Лекция. Образование Древнерусского государства
материал по истории (10 класс) на тему

Лубкова Евгения Яковлевна

Лекция посвящена образованию Древнерусского государства, норманнской теории и ее критике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1drevnerusskoe_gosudarstvo.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.2 Образование Древнерусского государства.

Около трех столетий ученые спорят о начале Руси – образования Древнерус-ского государства и особенной русской цивилизации, отличной от Запада и Восто-ка. Проблема образования государства (политогенез) имеет несколько аспектов. Первый - является ли государство следствием самостоятельного развития, или же государство возникло в результате завоевания и подчинения одного племени другим? Оба пути возникновения государства, по мнению историков, правомерны. В создании государств нередко принимали участие различные этносы, каждая народность вносила свое своеобразие в государственное образование. Второй аспект изучения проблемы – варяжский. Кто такие варяги? Какова их роль в создании государственности у восточных славян? Третий аспект - проблема этнического происхождения варягов и «руси» и их соотношение.

Норманнская теория и ее критика.

Норманнская теория (норманизм) – это одна из теорий образования Древнерусского государства, согласно которой, государство в Древней Руси создали пришедшие на земли восточных славян норманы, выходцы из Скандинавии, которых отождествляли с «варягами-русью».  Их противники (антинорманисты) считали, что государство на Руси складывалось самостоятельно и было результатом внутреннего развития, а варяги и русь были либо славянами, либо неславянскими народами.

Норманнская теория возникла в ХУ111в.  и связывается с появлением трудов Зигфрида Байера (1694-1738). Немецкий ученый приехал в Россию на работу в 1726 г. Основная идея его труда «О варягах» заключалась в утверждении, что варяги и русь были не славянского, а германского (норманнского) происхождения. З.Байер сформулировал три аргумента норманизма, которые до настоящего времени используются для доказательства этой концепции: 1. Варяги, согласно русским летописям, живут «за морем», следовательно, они шведы. 2. Имена послов и купцов в договорах Древней Руси с Византией (Х в.) не славянские, следовательно, они германские. 3. В греческих источниках названия Днепровских порогов даны по-славянски и по-русски, при сравнении эти названия явно отличаются, поэтому Байер за русов признает германо-язычных шведов.

Последователем идей Байера стал Г.Миллер, который добавил четвертый аргумент в пользу норманизма. В диссертации «Происхождение имени и народа российского», главным источником для которой явились датские и скандинавские саги, Миллер определил варягов и руси как скандинавов-шведов. Название «русь» он выводит от финского названия Швеции «Руотси» (эстонское «Роотси»), предполагая, что от этого понятия произошло название «Русь».

Противником норманнской концепции выступил М.В.Ломоносов (1711-1765). Он критиковал Миллера за привлечение только иностранных источников и пренебрежения славянскими. Ломоносов производил русов от иранского племени роксолан  («россаланы»), которое считал славянским.

Согласно Ломоносову, летопись называет варягами различные прибалтийские народы, но варяги-русь в «Повести временных лет» имеют особое значение. По его мнению, часть варягов-руси вместе с готами (по Ломоносову они тоже славяне) пришли к балтийскому побережью, где испытали влияние старогерманского языка. Отмечая германское и германо-шведское влияние на варяжские имена, ученый критически относится к «германизации» Байером славянских имен. Он приходит к выводу, что «на скандинавском языке не имеют сии имена никакого знаменования». До настоящего времени пока никто из норманистов вывод Ломоносова не опроверг. Но сам ученый ошибочно пытался объяснить происхождение некоторых имен из славянского. Распространенное у кельтов имя Дир (твердый, крепкий) он объяснял из славянского как «драч», имя Аскольд от славянского оскорд (топор).

Ломоносов также указал на то, что в русском языке практически нет германизмов, что было бы противоречивым, если бы русь или варяги были германским народом.

Интересны возражения ученого по поводу происхождения названия «Русь» от финского обозначения Швеции «Руотси». По его мнению, ни славяне, ни варяги такого этнонима не знали, и было бы совершенно невероятным, чтобы «два народа, славяне и варяги, бросив свои прежние имена, назывались новым, не от них происшедшим, но взятым от чухонцев».  

 Третьим видным норманистом называют Августа Шлецера (1735-1809). Опираясь на тезис предполагаемого Нестора-летописца о том, что варяги пришли из «заморья», он считал, что до призвания варягов-русов не было на Руси ни государства, следовательно, ни последовательной истории. «Никто не может более печатать, что Русь задолго до Рюрикова пришествия называлась уже Русью», - писал он. Изучение византийских источников привело Шлецера к выводу о том, что была не одна, а две «Руссии» - одна Балтийская, другая Причерноморская.

Оппонентом Шлецера выступил ректор Дерптского университета Густав Эверс (1781-1830). Будучи немцем, он работал в России и являлся русским ученым. Эверс счи- тал себя учеником Шлецера, но практически отверг все теоретические построения своего  учителя. Он предполагал, что на юге, в Причерноморье, обитал народ «рос» или «рус», который дал начало Русскому государству. Изначально он сближал этот народ с хазарами, затем рассматривал его как причерноморский народ. Вслед за Ломоносовым Эверс подтвердил, что «германских слов очень мало в русском языке».

К числу антинорманистов Х1Х в. относится славист Ю.Венелин (1802-1839). Он находил варягов на южном побережье Балтики, откуда, по его мнению, происходило расселение славян севера-запада.

В настоящее время на антинорманнских позициях находятся киевские историки и археологи. Они считают, что русы – это единственный народ, живший в Приднепровье или Причерноморье с древних времен. Ученые Санкт-Петербурга традиционно склоняются к норманнским позициям. В Москве их точка зрения разделяется некоторыми филологами. Сама эта проблема требует комплексного подхода, привлечения усилий ученых различных специальностей (археологов, источниковедов, филологов, этнографов и др.).

Варяги в исторических источниках.

По мнению видного историка-специалиста по русскому летописанию А.Г.Кузьмина, под термином «варяги» упоминается три разных народа. Первый этнос – население, проживавшее от Балтики до Волжской Булгарии.

«Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь, Агняне, Галичане, Волъхва, Римляне, Немци, Корлязи, Веньдеци, Фрягове и прочии, те  же приседять от запада к полуденью и съседяться с племенем Хамовым».

Другое упоминание этнонима «варяги», более позднее, присутствует в летописи наряду с племенами русь, англы, свеи, готы, урмане (норвежцы).

Еще одна, более поздняя вставка в летопись, перечисляет народы, живущие у «Варяжского» (Балтийского) моря: варяги, свевы (шведы), норманны (норвежцы), готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венцианцы, генуэзцы и др.

«Повесть временных лет»  дает прямое свидетельство о территории, занимаемой варягами – южный берег Балтийского моря, которое в летописи называется Варяжским морем. Также обозначены границы расселения варягов: западные – «до земли Агнянской и Волошской». Англами славяне называли датчан, а волохами итальянцев. Таким образом, земли варягов граничили на западе с Данией, на востоке с Волжской Булгарией («до предела Симова»).

Основным направлением расселения варягов стало восточное побережье Балтики. На восток они переселялись вместе с русами, жившими в Прибалтике. Поэтому летопись называет переселенцев – варяги-руси: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь». Летописец подчеркивал, что русь – это не шведы, не норвежцы и не датчане. В 1Х в. славяне именовали «варягами» племена разного этнического происхождения.

 В северо-западных землях у ильменских словен в 1Х веке появляются варяги-руси, которые далее спускаются к Среднему Поднепровью. «Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. новгородцы обратились к варягу Рюрику и его братьям, Синеусу и Трувору с приглашением княжить на их землях. Имя Рюрик, вероятно, произошло от названия одного из племен кельтов – «руриков», «рауриков», которое связано с рекой Рур.

Согласно легенде о призвании варягов, Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске, племенном центре кривичей. Пришедшие на Русь варяги говорили на славянском языке. В летописи говорится, что новгородцы происходили  «от рода варяжского». Киевские князья не раз прибегали к помощи наемных варяжских дружин в борьбе за власть.

 Проникновение варягов в Восточную Европу в 1Х - 1-й половине Х1 вв. проходило в процессе формирования Древнерусского государства. Как воины, они играли важную роль в консолидации государства и подчинении под их власть новых территорий. Вместе с тем варяги представляли опасность для местной власти, поэтому их деятельность регламентировалась особыми соглашениями со славянской верхушкой. Постепенно варяги и восточнославянские племена ассимилировались, тем более в этническом отношении они были близки. Славянская и варяжская верхушка сливались в единый слой военной знати, которая внесла свои традиции в ходе образования Древнерусского (восточнославянского) государства Киевская Русь. Это выразилось также и в порядке наследования княжеского престола Рюриковичей и во всей системе общественно-политического управления.

Этноним «русь».

Первые упоминания имени «русь» относится к У-У11 вв. Греческие авторы, описывая население, жившие между Днепром и Днестром, называют их антами, скифами, сарматами, готские историки – росоманами, арабы – русью.

«Русы» - это изначально неславянские племена разного этнического происхождения, постепенно славянизированные и участвовавшие в процессе образования Древнерусского государства в качестве господствующего слоя.

В древних источниках название народов с именем «русь» представлено различно – руги, роги, рутены, руйи, раны, русь, росы, роксоланы и др. С кельтских языков слово «русь» переводится как «красный», «рыжий», из иранских языков – «светлый». У индоевропейских народов слово «русь» означало господствующее племя или род.

«Повесть временных лет» дает несколько версий происхождения Руси. Древнейший киевский летописец называл Приднепровскую Русь, которую выводил из Дуная. «Сказание о призвании варягов» называет еще одну Русь – Балтийскую: «от тех Варяг прозвася Русская земля». Балтийская Русь упоминается в летописи как одно из варяжских племен. Восточные источники знали «третью Русь» - Аланскую Русь.

Таким образом, в конце 1Х в. на территории Древней Руси из разных русов образовался «род русский», который соединил в себе выходцев из Приднепровья, Подонья, Придунавья и Прибалтики.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование Древнерусского государства. Первые князья.

Презентация, сопровождающая уроки по теме Древнерусское государство в IX - X вв. (от Рюрика до Ольги)...

Образование Древнерусского государства

Цели урока:определение места предков славян среди индоевропейцев; выявление факторов, существенно повлиявших на судьбы восточных славян. Анализ проблемы этногенеза восточных славян; характеристи...

образование древнерусского государства

данный урок представлен в форме презентации....

Конспект и презентация к уроку "образование древнерусского государства

Материал может быть использован на уроках истории в 6 и 10 классах....

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...

Лекция Образование Древнерусского государства. Крещение Руси.

Образование Древнерусского государства. Крещение Руси....

Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства

Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...