Статья по теме: "Работа над понятиями в условиях системно -деятельностного подхода при обучении истории".
статья по истории на тему

Князева Галина Григорьевна
Работа над понятиями в условиях системно-деятельностного подхода при обучении истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над понятиями в условиях

системно-деятельностного подхода.

Учитель ГБОУ СОШ №539 Князева Г.Г.

Системно-деятельностный подход

Понятие введено А.Г. Асмоловым и др. (1985).

Цель введения понятия: снять оппозицию между системным (Б.Г. Анафьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностным подходами  (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)

         

 Некоторые положения системно-деятельностного подхода

1. Совместные действия ребёнка со взрослым и сверстниками порождают образ мира, обеспечивающий решение широкого круга жизненных задач.

2. На каждом этапе развития личности ребёнка выделяется ведущая деятельность, определяющая индивидуальные особенности личности в конкретном возрасте.

3. Процесс социализации, осуществляемый посредством включения ребёнка в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению социальных норм, ценностей, способов поведения человека.

                                       

Основные принципы:

- с самого начала выделятся результат деятельности;

- результат – системообразующий фактор деятельности;

-результат  может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь

           

4 плана анализа в системно-деятельностном подходе

В каждом из 4 планов анализа деятельности предполагается ответ на определённый вопрос  (см. табл.):

План анализа

Вопрос

Мотивационно-ценностный

Ради чего осуществляется деятельность?

Целевой

На что направлена деятельность?

Операциональный

Как осуществляются действия?

Ресурсный

За счёт каких ресурсов осуществляется деятельность

В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность». Она проявляется в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.

 

Работа с понятийным аппаратом является важной частью преподавания общественных дисциплин. Очень важно добиться единого понимания встречающихся терминов всеми учащимися. Кроме того, школьники могут научиться работе со словарями, а так же иметь представление о наличии разных определений (дефиниций) одного понятия.

Работа над понятиями на уроках истории

Формирования умений при работе над понятиями:

  • Выделять понятия из письменного текста или устной речи;
  • Определять понятия;
  • Квалифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;
  • Находить общие черты и различия в разных определениях одного и того же понятия;
  • Сравнивать различные понятия;
  • Подбирать к одному понятию одноуровневые термины;
  • Составлять небольшие тексты с использованием данного понятия;
  • Рассказывать о той или иной проблеме с использованием понятия.

Этапы:

  • Раскрытие основной сути понятия
  • Определения существенных признаков понятия
  • Включение в содержание понятия новых элементов
  • Умение устанавливать  место понятия в общей системе знаний

Система работы – первый этап:

  1. Введение термина на уроке (этимология, перевод слова, обращаем внимание на правописание)
  2. Системно-деятельностный подход (ученики сами ищут определяющие системные признаки, сами выстраивают логический ряд для запоминания)

Второй этап: отработка понятия

  • Карточки, лото
  • Задания на составление словосочетаний, составить предложения с этим понятием, обязательно приводить примеры

Третий этап: контроль

  • Словарный диктант
  • Найти лишнее слово
  • Вставить пропущенное слово
  • Решить кроссворд, ребус

Варианты работы с понятиями:

  1. Определить понятие по рисунку или символу    
  2. Какие признаки выражают слово «община»
  3. Таблица

Понятие

Родовой признак

Видовые признаки

Родственные понятия

Вотчина

Земельное владение

Передающееся по наследству

Феодализм, князь, бояре


  1. «Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий

  1. Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

  1. В каком значении мы употребляем выражения?
  • «Лаконичная речь»
  • «Со щитом или на щите» («С ним или на нем»)
  • «перейти Рубикон»

  1. Синквейн:
  2. Впишите недостающие слова и буквы.
  3. Объясните исторический смысл эпитетов
  4. По какому признаку образованы ряды. Дайте краткий ответ.
  5. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильны буквы.
  6. Используя все приведенные слова и словосочетания составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия (лингвистический конструктор).
  1. день, запрещались, когда, крестьянские, годы, переходы, Юрьев (заповедные годы).
  2. Разночинная, идеология, путь, и, интеллигенция, за, свержение, самодержавие, революционный, движения, выступавшие (народничество).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в обучении истории

Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личн...

Системно - деятельностный подход в обучении истории.

В системно-деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», пр...

Системно - деятельностный подход в обучениии истории

Целью современного образования,задачей государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого,инициативного, компетентного гражданина России. Задача учителя - организовать ур...

Свидетельство об участии доклада "Системно - деятельностный подход в обучении истории"

Доклад принял участие в конкурсе докладов в рамках 14 - го Всероссийского интернет- педсовета...

«Кометентностный и системно-деятельностный подход к обучению истории.

Систематизация современных  методов используемых на уроках истории....

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход в обучении истории"

Системно-деятельностный подход в обучении истории даёт возможность создать на уроке атмосферу поиска , творчества,формирует у обучающихся универсальные учебные действия....

Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания

Выступление на школьном методическом объединении....