Возвышение Москвы.
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Колодешникова Елена Геннадьевна

Конспект урока и технологическая карта по истории 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_istorii.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории. 6 класс.

Учитель: Колодешникова Елена Геннадьевна

Школа № 41 Октябрьского района городского округа Самара

Тема урока: «Возвышение Москвы».

Цель урока: формирование исторического сознания и мышления на основе осмысления  значимости процесса объединения русских земель и роли Ивана Калиты в этом процессе.

Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончании изучения темы:

-называет процедуры и способы поисково-исследовательской деятельности;

-выполняет учебное задание в сотрудничестве с одноклассниками и учителем;

-показывает по карте города и княжества, претендующие  на роль центра русских земель;

-выделяет основные направления деятельности московского князя Ивана Калиты;

- дает и обосновывает собственную оценку  его политики и личности.

Программные требования:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование потребности к самовыражению и самореализации  через оценку деятельности исторических личностей,  установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Развитие навыков сотрудничества.

Планирование путей достижения цели.

Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формулирование и обоснование собственной точки зрения.

Использование адекватных языковых средств для выражения чувств и мыслей.

Использование исторической карты как источник информации о политических центрах Руси.

Проведение поиска информации в исторических текстах.

Оценивание деятельности исторических личностей.

Программное содержание: Москва и Тверь. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика.

Мировоззренческая идея: в единстве государства заключена его сила.

Основные даты: 1325-1340, 1327.

Исторические личности: Юрий Данилович, Михаил Тверской,  Иван Калита.

Географические объекты: Москва, Тверь, Киев.

План изучения нового материала: 1. Условия жизни на северо-востоке Руси в XIV веке.

                                                               2. Отношения Москвы и Твери.

                                                               3. Политика Ивана Калиты.

Технология проблемно – развивающая.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный (урок – исследование)

Мизансцена урока: традиционная

Оборудование: карта «Рост территории и усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV в.», иллюстрации, карты и тексты учебника, рабочая тетрадь.

Домашнее задание: РТ урок 54, задание № 6, прочитать § 18, ответить на вопросы перед ним,  подготовить сообщение одному ученику  о Сергии Радонежском.

Технологическая карта урока по теме «Возвышение Москвы». 6 класс.

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ    8 мин.

- проявляет

 интерес к изучаемой теме

-владеет способами сотрудничества

- обнаруживает и формулирует проблему

-планирует предстоящую деятельность

Создание проблемой ситуации

-Когда вы смотрите соревнования с участием российских спортсменов, вам приходит в голову болеть за их соперников? Почему?

- В наши дни славу и честь стране добывают в мирной борьбе. Раньше это происходило  на полях сражений, в кровавых битвах. Давайте узнаем, как это было. Работа с текстом и вопросами к нему.

- Восстание в Твери вызвано поведением баскаков, поднял его народ. Жители других земель должны были поддержать своих – тверичей. Но так ли это было? Рассмотрите рисунки и подписи к ним на с.180-181.

- Какое противоречие наблюдается? Какой  основной вопрос урока нам предстоит решить?

Главный вопрос урока

Почему московский князь Иван Калита подавил антиордынское восстание в Твери?

Гипотезы:

- Что должны сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения?

Фронтально

Работают с текстом и вопросами сначала в парах, а затем фронтально (приложение 1)

Запись темы и главного вопроса в рабочую тетрадь

Сначала в парах, а затем фронтально

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  - 20 мин.

-проявляет познавательную активность

 

-обосновывает собственную позицию, мнение.

-выполняет учебное задание в сотрудничестве с одноклассниками и учителем

-перечисляет основные направления политики Ивана Калиты

1. Условия жизни на северо-востоке Руси в XIV веке.

Проблемное изложение

Проблема: едины или нет княжества Северо-Восточной Руси?

Гипотезы: шел процесс раздробления княжеств.

Факты: работа с картами «Русские земли и княжества в XII – начале XIII вв.», «Владимиро– Суздальское княжество(1300-1350-е гг.)».

Анализ:  - Кто может объяснить, как изменилась территория Владимирского княжества? (Увеличилась, не  является единой).

- Почему одни города отмечены просто точкой, а другие в кружке? (Кружком обозначены столицы).

-Исходя из полученных данных, назовите, на какие части распалось княжество? ( 15 названий)

- Как называется такое состояние государства? (Раздробленность).

-А теперь, используя текст учебника, выполните задание № 2 в рабочей тетради (определи, что разъединяло, а что объединяло княжества Северо-Восточной Руси в XIV веке).

-Чем отличались русские княжества друг от друга?

-Есть ли у жителей общее название?

- Мог Иван Калита считать тверичей  «своими»?

- Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством? (Нет)

- Что объединяло русские княжества?

- Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством? (Да)

Выводы:  На северо-востоке Руси нет единого народа, но есть  общие цели - освобождение от монголо-татар. Тогда поступок Ивана Калиты можно расценивать как предательство.

2. Москва и Тверь

Частично-поисковый метод

Проблема: Москва и Тверь – соперники или союзники?

Гипотезы: Они соперники в политической борьбе.

Факты:  работа текст учебника с.  179-180

Анализ: заполнение таблицы задания № 3 в РТ (Запишите цели и средства князей Москвы и Твери. Если бы ты оказался на их месте, какими бы поступками гордился, а за какие испытывал бы угрызения совести?). Выслушиваются ответы детей.

Выводы: Москва и Тверь были соперниками, использовали различные средства в политической борьбе. У московских князей сложилось правило: цель оправдывает средства.

3. Политика Ивана Калиты.

Исследовательский метод

Проблема: как воспользовался Иван Калита результатами своей победы?

Гипотезы: он сумел укрепить позиции Московского княжества.

Факты: текст учебника с. 181-184.

Анализ: заполнение схемы задания № 4 в РТ (Укажите значение правления Ивана Калиты для Руси). Выслушиваются ответы детей.

Выводы: Благодаря Ивану Калите Москва превратилась в государственный и духовный центр русских земель.

 Индивидуально, а затем фронтально. Учебник с. 111 и 178.

Индивидуально, а затем фронтально. Учебник с.177-179. Фиксируем результаты в рабочую тетрадь урок 54, задание № 2 (приложение 2)

Работа в парах,  результаты фиксируем в рабочую тетрадь урок 54, задание № 3 (приложение 3).

Индивидуально,  результаты фиксируем в рабочую тетрадь урок 54, задание № 4 (приложение 4), а затем фронтально.

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО -  5 мин.

-называет  исторических деятелей

-объясняет причины их поступков

-показывает по карте города и княжества

-дает оценку их  поступкам

-называет процедуры и  способы поисково-исследовательской деятельности

Повторительно-обобщающая беседа:

- С какими историческими личностями мы познакомились в ходе урока?

- Какие поступки они совершали?

- Почему они поступали именно так?

- Кто может показать по карте города и княжества, претендующие на роль центра объединения русских земель?

- Кто победил в этом соперничестве?

-Как Иван Калита воспользовался результатами своей победы?

- Можем ли мы оправдать поступок Ивана Калиты в 1327 году?

- Какой у нас был главный вопрос урока и как мы на него получили ответ?

- Какие версии подтвердились?

-Что мы можем записать в качестве вывода к уроку?

Вывод: Желание победить в политическом противостоянии с Тверью и стремление сохранить собственные земли, заставило Ивана Калиту использовать жесткие способы борьбы.

 -Москва победила в этой борьбе. Сумеют ли потомки Ивана Калиты закрепить успех, мы узнаем на следующем уроке.

Фронтально

Один ученик у доски

Фронтально

-даёт объективную оценку собственной деятельности

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА  3 мин.

- Где и в каких ситуациях мы можем применить новые знания и умения?

- Что особенно понравилось на уроке? Почему?

- Что вызвало наибольшую трудность? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Возвышение Москвы"

Карточки для индивидуального письменного опроса учащихся в начале урока. Можно использовать при проведении дополнительных занятий в качестве повторения, в работе по ликвидации пробелов в знаниях....

Проблемно-диалогическая технология на примере урока «Возвышение Москвы»

Проблемно-диалогическая технология нацелена на то, чтобы учащиеся самостоятельно открывали новое знание. Использование этой технологии приводит к изменению структуры урока. Урок начинается с создания ...

Конспект и презентация урока "Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы".

Урок изучения нового материала с использованиеминформационных технологий и технологии развитиякритического мышления...

Возвышение Москвы

Презентация к уроку на электронной доске в программе Notebook....

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы

презентация для урока Истории в 6 классе, УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ("Просвещение", 2012)...

Возвышение Москвы

Урок истории России в 6 классе. Разработан к учебнику А.А.Данилова, Д.Д.Данилова, В.А.Клокова, С.В.Трина История России с древнейших времен до начала XVI века, М.; из-во Баласс. Урок разработан в соот...