Методическая разработка урона на тему "Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939 – 1945 г.г.)."
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Цель урока: формирование исторических знаний о сути изменений во внешней политике СССР накануне второй мировой войны.

Задачи урока:

1.Обучающая-: обеспечить в ходе урока усвоение:

1)факторов, повлиявших на внешнеполитический курс СССР;

2)понятия системы коллективной безопасности и причин, повлиявших на сближение СССР с Германией (политика умиротворения, идеологическая конфронтация, недооценка угрозы фашизма);

3)сущности пакта В.Молотова, А.Риббентропа и его влияния на развитие международных отношений( начало второй мировой войны, изменение политической географии Восточной Европы);

4)закрепить задачи внешней политики в 20 – годы.

2.Развивающая: продолжать развивать умение работать с текстами  учебника и документов в соответствии  проблемами; анализировать и систематизировать информацию, обобщать информацию.

Данную разработку можно использовать при проведения урока в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема урока: Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939 – 1945 г.г.).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: формирование исторических знаний о сути изменений во внешней политике СССР накануне второй мировой войны.

Задачи урока:

1.Обучающая-: обеспечить в ходе урока усвоение:

1)факторов, повлиявших на внешнеполитический курс СССР;

2)понятия системы коллективной безопасности и причин, повлиявших на сближение СССР с Германией (политика умиротворения, идеологическая конфронтация, недооценка угрозы фашизма);

3)сущности пакта В.Молотова, А.Риббентропа и его влияния на развитие международных отношений( начало второй мировой войны, изменение политической географии Восточной Европы);

4)закрепить задачи внешней политики в 20 – годы.

2.Развивающая: продолжать развивать умение работать с текстами  учебника и документов в соответствии  проблемами; анализировать и систематизировать информацию, обобщать информацию.

3.Воспитательнаяе: воспитывать взаимопомощь, сотрудничество в группах, коммуникабельность.

Оборудование:

1.Настенная карта.

2.Учебник: Левандовский А.А.История России, XX – начало XXI  века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008.

3.Программа: Левандовский А.А.,.Щетинов Ю.А, Морозова В.С.История России. XX – начало XXI в, 11 класс. Программы общеобразовательных учреждений.Обществознание.История.5-11 классы.М.Просвещение, 2006.

4. Компьтерная презентация.

На доске:

1.Тема урока

2.План урока.

3.Демонстрационные карточки, помогающие уяснить международные отношения накануне Второй мировой войны: «Страны агрессоры», «СКБ», «Страны западной демократии».

На партах:

1.Тетради, ручки, папки с файлами – денотными графами для заполнения.

6.Документы из хрестоматии по новейшей истории 1917 -1945 г.г. Составитель М.Е.Сучков, М., Просвещение, 1987.

7. 8.Листы с заданиями для работы в группах (25шт). (Приложение №5).

9.Контрольно – оценочные

 листы.

10.Тест по изученному учебному материалу.

Понятия: система коллективной безопасности (СКБ), фашизм, политика умиротворения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, изложение, самостоятельная работа;

по характеру познавательной деятельности: проблемные, исследовательские;

по принципу расчленения и соединения  знаний: аналитический, синтетический;

в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, закрепление.

Этапы урока. Деятельность учителя и учащихся на уроке.

Время

Диагностическое обеспечение и теоретическое обоснование

Прогнозируемый результат, возможные затруднения учащихся.

I.Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Информация дежурных об отсутствующих.

1 мин.

Организационный этап предназначен для создания рабочей обстановки (социальная мотивация), психологической подготовки учащихся к предстоящему занятию. Формируется умение себя мобилизовать и  внутренне организоваться.

Учащиеся настраиваются на предстоящую работу.

II.Актуализация опорных  знаний по теме «Внешняя политика СССР в 20- е годы».

Фронтальная беседа 1.Какое государство первым признало Советскую Россию де – юре после гражданской войны, когда она находилась в международной изоляции?

2.Как складывались отношения с Германией?

3.Дайте оценку Раппальского договора.

4.Назовите дату, с которой начинается полоса дипломатического признания СССР.

5.В 1927 году один из номеров «Комсомольской правды» открылся стихами В.Маяковского: Раскрыл я

                            С тихим шорохом

                            Глаза страниц…

                                                     и потянуло порохом

                                                     от всех границ.

6. «Тянуло ли порохом от всех границ» в конце 20 – х годов?

7.Существовала ли реальная угроза войны в 20 е г.г.?

8. Какая из стран считалась наиболее вероятным противником?

9.Было ли на то основание?

10.Сформулируйте обобщающий вывод о внешней политике СССР в  20 – е годы.

3 мин.

В ходе беседы учащиеся определяют особенности  внешней политики Советской России в 20 – е г.г., знание  которых позволит в дальнейшем  

- понять  динамику внешней политики страны  в 30 –е г.г.,

-ее основные направления,  в чем были  плюсы и минусы,  

-подготовит почву для восприятия и  изучения новой темы.

В результате работы вспоминают фактический материал, дают оценку международных договоров, выясняют, формулируют обобщающий вывод: внешняя политика СССР  в20 – е годы отличалась двойственностью и противоречивостью: с одной стороны, ставилась задача укрепить дипломатические, экономические отношения с капиталистическими странами, с другой стороны – сохранялась надежда на мировую революцию, но реальной угрозы войны не существовало.

III. Организация изучения нового материала.

1.Сообщение темы урока: Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны 1939 – 1945 г.г. (слайд). Запись темы  в тетрадях.

______________________________

2.Формулировка учебной проблемы.

Учитель:В историографии даются две характеристики внешней политики СССР в 30 –е годы.

1. Главная цель СССР – борьба за мир, за коллективную безопасность, поэтому вся политика СССР была направлена на защиту границ и предотвращение войны. Этой точки зрения придерживается большинство историков.

2.СССР в 30 – е годы сменил лозунг борьбы за мировую революцию на проведение имперской политики, поэтому  заигрывал  с Гитлером и не стоял в стороне от истоков второй мировой войны. Этой точки зрения придерживаются французский историк Н.Верт, российские Ю.Афанасьев, Д.Волкогонов (показ слайда).

3.У.Черчилль, премьер – министр Англии в 1940 – 45 г.г. говорил: «Внешняя политика СССР в то время была холодно расчетливой, но она была в высокой степени реалистичной».

Какую проблему  сформулируем на уроке?

Учащиеся привлекаются к постановке проблемы.

_________________________________

3.Совместная формулировка цели и задач урока.

Учитель: Какую цель поставим на уроке?

-Какие задачи  нужно решить для достижения цели?  

После формулировки цели и задач внимание учащихся обращается на план работы:

1.Какие факторы оказали влияние на внешнюю политику СССР?

2.Попытка СССР создать систему коллективной безопасности  в Европе.

3. Причины сближения с Германией, пакт Молотова – Риббентропа, его влияние на развитие международных отношений.

_________________________________

4.Инструктаж о работе в группах.

А)знакомство с заданием и распределение вопросов в группах;

Б)поиск ответов и обмен информацией внутри группы;

В)индивидуальное заполнение  части денотатного графа  по  проблеме, поставленной перед группой(1ответ в денотатном графе  – 1 балл).

_____________________________

5.Самостоятельная работа учащихся в группах 1группа: Какие факторы оказали влияние на внешнюю политику СССР?

2гуппа: Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе?

3группа: Причины сближения СССР с Германией?  (Почему попытка СССР создать СКБ потерпела крах?).

4группа: Сущность пакта Молотова – Риббентропа и его влияние на развитие международных отношений.

3 мин

_____

_____

1 мин.

_____

15 мин.

Концентрация внимания на содержании учебного материала урока, конкретизация основного вопроса темы.

___________________

Создается проблемная педагогическая и психологическая ситуация, формируются познавательный интерес,  познавательная мотивация, развивается умение видеть проблему и намечать пути ее разрешения.

___________________

Определение цели позволяет предвидеть результат работы, объем материала, который нужно изучить и средства, с помощью которых будут получать знания, развивается мотивация к учебной деятельности на уроке, поэтапное формирование умственных действий.

__________________

Формулируется система задач перед каждой группой, для решения которых   недостаточно индивидуального ресурса, необходимо  учебное сотрудничество, взаимовыручка. Развиваются ответственность, коммуникабельность.

_________________

Восприятие, осмысление изучаемого материала через исследовательскую работу в группах. Создание условий для  развития умений анализировать тексты учебника, документов и их интерпретировать и сжато фиксировать нужную информацию.

Запись темы в тетрадях.

______________________

Формулировка проблемы:

-Был ли СССР виновником второй мировой войны?

-Какие меры предпринимал СССР по предотвращению войны?

-Какова мера ответственности СССР за возникновение войны?(показ слайда)

____________________

Формулировка цели урока учащимися:

определение целей и содержания внешней политики СССР.

Определение задач для реализации цели:

1)определить факторы, повлиявшие на внешнюю политику СССР;  

2)рассмотреть меры, предпринимаемые СССР для предотвращения войны;

3)рассмотреть причины «заигрывания» с Германией и последствия такой политики.  

_______________________

Принятие заданий, настрой на сотрудничество и создание коллективного продукта, выраженного в заполнении части денотатного графа.

______________________

Исследование, обмен информацией и заполнение своей части денотатного графа.

6.Обсуждение результатов групповой работы, заполнение остальных частей  денотатного графа.

Проблема: какие факторы определяли внешнюю политику СССР в 30 – годы?

1)Что происходит в Германии в 30-е годы?

2)Что происходит на Дальнем Востоке?

на теорию, в старших классах использую проблемное изложение с элементами эвристической беседы.

3)Какова внешняя политика Италии?

4)Что происходит в Испании?

5)Какова судьба Австрии?

6)Какова судьба Чехословакии?

7)Сформулируйте сравнительно – обобщающий вывод о международной обстановке в 20 – 30 е годы.

Поверяется правильность заполнения денотатного графа. Самопроверка. Выставляются  баллы в оценочный лист (слайд, мах 7 баллов).

Переход к выявлению результатов работы группы №2:

-Какие действия предпринимал СССР в сложившейся обстановке угрозы миру?

Проблема: попытка СССР создать систему коллективной безопасности. Цели внешней политики в условиях нарастания угрозы мировой войны.

1)Каковы были цели советской дипломатии в сложившихся условиях?

2)С какой целью СССР вступал в Лигу Наций?

3)Как СССР отреагировал на приход фашистов в Германии, на фашистский режим в Испании, на агрессию Италии в Эфиопии?

4)Что еще было сделано для создания системы коллективной безопасности?

5)Сформулируйте обобщающий, аргументированный вывод об актуальности создания СКБ в 30 – е годы.

Проверяется правильность заполнения денотатного графа. Самопроверка. (слайд, мах 7 баллов). Выставляются баллы в оценочный лист.

Переход к выявлению результатов работы группы №3 в форме беседы.

-Как относились страны западной демократии к приходу фашистов в Германии и их агрессивным действиям?

1) Как отреагировали страны западной демократии на события в Испании, на аншлюс Австрии, на «расчленение» Чехословакии и ее захват?

2)Почему Англия и Франция затягивали переговоры, к каким последствиям привел провал переговоров?

3)Сформулируйте вывод о причинах.

 Проверяется правильность заполнения денотатного графа. Самопроверка. (слайд, мах 4 балла). Выставляются баллы в оценочный лист.

Возвращение к словам  У. Черчилля: «Внешняя политика СССР в то время была холодно расчетливой, но она была в высокой степени реалистичной». Как СССР позаботился о себе в сложившихся условиях?

Проблема: сущность пакта Молотова – Риббентропа и его влияние на развитие международных отношений.

1)Раскройте  сущность договора о ненападении, его значение.

2)Как отреагировали Англия и Франция на вторжение Германии а Польшу?

3) Как отреагировала Япония?

4)В чем суть секретного  дополнительного протокола?

5)Дайте оценку пакта и секретного протокола к нему.

 Проверяется правильность заполнения 5-ой части денотатного графа. Самопроверка (слайд, мах 6 баллов).  Выставление общей оценки за заполнение денотатного графа. (Норма оценки на доске: 23-22 балла – «5», 21 – 19 – «4», 18-13-«3»). (Приложение №6).

15-17 мин.

Системное изучение нового материала, решение проблем, поставленных в начале урока   в процессе обмена информацией по результатам познавательной деятельности. Обратная связь осуществляется через обмен информацией, дополнение, корректировку ответов.

Развитие исторического мышления, учащиеся сравнивают политику стран накануне войны, приходят к определенным выводам.

Отработка знаний.

Оценка выставляется по результатам работы, является стимулом для успешного усвоения материала.

Обобщение: в 30 – е годы нарастает угроза войны в виду агрессивных действий Японии, Италии, Германии.

На доске появляется схема: «Страны агрессоры»: «Германия», «Италия», «Япония».

Происходит постепенное заполнение всех частей денотатного графа учащимися класса.

Могут быть затруднения при формулировке краткой записи в денотатный граф.

Обобщение:

СССР проводил миролюбивый курс, стремился создать СКБ через подписание договоров о взаимопомощи между ведущими государствами мира на случай агрессии Германии, осуждал фашистские действия Германии, Италии, милитаризм Японии, этот курс был связан с именем М.М.Литвинова, талантливого дипломата.  (слайд, на доске  продолжение демонстрационной схемы: «СССР»-  «Политика создания системы  коллективной безопасности в Европе».

Происходит постепенное заполнение всех частей денотатного графа учащимися класса.

Обобщение. В виду проводимой странами западной демократии политики умиротворения СССР не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе и, оказавшись в международной изоляции, он вынужден был идти на сближение с Германией как и в 20 – е годы. (слайд, продолжение демонстрационной схемы на доске: «Англия», «Франция», «Политика умиротворения»

Происходит постепенное заполнение всех частей денотатного графа учащимися класса.

Обобщение.  С момента подписания пакта начинается второй этап внешней политики СССР, направленный на сближение с Германией. Германия, обезопасив себя на Востоке, напала на Польшу, СССР подписание пакта давало время для укрепления военно – экономического потенциала, но был утрачен шанс создать антигитлеровский блок

IV. Обобщение и систематизация материала.

1.Учитель:

Кто виновен в развязывании войны?

-Кто способствовал нагнетанию международной напряженности?

-Какую политику проводили Англия и Франция в отношении агрессора?

-Какую политику проводил СССР, оставшись в международной изоляции?

-Согласны ли вы с тем, что политика СССР была «расчетливой» и «реалистичной»?

2. Обсуждение вопроса: Чему  должна была научить человечество вторая мировая война?

3.Подведение итогов работы в группах. Выставление оценок за работу в группе в оценочный лист.

2 мин.

Закрепление и систематизация знаний по теме урока, решение проблемы, поставленной в начале урока, усвоение нового материала.

Учащиеся приходят  к выводу: говорить о виновности СССР в развязывании войны неправомерно, так как виновник в развязывании войны – фашистская  Германия; Англия и Франция по отношению к Германии проводили политику умиротворения и не поддержали СССР в создании системы коллективной безопасности в Европе. В чем проявились «расчетливость» и «реалистичность»?  Старшеклассники аргументируют: «холодная расчетливость» СССР проявилась в том, существовала угроза фашизма непосредственно нашей стране, человеконенавистническая политика, насилие, геноцид, политика СССР была реалистичной в тех условиях, так как Англия и Франция проводили политику попустительства в отношении действий Гитлеровской Германии,  Мюнхенский сговор, двуличность, лицемерие, стремление развязать войну прежде всего с большевиками.  СССР, оставшись в  международной изоляции, вынужден был идти на сближение с Германией, чтобы отсрочить время начала войны. Однако, подписание секретного протокола – это проявление имперского характера политики, ответственность за которую больше всего лежит на руководителях государства (слайд).

V.Первичная проверка правильности усвоения знаний.

1.Тестирование по изученному материалу. (Приложение №7 )

2.Взаимопроверка  результатов по ключу (слайд). Обратная связь.

VI.Подведение итогов урока.

VII.Сообщение и комментирование домашнего задания. Домашнее задание: Параграф 52, эссе на тему:  «На что рассчитывал И.В.Сталин,  завершая парад советско – германских отношений Договором о дружбе и границах? Вариант задания: заполнить денотатный граф (Приложение 9 )

2 мин.

2 мин.

1 мин.

Продолжается работа по достижению цели урока.

Рефлексия результатов и способов их достижения.

Закрепление и прочное усвоение учебного материала; развитие исследовательских навыков.

Развитие знаний в системе, развитие ответственности.

Выявление значимости проблемных вопросов, значимости работы индивидуальной и групповой.

Творческая работа, денотатный граф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939-1945 годов

Некоторые материалы по теме Вторая мировая война, Великая Отечественная война.Материалы могут быть распечатаны и использованы на уроке для на глядности, так же для оформления стенда по Великой Отечест...

Урок на тему «Кто победитель во Второй мировой войне 1939 – 1945 гг?» с презентацией

Разработка урока на тему «Кто победитель во Второй мировой войне 1939 – 1945 гг?» с презентацией...

Вторая мировая война. 1939-1945. (кратко)

К 70-летию Победы. Вторая мировая война. 1939 - 1945. (кратко)...

Итоги Второй мировой войны 1939-1945 г.г.

Презентация урока истории (Отечественная история, Всеобщая история XX в.)....

Советский Союз в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. (повторение и обобщение)

Форма урока: интеллектуально-познавательная игра "Морской бой"...

Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Причины, ход военных действий

презентация содержит задания для раскрытия причин Второй мировой войны, задания в виде таблицы - ход военных действий...