Дидактика. Основа обучения или средства?
занимательные факты по истории на тему

Зерюнова Александра Михайловна

Дидактика. Основа обучения или средство?

Данная работа была опробированна ИМЦ Кировского района г. Санкт-Петербурга 5.12.2013г.

 

 Вашему вниманию представляю доклад на тему: «Дидактика и технологии обучения - основа или средства?». И перед тем как, начать изучение данной проблематики, я провела небольшой опрос, среди учителей и студентов университета им. Герцена. Как Вы видите, 57% участников считают, что дидактика и технологии обучения являются средствами образовательного процесса и 43% участников, что это основа обучения. Можно ли верить данной статистике? Разобраться в этом, нам помогут источники и специальная литература.

А начнем мы с исторической справки.

Итак,  дидактика - происходит от греческого слова didaktikos - т.е поучающий, относящийся к обучению.

Мысли об обучении издавна высказывали выдающиеся ученные и философы прошлого, такие как: Платон, Сократ, Аристотель.

В начале 17 века, впервые термин «Дидактика» ввел в использование немецкий педагог - Вольфганга Ратке, который назвал свой курс: «Краткий отчет из дидактики». Ратке выделяет данный курс, как общую теорию обучения всем предметам.

Почти одновременно с ним, чешский педагог Ян Амос Коменский, определяет дидактику как: «Всеобщее искусство учить всех - всему!». Основная идея создания «Великой дидактики» - противопоставить средневековой зубрежке, новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей.

В дальнейшем, последователей этих ученых было много, и каждый привносил в понятие «дидактика» новые теории, например как, немецкий ученый Иоган Фридрих Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

Основоположником русской отечественной педагогики и дидактики является Константин Дмитриевич Ушинский, который разработал методики преподавания учебных предметов, принципы и основы обучения.

Основоположники и последователи учения о «дидактике», внесли огромный вклад в развитие данной дисциплины, ведь долгое время данный термин находился на равне с понятием «Педагогика». Они выявили главные предметы исследования дидактики, такие как: цели, содержание, закономерности и принципы обучения, развитие умственных способностей детей, психологические основы обучения. Главные задачи дидактики: формирование познавательной активности и самостоятельности, индивидуализация и дифференциация обучения. формирование личностных отношений, высокая культура общения.

Вопросы которые ставит перед собой «дидактика» и отвечает на них:

-  Чему учить?

-  Как учить?

-  Где учить?

-  В каких организационных формах?

 

Основными понятиями дидактики являются:

-  Учебный процесс

-  Принципы обучения

-  Методы обучения

-  Содержание образования

-  Формы организации учебной работы

 

«Дидактика» делится на следующие категории:

Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а так же цель, содержание, организация, результаты обучающихся и т.д.

Исходя из этого, мы получаем краткое определение: дидактика - наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации достигаемых результатов.

 

Основными источниками «дидактики», которые используют в своих учениях педагогическое общество, мы можем назвать сочинения великих педагогов, начиная от средневековья, например «Великая дидактика», Яна Амоса Коменского, и до наших дней. 

 

В современной России, одним из главных источников «дидактики», является федеральный закон об образовании.

 Закон  РФ « Об   образовании »  представляет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися, установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.

 

В Законе РФ «Об образовании» определены важнейшие позиции государства в области образования.

 

Право на образование является одним из основных и неотъемлимых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Область образования в нашей стране провозглашена одной из приоритетных.

 

Современное образование позволяет обеспечить непрерывное образование в единой системе государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающую единство и взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки человека с учетом потребностей и возможностей самого человека и общества.

 

Под образованием сегодня понимают интегративный и многогранный процесс и результат приобщения личности к культуре, социальному опыту, духовной и информационной сферам и - целостного становления личности.

 

Итак, если мы определили, что дидактика и технология обучения являются основой образовательного процесса, то как мы можем определить понятие «средства обучения»?

 

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

-  Печатные издания (учебные пособия, раздаточный материал)

-  Электронные образовательные ресурсы (сетевые ресурсы)

-  Аудиовизуальные (учебные фильмы, слайд - презентации)

-  Наглядные, плоскостные пособия (муляжи, гербарии)

-  Учебные приборы (барометр, колбы, компас)

-  Учебные тренажеры и спортивное оборудование

 

Исходя из всего изложенного, можнос сделать следующий вывод:

Дидактика и технология обучения тесно связанна с субъектом  обучения, субъектом преподавания и  средствами обучения.

 

Для более простого объяснения всего вышеизложенного, можно привести следующий пример.

Возьмем за основу пирог, где основой, т.е тесто - является дидактика и технологии обучения.

Начинка пирога это -  учебная дисциплина, будь то математика, химия, иностранный язык.

А украшения, т.е декор данного продукта будут представлять средства обучения.

 

И в заключении, можно отметить следующее:

В основе определенной дидактической теории или концепции лежит понимание сущности процесса обучения

 

Между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса существует тесная взаимосвязь, но при этом каждая категория остается самостоятельным элементом дидактической системы. А одной из главных основ данного процесса обучения, является  «Живое слово учителя»!

Знание учителем основ дидактической науки - это опора для его творчества, для формирования его педагогического мастерства.

Тем самым дидактика и технологии обучения являются основой образовательного процесса, а средства - структурным компонентом, тесно связанной с дидактическими технологиями.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения".

Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения"....

Теоретико-методологические основы обучения технике бега на короткие дистанции

·        Цель и задачи обучения технике бега на короткие дистанции·        Методическая последовательность обучения·...

Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией....

Обучение чтению – базовая основа обучения иностранному языку

•Основная цель в обучении иностранному языку – формирование коммуникативных навыков , умение общаться  на языке.•Обучение чтению является одним из краеугольных камней системы обучения иностранным...

Основы управления произвольными движениями – основа обучения новому навыку

В процессах афферентного синтеза участвуют глубокие внутренние процессы — побуждение к действию (мотивация) и его замысел, извлекаются из памяти моторные следы (навыки) и выученные тактические к...