ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ. НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.
план-конспект по истории на тему
Предварительный просмотр:
Школа: № 95 Методист: Сачкова Т.А.___________
Класс: 4 -а Студентка: Слышкова Оксана, 45 гр
Кабинет:201
Учитель: Колганова Т.А.
Дата: 07.10.14.
Тема «ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ. НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: расширить знания о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества.
Планируемые результаты:
личностные:
- развивать устную речь;
- развивать умение формулировать свои мысли.
метапредметные:
- умение применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
предметные:
- Сформировать у учащихся представление о военном деле на Руси
- Более подробно познакомиться с историей Отечества.
Понятия: религия; христианство, ислам, иудаизм.
Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 2 /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова; презентация
Фотография доски
Этап урока | Хронометраж | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |
Орг. момент | 1 | -Здравствуйте. Меня зовут Оксана Анатольевна. Сегодня я буду вести у вас урок истории. Сейчас тихо сядет первый ряд, затем второй и третий. | Организует работу. Сосредотачивает внимание. | Проверяют готовность к уроку. | Л: принятие образа хорошего ученика. | |
Повторение ранее изученного. | 5 | -Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Какую тему вы изучали? Кто мне может сказать? -Вы изучали первые рукописные книги - Я сейчас раздам несколько карточек с заданиями для повторения прошлой темы.(Выбираю несколько учащихся) - Тем кому я не раздала карточки мы сейчас будем с вами играть в игру «Домино» (Раздаются карточки на команды) Класс делится на 3-и команды. Побеждает команда, составившая верную цепочку из карточек домино. После выполнения подведение итогов. | Проводит опрос. | Отвечают. Взаимо-проверка | П: строят речевое высказывание Р: принимают и сохраняют учебную задачу | |
Мотивационный | 5 | -Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему. Прежде чем ее узнать нам поможет последнее задание на стр. 58 Прочитайте его. Так какие вопросы мы будем с вами рассматривать? ( С героическими страницами истории Отечества. Как Русь отстаивала свою независимость. ) Какие задачи можно поставить на урок? (Расширить знания о военном деле на Руси,. Познакомиться с героическими страницами истории Отечества.) | Задает вопросы. Рассказывает. Словесный. | Слушают. Читают. Отвечают. | П:строят речев.высказ М:высказыв, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний. | |
Решение частных задач | 15 | -Откройте учебник на страничке 59. Я даю вам 2 минутки на то, чтобы прочитать тему урока и ознакомиться еще раз с этими вопросами. Для начала выясним для себя, кто такие монголо-татары? (Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.) Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. По словам древнего критика, они имели»мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети двух- трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращатся с оружием, которое всегда было при них. - Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских на стр. 60. Сравните.(монгольские воины имеют лучшее снаряжение) Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, не те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой-пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Колому, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли . Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев. Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильлно каждое княжество в отдельности – его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хозяйничали монголы на русский земле. Двести лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли. Батый в 40-ых годах ХII века основал огромное и пестрое по составу государство- Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарой (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению. Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутренние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV веке Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов постепенно слабела, и в 1480 году русский народ окончательно освободился от чужеземного ига. Это произошло при великом московском князе Иване III, который перестал повиноваться власти ханов и создал сильное русские государство. А при внуке Ивана III – царе Иване Грозном – было покончено с Казанским и Астраханским ханствами. Дольше всех держалось Крымское ханство. В течении столетий оно угрожало безопасности России. С ним удалось справиться только в XVIII веке – в царствование Екатерины II. После успешной Русско-турецкой войны в 1768-1774 годов правительство Екатерины II принудило крымского хана сложить с себя власть, и в 1783 годы Крым присоединился к России. - Прочитайте текст на стр. 59-60. Кто напал на Русь в XIII веке? (Монголо-татары.) - Какой первый город был на их пути? (Рязань.) - Найдите его на карте на стр.61. - Выполните задание 1 на стр. 60. Проследите по тексту учебника и карте последовательность нашествия Батыя на Русь. | Рассказывает. Даёт задание. Словесный. Рассказывает материал. Словесный рассказ. Рассказывает материал Словесный рассказ. Практический. Описывает картины. | Слушают. Отвечают. Слушают учителя. Слушают учителя. Работа по учебнику. Описание иллюстр. | П: осмысленно слушают Р: принимать и сохранять учебную задачу Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. | |
Физ.мин. | 2 | -Я вижу, вы устали давайте взбодримся. Мы с вами сейчас встанем и немного разомнёмся. Движения показаны на экране. | Повторяет движения | Повторяют | ||
Связь с НРК | 15 | Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 году по приказанию папа, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и фаннов. Единственным городом, не разрушенным монголами, остался Новгород. Его стремились захватить немецкие и финские рыцари- крестоносцы. Рыцарь- конный воин, защищенный доспехами. Крестоносцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изображен крест. Шведские военачальники Биргер провел свое войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу . «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», - передали послы слова Биргера. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет. Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, произошло на Чудском озере. Здесь 5 апреля 1242 разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Конные рыцари находились по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и обращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по частям уничтожали бегущих. Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топорами, а то и просто ножами. Справа и слева от серединного полка сосредоточились основные силы – пехота и конница. И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они прибили серединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За сенями начинался берег, усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший лед, не выдержав тяжести сражавшихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мячом к нам придет, от меча и погибнет!» - Выполните задание 2 по карте на стр. 60. - Кто напал на Русь в XIII веке? (монголо-татары) - Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый) - Какой первый русский город оказался на их пути? (Рязань) - Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней оборонялись, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголо-татары, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли) - Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском) -Что случилось с Киевом? (В 1240 году он был захвачен и разрушен) - Как стало называться государство монголо-татар? (Золотая Орда) - Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шведов и немцев) - Кто выступил против них? (Молодой князь Александр) - Как ему удалось разбить шведов? (Александр застал их врасплох) -Какое прозвище он получил за эту победу? (Александр Невский) - Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище) - Как строились крестоносцы? С какой целью? ( Клином. Он пробивал самую крепкую оборону) - Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года? (Крестоносцы оказались в западне, многие из них утонули) -А теперь откройте дневники и давайте запишем домашнее задание. Стр. 59-63. Ответы на вопросы на стр. 64. | Даёт установку на чтение. Словесно-практический метод. | Работа с текстом учебника. | П: строят речевое высказывание П: осмысленно читают П: строят рассуждения П: осмысленно читают П: стоить речевое высказывание в устной форме | |
Итог урока. Оценивание работы учащегося | 5 | -И давайте с вами подведём итог урока. -Что мы с вами сегодня изучили? - Ранее вы уже изучали что-то подобное или это был совершенно новый для вас материал? -Понравилось ли вам изучение этой темы? -Понравилось ли вам, как прошёл сегодняшний урок? | Проводит беседу по вопросам Словесный метод. | Отвечают на вопросы | П:строят речев.высказ. П:строят рассуждения П:осуществляют синтез Р:осуществляют итоговый контроль | |
Рефлексия | 2 | У вас на партах лежат жёлтые, и красные кружочки. Если вам понравился сегодняшний урок поднимите Жёлтый кружок, а если не понравился, то красный. Мы с вами молодцы! На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания. | Проводит рефлексию. | Производят рефлексию. | раввы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-418439-1570960639.jpg)
Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".
Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-710952-1447767823.jpg)
Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский....
Классный час на тему "Святой благоверный князь Александр Невский-опора земли Русской"
Тематика работы отражает жизнь и подвиг Святого благоверного князя Александра Невского.Рассказывает о страницах истории Отечества, о ледовом побоище 1242 года."Кто на Русь с мечом придет, т...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/23/picture-52985-1598202652.jpg)
Система интегрированных уроков « Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли русской»
В рамках XXIХ Рождественских образовательных чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» был проведён ряд интегрированных уроков: ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620707-1428434790.jpg)
Князь Александр Невский- Великое имя России «к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»
Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/18/picture-29166-1631946978.jpg)
Память святого князя Александра Невского на землях Подмосковья (игра-путешествие)
Цель игры: расширение культурного кругозора обучающихся в области духовно-нравственной культуры, повышение интереса к изучению жизни и эпохи князя Александра Невского, освоение исторического и краевед...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-685964-1446727064.jpg)
"Князь Александр Невский, святой защитник земли Русской"
Цель беседы : Определение духовно нравственных ориентиров в становлении личности воспитанников.Задачи: формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и нас...