Рабочая программа по истории 5 класс на основе ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Крушельницкая Марина Анатольевна

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 

содержит:

1. Титульный лист;

2. подробную поясни тельную записку, в которой прописаны: нормативно-правовая база, цели и задачи курса, общуюхарактеристику предмета, место предмета в базисном учебном плане, образовательные результаты освоения предмета, метапредметные результатя, предметные результаты, содержание учебного курса;

3. Системно-деятельностную основу: раздел, результаты изучения предмета, универсальные виды учебных действий;

4. Календарно-тематический план;

5. Карта програмно-методического обеспечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

РАССМОТРЕНО:  

Руководитель кафедры

_______________  /___________/

«___» _________________ 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора школы

_______________  /___________/

«___» _________________ 2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______________  /___________/

«___» _________________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  на 2015-2016 учебный год

Название предмета История

Класс  5

Учитель  Крушельницкая Марина Анатольевна

Общее количество часов на предмет по учебному плану 70

Из них на:

I четверть    18

II четверть   14

III четверть  20

IVчетверть18

По  2 часа в неделю. Всего учебных недель  35

на лабораторные 0  час

на практические работы  0  часов

контрольные работы  0  часа

Предусмотрено  2 часа самостоятельной работы обучающихся

Составлен в соответствии с программой Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова. Программа по истории 5-9 классы общеобразовательных учреждений, М., «Вентана-Граф», 2013 год.    

Учебники:  А.Н.Майков,«История. Введение в историю».  Москва. «Вентана- Граф». 2012г. ,   .П.Андреевская ,М.В. Белкин, Э.В.Ванина «История древнего мира».  Москва. «Вентана- Граф». 2014г.    

Рассмотрен на заседании кафедры (протокол № ____ от ____________ 2015г.

Рекомендован к использованию в образовательном процессе методическим советом школы (протокол №_____ от   ________2015 г.)

Председатель МС__________________ /___________________________/

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории разработана на основе:

- Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования (2010 год);

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Примерной программы основного общего образования по истории

-авторской программы по истории 5-9 классы общеобразовательных учреждений. Т.П.Андреевской, О.Н.Журавлёвой, А.Н. Майкова. Москва.  «Вентана -Граф». 2013г.

- программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;

 -идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  

Цели реализации программы:

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

 Задачи изучения истории в школе:

 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

 овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

 развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

 формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика предмета

Школьный предмет история относится к общественно-научным дисциплинам (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение  и изучаются в 5-9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории  с древнейших времен до начала XXI в. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «История России» - по хронологически-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.

Содержание курсов нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами  и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.

Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в учебный материал занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним , помимо воспроизведения учебного материала, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.

Знакомство с историей начинается в 5 классе с вводного пропедевтического курса, рассказывающего о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников и т.п. При этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.

В процессе изучения курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, терминологии и понятийном аппарате, в формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Особое внимание авторы придают реализации огромного воспитательного потенциала курса «История России», позволяющего развивать у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманитарные свойства личности.

Оба курса имеют гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначности оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных социальных слоев – создателей историко-культурного наследия прошлого, благодаря чему у учащихся формируется представление о мире человека определенной эпохи и ценностно-эмоциаональное отношение к свершениям предшествующих поколений; наличии развернутых характеристик культурных достижений народов мира в разные исторические периоды, что позволяет оценить их вклад в становление современной цивилизации; освещении процесса исторического складывания многонационального, многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействует формированию толерантности.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Всего на ее изучение отводится 385 учебных часов. Из них на 5,6,7,8 классы приходится по 70 часов (2 часа в неделю), а в 9 классе – 105 часов (3 часа в неделю).

Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом. В 5 классе 14 % учебного времени отводится на пропедевтический курс «Введение в историю», а 86 % часов – на курс «Всеобщая история». В 6,7,8 и 9 классах на курс «Всеобщая история» приходится 30 % учебного времени, а на курс «Истории России» - 70 % часов.

Согласно базисному учебному плану количество часов в неделю, отведенное на изучение истории в 5 классе составляет 70 часов, 2 часа в неделю. Таким образом, вся программа рассчитана на 70 часов.

          Рабочая программа по истории ориентирована на использование учебников для учащихся общеобразовательных учреждений, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, А.Н.Майкова «История.Введение в историю».  Москва. «Вентана-Граф». 2012г., П.Андреевской, М.В. Белкина, Э.В.Ваниной «История древнего мира».  Москва. «Вентана-Граф». 2014г.

Образовательные результаты освоения предмета

Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами обучения по предмету «история» являются:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметными результатами обучения по предмету «История» являются:

1)усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

2)расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

3) приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

4) освоение приемов установления причинно-следственных связей;

5)умения объяснять разнообразие современного мира:

- определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций;

- определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации;

- различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира;

- свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия;

6)умения рассматривать общественные процессы в развитии;

- определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации;

- предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

7) выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;

8) давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);

9) определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

        Содержание учебного предмета, курса

Введение (10 часов)

Что изучает история. Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.

Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография.

Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. 

Историческая карта. Легенда карты.

Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды. Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя.

Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамена. Флаги. Национальные цвета. Гимны.

Курсы «Всеобщая история» и «История России»

Как работать с учебными материалами по истории.

История Древнего мира (60часов) Раздел 1 .  Первобытное общество (5 часов).

Введение. Что изучает история Древнего мира. Хронологические рамки древней истории. Древний мир во всемирной истории. Исторические источники изучения Древнего мира.

Появление человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей.Долгий путь к «человеку разумному».Изменения климата на земле. От человеческого стада к родовой общине. Племя.

Знания первобытных людей об окружающем мире. Религиозные представления и зарождение искусства. Быт первобытного человека. Первые земледельцы и скотоводы. Появление ремесла. Использование металлов. Соседская община. Возникновение имущественного и социального неравенства.  

Древний Восток (15 часов)

Введение. Древний Восток в истории Древнего мира.

Древний Египет. Местоположение и природа  Древнего Египта. Хозяйственная жизнь египтян в древности. Река Нил в жизни Древних Египтян. Ирригационная система. Образование «номов». Возникновение единого государства в Египте.

Религиозные верования в Древнем Египте. Мифы о богах. Обожествление явлений природы. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни. Мумификация. Религия в повседневной жизни египтян.

Фараон- правитель страны. Почитание фараона как бога. Строительство пирамид. Пирамида Хеопса.

Жители Древнего Египта - подданные фараона. Вельможи и чиновники. Жрецы. Воины, армия фараона. Крестьяне и ремесленники. Рабы- люди, потерявшие свободу.  Быт древних египтян. Жилище. Одежда. Семья. Праздники.

Культура Древнего Египта. Иероглифическое письмо. Образование. Научные знания: математика, астрономия, медицина. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Значение достижений Древнего Египта для современного человечества.

Двуречье.  Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Шумер. Аккад. Держава Саргона. Хозяйственная жизнь. Религиозные верования. Научные знания: астрономия, математика. Клинопись. Поэма о Гильгамеше.

Вавилонское царство.  Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. Хозяйство и быт вавилонян. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии.

Ассирия. Природа Северной Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Царь и его армия. Завоевательные походы. Отношение ассирийцев к покоренным народам. Управление державой. Ниневия-столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Финикия. Местоположение. Население, хозяйственная жизнь. Города-государства на территории Финикии. Общественное устройство и управление страной. Морские путешествия финикийцев

Изобретения финикийцев. Особенности религиозных верований.

Палестина. Местоположение, природа. Ветхий Завет об истории древних евреев. Моисей и его заповеди. Ветхозаветные сказания. Древнееврейское царство. Знаменитые правители: Саул, Давид, Соломон.

Персидская держава. Возникновение Персидской державы. Завоевательные походы. Кир Великий. Дарий Первый. Государственное устройство империи. Сатрапии. Культура и религия.

Древняя Индия. Местоположение и природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Племена ариев. Варны и касты. Эпические произведения древних индийцев. Религиозные верования. Буда. Возникновение буддизма. Буддийские притчи. Города и жилища.

Древний Китай. Местоположение, природа и население. Семь царств. Объединение Китая. Империя Цинь. Учение Конфуция. Нормы поведения человека в отношениях с государством, в семье. Повседневная жизнь. Изобретения и открытия древних китайцев.

Итоговое обобщение по разделу «Древний Восток».

        Древняя Греция (19 часов)

Введение. Античный период в истории Древнего мира.

 Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Значение моря и гор в жизни греков. Особенности хозяйственной деятельности.

Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Дорийское завоевание.

Пантеон греческих богов. Мифы о богах и героях. Отражение в греческой религии явлений природы. Представления о загробном мире. Религиозные церемонии.

 Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы.

Государства - полисы Древней Греции. Развитие земледелия и ремесел. Возникновение греческих полисов. Организация жизни в полисе. Великая греческая колонизация, ее причины и основные направления. Колонии и метрополии. Греки и скифы.

Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности.Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны.

Возникновение Спартанского государства, его социальная организация.  Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин.

Причины войны с персов с греками. Организация греческого и персидского войск. Марафонская битва. Поход персидского царя Ксеркса на Элладу. Фемистокл. Саламинское сражение. Битва при Платеях. Афинский морской союз. Итоги и последствия греко-персидских войн.

Расцвет Греции и величие Афин. Значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Идеалы и общественные нормы древних греков. Счастье, патриотизм в понимании древних греков. Афинский гражданин. Должностные лица. Афинские граждане, переселенцы, рабы. Изменения в организации управления в Афинах. Строительство в городе при Перикле.

Олимпийские игры в жизни древних греков.

Повседневная жизнь древних греков. Одежда.  Жилище. Еда. Семья.

Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование.

Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан

Памятники греческого искусства.  

Упадок Греции и возвышение Македонии. Пелопоннесская война.  Возвышение Македонии Филиппе  Организация македонского войска. Демосфен в борьбе за свободу греческих полисов. Битва при Херонее и ее последствия. Греция под властью Македонии.

Завоевания Александра Македонского и их последствия.

Вступление Александра Македонского на престол. Первая военная победа. Завоевание Сирии, Египта, Финикии. Гибель Персидской державы. Поход в Индию. Держава Александра Македонского и ее распад.

Распространение греческой культуры на Восток. Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон ("храм муз"), знаменитые ученые: Евклид , Аристарх, Архимед

Итоговое обобщение по разделу Древняя Греция.

        Древний Рим (20 часов)

Ранний Рим. Природа и население древней Италии. Занятия населения. Легенда об основании Рима.

Эпоха царей: 753-509 г.г. до н.э. Управление Римом в эпоху царей. Рим под властью этрусков. Реформа Сервия Туллия 

Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц.

Рим и соседние народы. Нашествие галлов. Самнитские войны. Война с Пирром. Завоевание Римом Италии.

Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица.

Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия.

Причины Пунических войн. Первая Пуническая война. Ганнибал. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Публий Сципион. Битва при Заме. Третья Пуническая война. Разрушение Карфагена.

Завоевания Рима на Востоке. Македонские войны Сирийская война. Римляне а АзииПокорение Греции. Разрушение Коринфа. Управление провинциями. Наместники и откупщики..

Своеобразие римской религии, ее связь с греческой религией. Пантеон римских богов. Богиня Веста и жрицы-весталки. Жрецы. Римские праздники.

Быт римлян. Римский дом. Одежда. Семья. Распорядок дня. Представления о гражданских достоинствах личности. "Отеческие нравы": верность, долг, служение Отечеству. Упадок нравов.

Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака.

Гражданские войны в Римской республике.  Реформы братьев Гракхов. Усиление роли полководцев и подвластных им армий в жизни Рима. Реформа армии. Гай Марий и Корнелий Сулла. Установление диктатуры Суллы.

Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Первый триумвриат. Гальские войны. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря.

Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Второй триумвриат. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы.

Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи.

Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.

Возникновение христианства. Иудея. Иисус Христос. Первые христиане и гонения на них. Распространение христианства. Император Константин

 Новые явления в хозяйственной жизни. Варварские племена и их взаимоотношения с Римом. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Итоговое обобщение по разделу «Древний Рим». Вклад народов древности в мировую культуру.

Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания.

Системно-деятельностная основа обучения

п/п

Наименование раздела или тематического блока

Результаты изучения предмета

Виды универсальных учебных действий

1.

История. Введение (10 часов)

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные: умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  смысловое чтение;  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе;

Предметные: усвоение системы исторических знаний; расширение элементов социального опыта;  приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений; освоение приемов установления причинно-следственных связей; умения объяснять разнообразие современного мира:

- определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций;

 Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения); Смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»).

 Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические действия (моделирование);

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-подведение под понятие, выведение следствий;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

2.

Первобытное общество (5 часов)

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Метапредметные: 1)  умение определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные: приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений; освоение приемов установления причинно-следственных связей; умения объяснять разнообразие современного мира:

- определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций; свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство; в культуре – религия, искусство; умения рассматривать общественные процессы в развитии; определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации; предлагать варианты мотивов поступков представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ; определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники).

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения) формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»).

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

                             Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические действия (моделирование);

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

                                   Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

                                     Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

3.

Древний Восток (16 часов)

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию  с учётом устойчивых познавательных интересов;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные: усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности; приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений; освоение приемов установления причинно-следственных связей; умения объяснять разнообразие современного мира:

- определять и объяснять временные границы древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций;

- определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени цивилизации;

- различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира;

- свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия;

умения рассматривать общественные процессы в развитии;

- определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации;

- предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;

давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);

 определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения).Смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»).

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей).

 Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические действия (моделирование);

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению препятствий.

4.

Древняя Греция (19 часов)

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию  с учётом устойчивых познавательных интересов;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные: усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности; приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений; освоение приемов установления причинно-следственных связей; умения объяснять разнообразие современного мира:

- определять и объяснять временные границы древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций;

- определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени цивилизации;

- различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира;

- свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия;

умения рассматривать общественные процессы в развитии;

- определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации;

- предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;

давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);

 определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения).Смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»).

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей).

 Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические действия (моделирование);

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению препятствий.

5.

Древний Рим (20 часов)

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию  с учётом устойчивых познавательных интересов;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные: усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности; приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений; освоение приемов установления причинно-следственных связей; умения объяснять разнообразие современного мира:

- определять и объяснять временные границы древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций;

- определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени цивилизации;

- различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира;

- свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия;

умения рассматривать общественные процессы в развитии;

- определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации;

- предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;

давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);

 определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения).Смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»).

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей).

 Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

-знаково-символические действия (моделирование);

-смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, способность к  волевому усилию и к преодолению препятствий.

Календарно-тематический план по истории Древнего мира 

 

История. Введение.    История Древнего мира

№ п/п

Дата

Коррек-

тировка

Тема   урока и основные вопросы содержания

Номер и наименование провероч

ной работы

Домашнее задание:

- репродуктивный уровень

- конструктивный;

- продуктивный

1

2

3

4

5

6

Раздел 1 .  Введение (10 часов)

1.

01.09.

Что изучает история.

Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.

Р.-п.1читать.

К.-записи в тетради выучить.

Т.-Составить в тетради схему «История», схему «Главные вопросы историка».

  1. 2.

03.09.

Источники знаний о прошлом.

Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография.

Р.-п.2 читать.

Составить устно пример любого исторического документа.

  1. 3.

08.09.

Измерение времени.

Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.

Р.- п.3 читать. Решить задачу в тетради на определение хронологии событий: в каком веке, году произошло событие.

Повторить словарь иностранных слов в тетради.

  1. 4.

10.09.

Историческая карта.

Легенда карты.

п.-4 читать, отвечать на вопросы.

5.

15.09.

Археология-помощница историков.

п.-5 читать, отвечать на вопросы.К.- Повторить словарь иностранных слов в тетради.

  1. 6.

17.09.

Наука о народах - наука о прошлом.

Понимать,как этнография помогает историкам в изучении прошлого; понимать особенности работы этнографов; развивать умение анализировать сказания, мифы, песни с целью извлечения исторической информации.

п.-6 читать, отвечать на вопросы. К.- Проанализировать иллюстрации, изображающие одежду, жилища, предметы быта.

  1. 7.

22.09

Знать своих предков - знать историю.

Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Моё имя.

п.-7 читать, отвечать на вопросы.

Т.- составить в тетради генеалогическую таблицу.

  1. 8.

24.09

Географические названия- свидетели прошлого.

Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов, улиц.

п.-8 читать. Выучить названия городов ХМАО. Знать название сёл в родном крае, улиц в посёлке.

  1. 9.

29.09

О чём могут поведать герб, флаг и гимн.

Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамена. Флаги. Национальные цвета. Гимны.

п.-9,10,11. Создать в тетради изображение герба  своей семьи. Отразить в нём семейные традиции и подобрать девиз.

  1. 10.

01.10

Как работать с учебными материалами по истории.

п.-12 читать, отвечать на вопросы.

История Древнего мира (60часов)

Раздел 1 .  Первобытное общество (5 часов)

  1. 11.

06.10

Возникновение человека.

Появление человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей.

п.-1, читать, отвечать на вопросы.

12.

08.10

Появление современного человека.

Долгий путь к «человеку разумному».Изменения климата на земле. От человеческого стада к родовой общине. Племя.

2 читать, отвечать на вопросы

Т.-составить рассказ об охоте

13.

13.10

Зарождение искусства  и религиозных верований.

Знания первобытных людей об окружающем мире. Религиозные представления и зарождение искусства. Быт первобытного человека.

п.-.3, читать, отвечать на вопросы

К.- задания  к п.2,3

Т.-составить рассказ о религиозных обрядах.

14.

15.10

Человечество на пути к новому обществу.

Первые земледельцы и скотоводы. Появление ремесла.

Использование металлов. Соседская община. Возникновение имущественного и социального неравенства.

п.4 читать, отвечать на вопросы

К.- задание  4 к п.

Т.-составить кроссворд по материалам п.1-4.

15.

20.10

Повторение (1 час). Значение первобытной эпохи в истории человечества, представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности)

Т. – презентации, доклады

Древний Восток (15 часов)

16.

22.10

Образование государства в долине Нила.

Местоположение и природа  Древнего Египта. Хозяйственная жизнь египтян в древности. Река Нил в жизни Древних Египтян. Ирригационная система. Образование «номов». Возникновение единого государства в Египте.

Р.-п. 5 читать, отвечать на вопросы

17.

27.10

Религиозные верования в Древнем Египте.

Мифы о богах. Обожествление явлений природы. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни. Мумификация. Религия в повседневной жизни египтян.

Р.- п.6 читать, отвечать на вопросы

К.- выучить понятия  

18.

29.10

Правитель Древнего Египта.

Фараон- правитель страны. Почитание фараона как бога. Строительство пирамид. Пирамида Хеопса.

Р.- п.7 читать, отвечать на вопросы

Т.- задание 3 к п.

Составить устно типологический портрет фараона.

19.

10.11

Подданные фараона.

Жители Древнего Египта - подданные фараона. Вельможи и чиновники. Жрецы. Воины, армия фараона. Крестьяне и ремесленники. Рабы- люди, потерявшие свободу.

Р.- п.8., читать.

Т.- составить рассказ о городах Мемфисе и Фивах

20.

12.11

Повседневная жизнь древних египтян.

Быт древних египтян.Жилище. Одежда. Семья. Праздники.

Р.- п.9 читать, отвечать на вопросы

К.- составить рассказ о повседневной жизни древних египтян.

21.

17.11

Культура Древнего Египта.

Иероглифическое письмо. Образование. Научные знания: математика, астрономия, медицина. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Значение достижений Древнего Египта для современного человечества.

Р.- п.10 читать, отвечать на вопросы

К.- задание 3 к п.  

Т. – презентации, доклады

22.

19.11

Двуречье.

Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Шумер. Аккад. Держава Саргона. Хозяйственная жизнь. Религиозные верования. Научные знания: астрономия, математика. Клинопись. Поэма о Гильгамеше.

Р.- п.11 читать, отвечать на вопросы

К.- задание 2 к п.  

23.

24.11

Вавилонское царство.

Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. Хозяйство и быт вавилонян. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии.

Р.- п.12 читать, отвечать на вопросы

К.- задание 3 к п.

24.

26.11.

Ассирия.

Природа Северной Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Царь и его армия. Завоевательные походы. Отношение ассирийцев к покоренным народам. Управление державой. Ниневия-столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

п.13 К.-заполнить таблицу  

Т. выразительное чтение литературных произведений

25.

01.12

Финикия.

Местоположение. Население, хозяйственная жизнь. Города-государства на территории Финикии. Общественное устройство и управление страной. Морские путешествия финикийцев

Изобретения финикийцев. Особенности религиозных верований.

Р.- п.14 читать, отвечать на вопросы

К.- изучить документ к §14, ответить на вопросы к документу

26.

03.12

Палестина. Местоположение, природа. Ветхий Завет об истории древних евреев. Моисей и его заповеди. Ветхозаветные сказания. Древнееврейское царство. Знаменитые правители: Саул, Давид, Соломон.

Р.- п.15читать, отвечать на вопросы

К.- изучить документ к §15, ответить на вопросы к документу

27.

08.12

Персидская держава.

Возникновение Персидской державы. Завоевательные походы. Кир Великий. Дарий Первый. Государственное устройство империи. Сатрапии. Культура и религия.

Р.- п.16 читать, отвечать на вопросы

К.- изучить документ к §16, ответить на вопросы к документу

28.

10.12

Древняя Индия.

Местоположение и природа.

Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Племена ариев. Варны и касты. Эпические произведения древних индийцев.

Р.- п.17 читать, отвечать на вопросы

29.

15.12

Древняя Индия.

Религиозные верования. Буда. Возникновение буддизма. Буддийские притчи. Города и жилища.

Р.- п.18 читать, отвечать на вопросы

К.- задания   к п.

30.

17.12.

Древний Китай.

Местоположение, природа и население. Семь царств. Объединение Китая. Империя Цинь. Учение Конфуция. Нормы поведения человека в отношениях с государством, в семье. Повседневная жизнь. Изобретения и открытия древних китайцев.

Р.- п.19 читать, отвечать на вопросы

К.- задания   к п.

Т. – презентации, сообщения

31.

22.12.

Итоговое обобщение по разделу «Древний Восток»

Т. – презентации, сообщения

Древняя Греция (19 часов).

32.

24.12.

Введение. Древнейшая Греция.

Античный период в истории Древнего мира.

 Природа и население Древней Греции. Значение моря и гор в жизни греков. Особенности хозяйственной деятельности.

п.-20 читать, отвечать на вопросы

33.

29.12

Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Дорийское завоевание.

Р.- п.21 прочитать.

34.

12.01

Пантеон греческих богов. 

Мифы о богах и героях. Отражение в греческой религии явлений природы. Представления о загробном мире. Религиозные церемонии.

Р.- п.22 читать, отвечать на вопросы

35.

14.01

 «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы.

Микены и Троя: правда или вымысел.

Р.-п.-23 читать. К.- задания  

Т.-выразительное чтение поэм.

36.

19.01.

Государства - полисы Древней Греции. 

Развитие земледелия и ремесел. Возникновение греческих полисов. Организация жизни в полисе. Великая греческая колонизация, ее причины и основные направления. Колонии и метрополии. Греки и скифы.

Р.- п.-24 читать, отвечать на вопросы.

К.- изучить документ к §24, ответить на вопросы к документу

37.

21.01.

Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности.

Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны.

Р.- п. 25 читать, отвечать на вопросы

К.- изучить документ к §25, ответить на вопросы к документу

38.

26.01.

Возникновение Спартанского государства, его социальная организация.

Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин.

Р.- п. 26 читать, отвечать на вопросы

 К.- задание 3 к п.  

Т.- сравнить воспитание в Лаконии с современным

39.

28.01.

Причины войны с персов с греками.

Организация греческого и персидского войск. Марафонская битва. Поход персидского царя Ксеркса на Элладу. Фемистокл. Саламинское сражение. Битва при Платеях. Афинский морской союз. Итоги и последствия греко-персидских войн.

Р.- п.27-28читать, отвечать на вопросы

К.- составить хронологическую таблицу войн.

40.

02.02.

Расцвет Греции и величие Афин. Значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Идеалы и общественные нормы древних греков Положение рабов в Древней Греции. Должностные лица. Афинские граждане, переселенцы, рабы. Счастье, патриотизм в понимании древних греков.

Р.- п. 29 читать, отвечать на вопросы

К.- задания  

41.

04.02.

Расцвет Греции и величие Афин. Развитие демократии при Перикле.

Афины при Перикле. Народное собрание.. Изменения в организации управления в Афинах. Строительство в городе при Перикле .Изменения в жизни греков при Перикле.

Р.- п. 30читать, отвечать на вопросы

К.- изучить документ к §30, ответить на вопросы к документу

42.

09.02.

Олимпийские игры в жизни древних греков.

Р.- п. 31 читать, отвечать на вопросы

Т.- сообщения, презентации по теме урока.

43.

11.02.

Повседневная жизнь древних греков.

Одежда.  Жилище. Еда. Семья.

Р.- п. 32 читать, отвечать на вопросы

Т.-сообщения о великих личностях

44.

16.02.

Развитие научных знаний.

Древнегреческие мыслители. Образование.

Р.- п. 33 читать, отвечать на вопросы

К.- задания    с. 175

Т.-сообщения о великих личностях

45.

18.02.

Древнегреческий театр.

 Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан

Р.- п.34 читать, отвечать на вопросы

Т.-сообщения о великих личностях - задания  5-6 к п.

46.

23.02.

Памятники греческого искусства.  

Р.- п. 35читать, отвечать на вопросы

К.- задания  2-3 к п.

Т.-сообщения о великих личностях, памятниках Древней Греции.

47.

25.02.

Упадок Греции и возвышение Македонии.

Пелопоннесская война.  Возвышение Македонии Филиппе

Организация македонского войска. Демосфен в борьбе за свободу греческих полисов. Битва при Херонее и ее последствия. Греция под властью Македонии.

Р.- п.36 читать, отвечать на вопросы

К.- задания  3-4

48.

02.03.

Завоевания Александра Македонского и их последствия.

Вступление Александра Македонского на престол. Первая военная победа. Завоевание Сирии, Египта, Финикии. Гибель Персидской державы. Поход в Индию. Держава Александра Македонского и ее распад.

Р.- п.37читать, отвечать на вопросы

К.- задания   3 к п.

Т.-сообщения о жизни А. М.

49.

04.03.

Распространение греческой культуры на Восток. Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон ("храм муз"), знаменитые ученые: Евклид , Аристарх, Архимед

Р.- п. 38читать, отвечать на вопросы

К.- задания 2  

50.

09.03

Итоговое обобщение по разделу Древняя Греция.

Т. – презентации, доклады

Раздел IV. Древний Рим (20 часов).

51.

11.03.

Ранний Рим.

Природа и население древней Италии. Занятия населения. Легенда об основании Рима.

Р.- п.39 читать, отвечать на вопросы

К.- задания  4 к п. \

52.

16.03

Эпоха царей: 753-509г.г. до н.э. 

Управление Римом в эпоху царей. Рим под властью этрусков. Реформа Сервия Туллия

Р.- п.40 читать, отвечать на вопрос

53.

18.03.

Рождение республики.

Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц.

Р.- п. 41 читать, отвечать на вопросы

К.- задания  к п.

54.

01.04.

Рим и соседние народы. Нашествие галлов. Самнитские войны. Война с Пирром. Завоевание Римом Италии.

Р.- п.42 читать, отвечать на вопросы

55.

06.04.

Расцвет Римской республики.

Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица.

Р.- п.46 читать, отвечать на вопросы

Т.-  составить схему государственного устройства Древнего Рима.

56.

08.04.

Армия Древнего Рима.

 Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия.

Р.- п.43 читать, отвечать на вопросы

57.

13.04.

Причины Пунических войн.

Первая Пуническая война. Ганнибал. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Публий Сципион. Битва при Заме. Третья Пуническая война. Разрушение Карфагена.

Р.- п. 44читать, отвечать на вопросы

58.

15.04.

Завоевания Рима на Востоке.

Македонские войны Сирийская война. Римляне а АзииПокорение Греции. Разрушение Коринфа. Управление провинциями. Наместники и откупщики..

Р.- п. 45читать, отвечать на вопросы

К.- задания 3 к п.  

59.

20.04.

Своеобразие римской религии, ее связь с греческой религией.

Пантеон римских богов. Богиня Веста и жрицы-весталки. Жрецы. Римские праздники.

Р.- п. 48читать, отвечать на вопросы

60.

22.04.

Быт римлян.

Римский дом. Одежда. Семья. Распорядок дня. Представления о гражданских достоинствах личности. "Отеческие нравы": верность, долг, служение Отечеству. Упадок нравов.

Р.- п.47,48 читать, отвечать на вопросы.

Т.- Сообщения о быте римлян, презентации.

61.

27.04.

Кризис и падение Римской республики.

Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака.

Р.- п. 49 читать, отвечать на вопросы

Т.- сообщения, презентации.

62.

29.04

Гражданские войны в Римской республике.

Реформы братьев Гракхов. Усиление роли полководцев и подвластных им армий в жизни Рима. Реформа армии. Гай Марий и Корнелий Сулла. Установление диктатуры Суллы.

Р.- п. 50 читать, отвечать на вопросы

Т.- сообщения о великих личностях

63.

04.05.

Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. 

Первый триумвриат. Гальские войны. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря.

Р.- п.51 читать, отвечать на вопросы

Т.-сообщения о великих личностях

64.

06.05.

Борьба за власть после смерти Цезаря.

 Гибель республики. Второй триумвриат. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы.

Р.- п.52 читать, отвечать на вопросы

Т.-сообщения о великих личностях

65.

11.05.

Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.)

Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи.

Р.- п.53-54 читать, отвечать на вопросы

66.

13.05.

Культура Римской империи.

Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.

Р.- п55- читать, отвечать на вопросы

Т.- сообщения о великих личностях, памятниках римской культуры

67.

18.05.

Возникновение христианства.

Иудея. Иисус Христос. Первые христиане и гонения на них. Распространение христианства. Император Константин

Р.- п.56 читать, отвечать на вопросы

Т.- сообщения, презентации

68.

20.05.

 Новые явления в хозяйственной жизни.

Варварские племена и их взаимоотношения с Римом. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Р.- п.57 читать, отвечать на вопросы

Читать дополнительную литературу по истории.

69.

25.05.

Итоговое обобщение по разделу «Древний Рим». Вклад народов древности в мировую культуру.

Сообщения, презентации.

70.

27.05.

Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире.

Сообщения, презентации.

Карта программно-методического обеспечения предмета История Древнего мира 5 класс

Учитель

Класс

Предмет

Программа  

(автор, составитель, сайт МОиН РФ; название; год издания)

Гриф МОиН РФ

Учебник

(автор, название, год издания)

Кол-во

недост.

Методическое   пособие

(автор, название, год издания)

Крушельницкая М.А.

5

История

Древнего мира

Программа по истории 5-9 классы общеобразовательных учреждений. Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлёва, А.Н. Майков. Москва. «Вентана-Граф». 2013г.      

 

допущено

«История. Введение в историю"/ А.Н.Майков Москва. «Вентана- Граф». 2012г. ,  

«История Древнего мира» / Т.П.Андреевская, М.В. Белкин, Э.В.Ванина, под общей  редакцией академика РАН В.С.Мясникова Москва. «Вентана-Граф». 2014г.,

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая учебная программа для 5 классов на основе ФГОС ,предмет- обществознание

Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №...

Рабочая программа по русскому языку на основе ФГОС основного общего образования второго поколения 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по истории 5-9 кл ФГОС ООО

Данная рабочая программа по истории разработана на основе:1. Примерной программы по всеобщей истории 2015 г.2. Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 кл ...