Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годы
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему
План урока.
- Выяснить причины кризиса феодально-крепостнической системы в России на рубеже XVIII-XIX веков.
- Охарактеризовать личность императора Александра I
- Рассмотреть результаты деятельности Негласного комитета
а) преодоление последствий правления Павла I
б) реформа органов управления
в) указ «О вольных хлебопашцах»
г) реформы в области просвещения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_politika_aleksandra_1_v_1801-1806_gg.docx | 315.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годы
Цели урока:
- Актуализация знаний. Повторить особенности развития России в XVII – XVIII веке.
- Охарактеризовать внутреннюю политику Александра I в 1801-1806 годах.
Тип урока: изучение новой темы
Обоудование: Мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями
План урока.
- Выяснить причины кризиса феодально-крепостнической системы в России на рубеже XVIII-XIX веков.
- Охарактеризовать личность императора Александра I
- Рассмотреть результаты деятельности Негласного комитета
а) преодоление последствий правления Павла I
б) реформа органов управления
в) указ «О вольных хлебопашцах»
г) реформы в области просвещения
- Закрепление пройденного материала
Ход урока.
Учитель: Россия на рубеже XVIII – XIX века аграрное государство с феодально-крепостнической системой (учащиеся объясняют суть феодально-крепостнической системы в России)
Учитель: В сельском хозяйстве за последние 100 лет не наблюдается прогресса ни в техническом оснащении ни в системе землепользования, но несмотря на это к началу 19 века заметен рост в с/х. Это связано:
- С увеличением количества пахотных земель
- С усиление эксплуатации крестьян. Барщина при Екатерине доходит до 6 дней,
но помещики не перестают жаловаться на «лень» крестьян.
Анализ документа: «…Придет крестьянин сколько возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить". (подневольный труд – малопроизводителен)
Учитель: продолжаем повторение. В 17 веке происходит специализация районов, складывается всероссийский рынок, появляются первые мануфактуры (учащиеся объясняют). В начале 19 века происходит расслоение крестьян: бедняки, середняки и капиталистые крестьяне. В нечернозёмных районах существует система отходничества. Увеличивается количество мануфактур с использованием наемного туда.
Т.О. мы наблюдаем развитие товарно-денежных отношений, специализация с/х, расслоение крестьян – все это свидетельствует о кризисе феодально-крепостнической системы в России к началу 19 века.
Задание для учащихся: «Закончи предложение»
- В начале 19 века государство, в котором мы живем, называлось ………
- Население России исповедовало различные религии, поэтому Россия являлась государством ……..
- Все население России делилось на группы, которые назывались ……
- К привилегированным относились следующие сословия……..,
- Россия была многонациональным государством, но основу населения составляли ………..
- Основная масса населения в России жила в ……..
- Основу экономики составляло ……….
- По форме правления Россия была………
- Промышленные предприятии России того периода назывались…….
- Самым бесправным сословием были….., т.к. в Российской империи существовало …….
Учащиеся обсуждают форму правления в России по схеме
Система государственного управления Российской империей
В первый год 19 века на российский престол вступил новый император Александр1.Русский народ возлагал на царя огромные надежды.
На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания.
Тема нашего урока “Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806гг”. (запись в тетрадях)
(запись в тетрадях)
- 1777-1825 - годы жизни Александра I;
- 1801—1825 гг. — правление Александра I
- Новый император вступил на престол в результате дворцового переворота с 11на 12 марта 1801 года, итогом которого было убийство заговорщиками-дворянами его отца, императора Павла 1. Каким был новый правитель?
Личность Александра
Задание: Слушая рассказ учащегося (ученику было дано опережающее задание), составьте психологический портрет Александра, отметьте сильные и слабые стороны. Учащиеся устно заполняют таблицу
Сильные стороны + | Слабые стороны - |
На момент вступления на престол Александру было 24 года. Император получил прекрасное образование. Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который разделял умеренные республиканские взгляды. Поклонник идей Просвещения, Александр отрицательно относился к крепостному праву. Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий. Смерть отца Павла 1 сильно повлияла на сына. События 11 марта 1891 года показали, как шатко его положение, как он зависим от ближайшего окружения. Поэтому характер монарха сильно изменился. И до этого современники говорили о лицемерии, неискренности царя. Но вряд ли эти черты были врожденными. Скорее всего их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства. Ведь большую часть времени Александр, отнятый у родителей знаменитой бабкой, Екатериной Великой, проводил в Зимнем дворце. Здесь, в екатерининском окружении, он слышал насмешки над своим отцом. Бывая в Гатчине. В доме родителей, несчастный ребенок слышал, как ругали его бабку, мечтали о воцарении Павла Петровича.
Александр был любимцем Екатерины. Юный наследник получил европейское образование, от отца перенял любовь к военному делу, но сам не обладал талантами полководца. По мнению известного историка В.О. Ключевского, будущего императора “учили, как чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать”.
Двойственность, подозрительность и непостоянство в мыслях и поступках стали чертами характера наследника и проявились впоследствии в его политических действиях. Александр 1 был красив, умен, молод, легко очаровывал людей. В то же время он отличался подозрительностью,приверженностью к самовластию. К судьбам даже близких ему людей монарх был равнодушен.
"Тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пенаморская...",- так говорил об Александре шведский посол в Париже.
Н. Бонапарт о российском императоре отзывался следующим образом: “"Александр умен, приятен, образован, но доверятьему нельзя. Он неискренен.Это - истинный византиец,тонкий притворщик,хитрец."
Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу.
Итак, воспитатель Александра Лагарпдал наследнику европейское образование и прививал ему либеральные идеи. Но что же такое либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. (запись в тетрадях).
Идеи либерализма были таковы:
1. Отрицательное отношение к крепостничеству.
2. Введение конституции.
3. Управление на основе законов.
4. Участие выборных учреждений в принятии законов.
5. Предоставление гражданских свобод.
Александр при вступлении на престол в своем манифесте (манифест- торжественное письменное обращение верховной власти к населению)обещал править “по законам и сердцу бабки своей Екатерины Великой”, но новый царь предполагал, что в России необходимо провести реформы для коренного обновления страны.Его вступление на престол вызвало у русского народа восторг и новые надежды. “Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости, поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения”, - писал русский историк В. О. Ключевский.
Александр вступил на престол с намерением добиться “процветаниясвоего Отечества”. А вот что он понимал под этими словами? Какие задачи должен был решить Александр?
Монарх попытался окружить себя единомышленниками, чтобы с их помощью наметить план будущих преобразований. Поэтому в 1801 году Александр собрал вокруг себя кружок “молодых друзей”, который получил название “Негласного комитета”. В системе государственных органов Негласный комитет не занимал определенного места, но его вес в политической жизни был значительный.
В кружок вошли:
- А.А.Чарторыйский – блестяще образованный польский магнат, прекрасный знаток политики и политических наук;
- П.А. Строганов – в молодости участвовал в событиях Французской революции, горячий сторонник конституционной формы правления и отмены крепостного права;
- Н.Н.Новосильцев способный чиновник. Уверенно ориентирующийся в придворных интригах;
- В.П. Кочубей – способный чиновник, человек передовых взглядов.
За полтора года напряженной работы Негласный комитет создал план основных преобразований и выявил сложности, связанные с их осуществлением.
Особенно горячо обсуждались вопросы:
- об отмене крепостного права;
- о введении в России конституционного правления.
Задание:
Какие преобразования были осуществлены в первые годы правления Александра I?
Учащиеся подготовили выступления на тему “Преобразования Александра 1 в 1801-1806 гг”
На экране постепенно заполняется таблица
Ликвидация последствий правления Павла I | Реформа высших органов власти | Решение “крестьянского вопроса” | Реформа народного просвещения |
- вернул казаков, отправленных завоёвывать Индию; - проведена амнистия 12 тыс. чел.; - открыты границы; - разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы; - восстановлена “Жалованная грамота дворянству” и городам. | - Сенат превращен в высший судебный орган; - созданы министерства, заменявшие коллегии; - учрежден Комитет министров; | - предоставлено право мещанам, крестьянам покупать землю, - прекращение пожалования государственных крестьян в частные руки, - запрещено печатать объявления о продаже крестьян без земли - указ о “вольных хлебопашцах” | - доступность образования для низших слоев; - автономию получили университеты; - увеличилось число университетов. |
После воцарения Александр I провел целую серию реформ, способствующих либерализации общества
Задание на закрепление в формате ОГЭ по истории России
- Привилегированное сословие в Российской империи (дворяне)
- Высший судебный орган с 1802 года (Сенат)
- Торжественное письменное обращение верховной власти к населению (манифест)
- Крестьяне, которых помещики могли отпускать с земельными наделами за выкуп по императорскому указу 1803 года назывались “вольные (хлебопашцы)
- Один из членов Негласного комитета (Строганов)
- Частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью (амнистия)
- Воспитатель Александра, сторонник либеральных взглядов. (Лагарп)
Домашнее задание.
Параграф 1, ответить на 1,2,3 вопросы , выучить даты и определения
Подготовить сообщение по теме: “Интересные факты из биографии М.И. Кутузова”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».
Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике, причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране....
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."
Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...
. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"
Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г. 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом....
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
Конспект Урока....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Внутренняя политика Александра I в 1801- 1806 годах»
В первый год XIX в . на российский престол вступил новый император - сын Павла I Александр I ....