Лекция. Древняя Русь в 1Х-Х1 веках
материал по истории (10 класс) на тему

Лубкова Евгения Яковлевна

Данная лекция посвящена правлению князя Олега Вещего, князя Игоря и княгини Ольги,  князя Святослава, Князя Владимира Святого, князя Ярослава Мудрого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_rus_1h-h1_vv.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

1.3 Древняя Русь в 1Х-Х1 вв.

Политическая история Древней Руси в 1Х-Х1 вв.

В истории Древней Руси в 1Х-Х1вв. существовало несколько версий происхождения «рода русского», в которых называются различные родоначальники: от Кия, Рюрика, Игоря, Трояна в «Слове о полку Игореве».

Правление Олега. 

В 879 г. после смерти Рюрика его приемником становится Олег. В 882 г. он вместе с варягами, чудью, словенами, весью, мерью, кривичами выступил в поход. Захватив Смоленск и Любеч, и посадив там своих посадников,  направился к Киеву. Узнав, что в городе княжат Аскольд и Дир, бывшие бояре Рюрика, Олег спрятал своих воинов в ладьях. А сам вместе с малолетним Игорем пошел к Киевским горам с вестью о том, что с севера приехали купцы, которые просят киевских князей сойти к ним на берег. Ничего не подозревавшие, Аскольд и Дир вышли к князю и были убиты, после чего Олег сел княжить в Киеве, сказав: «Да будет Киев матерью городам русским».

Согласно «Повести временных лет», объединение Киева и Новгорода произошло в 882 г., что означало образование Древнерусского государства. На киевском престоле Олег провел около 30 лет (умер в 912 г.). Некоторые историки полагают, что Олег изначально был регентом при малолетнем Игоре, сыне Рюрика, родственником или воеводой. Другие считают, что в Древней Руси порядок наследования еще не утвердился, поэтому во главе государства находился сильный вождь со своей дружиной, каковым и был Олег после смерти Рюрика.

В 884 и 885 гг. Олег установил дань на славянские племена северян и радимичей, которые ранее выплачивали дань хазарам. Далее летописец рассказывает о походе Олега на Константинополь в 907 г. Собрав все славянские племена, варягов, чудь и мерю Олег одержал победу. Греки запросили мир. По договору византийцы должны были выплачивать Руси денежную контрибуцию («на 2000 кораблей по 12 гривен на человека») и ежегодную особую дань для русских городов: Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и др. В 911 г. Олег заключил с греками торговый договор, по которому русские купцы имели право беспошлинной торговли в Византии. Для приезжавших русских послов и купцов в эту страну назначалось продовольственное содержание.

Олег Вещий, согласно преданиям, пользовался уважением на севере Руси, в Поднепровье и в Причерноморье. Приняв титул великого князя русского, он возвысился над варяжской и славянской знатью, местными князьями и боярами, и тем самым укрепил свое положение на киевском престоле.

О смерти Олега «Повесть временных лет» сообщает следующую легенду. Как-то спросил Олег у волхвов и кудесников, отчего он умрет. На что отвечал ему один из кудесников: «…но примешь ты смерть от коня своего». Повелел князь кормить  коня, но не водить к нему. Через несколько лет, по возвращении из Византии, узнал Олег, что  конь его умер. Только посмеялся великий князь, но захотел увидеть останки своего боевого друга. Приехав на могилу коня, где лежали кости и череп, он сказал: «От этого ли черепа должен я принять смерть?» - и наступил ногой на череп. И выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. После чего Олег разболелся и умер.

Правление Игоря.

После смерти Олега Вещего киевским князем стал Игорь (912-945 гг.). Относительное единство Древней Руси поддерживалось исключительно личностью киевского князя. В первые годы правления Игоря восстали древляне, к границам Киевского государства подошли печенеги. В 914 г. Игорь пошел на древлян и обложил их еще более тяжелой данью. Ему удалось заключить временное перемирие с печенегами. При нем продолжалось движение поселенцев к Черному морю, в результате чего  на Таманском полуострове появилась русская колония.

Поход Игоря на Византию в 941 г. закончился неудачей. Собрав большое войско из варягов, руси, полян, словен, кривичей, наемных воинов-печенегов, Игорь в 944 г. пошел вновь на Константинополь. Византийцы выслали навстречу Игорю посольство с просьбой о мире. По договору Византия должна была выплачивать Руси ежегодную денежную дань и обязывалась помогать киевским князьям в борьбе с хазарами. Право беспошлинной торговли русских купцов на греческих рынках была отменена.

При князе Игоре в состав Древнерусского государства вошло племя уличей, которые как и другие земли-княжения обязывались платить Киеву дань. Осенью князь вместе с дружиной отправлялся в объезд своих владений с целью сбора дани (на полюдье). Полюдье – первая форма подчинения, осуществления права на землю, установления понятия подданства.

Константин Багрянородный отмечал: «Зимний и суровый образ жизни этих самых Русов таков. Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми Русами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой объезд и именно в славянские земли Вервианов (древлян), Другувитов (дреговичей), Кривитеинов (кривичей) … и остальных славян, платящих дань Русам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев».

Полюдье полгода кормило киевскую дружину, вероятно, оно обеспечивало продовольственными запасами и летнюю половину года, когда происходил сбыт ценной части дани, собранной черными кунами, бобрами, черно-бурыми лисами, белками. Военно-торговые экспедиции везли пушнину, воск, мед в Болгарию и Византию в одном направлении и на Каспий – в другом. Торговые караваны достигали Багдада и даже Балха по пути в Индию.

В 945 г. во время полюдья на землях древлян Игорь был убит. Это обстоятельство свидетельствует о том, что внутри государства Игорь не мог сохранять власть.

Княгиня Ольга.

Княгиня Ольга (945-969 гг.), жена Игоря, стала регентшей при малолетнем Святославе. Согласно преданию, в 903 г. Олег привел ему жену из Пскова по имени Ольга. Летопись ничего не упоминает о ней вплоть до убийства ее мужа древлянами. Ольга была единственной женой Игоря, хотя у славян-язычников была распространена полигамия (многоженство). Некоторые исследователи предполагают, что князь руководствовался правилами христианской морали в семейной жизни. Интересно, что при Игоре Старом существовала киевская христианская община, была построена церковь святого Ильи. При заключении договора Игоря с греками (944 г.) дружинники приносили клятву по христианскому закону.

Ольга отомстила древлянам. Во время переговоров древлянские послы были убиты, после чего княгиня организовала поход на древлян. Целый год киевские войска осаждали Искоростень, под которым был убит Игорь, но древляне не сдавались, опасаясь мести. В итоге город был сожжен, древляне обложены тяжелой данью, часть из них передана в рабство киевским дружинникам.

Ольга упорядочила отношения Киева  с племенами, платившими дань, установив уроки, определявшие размеры дани, и погосты, места сбора дани.

В 957 г. Ольга отправилась с посольством в Византию, где приняла христианство от патриарха – главы Константинопольской церкви. При крещении она получила новое имя Елены, христианкой она умерла в 969 г. и была похоронена по христианскому обычаю. Русская православная церковь почитает княгиню Ольгу как святую, называя ее «равноапостольной». По возвращении из Константинополя она пыталась обратить в христианство свое ближайшее окружение. В 961-962 гг. по ее просьбе в Киев прибыли немецкие миссионеры во главе с епископом Адальбертом. Но немецкая миссия была изгнана киевлянами.  Ольга не собиралась подчиняться Византии. Вероятно, она думала об организации церкви на Руси и колебалась между Константинополем и Римом, двумя христианскими центрами в то время. Ольга пыталась склонить к христианству сына Святослава, но будучи язычником, поклонявшемуся дружинному богу Перуну, тот отказал ей. Правда, Святослав не притеснял разросшиеся христианские общины при Ольге.

Правление Святослава.

Святослав (962-972 гг.), сын Игоря и Ольги, большую часть жизни (около 30 лет) прожил в военных походах и сражениях. Неприхотливый, суровый, неукоснительно соблюдавший законы войны, так писал о князе Святославе летописец: «Князь Святослав, возросши и возмужавши, начал воинов собирать, многих и храбрых, и в походах легко ходил – словно пардус (гепард, барс), многие войны творил. В походах же ни возов за собой не возил, ни котла, и мяс не варил – но потонку изрезав конину ли, зверину ли, или говядину, на углях испекши, ел. И шатра не имел, но подклад стлал и седло в головах. Таковы же и все прочие его воины были. И посылал к странам, говоря: «Хочу на вы идти»!

Сохранилось описание внешности князя Святослава: «Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные… В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой». Святослав вошел в историю с именем Храбрый. Некоторые источники называют его – «Легкый» (легкий), данное ему за быстроту натиска, скорость передвижения. В «Похвальном слове» князю Владимиру князь получил такую характеристику: «Бе же легок, и мудр, и вельми храбр».

Дружинный вождь Святослав замышлял создать на Дунае славянскую империю с центром в Переяславец Дунайский. В Х в. война нередко велась ради самой войны, так как давала богатство и силу князю и дружине, давала челядь – рабов, оружие, скот. Со временем войны приобретали государственный характер, обеспечивая нормальную деятельность государства.

В 964 г. Святослав подчинил себе вятичей – славянский племенной союз, живший в междуречье Оки и верхней Волги. Около 965 г. князь возглавил хазарский поход. Удар был нанесен по главным крепостям каганата – Итиль и Саркел. Далее Святослав направился вниз по Дону и на юг, вдоль побережья Азовского моря – к Тьмуторокани, знаменитому городу на Таманском полуострове.

Русская Тьмуторокань, греческая Таматаруха (или Матарха), хазарский С-м-к-р-ц (Самкерц или Самкуш) – древний город, выросший на месте Фанагории, - был яблоком раздора между Византией, Хазарией и Русью. Русское княжество существовало здесь во времена Игоря; позднее в ходе одной из русско-хазарских войн, город вновь перешел к хазарам.

Возвращение Тьмуторокани было одной из главных задач хазарского похода Святослава. Присоединив город к своим владениям, Святослав направил внешнюю политику на юг и юго-запад, тем самым  открыв выход Руси к Черному морю. В 968 или в начале 969 г.  Хазарии был нанесен сокрушительный удар. Русы прошли по всей территории Каганата – от старой столицы Самандара (современный Дагестан) до Итиля в устье Волги. В 967 г. нападению подверглась также Волжская Болгария. Под контроль Святослава перешло нижнее течение Дуная с городом Переяславцем.

«Повесть временных лет» относит дунайский поход Святослава к 967-968 гг. Перед уходом из Киева князь подтвердил мир с печенегами. Но в конце весны 969 г. печенеги нарушили мир с Русью и подступили к Киеву. Среди осажденных оказались Ольга и трое княжичей – Ярополк, Олег и Владимир. Большинство историков пришли к единому мнению, что натиск печенегов на Киев явился следствием дипломатических усилий Константинополя: чтобы отвлечь внимание Святослава от Болгарии, они подтолкнули печенегов к войне с Русью. Князь вынужден был вернуться в Киев. Разбив печенегов и заключив с ними мир, он в 969 г. вновь возвратился на Дунай. Перед походом в Болгарию Святослав разделил Русь между сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская земля, Владимиру – Новгород. Этот раздел не сулил государственной устойчивости, так как после смерти Святослава в 972 г. образовалось три княжества: поляне, древляне, Новгород.  

Владимир Святославович.

Князь Владимир (980-1015 гг.) был сыном великого князя Киевского Святослава Игоревича и Малуши, ключницы, «робы» княгини Ольги.

Ключница – та, которая ведает хозяйством великой княгини. Вопреки обычаю, не по праву, а по нраву Малуша стала женой Святослава. По своему происхождению она не была простолюдинкой. Само упоминание летописью ее имени свидетельствует об этом. «Повесть временных лет» рассказывает о происхождении Владимира: «Володимер был от Малуши. Ключницы Ольгиной, та же была сестра Добрыне; отец же им был Малък Любечанин». Добрыня Малъкович, дядя Владимира, его воспитатель, «кормилец» сыграет важную роль в жизни своего племянника. Он будет наставником князя, его правая рука, позднее станет родоначальником династии посадников Великого Новгорода.  Предание рассказывает о жестоком гневе Ольги на свою ключницу, которая была выслана из Киева в село Будутину. Здесь и родился Владимир. Некоторые из историков считают Владимира незаконнорожденным сыном (байстрюком), изгоем, не имевшим права на великокняжеский стол. Древняя Русь по-иному смотрела на брак. Владимир не мог считаться незаконнорожденным потому, что он был сыном князя с момента рождения.

Обычно имя Владимир означает как «владеющий миром». Но в древнейших летописях, житиях имя князя писалось через «е», а не «и»: «Володимер». Исследователи  объясняют «мер» как остаток индоевропейского корня, означавшего славу, величие, могущество.

Чтобы сесть на киевский стол, Владимиру пришлось бороться со своими сводными братьями. В 977 г. Ярополк, сидевший в Киеве, пошел войной на брата Олега, в этой войне Олег погиб. Владимир бежал из Новгорода, его место в городе заняли посадники Ярополка. Возвратив Новгород в 978 г. с помощью нанятого войска из варягов, Владимир пошел войной на Ярополка. Обманным путем, Ярополк был убит подосланными двумя варягами от Владимира. В Х в. на Руси еще не утвердился порядок наследования власти: побеждал сильнейший.

11 июня 978 г. Владимир сел княжить в Киеве. Ему было примерно шестнадцать лет. На киевском престоле он просидел тридцать семь лет, девять из которых был убежденным язычником. Для укрепления власти в Киеве и объединения разноязычных племен Владимир провел языческую реформу (979-980), превративший Киев в культовый центр всей Русской земли.

После вокняжения князь установил на киевском холме изображения шести языческих богов - языческий пантеон, храм под открытым небом. Главное божество в пантеоне – Перун, дружинный, княжеский бог грозы и молнии, разящий, карающий, бог оружия и войны. Его именем клялись воины Олега, Игоря и Святослава, заключая мир с греками. Культ Перуна не был только общеславянским. Его почитали в Прибалтике, среди балтийских славян и балтов, которые приносили Перуну (Перкунасу) кровавые человеческие жертвы.

Перун был изображен подобно человеку. Его туловище было сделано из дерева (дуба), голова – из серебра, усы – из золота. Длинный ус на Руси являлся признаком княжеского достоинства. Ноги у него были железные, глаза – из драгоценных каменьев. В руке Перун держал каменную стрелу, усыпанную яхонтами. Перед ним непрерывно горел огонь, который поддерживали жрецы.

Дажьбог или Даждьбог – это бог солнца и света, милующий бог. Русские князья считали его своим предком. Стрибог – повелитель и родоначальник ветров, бог воздушной стихии. Хорс и Симаргл – божества иранского мира, пришедшие в Киев с юга со времени скифов или сарматов, хазар. Хорс – божество солнечного диска. Симаргл родственен иранскому демону Симургу – покровитель семян, ростков и всходов. Это божество небесное, так как покровительствует движению вверх, к небу. Иранские мифы изображали Симурга в виде крылатого пса или фантастической птицы. Единственное женское божество – Мокошь. Вероятно, имя Мокошь происходит от славянского «мокнути», «мокрый». Это богиня плодородия.

Перун превращался в верховное государственное божество, поклонение которому стало обязательным для всех. С религиозной реформой на Русь впервые пришли и человеческие жертвоприношения. В 983 г. в Киеве в жертву языческим богам были принесены варяги-христиане – сын и защитивший его отец. Эти двое варягов стали первыми известными на Руси мучениками за веру и были причислены к лику святых (12 июля читается память «святых мучеников Варяга и сына его Ивана (Иоанна)»).

Принятие христианства.

Еще одна крупная проблема в истории 1Х-Х1 вв. – крещение Руси. Трудность решения этой проблемы заключается в том, что уже в древности существовали различные версии Крещения. В «Повести временных лет», повествуя о крещении Владимира в Корсуне, летописец спорит с оппонентами о том, где крестился князь: «Се же не сведуще право глаголють, яко крестилъся есть в Киеве, инии же реша – в Василеве, друзии же инако скажють». Вслед за летописцем заспорили и исследователи: где крестился Владимир? В Корсуне, в Киеве, в Василеве?

В христианстве в Х-Х1 вв. в Западной Европе и на Востоке существовало множество различных христианских общин и церквей. Ученые, как правило, видят противоречия только между византийской и римско-католической церквями.

Некоторое время историки искали один источник проникновения христианства на Русь – из Византии. Позднее появились иные версии в качестве источника древнерусского христианства: помимо Византии, называли Болгарию, Моравию, Хазарию, Рим. При рассмотрении этой проблемы необходимо учитывать наличие различных христианских общин в Киевской Руси, и на Востоке, и на Западе.

Обострение отношений между языческой и христианской общинами, непопулярность в Киеве языческих богов побудили Владимира искать веру, которая смогла бы примирить и объединить Киевскую Русь. Таким  и стало христианство, отличавшееся веротерпимостью к язычеству, вплоть до сохранения многих языческих праздников.

Христианство стало проникать в земли восточных славян очень рано. Согласно византийским источникам, Русь приняла крещение еще во второй половине 1Х в. при константинопольском патриархе Фотии. В русской исторической литературе крещение Руси 1Х в. связывают с именем киевского князя Аскольда (сведения о крещении Аскольда появляются в русских источниках с ХУ1 в.). О распространении христианства среди русов в Крыму свидетельствует следующее событие: В конце 860 или в начале 861 г. знаменитый впоследствии просветитель славян Константин (в иночестве Кирилл) с братом Мефодием, находясь в Херсонесе в Крыму, нашел там «Евангелие и Псалтирь, писанные русскими письменами».

Пути знакомства Руси с христианством были различны: это переселенцы-христиане из других стран, пленники-рабы, люди, вернувшиеся на Русь после пребывания в странах христианского мира, гости – купцы и послы из христианских стран.

При князе Игоре в состав Киевского государства вошла Тьмуторокань, в которой проживали христиане и с У111 в. существовала епископия под юрисдикцией Константинопольского патриарха.

Первые достоверные сведения о христианах в Киеве относятся к 40-годам Х века, времени княжения Игоря Старого. При князе существовала христианская община, имелась церковь святого Ильи; киевские христиане входили в состав княжеской дружины. Вдова князя Игоря княгиня Ольга приняла христианство.

В Х в. окончательного разделения между Восточной и Западной церквями еще не произошло. Однако Рим и Константинополь не были единственными источниками христианства для Руси. Киевская Русь в то время являлась частью славянского мира, единого для всех земель, где жили славяне. Болгары, чехи, поляки уже приняли христианство. Чехи и поляки находились под юрисдикцией римского папы, а болгары – константинопольского патриарха. Крещение славян объединяло восприятие христианства как единого учения. Это восприятие было присуще первоучителям славян Кириллу и Мефодию, которые пользовались покровительством как византийского, так и римского престолов.

Киевскую Русь связывало с соседними славянскими странами прежде всего язык, в Х в. общий для болгар, сербов, поляков, русских. В «Повести временных лет» летописец рассказывает: «Апостол Павел доходил до моравов и учил там. Вот почему он учитель славян. От славянского и мы, Русь. Поэтому и нам, Руси, учитель есть Павел… А славянский язык и русский едины есть».

В ХУ или ХУ1 в. возникла легенда, согласно которой на Руси проповедовали христианство сами святые Кирилл и Мефодий. На Руси они известны прежде всего как просветители и основатели славянской письменности. Роль первоучителей славян в истории русского христианства велика. Как и другие славянские народы, русские получили возможность познакомиться со Словом Божием на родном языке.

В настоящее время исследователи признают, что Кирилл и Мефодий разработали вариант христианского учения, кирилло-мефодиевскую традицию. Главными идеями которой были единство церквей, равенство всех народов и веротерпимость. В своем учении они стремились примирить различные христианские общины.

Под 986-987 гг. «Повесть временных лет» помещает рассказ о выборе вер князем Владимиром и его боярами. Первыми из посланцев, предлагавших свою веру князю, были болгары-мусульмане. Согласно летописи Владимир благосклонно выслушал мусульманских послов. Неприемлемым для князя оказалось обрезание, запрет на употребление свиного мяса и запрещения пить вино: «Руси есть веселье питье, не можем без того быти!». На следующий год Владимир отправил в Болгарию свое посольство из десяти мужей. Посланники дали негативную оценку мусульманскому богослужению. 

Согласно летописи, прослышав о приходе магометан, у князя Владимира появились проповедники иудаизма, немцы (латиняне), греки. Выслушав послов, Владимир отправил собственные посольства для испытания разных вер и только после этого вместе со старцами и боярами принял решение креститься. Владимир отверг немцев, указав причину: «Идите обратно, так как отцы наши не приняли этого». Христианство оказалось лучше знакомо князю Владимиру, нежели другие религии. Посланцев князя, побывавших в Византии, изумила красота и торжественность богослужения, убранство храма Константинопольской Софии, богатство церковных облачений. Решение оказалось не принятым, хотя бояре и старцы одобрили выбор послов. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей»,- сказали они князю.   «Где крещение примем?» - спросил Владимир у бояр и старцев. «Где тебе любо», - ответили бояре.

В 988 г. Владимир пошел войной на Корсунь. Вследствие этого похода князь принял крещение. Весь летописный рассказ получил название «Корсунской легенды». Согласно летописи, Владимир долго осаждал Корсунь, пока один из защитников города, Анатас (позднее настоятель Десятинной церкви), не пришел ему на помощь и подсказал, что необходимо перекопать трубы, по которым в город поступает вода. «Услышав об этом, - повествует летописец, - Владимир посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это – крещусь!» Корсунь пала, но князь забыл о своем намерении креститься. Он посылает в Константинополь, к царям Василию и Константину, требование выдать за него замуж их сестру Анну. Императоры ответили отказом: « Не подобает христианам отдавать за язычников. Если крестишься, то и ее в жены получишь…».

Владимир решил креститься, но при условии, что он примет крещение после того, как в Корсуни появится царевна Анна. Царевна приезжает в Корсунь, однако князь внезапно ослеп. Анна призывает Владимира скорее креститься, только так он сможет избавиться от болезни. Корсунский епископ и священники крестят князя: «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир». Так рассказывает о крещении князя Владимира «Повесть временных лет».

Вернувшись в Киев, киевский князь разрушил пантеон  и призвал киевлян креститься. Киевляне приняли  крещение, произошло это в 988 г., который считается годом принятия христианства. Но процесс христианизации затянулся на несколько лет. В Новгороде, в северных русских землях властям пришлось столкнуться с неприятием христианства на протяжении Х1 в. Однако в целом христианизация Руси не была насильственной. В 996 г. в Киеве был построен главный храм Древней Руси – собор святой Богородицы. Строилась и расписывалась эта церковь византийскими мастерами и иконописцами. На содержание этого храма Владимир отдал десятую часть княжеских доходов. С тех пор церковь стала называться Десятинной.

С принятием христианства в Киевской Руси создается церковь со своей самостоятельной структурой, церковной иерархией. Киевская метрополия оказалась под юрисдикцией константинопольского патриарха, который утверждал митрополита всея Руси. Киевскому митрополиту подчинялись епископы (при Владимире их было восемь). Местное духовенство в свою очередь подчинялось епископам. Духовенство подразделялось на белое и черное. Белое жило среди мирских людей; черное, иноки, приняв монашество, жили в монастырях. Самым влиятельным стал Киево-Печерский монастырь.

С принятием христианства Русь приобщилась к христианским ценностям и традициям. Славянская письменность, церковное искусство, христианское просвещение, развитие школы, - все это повлияло на развитие самобытного древнерусского искусства. Христианство стало духовной и нравственной силой, которая сплотила славянские племена, и повлияло на образование древнерусской народности. Ориентируясь на экономическое, культурное и религиозное сближение с Византией, Болгарией, Сербией, русская церковь способствовала изоляции Руси от Запада и созданию особого пути ее развития.

15 июля 1015 г. умер Владимир Святославович. От первых пяти жен у Владимира было 12 сыновей. Святополк в Турове, Ярослав в Новгороде, полоцкие наследники уже умершего сына Изяслава, и Мстислав в Тьмуторокани – не хотели подчиняться Киеву. Борьба за власть между сыновьями Владимира была жестокой с привлечением наемников. У Святополка – поляки и печенеги, у Ярослава – варяги (шведы). В усобице братьев победил Ярослав, устранив практически всех соперников, кроме Мстислава Тьмутороканского и князя полоцкого Брячислава.

Правление Ярослава Мудрого.

Со временем правления Ярослава Мудрого (1019-1054) связан расцвет Древнерусского государства. Книжники средневековой Руси именовали Ярослава «Великим» или «Старым». «Сий же премудрый князь Ярослав…» - писал о нем летописец, где имел в виду не только умственные способности князя, но и его благочестие, богомудрость, высшее проявление человеческой мудрости.

Детские годы Ярослав провел в селе Предславино, принадлежащем его матери, княгине Рогнеде. Мать Ярослава, Рогнеда была любимой женой Владимира. История женитьбы князя  на Рогнеде описана в летописи. Изначально Рогнеда была сосватана за Ярополка, сводного брата Владимира. Княживший в Новгороде Владимир также предложил ей выйти замуж, послав сватов к ее отцу, полоцкому князю Рогволоду. Отец спросил у дочери ее мнение. На что Рогнеда с презрением по отношению к Владимиру ответила: «Не хочу разуть робичича, но Ярополка хочу». Узнав об этом Владимир собрал войско, состоявшее из новгородцев, наемников-варягов и разбил Полоцк. Рогволода, его жену и двух сыновей убили по приказу Владимира. Но прежде Владимир надругался над Рогнедой на глазах ее отца и матери и назвал ее «робичицей». «И нарек он имя ей – Горислава», - рассказывает летописец.

Сначала Ярослав был посажен отцом в Ростове, но после смерти новгородского князя Вышеслава переведен в Новгород. В 1014 г. Ярослав отказался выплачивать Киеву две трети собираемой дани, тогда решил Владимир идти походом на сына. Но смерть киевского князя остановило столкновение. На киевский стол сел Святополк, убивший Бориса, Глеба и Святослава из Владимировичей.  В 1016 г. под Любичем Ярослав с новгородцами и варягами разбил Святополка и занял киевский стол. Спустя два года Святополк при поддержке польского князя Болеслава Храброго возвратил себе Киев. В 1019 г. с помощью новгородцев Ярослав изгнал Святополка из Киева. Несколько позднее Святополк с печенегами двинулся на русские земли, но был разбит и вскоре умер.

В 1024 г. столкновение произошло с другим братом Ярослава – Мстиславом Тьмутороканским, который захватил Чернигов. Войска Ярослава были разбиты, по договору левый берег Днепра остался за Мстиславом. Только после смерти брата в 1036 г. Ярослав стал правителем всей Руси. В том же году под Киевом он нанес удар печенегам, после чего это кочевое племя не угрожало Руси. Он утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера, основав здесь город Юрьев (Тарту). С помощью династических браков Ярослав укрепил дружественные отношения с Польшей (польский король Казимир1 был женат на сестре Ярослава Добронеге, старший сын Изяслав женился на сестре короля); со Швецией – Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерд. Младшая дочь Ярослава Елизавета вышла замуж за норвежского короля, дочь Анна – за французского короля Генриха1.

При Ярославе окончательно сложился политический строй Руси. Киевская Русь была раннефеодальным государством, в котором высшая власть принадлежала киевскому князю.

Для установления законности на Руси Ярослав ввел в действие «Русскую Правду», которая состояла из Древнейшей Правды, или Правды Ярослава (1016). При сыновьях Ярослава Древнейшая Правда была дополнена Правдой Ярославичей (1054-1072). Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили Краткую редакцию Русской Правды. В начале Х11 в. была создана Пространная редакция Русской Правды, куда вошли переработанная Краткая Правда и Устав Владимира Мономаха.

Русская Правда строго наказывала за умышленное убийство, разрешалась кровная месть только близким родственникам. Если близких людей не было, то убийца платил великому князю виру в 40 гривен. Некоторые статьи свидетельствуют о социальном неравенстве. Денежные штрафы полагались за укрывательство чужой челяди. За преступление холопа виру платил хозяин. За обиду, нанесенную холопом свободному человеку, последний мог убить холопа. Русская Правда была основным правовым кодексом до появления Судебника 1497 года.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г. Перед смертью он оставил завещание своим сыновьям: Изяслав (1024-1078) получает Киев, Святослав (1027-1076) – Чернигов, Всеволод (1030-1039) – Переяславль. Завещание закрепило передачу великокняжеской власти по старшинству.

Государственное управление.

Во главе Руси стоял великий киевский князь, который опирался на бояр, старшую великокняжескую дружину и младшую дружину. В услужении у князя находилась личная дружина, где служили отроки и детские. В городах князь опирался на посадников-бояр, в армии на воевод-тысяцких, которые были представителями боярских родов. В городах при решении важных вопросов созывалось вече – народное собрание. Их решение влияло на политику великого князя. Нередко мнение вече было сильнее воли князя, поэтому жители городов Х-Х11 вв. решали, какого князя пригласить на княжение.

 Зависимое и свободное население Древней Руси.

К феодально-зависимому населению относятся холопы, по своему положению близкие к рабам. В «Русской Правде» холопы противопоставляются свободным «мужам». Они попадали в зависимость от феодала путем самопродажи в рабство, женившись на рабыне без договора с ее хозяином, за растрату чужого имущества, взятого в долг, рождение в холопстве, пленники.  «Русская Правда» за убийство холопа полагала штраф в 5 гривен, а жизнь свободного человека оценивалась в 40 гривен. Холоп не мог приносить присягу. Холоп, ударивший свободного человека, нес наказание. Убивший холопа выплачивал деньги его господину, но церковь осуждало убийство холопа. За помощь беглым холопам свободные люди наказывались. Только в городе мог укрыться холоп от господина, ему разрешалось участвовать в торговле.

Челядью на Руси называли людей, которые находились в личной зависимости от князя или боярина. Большую часть челяди составляли холопы. Челядинами становились в результате пленения или при поступлении в слуги без договора, при женитьбе на несвободной женщине.

Закупом и рядовичем становились за долги. Отработав долг, они могли вернуться в число лично свободных. Феодал представлял закупу надел земли, орудия труда, рабочий скот. Закуп вел собственное хозяйство, имел коня. За побег он превращался в холопа. За кражу, совершенную закупом отвечал хозяин, но в этом случае закуп превращался в холопа. Закупа нельзя было продать в холопы. За это хозяин по суду обязан был представить закупу свободу.

В феодальном владении находились смерды. Некоторые историки считают, что смерды  -  это свободное сельское население, обязанное государство данью. Вероятно, что основной массой Древне Руси были свободные общинники, люди, жизнь которых была защищена в «Русской Правде» штрафом в 40 гривен. Смерды зависели от князя в уплате дани и обязанности участия в военных походах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Древняя Русь в VIII- первой половине XII века»

конспект урока по истории для 6 класса по теме «Древняя Русь в VIII- первой половине XII века»....

разработка открытого урока по истории России в 6 классе по теме "Русь с древнейших времен до конца XIII века".

Обобщение знаний  учащихся по истории России с древнейших времен до конца XIII века, стремление воспитывать любовь и уважение к истории родной страны....

Контрольная работа по истории "Древняя Русь в 8-12 веках" для 6 класса

Контрольная работа по истории "Древняя Русь в 8-12 веках содержит как тестовые задания, так и задания по историческому документу.Два варианта...

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь в VIII-XII веках»

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь в VIII-XII веках», составлена по первой главе учебника  История России: с древнейших времен до конца XVI века 6 класс / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М., Пр...

Древняя Русь в VIII-первой половине XII века. (№1)

Повторение основных дат и событий по теме" Древняя Русь в VIII-первой половине XII века"....

Древняя Русь в VIII-первой половине XII века. (№2)

Повторение терминов и понятий по теме "Древняя Русь в VIII-первой половине XII века"....