Разработка урока "Внешняя политика России во второй половине 19 века"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Выставкин Сергей Викторович

Разработка урока с иллюстрациями  и дидактическими материалами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока   Внешняя политика России в 1725-1762 годах.

Тип урока- комбинированный

Цели:  

  • изучение  учащимися  основных направлений внешней политики России периода 1725-1762 гг., основных ее событий и результатов;
  • стимулирование развития  внимания, познавательной деятельности, логического мышления, развитие навыков использования интерактивных средств обучения;
  • развитие интереса к предмету, формирование информационной культуры, воспитание уважения к героически страницам нашей истории.

Ресурсы

  1. Учебник «История России конец XVI – XVIII век 7 класс», А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 5 – издание, М.: Просвещение, 2013год;
  2. Тематическое и поурочное планирование по истории России конец XVI – XVIII веков к учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулиной «История России конец XVI – XVIII век 7 класс», М.: «Экзамен», 2012 г.
  3. «Очерки истории Тамбовского края» И.И. Дубасов , Тамбов 1993 г.
  4. Интерактивная карта «Внешняя политика России 1725-1762 гг.»
  5. Мультимедийный проектор

Основные понятия

1. Война за польское наследство – война с участием европейских государств за утверждение своего ставленника на польском престоле.

2. Семилетняя война (1756–1763) - война коалиции Австрии, России, Франции, Саксонии, Швеции и Испании против Пруссии и Великобритании.

План урока

1. Основные направления внешней политики России  в 1725-1762 гг.

работа с интерактивной картой, схемой

2. Россия в войнах 30-40 годов XVIII века

заполнение таблицы, работа с интерактивной картой, дополнительной литературой

3. Чем было вызвано принятие  казахскими ханами российского подданства?

проблемное изложение, запись конспекта в тетради, сообщение, работа с интерактивной картой

4. Участие России в Семилетней войне – победа или поражение?

работа в группах, с интерактивной картой, просмотр видеоролика

5. Итоги.

анализ

Опрос Д/З

1. Перемены в системе центрального управления

воспроизвести схему на доске, объяснить ее.

2. Укрепление позиций дворянства

карточки(1,2,3) Приложение 1

3. Особенности политики в отношении крестьянства и казачества

фронтально

4. Изменения в системе городского управления

проверка письменной самостоятельной работы

5. Политика в области мануфактурного производства

фронтально с опорой на схему

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Основные направления внешней политики России  в 1725-1762 гг.

В начале следует напомнить, что продолжением внутренний политики является политика внешняя — общий курс государства в международных делах.  Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими. В ней обычно выделяют основные направления. Какими они были для России в этот период?

Работа с интерактивной картой «Внешняя политика России в 1725-1762 гг.»

Просмотр эпизодов 1-2.

Для закрепления вопроса рассматривается и комментируется схема (слайд 1)

2. Россия в войнах 30-40 годов

Изучение второго вопроса целесообразно провести, заполняя таблицу

Война за «польское наследство»

(1733-1735)

Русско-турецкая война

(1735-1739)

русско-шведская война

(1741-1743)

1

2

3

4

причиы

Россия желала сохранить свое влияние в Польше

Стремление России обезопасить южные границы, «выйти» к Черному морю

шведы хотели вернуть утраченные в Северной войне территории

результаты

польским королем стал ставленник России

возвращение Азова, территорий Правобережной Украины

шведы потерпели поражение, признали балтийские приобретения России, передали ей часть Финляндии

Колонка 2 заполняется учащимися самостоятельно по учебнику с опорой на слайд 2

Заполнение колонки 3 проводится в ходе рассказа учителя, с опорой на

слайд 3. Выделяются и проговариваются основные моменты, которые записываются в таблицу.

Заслушивается сообщение о Б.Х. Минихе

Необходимо подчеркнуть роль Миниха, сравнить его с Э. Бироном

Просматривается эпизод 3 интерактивной карты

В качестве иллюстрации к рассказу о Крымском походе приводится отрывок из книги А.А. Дубасова «Очерки истории Тамбовского края».

Заполнение колонки 4 задается на дом

3. Чем было вызвано принятие  казахскими ханами российского подданства?

Материал этого вопроса дается в форме проблемного изложения, по его ходу формулируются основные положения, которые записываются учащимися в тетради как конспект.

Следует сделать упор на добровольном вхождении казахских земель в состав России

 Слайд 4

Чем было вызвано принятие  казахскими ханами

российского подданства?

  • постоянные междоусобные войны;
  • набеги агрессивных соседей;
  • «заинтересованность» России

Для иллюстрации вопроса  просматривается эпизод 6  интерактивной карты.

4. Участие России в Семилетней войне – победа или поражение?

В начале изучения вопроса ставится проблема. Класс делится на два варианта (группы). По ходу изучения одни должны сформулировать аргументы в пользу победы, другие – поражения.

Просматривается эпизод 5 интерактивной карты. В качестве дополнительного материала – один или несколько видеофрагментов из нижеприведенных:

  1. Начало Семилетней войны http://www.youtube.com/watch?v=LQ4rjnUM8LA
  2. Сражение при Кунерсдорфе  http://www.youtube.com/watch?v=_HhUYYwbG-8&feature=related
  3. Битва при Цорндорфе http://www.youtube.com/watch?v=VuGVSDLkBvo
  4. Взятие Берлина http://www.youtube.com/view_play_list?p=02E64D3DCE114716&playnext=1&playnext_from=PL&v=ob16hMowsnM

После просмотров и пояснений учителя заслушиваются предполагаемые аргументы

победа

поражение

прусская армия разгромлена

заняты значительные территории Пруссии

русские войска выведены

с неприятелем заключен мир на выгодных для него условиях

Делается вывод о том, как важно, чтобы внешняя политика была направлена на достижение действительно важных для страны задач

5. Итоги.

Работа со схемой слайда 1 «Задачи внешней политики». Анализируются результаты по каждой задаче – насколько она была решена, что удалось, а что не удалось сделать?

Делается вывод – внешняя политика России в 1725-1762 была, в целом, успешной.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Работа с кроссвордом слайд 7 На экране пустой кроссворд. Походу правильных ответов появляются слова в нужной последовательности.

По горизонтали

3.Название казахского объединения племен

6.Командующий русской армией в Восточной Пруссии летом 1757 г.

9.Генерал, корпус которого в 1760 г. овладел Берлином

10.Деревня, ставшая известной благодаря крупному сражению между русской и австрийской армией в августе 1758 г.

По вертикали

1.Генерал, командующий резервной бригадой в сражении под Грос-Егерсдорфом. Ее удар сыграл решающую роль в разгроме прусской армии.

2.Командующий, во главе с которым русская армия одержала победу под Кунерсдорфом

4.Крепость, занятая русскими войсками в 1737 г.

5.Под его командованием русская армия заняла Кенигсберг и всю Восточную Пруссию

7.С взятием этой крепости в 1761 году создалась угроза полного военного поражения Пруссии

8.Президент Военной коллегии, командующий Крымским походом в 1736 году

ОТВЕТЫ

По горизонтали

3.ЖУЗ  6.АПРАКСИН  9.ЧЕРНЫШОВ  10.ЦОРНДОРФ

По вертикали

1.РУМЯНЦЕВ 2.САЛТЫКОВ 4.ОЧАКОВ 5.ФЕРМОР

7.КОЛЬБЕРГ 8.МИНИХ

Домашнее задание    Параграф 23, заполнить таблицу в тетради,

документ стр. 161

Приложение 1

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Усиление позиций дворянства при Екатерине I

Усиление позиций дворянства при Анне Иоановной

Усиление позиций дворянства при Елизавете Петровной

что сделано

причины

последствия

Приложение 2

В 1738 году, во время известной Турецкой войны, велено было для предосторожности от Крымских татар исправить и перевооружить крепость Тамбов. Земляныя и деревянныя работы должны были совершить обыватели «по наряду».

Затем на остальные расходы по вооружению крепости ассигновано было 200 рублей. В конце года в Тамбове оказалась следующая чугунная артиллерия: 12-ти фунтовая пушка — 1; 8-ми фунтовых — 3; 6-ти фунтовых — 5; 4-х фунтовых — 2, да затинных пушек 10…….

Пушкарей наскоро набрали из обывателей, преимущественно из подъяческих детей……. При крепостных работах в Тамбове было только 2 плотника и один лафетный ученик. Следовательно работы шли крайне вяло.

В то же время были    вооружаемы и другие наши города, но там вооружение было еще хуже.    

Проверочная работа по главе IV « Россия в 1725-1762 гг.»      Вариант 1

1. Как называлась привилегированная часть войска,  созданная Петром Первым и сыгравшая впоследствии  значительную роль в дворцовых переворотах

 1)дружиной     2) гвардией    3) ополчением       4) казачеством

2. Как назывались составленные верховниками условия  приглашения на российский престол Анны Иоанновны

  1) приказам         2)ассамблеями     3) манифестами     4) кондициями

3. Чье правление отмечено победами русского оружия в Семилетней войне

 1) Петра Первого                                2) Екатерины Первой

 3) Ивана Антоновича                         4) Елизаветы Петровны

4. В каком ряду указаны даты дворцовых переворотов

 1) 1747 г., 1758 г.   2) 1730 г., 1733 г.    3) 1741 г., 1762 г.     4) 1751 г., 1761 г.

5. В 1736 году наемные работники на мануфактурах

 1) были прикреплены к ним навечно

 2) должны были получить начальное образование

 3) стали получать государственное жалование

 4) получили право беспошлинной торговли

6. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России

 1) «хованщина»        2) «смута»     3) «опричнина»        4) «бироновщина»

7. В 1726 г. Екатерина I учредила

 1) Государственный Совет                           2) Сенат

 3) Верховный тайный совет                        4) Земский Собор

8. Что было результатом изменений в управлении  государством в царствовании императрицы Анны Иоанновны

 1) создание министерств                  2) создание приказа Тайных дел

 3) упразднение коллегий                 4) создание Кабинета министров

9. Кто лишний в данном ряду имен

 1) С.П Апраксин    2) В.В. Фермор    3) Б.Х. Миних     4) П.С. Салтыков

10 Кто из деятелей XVIII в. прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса

 1) Б.П. Шереметев  2) А.Д. Меншиков  3) Г.А. Потемкин   4) П.А. Румянцев

Проверочная работа по главе IV « Россия в 1725-1762 гг.»      Вариант 2

1. Годы правления Екатерины Первой

 1) 1724-1728   2) 1725-1727   3) 1726-1729    4) 1727-1730

2. Кто из названных правителей пришел к власти  в результате дворцового переворота

 1) Петр Первый  2) Петр Второй  3) Петр Третий   4) Елизавета Петровна

3. Елизавета Петровна придя к власти восстановила полномочия

 1) Сената    2) Синода    3) воевод      4) Верховного тайного совета

4. После побед русских войск в Семилетней войне император Петр Третий

1) объявил о присоединении к России Восточной Пруссии

2) заключил союз с прусским королем, вернув ему захваченные земли

3) заключил выгодный для интересов России мир

4) продолжил военные действия для окончательного разгрома Пруссии

5. Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов

 1) Б. Х. Миниха    2) Г. Отрепьева   3) В. Шуйского    4) Ф. Лефорта

6. Что являлось особенностью развития мануфактуры в России в ХVIII

1) малая мощность

2) почти отсутствовал   вольнонаемный труд                        

3) низкая производительность труда

4) высокое качество продукции

7. Какие из названных понятий связаны с эпохой дворцовых переворотов

1) коллегии                             2) Новоторговый устав

3) Кабинет министров           4) церковный раскол

8. Какое понятие лишнее в данном ряду

1) Верховный тайный совет, 2) приказы, 3) Кабинет министров,  

 4) Конференция при высочайшем дворе

9. Какой документ относится к правлению Петра Третьего

1)«Юности честное зерцало»                        2)«Указ о престолонаследии»

3) «Манифест о вольности дворянской»      4)«Соборное уложение»

10. 19 августа 1757 г. произошло сражение при

1) Гросс- Егерсдорфе    2) Цорндорфе  3)Кунерсдорфе    4) Кольберге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст с ошибками по теме "Внешняя политика России во второй половине 18 века"

Внешняя политика России во второй половине 18 века (материал к уроку, к олимпиаде)...

«Внешняя политика России во второй половине 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Урок по истории России в 8 классе по теме «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Русско – турецкая война 1877-1878 годов». Урок предполагает получение учащимися не только знаний по внешн...

Внешняя политика России во второй половине 18 века

Урок-презентация для 10 класса - база. В уроке обозначены цели, проблемный вопрос, задачи, и основные эхтапы внешней политики....

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

УРОК: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».

Тип урока: изучение нового материалаЦели:·         Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.Задачи:·...

Внешняя политика России во второй половине XIX века

Данная методическая разработка может быть использована на уроках истории России в 10 классе при системном и личностном подходе к изучению темы "Внешняя политика России во второй половине XIX века"....

Презентация по теме "Внешняя политика России во второй половине XVIII века"

Учащиеся, находящиеся на сборах и соревнованиях, не всегда могут взять с собой учебники. С целью облегчить возможность изучить материал в электронный дневник к каждой теме мною выкладываются презентац...