Открытый классный час «ДЕТИ-ГЕРОИ ВОЙНЫ».
классный час по истории (6, 7, 9 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Дмитриевна

 

 В преддверии Дня Защитника Отечества  учениками 6 «А»  и 9 «А» классов были подготовлены и  проведены уроки Мужества, посвященные детям – героям Великой Отечественной войны. Уроки были проведены в 4-х, 5-х, 7-х и 9-х классах.

Руководитель проекта - учитель русского языка и литературы Кузнецова Татьяна Дмитриевна.

Дети самостоятельно занялись поисковой работой, нашли материал о пионерах-героях. Шестиклассники подготовили текст – повествование о детях - героях войны, ученики 9-х классов занялись редакцией текстов, подготовили выводы, музыкальное сопровождение.

Цели и задачи урока:

  1. Воспитывать  чувство  любви к Родине.
  2. Познакомить учеников с историей страны.
  3. Воспитывать  уважение к героям Великой Отечественной войны.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
  5. Разъяснить понятия «подвиг» и «антиподвиг».

Большое спасибо участникам этого мероприятия!

 

Урок подготовлен и проведен учениками 6 и 10 классов под руководством учителя русского языка и литературы

Кузнецовой Т. Д.

Цели и задачи урока:

Воспитание  чувства гордости за свою Родину, любви к отечеству, желания быть причастным к истории своей страны.  Формирование  чувства уважения к героям Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час  «ДЕТИ-ГЕРОИ ВОЙНЫ».

Урок подготовлен и проведен учениками 6 и 10 классов под руководством учителя русского языка и литературы

Кузнецовой Т. Д.

Цели и задачи урока:

Воспитание  чувства гордости за свою Родину, любви к отечеству, желания быть причастным к истории своей страны.  Формирование  чувства уважения к героям Великой Отечественной войны.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

ХОД УРОКА

В начале классного часа учитель зачитывает стихотворение Василий Фетисова  «Памятник славы»:

На поляне, от лагеря близко,

 Где багульник все лето цветет,

 На дорогу глядит с обелиска

 Пехотинец, матрос и пилот.

 Отпечаток счастливого детства

 Сохранился на лицах солдат,

 Но уже никуда им не деться

 От военной суровости дат.

 "Вот в таком же зеленом июне, –

 Нам сказал пожилой старшина, –

 Забрала их, веселых и юных,

 И домой не вернула война.

 На рассвете, прижав автоматы,

 Шли солдаты на штурм высоты..."

 Нестареющим нашим вожатым

 Мы к ногам положили цветы.

     Учитель:  Здравствуйте ребята! Сегодня вся страна празднует замечательный праздник – День Защитника Отечества.  Кого же можно назвать настоящим патриотом, защитником Родины?

      Давайте сейчас все перенесемся в далекий 1941 год. Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и множество планов перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Стихотворение читает ученица 10 класса Щигорева Татьяна

«В блокадных днях

 Мы так и не узнали:

 Меж юностью и детством

 Где черта?..

 Нам в сорок третьем

 Выдали медали.

 И только в сорок пятом –

 Паспорта.

 И в этом нет беды...

 Но взрослым людям,

 Уже прожившим многие года,

 Вдруг страшно оттого,

 Что мы не будем

 Ни старше, ни взрослее,

 Чем тогда...»

Воспоминания Валентины Ивановны Потарайко звучат из уст ученицы 10 класса Алпатовой Виктории.

     Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: «Нас постоянно перебрасывали из одного детдома в другой – Володинский, Усольский, Касибский Два года – 1946-1947 гг. я не знала вкуса хлеба. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. Но и эти краюхи всегда отбирали ребята посильнее. Я ела только кашу и суп, заправленный ложкой рыбьего жира. Детдомовцы часами стояли в магазинах и ждали, когда продавец даст им горсточку хлебных крошек, которые оставались после нарезки».

      Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

      Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны  шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.

Стихи читает Щигорева Татьяна

«Мы великих дел не вершили

 И по трижды чужой вине,

 Как солдаты,

 В землянках жили,

 Умирали,

 Как на войне».

      Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и сегодня давайте вспомним имена и узнаем историю таких «маленьких» героев как: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Володя Казначеев.

О пионерах-героях рассказывают ученики 6 класса.

       Зина Портнова: Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов. В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя Витебской области. После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской молодежной подпольной организации «Юные мстители». Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 года расстреляна в тюрьме города Полоцка.

      Леня Голиков: Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области. Во время войны, когда его деревню захватили немцы, ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Всего он участвовал в 27 боевых операциях, им было уничтожено:  78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.  Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Он погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Псковской области. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

     Марат Казей: Родился 29 октября 1929 года в деревне Станьково (Беларусь). Когда фашисты ворвались в деревню, Марат должен был идти только в пятый класс. За связь с партизанами его мать, Анна Казей, была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою 11 мая 1944 года. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врага поближе и взорвал их и себя. мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В честь юного героя в городе Минске был поставлен памятник.

      Валя Котик: Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка (Украина) в крестьянской семье. К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа  1943 года  в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И.А. Музалева, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, благодаря чему связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. 16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

      Володя Казначеев: Родился 26 июля 1928 года в деревне Соловьяновка Брянской губернии. В 1941 году окончил пятый класс. Утром 22 июня 1941 года Володя ушёл с раннего утра на рыбалку. Вернувшись вечером домой, узнал от матери, Елены Кондратьевны, о нападении гитлеровской Германии на СССР и начале войны. Мать Володи была арестована и 6 октября 1941 года расстреляна оккупантами. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали. В отряде была "партизанская школа". Там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на "отлично" усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей. Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился все опытнее, искуснее. За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя – освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью «Отечественной Войны» 1 степени.

      После войны Владимир Казначеев учился на радиста в Киевской офицерской школе. Затем по ходатайству А. Ф. Фёдорова был зачислен курсантом в Херсонское мореходное училище, которое закончил с отличием. Ходил в плавания, затем работал в Херсоне главным диспетчером флота. Окончил Одесский институт инженеров морского флота, был назначен начальником отдела по агентированию иностранного флота. В 1964 году от Министерства морского флота был на 5 лет командирован в Алжир, затем работал во Франции и Бельгии. По выходе на пенсию поселился в Херсоне, где проживает по настоящее время.

     В 2008 году  В. П. Казначеев был приглашён в Москву на празднование 63-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Владимир Петрович был приглашён в Кремль, где состоялась его встреча с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

Дорогие ребята! На этом закончился наш рассказ. Конечно, это не все герои, о которых можно рассказать, их очень и очень много. Но мы надеемся, что эти несколько историй о детях войны станут для вас настоящим примером мужества и отваги. И помните, что даже «маленький» человек может стать настоящим героем! Важно помнить, что подвигом является тот поступок, который совершен во имя высокой цели! Эта высокая цель – защита Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Дети-герои Великой отечественной войны"

Разработка содержит конспект классного часа "Дети-герои Великой отечественной войны" и презентацию. Классный час разработан для учащихся 5 класса....

Презентация к классному часу "Дети - герои войны"

Материал рассказывает о роли детей в войне и их посильном вкладе в победу над фашистами....

Классный час "Дети – герои Великой Отечественной войны"

Классный час "Дети – герои Великой Отечественной войны"...

Классный час "Дети - Герои Великой Отечественной войны"

Данный открытый классный час был разработан совместно с учениками....

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Цели и задачи урока: воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победыпознакомить детей с юными ге...

Классный час "Дети - герои войны"

Рассказ о героических подвигах Зины Портновой, Вали Котик, Марата Казей, Володи Казначеева....

Классный час"Дети-герои Великой Отечественной войны"

Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не должны воевать, они не вооружены, они беззащитны. Однако фашисты их зверски уничтожали,  не смотря ни на что. Враги зверски расправлялись с ...