Ленд-лиз: маршрутки и поставки
проект по истории (8 класс) на тему

Данное исследование помогает нам разобраться в сущности "ленд-лиза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ленд-лиз: маршрутки и поставки184.49 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации

Муниципального образования «Город Саратов»

МКУ «Городской методический центр»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84»

Заводского района г. Саратова

Ленд-лиз: маршрутки и поставки

Секция: История России

МОУ «СОШ № 84»
автор проекта:

Гусева Валерия

учащаяся 8 «А» класса

средней общеобразовательной школы № 84

г. Саратова

Руководитель: Тумаков С.В.

учитель английского языка

Саратов – 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность ленд-лиза

1.1. История возникновения

1.2. Помощь, оказанная СССР по Ленд-лизу

Глава 2. Маршруты поставок

Заключение

Приложения

Список литературы

Введение

В 2015 г. весь мир будет отмечать 70-летие Победы во Второй мировой войне,  тогда, как и сейчас между Советским Союзом и странами Запада существовали политические и идеологические противоречия. Несмотря на это они объединились в борьбе с общим врагом – фашистской Германией.

 Воплощением этого единения стали поставки оружия, техники и продовольствия из США в Советский Союз, Великобританию, Францию и Китай – ленд-лиз. В данной работе будут рассмотрены только поставки, которые осуществлялись в Советский Союз.

Актуальность данной работы обусловлена различными точками зрениями по вопросу о вкладе этой помощи в Победу Советского Союза над фашистской Германией.  

 Цель: выяснить значимость поставок по ленд-лизу для Красной Армии.

Исходя из целей будут поставлены следующие задачи:

- рассмотреть причины возникновения ленд-лиза;

- выявить объёмы поставок Советскому Союзу;  

- исследовать пути поставок на территорию СССР.  

При написании данной работы были использованы опубликованные документальные материалы военного периода. Работа состоит из введения двух глав, в каждой из которых содержится по два раздела, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Сущность Ленд-лиза.

1.1. История возникновения.

Данная работа, поможет нам определить важность поставок для СССР, а в данной главе, мы определим, что такое Ленд-лиз и раскроем его сущность.

Само определение Ленд-лиз произошло от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду. Своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов[1].

О предоставлении американского оружия во временное пользование впервые попросил президента США Франклина Рузвельта британский премьер-министр Уинстон Черчилль 15 мая 1940 г., предложивший временно передать Великобритании 40–50 старых эсминцев в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане. Сделка состоялась в августе 1940 г., однако на ее основе возникла идея более широкой программы.

По распоряжению Рузвельта, в министерстве финансов США осенью 1940 г. была образована рабочая группа по подготовке соответствующего законопроекта. Юрисконсульты министерства Э. Фоли и О. Кокс предложили опереться на закон 1892 г., который позволял военному министру, «когда по его усмотрению это будет в интересах государства», сдавать «в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». К работе над проектом были подключены также сотрудники военного и военно-морского министерств. Закон (акт) о ленд-лизе был подписан 11 марта и по нему было выделено 7 млрд. долл. На закупку продукции и военной техники.

Согласно утвержденным принципам, в законе было прописано:

« а) Несмотря на положения любого другого закона, президент может по мере необходимости, когда он сочтет это отвечающим интересам национальной обороны, уполномочивать министра обороны, министра военно-морского флота пли руководителей любого другого правительственною ведомства или агентства:
         1) производить в арсеналах, на заводах и судоверфях, находящихся в их юрисдикции, или иным образом заготавливать в пределах, определяемых выделенными на эти цели финансовыми средствами, любой оборонный материал, предназначаемый для правительства любой страны, чью оборону президент считает жизненно важной для именных Штатов; 
         2) продавать, передавать в собственность, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом такому правительства любой оборонный материал, но ни один оборонный материал, не произведенный или не заготовленный в соответствии с параграфом 1 настоящего подраздела, не может быть каким-либо образом передан по настоящему параграфу без консультации с начальником штаба армии, или командующим военно-морскими операциями или с ними обоими».  

3) испытывать, проверять, ремонтировать, оборудовать, переделывать или иным образом приводить в хорошее рабочее состояние в той мере, в какой это обеспечивается выделенными настоящим законом средствами или контрактами, одобренными в то или иное время конгрессом, или же и тем и другим способом, любой оборонный материал, предназначенный любому такому правительству, или же обеспечить какой-либо или все виды такого обслуживания по частному контракту;

4) передавать любому такому правительству любую оборонную информацию, относящуюся к любому оборонному материалу, поставленному такому правительству в соответствии с параграфом 2 настоящего полраздела;

5) разрешить экспорт любого оборонного материала, передаваемого любым образом любому такому правительству в соответствии с настоящим подразделом.
         6) Сроки и условия, на которых любое такое правительство получает любую помощь в соответствии с подразделом «а», должны определяться президентом как удовлетворительные, подобно тому как должна определяться выгода для Соединенных Штатов в форме оплаты, или в форме выплаты в натуральной форме либо в виде собственности, или же в любой иной форме прямой или косвенной выгоды, которая будет сочтена президентом удовлетворительной»
[2].

По сути эта норма закона свидетельствовала о предоставлении различных видов имущества в долгосрочную аренду (на период войны) в одних случаях – по первоначальной, а в других по остаточной стоимости, т. е с учётом износа. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

В приложении 1, нами показаны объемы поставок из США по ленд-лизу, странам-союзникам (получательницам) в млрд. долларов[3].  

1.2. Помощь, оказанная СССР по Ленд-лизу.

Конечно же, что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 г.                      1 октября 1941 года в Москве был подписан первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока  действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 г., в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 г. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна»[4].  

Ленд-лиз имел обратную сторону, заключавшие с США договор о поставках продукции и техники страны, обязывались не только защищать интересы Америки, но и поставлять в США стратегические материалы.  Данные поставки учитывались при окончательных расчётах.

В ходе войны, в СССР были поставлены миллионы тонн грузов, но большинство историков больше интересует, военная техника союзников.

По данным, показанным в приложении 2 видно, что Советская промышленность не могла в должной степени удовлетворить нужды Красной Армии, по следующим видам продукции: автомобили, паровозы, алюминий, медь, взрывчатые вещества и т.д.[5]

Если посчитать в процентах общее количество произведенной и поставленной в СССР продукции, то мы получаем результат, показанный в таблице:

Таблица 1. Доля поставленной в СССР  продукции по ленд-лизу (%) отношении к произведённой советской промышленностью в 1941-1945 гг.

Танки

12,8 %

87,2%

100%

САУ

7,8%

92,2%

100%

Орудия и миномёты

2,7%

97,3

100%

Корабли

22,4%

77,6%

100%

Автомобили

64%

36%

100%

Стрелковое вооружение

0, 75%

99,25%

100%

Автомобильный бензин

2,7 %

97,3 %

100%

Авиационный бензин

40%

60%

100%

Рельсы

36%

64%

100%

Паровозы

72%

28%

100%

Взрывчатые вещества

36,6%

63,4%

100%

Алюминий

55%

45%

100%

Медь

45%

55%

100%

Автопокрышки

30%

70%

100%

Сахар

29,5%

70,5%

100%

Хлопок

6 %

94%

100%

Металлорежущие станки и прессы

24%

76%

100%

          Таким образом, исходя из приложения 2, получается, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%.[6] 

 Мы можем заявить, что ленд-лиз не оказал решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производства таковых в СССР, но Советский союз вполне мог бы перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. 

Конечно же, не стоит забывать еще о некоторых интересных фактах.

Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом.

Хотелось бы отметить, что многих историков смущает маленькое количество поставок, но и это вполне объясняемо. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. Как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов. 

Мы считаем важным добавить высказывания Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова и Наркома внешней торговли СССР в годы Великой Отечественной войны Анастаса Ивановича Микояна о помощи союзников. Г.К. Жуков говорил: «Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии».

Аналогично оценивает роль поставок и А.И. Микоян, который говорил: «Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность, и заметно возросли темпы наступления»[7].

Глава 2. Маршруты поставок.

Как известно, поставки попадали в СССР пятью путями: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику[8]

Один из наиболее известных  этих маршрутов, безусловно, мурманский. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями.

С помощью приложения 3 мы можем увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев.

В приложении 4 мы можем увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям. 

Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот самый АлСиб). Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин  Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах[9]

Заключение

В ходе данного исследования, нами были рассмотрены поставки оборудования и сырья из США в страны-союзницы по антигитлеровской коалиции, которые в науке получили  название ленд-лиз. Первоначально Закон о ленд-лизе действовал только в отношении Великобритании, которая вела борьбу с Германией, но постепенно положения закона стали распространяться и на другие страны, в том числе и на Советский Союз.

Значимость этих поставок и их вклад оценивается по-разному. На основе представленного в работе материала можно сделать следующие выводы:

- по представленной в диаграммах и таблице номенклатуре, поставляемых промышленных и военных товаров отчётливо видно, что в общем объёме произведённой в СССР за годы войны продукции, они составляют небольшой процент;

-  есть группа товаров или продукции, сыгравшей несравненно значимую роль в победе СССР над Германией – автомобили и паровозы, которые повысили манёвренность частей и соединений Красной Армии, которой ей не хватало в самый тяжёлый начальный период Великой Отечественной войны, сюда же следует отнести взрывчатые вещества.

Второе положение выводов, подкрепляется мнениями Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова и Наркома внешней торговли СССР в годы Великой Отечественной войны Анастаса Ивановича Микояна о помощи союзников. Г.К. Жуков говорил: «Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии».

Аналогично оценивает роль поставок и А.И. Микоян, который говорил: «Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления» (3).

  Поставлявшаяся по ленд-лизу продукция, доставлялась в Советский Союз несколькими путями. Самым безопасным был так называемый Тихоокеанский маршрут, который, несмотря на провокации со стороны Японии, обладал тем преимуществом, что был удалён от театра военных действий.

Таким образом, к вопросу о значимости помощи союзников стоит подходить дифференцировано, оценивая не общие объёмы поставляемой продукции и техники, а её отдельные категории. В целом советская промышленность справлялась с задачей обеспечения Красной Армии всем необходимым.  

 

Приложения

Приложение 1

http://statehistory.ru/img_lib/articles/lendliz1.jpg

Приложение 2

http://statehistory.ru/img_lib/articles/lendliz2.jpg

Приложение 3

http://statehistory.ru/img_lib/articles/lendliz4.jpg

Приложение 4

http://statehistory.ru/img_lib/articles/lendliz5.jpg

Список литературы

1. Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность. http://statehistory.ru/35/Lend-liz--Mify-i-realnost/

2. Закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 года. http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/zakon-o-lend-lize.php

3. Ленд-лиз. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%ED%E4-%EB%E8%E7


[1] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.

[2] Закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 года.

[3] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.

[4] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.

[5] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.

[6] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.

[7] Ленд-лиз.

[8] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.

[9] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нет!" маршруткам-убийцам!"

Классный час "Нет!" маршруткам-убийцам!" был проведен в 7 классе....

ОП.08 Использование ПП для торговых операций, презентация "Отличия двух вариантов поставки. Назначение конфигурации"

Презентация содержит структурированный материал по теме "Назначение и основные функциональные особенности прикладного решения 1С:Управление торговлей"...

Проект "Мультимедиа - ленд"

Актуальность данного проекта продиктована тем, что современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Про...

Презентация к уроку "Антигитлеровская коалиция и ленд-лиз"

Урок посвящен событиям Второй мировой войны и значению поставок в СССР из Америки и Англии. Представлена презентация к уроку.; дополнительным материалом по каждому слайду. 1 слайд -название темы, 2--...

Театрик-ленд

Организация театрализованной деятельности...

План по самообразованию по теме: "Коррекция речи детей подготовительной группы средствами игровой технологии "Паровозик из Игро-ленда"

Цель: повысить свой профессиональный уровень.Задачи:1.     Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного ...