Технология проблемного обучения на уроках истории.
статья по истории на тему

NATALIA KARLINA

  В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся.

    Считаю, что одним из действенных методов организации работы на уроках является метод проблемного обучения. На сегодняшний день этот метод является актуальным, так как задача современной школы не давать ученику полные знания, а научить ребенка добывать эти знания, научить выпускника  применять эти знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках истории.

“Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я понимаю”.

Китайская мудрость

Актуальность опыта

  В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.

 Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

 Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся.

    Считаю, что одним из действенных методов организации работы на уроках является метод проблемного обучения. На сегодняшний день этот метод является актуальным, так как задача современной школы не давать ученику полные знания, а научить ребенка добывать эти знания, научить выпускника  применять эти знания на практике.

  Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью.

            Основной методический элемент проблемного обучения — создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Для выхода из создавшегося положения учащийся должен приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным.

       Учебная проблема существует в двух основных формах:

  1. Как тема урока.

Например,  на уроках истории можно использовать нестандартную постановку темы урока:  «Почему Новгород называли Господином Великим Новгородом?». «Иван Грозный — кто он?» (6 класс). « Петр I – тиран или великий реформатор?» (7 класс). «Александр II. Царь – освободитель или царь-мученик» (8 класс).

  1. Как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Данная форма постановки проблемного вопроса является наиболее распространенной. На любом уроке перед учащимися можно поставить проблему, чтобы активизировать их познавательную деятельность. Варианты постановки проблемных вопросов могут быть следующими: «Феодальная раздробленность – это закономерность или случайность?», «Когда закончилось Средневековье? Почему именно XV век считается концом развитого Средневековья?» (6 класс), «Законы Хаммурапи – суровые или справедливые?» (5 класс).

В ходе проблемного урока  обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:

1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на занятии.

2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации на уроках истории.

3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) дискуссия, аргументация,  обобщение, выводы.

Ведущими методами на таких уроках становятся:

  1. диалогический метод (уч-ся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему);
  2. эвристический метод (уч-ся сами решают проблему, поставленную учителем);
  3. исследовательский метод (уч-ся самостоятельно ставят и решают проблему).

   Решение проблемной ситуации может осуществляться следующим образом:

  • на протяжении всего занятия;
  • на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле знаний.

Существует несколько приемов создания проблемной ситуации:

  1. Учитель предъявляет классу противоречивые факты, мнения и предлагает самим найти способ его разрешения.

На уроке истории в 5 классе по теме: «Греко-персидские войны» подвожу учеников к противоречию: Персидская держава была самым большим и могущественным государством Древнего Востока. Благодаря хорошо вооруженной и боеспособной армии ей удалось завоевать территорию от Индии на востоке до Средиземного моря на западе. Но покорить  маленькую Грецию, страну разделенную на десятки государств, она не смогла. Почему?

В ходе изучения темы Великая Отечественная Войны, имея  численный перевес, хорошо оснащенную армию, материальную базу,  фашисты проиграли. Почему?

2.  Учитель излагает  различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Внешняя политика М.С. Горбачева в 1985 – 1991 гг.  оценивалась  и оценивается историками  крайне неоднозначно. (Тема:  «Новое политическое  мышление во внешней политике  (1985-1991гг.»).  Одна из точек зрения – «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в «холодной войне».

Противоположная позиция – Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России – занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.

Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы? Ставлю проблемный вопрос:  М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?

На уроке по теме: «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов» предлагаю учащимся ознакомиться с различными точками зрения на выступление декабристов. После ставлю проблемный вопрос:

 Кто же такие декабристы? Патриоты или злодеи-террористы?

Используя данный прием можно поставить перед классом еще ряд проблемных вопросов, сталкивая различные точки зрения на одни и те же явления, процессы, различные взгляды на политику и личность исторических личностей:  Российская государственность: результат складывания внутренних предпосылок или привнесение извне? Опричная политика: шаг к кризису российской государственности и общества или дальнейшее их укрепление? Эпоха Л. И. Брежнева – период «застоя» или эпоха стабильности?

3.Учитель побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации.

Сравните политику А.Невского и по отношению к Золотой Орде. Политическая раздробленность: расцвет Руси или упадок?

Обучающиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют исторические сведения для ее аргументации.

Приведу пример использования технологии проблемного обучения на примере урока истории в 6 классе по теме «Крестовые походы».

Перед началом урока предлагаю ученикам посмотреть видеоролик «Битва при Хаттине». Просмотр сопровождается чтением: «На  протяжении двухсот лет тысячи простых людей и рыцарей с нашитыми на одеждах крестами, наводили ужас на население. Их толпы прошли всю Европу, разоряя каждый город, встречающийся у них на пути, принимая его за Иерусалим и убивая жителей, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Они грабили дома, рубили на куски церкви, загоняя в них лошадей, топча и вынося христианские святыни. Многие из них умерли по дороге от голода и жажды, так и не достигнув поставленной цели».

Далее создаю проблемную ситуацию: «Кто были эти люди? Зачем они совершали походы? Какие цели в них преследовали?».

На следующем этапе обучающиеся выдвигают гипотезы. (Записываю их на доску).

Данный метод очень привлекателен. Посмотреть видео, ребята заинтересованы темой и активно начинают искать ответ на поставленный вопрос.

При поиске ответа на проблемный вопрос, организую работу  в группах. Каждая группа работает с картой, текстом учебника. Результаты своих исследований ученики представляют на контурной карте и в таблице, в которой обозначены цели, состав участников и результат походов. Выслушав каждую группу учащиеся сравнивают результаты походов по таблице и делаю вывод, аргументируя свои ответы и приводя доказательства из источников, учебника и т.д.

Таким образом, решение проблемной ситуации происходит на протяжении всего урока. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

При использовании данного метода мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. На практике замечено, что постановка проблемных вопросов активизирует познавательную деятельность учащихся. А дифференцированные задания дают возможность включиться в образовательный процесс слабоуспевающим ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории...

Статья "Приемы технологии проблемного обучения на уроках истории"

В данной работе содержится информация об основных приемах технологии проблемного обучения, которые используются мной в работе на уроках истории....

Технология проблемного обучения на уроках истории

В данном материла проанализированы различные методы применения технологии проблемного обучения на уроках истории...

Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Методы технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания....

Статья по теме :"Пиименение технологии проблемного обучения на уроках истории"

Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей  истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...

Статья по теме :"Применение технологии проблемного обучения на уроках истории"

Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей  истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...