бы уснула, а главное называется так за короткое пребывание тела во гробе, так как через три дня она была воскрешена и вознесена на небо.

Учитель: Апостолы были расстроены, что Она покидает их, но Матерь пообещала им «Радуйтесь! Я с вами во все дни, и всегда буду вашей Молитвенницей перед Богом». Апостолы в радости воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». И помогает. Её образ сохраняется в иконах. Ребята, какой образ мы с вами воспринимаем, глядя на них?

Дети: отвечают (Богородица).

Богородица является воплощением идеала образа женщины: сестры, жены, помощницы, друга, символом высшей человечности, красоты, величия жертвенной любви и… конечно же, Матери.

Божья Матерь - "печалица" за всех людей, которая знает о страданиях, ждущих ее Сына, и в молчании переживает их неизбежность. Весь ее лик - одно воплощение материнской любви и скорби. С рождения «являет» она Младенца миру, может нежно прижимать Его к себе, или, легко поддерживая, показывать благоговение, поклонение своему Божественному Сыну и кротко смиряться с неизбежностью принесения его в жертву во имя спасения всех живущих на Земле людей.

Божья Матерь издавна считается покровительницей и заступницей русской Земли. Нет, кажется, ни одного отдаленного уголка России, где бы не было особенно чтимого Её образа! Она окружена особым почитанием, любовью верующего народа. И русское сердце называет Ее самыми трогательными именами: «Она - заступница усердная; Она - скоропослушница; Она - радость скорбящих, взыскание погибших; Она - благодатная исцелительница; града Москвы вратарница неусыпная, а для всего воинства - воевода небесная».

Нигде в мире нет стольких чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Общее их число не известно, но насчитывается более 700, кроме существующих еще местночтимых икон (отдельной местности) (слайд 14).

Россияне свято верят, что Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы нашей страны, Иверская икона – южные, Почаевская и Смоленская ограждают с запада, на востоке – Казанская, а в ценре - Владимирская». И в самые трудные периоды своей истории, русский народ в прежде всего, обращался именно к Ней, как своей управительнице и Небесной Заступнице перед Господом, и всегда получал помощь и защиту.

С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные иконографические типы изображения Богородицы, зародившиеся еще в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства.

Рассмотрим иконографические типы изображения Богородицы (слайд 15-16):

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

1  — нимб

2  — мафорий (гр. накидка)

3  — звезды

4  — поручи

5  — именование

1. Иконографический тип «Умиление» или Милующая (греч. «Елеуса») сложился в Византии в XI веке, изображает Богоматерь и Младенца, склонённых друг к другу. Предвидящий ожидающие его страдания младенец прикасается своей щекой к щеке Богоматери, которая, склонив голову, поддерживает его. Богоматерь с умилением смотрит на Сына, ласкает его, и Младенец с нежностью прижимается к ней. Иисус может находиться с правой, и левой стороны от неё.

К этому типу относятся: «Владимирская», «Взыскание погибших», «Донская», «Феодоровская», «Ярославская», «Яхромская» и др. (слайд 17).

Совместно с учителем, группы описывают особенности, отличительные черты каждого последующего иконографического типа, чем он отличается от предыдущих.

2. Одигитрия - «Путеводительница», то есть указывающая путь к Христу, Путеводительница к Богу, вечному спасению.

Согласно церковному преданию первая икона этого типа была написана еще во время ее земной жизни апостолом – евангелистом Лукой. Увидев иконы, на которых она была изображена со своим младенцем на руках, Богородица произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут».

Иисус-младенец на руках у Богоматери сидит прямо на некотором отдалении от нее и смотрит перед собой. В левой руке у Него свиток, знак Его учения, а правой он благословляет. Богородица правой рукой указывает на младенца.

К иконографическому типу «Одигитрия» относятся иконы: «Грузинская», «Иверская», «Иерусалимская», «Казанская», «Пименовская», «Смоленская», «Тихвинская» и др. (слайд 18).

3. «Оранта» («Знамение», «Молящаяся»). Представлена иконами: «Курская», «Новгородская», «Знамение» и др. Богоматерь изображается или во весь рост, или по пояс, руки подняты до уровня плеч, с повернутыми к нам ладонями в молитвенной позе, на уровне груди располагается медальон с изображением Младенца Христа (слайд 19).

Разновидностью типа «Оранта» является «Панагия» - «Всесвятая», изображающая Богоматерь в полный рост. Прообразом всех «Панагий» на Руси было изображение Богородицы в киевском храме Святой Софии (слайд 20).

4. Агиосоритисса (гр. - Заступница) - деисусное изображение может быть в рост, поясным, по грудь, в зависимости оттого, в какой иконостас входила икона. Богородица обращена вполоборота влево, к Христу, помещавшемуся в центре деисусного чина; руки сложены на уровне груди: Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному Сыну, прося его за весь род человеческий (слайд 21).

5. Тип «Панахранта» (в пер. с греч. «Всемилостивая») представляет Богоматерь, сидящую на престоле с Младенцем Иисусом на коленях. Христос благословляет находящихся пред иконой. По обеим сторонам обычно изображаются ангелы и особо почитаемые святые.

К этому типу принадлежат: «Дивногорская», «Печерская», «Псково-Покровская», «Экономисса». На иконе «Державная» Сам Творец благословляет Богоматерь с Христом (слайд 22).

Творческое задание: Всмотритесь в ряд изображенных икон. Определите тип изображения икон, которые вы видите.

Несмотря на многообразие типов изображения Богоматери, постарайтесь найти общие черты. В чем они? (слайд 23-24).

Все иконы Божией Матери написаны с большой любовью. Дивный лик сияет неземной красотой. На всех изображениях мы видим и бесконечную материнскую любовь, и глубокую скорбь, и благоговейное почитание, и смирение. Все женщины от мала до велика перенимают ее мудрый опыт, впуская в свою душу любовь, добро, терпение.

(Отрывок из стихотворения XIX века Оптинского старца, преподобного Варсонофия «Величие Богоматери»):

Помню город я далекий,        

Древний Кремль его высокий,

Помню чудный храм.

Есть икона в нем святая,

На ней риза золотая,

И, пред ней благоухая,

Вьется фимиам.

И пред ликом свет лампады...

Помню, как, ища отрады,

Я пред ней стоял...

О, Заступнице благая!

Зришь Ты, Дева Пресвятая,

Скорбь моей души.

Даруй слезы умиленья,

Сердцу чувство сокрушенья,

И страстей моих волненье

Бурю утеши.

Не случайно в 1998 году Указом Президента Российской Федерации учрежден новый Всероссийский праздник – День матери. Почитание женщины – матери становится началом оздоровления нашего общества. Материнство на Руси во все времена было свято и являлось высшей ценностью. Образ женщины- матери трепетно воплощен в дивных иконах, а также воспет в различных произведениях литературы и искусства. Женщина является хранительницей домашнего очага, связующим звеном в цепи поколений.  И вновь зажигаются лампадки наших сердец перед  чудотворными иконами. И это тепло согревает нас, помогает нам в жизни. Мы каждый раз повторяем: «Пресвятая Богородица, спаси нас».        

3. Закрепление (слайд 25-26).

Учащимся предлагается  решить кроссворд и найти ключевое слово:

Кроссворд

  1. Один из иконографических типов Образа Божьей Матери («Елеуса»).
  2. Цвет в иконописи символически означающий мученичество и царственность.
  3. Человек создающий иконы.
  4. Строго определенный тип изображения в иконописи.
  5. Божья Матерь для всех людей.

4. Итог (слайд 27):

«Пять строчек» («синквейн»), учащимся предлагается высказать свое отношение к рассматриваемой теме урока:

1-ая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание темы.

2-ая строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие.

3-ая строка – 3 глагола, которые показывают действие понятия.

4-ая строка – короткое предложение, афоризм.

5-ая строка – одно слово (часто существительное), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Пример:                                Икона                                                

Православная, Божественная.

Прославляет, символизирует, раскрывает.

Икона – окно в мир духовный.

Образ.

Домашнее задание на выбор (слайд 28):

Найти иллюстрации, фотографии чудотворных икон Пресвятой Богородицы, подготовить рассказ о них.

Расскажите, какие иконы Богородицы есть в вашей семье? Подготовьте рассказ о них.

Список литературы:

  1. С. Алексеев. Энциклопедия Православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «САТИСЪ», 2002, - с. 335.
  2. Белоброва О. Спасительница. //Родина , 1997, № 12, 78-80с.
  3. Белова Д.Н. Образ Богородицы – эстетический идеал Православия. //Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 2001, № 5, с. 84-93.
  4. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы Православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных  школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2002. – 256 с., ил.
  5. Еремина Т.С. Предания о Русских иконах. – М.: Владос, - 1994, - 184 с.
  6. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ея икон. Репринтное издание. – М.: «Синтагма», 1998.
  7. Иконопись Палеха. Из собрания государственного музея Палехского искусства. – М.: АО «Прогресс», 1994 г.
  8. А. Кисилев. Чудотворные иконы Божией матери в русской истории. М.: Русская книга, 1992
  9. Лепахин В. Значение и предназначение иконы. – М.: Паломник, 2003,- 511с.
  10. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобраз. искусство, 1989, - 360 с., ил.
  11. Островой С. Мать: Отрывок из поэмы //Стихотворения и поэмы. - М., 1972.
  12. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. – М., 1989,-475 с.
  13. Флоренский П.А. Иконостас. – М.: Искусство, 1994, - с. 254.
  14. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. /Сост., Н.К. Гаврюшина. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли). Вып.I.– М.: Прогресс, 1993. – 400 с.
  15. Щенникова Л. Путеводительница. //Родина, 1999, № 3, с. 82-85.
  16. Энциклопедический словарь юного художника. /Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с., ил.
  17. //Юный художник.

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 11 классе: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

Цель классного часа — поддержать традиции заботливого отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери. Знакомство с Земной жизнью Пресвя...

Земная жизнь Пресвятой Богородицы

Презентация к классному часу "Земная жизнь Пресвятой Богородицы"...

Классный час "Земная жизнь Пресвятой Богородицы"

Сценарий к классному часу посвященному Дню матери...

Презентация к сценарию классного часа "Земная жизни Пресвятой Богородицы"

Презентация к сценарию классного часа "Земная жизнь Пресвятой Богородицы" посвященный  Дню матери...

Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины-матери (презентация)

Презентация к уроку краевого конкурса на лучшую тематическую разработку урока «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»( «Образ Пресвятой Богородицы- прообраз женщины- матери»), посвящённый  Дню Матери...