«И м е ю п р а в о» Интеллектуальная игра 7-8 класс
материал по истории (7, 8 класс) на тему

Сценарий игры для учащихся основной школы, цель – формирование основ правовой культуры учащихся; права ребенка,  виды ответственности за правонарушения, применение знаний и личного опыта при решении правовых задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imeyu_pravo.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры для учащихся основной школы, цель – формирование основ правовой культуры учащихся; права ребенка,  виды ответственности за правонарушения, применение знаний и личного опыта при решении правовых задач

«И м е ю   п р а в о»

Интеллектуальная игра

7-8 класс

                                                                  «Право есть искусство добра и    

                                                                  справедливости.

                                                                  «Право – это возможность каждого    

                                                                  поступать определенным образом»

                                                                 «Право – это сила, способная

                                                                  поддерживать порядок в обществе»                                                                  

Вступительное слово ведущего (учителя). 

       Пройдет немного времени, вы станете взрослыми. Вам предстоит жить в сложном, быстро меняющемся мире. Каждому из вас придется столкнуться с множеством проблем, связанных с переменами в сферах быта, семьи, труда, экономических и политических отношений, информации и культуры. Способ решения собственных проблем вам предстоит искать самостоятельно, и в этом вам поможет знание права и законов .

      С древних времен мыслители полагали, что в основе права лежит мера добра и справедливости, мера свободы человека в обществе. И в то же время утверждали, что человек не свободен. Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не могут выходить человек в своих действиях и государство в своем воздействии на человека как гражданина. Право есть установленная  и гарантированная законом возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

       Насколько хорошо вы знаете правовые нормы, свои права  покажет наша интеллектуально-развивающая игра «Имею право».

                                                               Ход игры

       1. Представление команд, капитанов (название, эмблема, девиз).

 Приветствие.

        2. Разминка

            В качестве домашнего задания командам  было предложено  подобрать и исполнить песню, содержание которой отражает какую-либо правовую проблему или гарантированное право гражданина России.

Команде соперников необходимо назвать и прокомментировать эту проблему или назвать упомянутые в песне права гражданина и человека.

         3. Блиц турнир.

 Каждой команде предлагается ответить на   10 вопросов:

 * Основной закон государства. (Конституция)

 * Полная независимость государства в его внутренних и внешних делах . (Суверенитет)

 * Высший орган исполнительной власти РФ (Правительство РФ)

 * Нижняя палата парламента России. (Государственная дума)

 * Глава  Российского государства. (Президент)

 * Особый режим поведения людей, при котором им дозволяется делать только то, что не     запрещено законом. (Правопорядок)

 *  Обязанность людей  отвечать за то, что они сделали. (Ответственность)

 * Поступок человека, представляющий большую опасность для других людей, общества,   государства, обязательно записанный в Уголовном кодексе. (Преступление)

 * Устойчивая правовая связь человека с государством. (Гражданство)

 *Верховный главнокомандующий РФ. (Президент)

 

 *Официальное название нашего государства. (РФ)

 * Высший представительный орган, парламент России. (Федеральное собрание)

 * Всенародное голосование по вопросам государственной важности. (Референдум)

 *Глава правительства РФ. (Премьер-министр)

 * Лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями.  (Гражданин)

 * Политико-правовой режим, при котором и государство, и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы. (Законность)

 * Система взаимосвязанных юридических норм, которые необходимо соблюдать, иначе придется нести ответственность. (Право)

 * Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские  права, создавать гражданские обязанности и осуществлять их. (Дееспособность)

 * Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 года)

 * Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне? (ООН)

     3. Конкурс «Права ребенка»

         Командам предлагается в течение 3-х минут составить перечень прав, которыми обладают дети:

             1 команда                                                                            2 команда

        От 6 до 14 лет                                                                       От 14 до 18 лет

      4. Конкурс болельщиков «Да» или «нет».

*Согласно Конвенции о правах ребенка ребенком  считается лицо, достигшее 14 лет (нет)

*Брачный возраст в  РФ наступает в 18 лет (да)

*Право избирать депутатов в органы государственной власти граждане РФ приобретают в 14 лет (нет)

*Полная уголовная ответственность в РФ наступает с 18 лет (нет, с 16)

* Может ли несовершеннолетний подвергнуться административному аресту? (нет)

*Может ли несовершеннолетний быть арестован в случае совершения  преступления (да)

*Свобода слова означает право на пропаганду национальной, расовой или религиозной ненависти (нет)

*Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается силой государства (да)

*Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, согласно Конституции, является народ (да)

*Ребенок имеет право при вступлении в брак получать содержание от своих родителей (нет)

*Может ли  осужденному несовершеннолетнему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет? (да)

*Может ли быть применено к несовершеннолетнему наказание в виде 12 лет лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления? (нет)

         5. Итоги конкурса «Права ребенка».

         6. Блеф-турнир.

            Каждой команде по очереди предлагается ответить на вопросы:

         «Верите ли вы, что…»

  • С 14 лет граждане РФ могут заниматься предпринимательской деятельностью (нет, по общему праву с 18, с16 – с письменного согласия родителей, опекунов)
  • С 12  лет граждане РФ могут вносить вклады в кредитные учреждения (нет, только с 14)
  • С16 лет граждане РФ могу получить авторское право на изобретение, на литературное или иное произведение (да)
  • Добровольный отказ от совершения преступления  исключает уголовную ответственность (да)
  • Совершение преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность (нет)
  • Чистосердечное раскаяние или явка с повинной,  активное содействие раскрытию преступления не является обстоятельством смягчающим уголовную ответственность (нет)  

  • Нанесение тяжких телесных повреждений является административным правонарушением (нет, это- преступление)

  • Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 16 лет (нет, только с 18 лет)

  • Гражданин РФ может быть лишен российского гражданства при переезде на постоянное место жительства за границу (нет)

  • Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин 23 лет (да)

  7. Конкурс капитанов.

       Заполнить пропуски в тексте Гимна РФ.    

   

  8.  Анализ правовых ситуаций – работа в командах.

   

         *Собираясь переехать в другой город, бабушка подарила своей девятилетней внучке    дом.    Спустя некоторое время  какой-то человек уговорил девочку обменять дом на  красивую импортную куклу. Девочка согласилась, так как дом ей был не нужен, а о такой кукле она давно мечтала.

Что в этой ситуации противоречит нормам права?

          *Шестнадцатилетняя чертежница Т., проработав в научно-исследовательском  институте 9 месяцев, попросила администрацию предоставить ей очередной отпуск. Ее непосредственный руководитель отказался подписать заявление о предоставлении отпуска на том основании, что первый отпуск сотруднику предоставляется через 11 месяцев после начала работы.

     Прав ли руководитель?  Ответ аргументируйте.

  • В 16 лет Игорь остался без родителей, имущество которых перешло к нему по наследству. Его опекуном стала бабушка. Игорь  дружил  семьей своего одноклассника. Однажды он подарил отцу своего друга в день рождения очень ценное собрание сочинений русского классика. Тот не хотел принимать такой ценный подарок, но Игорь настоял на своем, утверждаяя, что книги теперь принадлежат ему и он может распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако вскоре бабушка потребовала вернуть книги, посчитав, что они потребуются внуку для занятий по литературе после поступления на  филологический факультет университета.

         Должны ли быть возвращены книги по закону? Почему?

  • Четырнадцатилетний Владимир и пятнадцатилетний Александр, играя  в футбол, сбили на землю сушившиеся зимние вещи гражданина П., в результате чего те оказались испачканными в мазуте.   Кто должен нести ответственность за причиненный в данном случае вред?

  • Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 50 тыс. рублей. Кто должен нести ответственность за причиненный подростками материальный ущерб?

9.Подведение итогов.

             

команда

1

баллы

2

баллы

3

баллы

4

баллы

5

баллы

6

баллы

7

баллы

8

баллы

Итог

баллы

Ника

Фемида

                                                                                   

                                                                                                       Приложения  

Итоговая таблица

команда

1

баллы

2

баллы

3

баллы

4

баллы

5

баллы

6

баллы

7

баллы

8

баллы

Итог

баллы

Ника

Фемида

Государственный гимн Российской Федерации

Россия - __________________ наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, __________________ слава –

Твое достоянье на все времена!

                    Славься,  _________________ наше свободное,

                    Братских народов  ___________ вековой,

                    Предками данная  _______________ народная!

                    Славься, страна!  Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

____________________  наши леса и поля.

Одна ты  на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом ________________  земля!

Широкий простор для  _____________ и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша  верность  __________________.

Так было,  так есть и так будет всегда!  

Ключи к анализу правовых  ситуаций

       1. Ребенок с рождения обладает правоспособностью, т.е может быть собственником любой вещи или имущества полученного в наследство или в дар, но не имеет права распоряжаться им, т.к полная дееспособность по общему праву наступает только с 18 лет.

       2.Руководитель не имел права отказать Т. в предоставлении очередного отпуска, т.к согласно КЗОТ несовершеннолетнему работнику отпуск должен быть предоставлен в любое время независимо от продолжительности фактически отработанного им времени.

       3.Да, книги следует возвратить, т.к. несовершеннолетний Игорь обладает неполной  дееспособностью и может  распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с письменного согласия своего попечителя (бабушки).

        4. За 14-летнего Владимира ответственность несут его родители (попечители). 15-летний Александр, если он постоянно работает, имеет свой зароботок, может самостоятельно возместить ущерб. Если он находится на иждивении родителей, то  ответственность за своего сына будут нести они.

        5. Ответственность за совершенные противоправные действия тринадцатилетних подростков несут их родители (опекуны).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»

План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»...

интеллектуальная игра в 9 классе "Брейн-ринг" по теме: "Электронные таблицы"

Урок повторение и систематизация знаний  по теме: "Электронные таблицы". Командная игра.На экране - презентация, на которой этапы игры. Заранее приготовлены на карточках задания для болельщиков. ...

интеллектуальная игра 5-6 класс

для учащихся 5 классов...

Интеллектуальная игра для 8 классов по информатике

Весь пакет документов для проведения интеллектуальной игры по информатике для 8 классов. Использованы материалы с ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ», 8-9 классы, версия ГОС 2004 года...

Интеллектуальная игра для 9 класса

9 классМожно провести на уроке, можно использовать как внеклассное мероприятиеОбобщение материала по курсу неорганической химииРазличные задания по курсу...

Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра для 5 класса по русскому языку "Мозговой штурм".

Интеллектуальная командная игра по русскому языку для учащихся 5 класса "Мозговой штурм" прививает интерес к предмету, развивает логику, мышление, учит работать в команде....