урок по теме: "Идеология национал-социализма: уроки истории и вызовы современности"
план-конспект урока по истории на тему

Махалкина Мария Александровна

Обращение к истории борьбы с режимом фашизма позволит уяснить, что является движущей силой возникновения подобного течения в обществе, при каких исторических условиях он может возникнуть, какие силы могут противостоять фашизму и как с ним бороться.

Цель урока: развитие системности и самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к изучению истории, формирование осмысленной позиции толерантности и гуманизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_fashizm_istoriya_i_sovremennost.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА: УРОКИ ИСТОРИИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Педагогические технологии:  технология критического мышления

 Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Тип урока: урок систематизации знаний по истории, обществознанию.

Цель урока: развитие системности и самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к изучению истории, формирование осмысленной позиции толерантности и гуманизма.

Задачи урока:

1) образовательная: углубление знаний учащихся по теме «Национал-социализм», формирование собственного мнения и отношения к проявлениям националистических идей в современном российском обществе;

2) развивающая – формирование навыка работы с  исторической информацией,  историческими событиями, фактами, развитие навыков критического мышления,  развитие навыков групповой работы;

 3) воспитательная: создание основ гуманного и толерантного поведения по отношению к людям, формирование гуманного сознания и активной гражданской позиции нетерпимости к современным проявлениям фашизма и национал-социализма.

Оборудование урока: словарь, схемы по теме, статьи периодической печати, стенгазеты. 

Ход урока:

1. Организационный момент. Обозначение мотивации к изучению темы и актуальности.

 Вступительное слово учителя: В этом году наша страна отмечает 70-ю  годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для всех без исключения участников той страшной войны это была не только победа над врагом. Был разгромлен фашистский режим, триумфально торжествовавший в ряде европейских стран. Сегодня, спустя более полувека, мы наблюдаем очередной виток интереса со стороны ряда политических и общественных кругов к теме национал-социализма.

    Тема нашей сегодняшней беседы «Идеология национал-социализма: уроки истории и вызовы современности».

Вопросы, которые будут рассмотрены:

- история возникновения и основные идеи национал-социализма и фашизма;

- фашистские режимы в Европе во время 2 мировой войны и его последствия;

- идеи национал-социализма в современном российском обществе: причины, последствия.

       Уроки  Второй мировой войны, казалось бы, должны были показать всему миру сущность фашистского режима: более 56 млн. погибших, более 90 млн. раненых, более 28 млн. оставшихся инвалидами. Годы той войны были полны насилием, террором, эпидемиями болезней, голодом. Человечество никогда не забудет о концентрационных лагерях и бесчеловечных опытах над их узниками, об использовании душегубок, о массовых истреблениях людей по расовому и национальному признакам.

    Обращение к истории борьбы с режимом фашизма позволит уяснить, что является движущей силой возникновения подобного течения в обществе, при каких исторических условиях он может возникнуть, какие силы могут противостоять фашизму и как с ним бороться.

Вопрос для дискуссии:   Как вы считаете, для чего необходимо знать об исторических условиях возникновения идеологий национализма и фашизма? И нужна ли эта информация молодым людям?

     События последних лет в России и мире, к сожалению, показывают нам, что фашизм не принадлежит к прошлому. Поэтому важно разобраться в этом вопросе с целью формирования собственной точки зрения на проблему.

      Обратимся к истории формирования и развития идей национал-социализма и фашизма.

        Начнем с определения. Национал-социализм (сокращенно нацизм) – форма общественного устройства, соединяющая социализм с крайним национализмом и расизмом. Основной пример в истории такой идеологии  - Третий рейх, где нацизм был официальной идеологией.

Цель нацизма – создание и утверждение на обширной территории расово чистого государства, т.н. арийской расы, имеющего все необходимое для благополучного существования на протяжении неопределенно долгого времени.

Вопросы для дискуссии

- Что в этом определении, на Ваш взгляд, неосуществимо в условиях многонациональных государств?

- Насколько цель такой идеологии не соотносится с современными правами и свободами людей?

          Ключевыми идеями национал-социализма в Третьем рейхе были заявлены:

- расизм – идеальность нордической расы, антисемитизм, и расовая гигиена.

- милитаризм – стремление решать все внешнеполитические вопросы военным путем

- неприятие парламентской демократии.

          Обратимся к истории. Такая по сути своей государственная утопия была создана в Германии, которая по итогам Первой мировой войны оказалась в условиях жесточайшего экономического и социального кризиса. Воспользовавшись настроениями масс, в 1920 г. Адольф Гитлер выступил перед посетителями пивного заведения «Хофбройхаус» с 25-ю пунктами, ставшими в последствии программой нацистской партии. Среди требований были – отмена пунктов Версальского договора, антисемитизм, сильная централизованная власть.

       В марте 1933 г. на выборах в немецкий парламент Рейхстаг нацисты набрали большинство голосов. Лозунгом Третьего рейха, объединяющего народ,  была фраза «Один народ, одно государство, один вождь».

      Внешним врагом Третьего рейха были объявлены международные капиталистические страны (Франция в первую очередь) и «Коммунистический интернационал». С целью усиления цензуры и пропаганды в немецком обществе было создано Имперское министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Иозефом Геббельсом. Цензура была жесткой. В 1933 году был опубликован список неугодной литературы,  книги предлагалось изъять из библиотек, магазинов. Затем последовало публичное сожжение.

           На этом фоне в обществе были отмечены некоторые  успехи администрации Гитлера, сумевшего существенно уменьшить безработицу и реализовать некоторые социальные проекты. Одновременно с этим были запрещены профсоюзы и заменены другими корпоративными структурами, ликвидирована свобода слова и практически отменена система представительства масс в органах власти. Значительная часть интеллигенции либо бежала за границу, либо оказалась в концентрационных лагерях, что ощутимо понизило культурный уровень населения.

         Годы Второй мировой войны, развязанной нацистами Германии, для нашей страны были тяжелейшим испытанием. Никогда еще враг не был настолько жесток по отношению к мирному населению. Никогда раньше людей не истребляли физически по расовому и национальному признакам потому, что они больны, имеют психические или физические увечья.

Как Вы считаете, уместно ли говорить о социальной, трудовой или интеллектуальной  неполноценности какой-либо национальности?

Для оправдания захватнических устремлений фашистско-милитаристские государства использовали в первую очередь геополитические концепции. Такой  «аргументацией» нацисты оправдывали агрессивные войны, утверждали, что «будущее Германии... зависит исключительно от разрешения вопроса о жизненном пространстве»

Для идеологического обоснования внешнеполитической доктрины «жизненного пространства» и «морального» оправдания захвата обширных земель, порабощения других народов широко использовались национал-шовинистические и расовые теории. Расистские идеи развивались во всех странах агрессивного блока, но особенно одиозную форму и массовое распространение они получили в фашистской Германии.

Расовое «учение» нацистов было объявлено «новой наукой» и государственной доктриной Германии. Утверждалось, будто немцы — «избранный народ», принадлежат к высшей, нордической расе. К «низшей расе» фашисты относили славянские народы. Из этого следовал вывод: немцы самой природой определены к господству над другими народами и вправе утверждать его любыми методами, в том числе путем войны.

         Одним из основных итогов Второй мировой войны стал разгром фашистской идеологии, восстановление суверенитета стран, захваченных агрессором. Сформировалась новая система международных отношений, основные принципы которой были отражены в Уставе ООН.

В современных условиях опасность возрождения фашизма, его идеологии не устранена. Об этом свидетельствуют существование в ряде стран мира военно-фашистских режимов, возрождение и усиление неофашистских и милитаристских идей, ультраправых террористических партий, организаций и групп.

Углубление общего кризиса капитализма, экономические и политические потрясения, связанные с экономическими кризисами и хронической массовой безработицей, антигуманное использование достижений научно-технической революции, безудержная гонка вооружений создают условия для активизации крайне правых экстремистов, разного рода профашистских и террористических партий и организаций.

Современное общество России казалось бы должно как никто другой пресекать идеологию национал-социализма. Каждая семья нашей страны понесла потери, отправила на ту войну своих сыновей и дочерей. И этот факт свидетельствует о том, что идеи фашизма и нацизма, с которыми боролись более полувека назад,  не имеют права вновь развиваться в стране, победившей фашизм.

Однако, обращаясь к средствам массовой информации, мы видим массу примеров национал-социализма в современном российском обществе и это является свидетельством того, что вновь человечество становится на заведомо гибельный путь, который ранее привел народы к физическому истреблению.

Советский Союз был государством, декларировавшим дружбу народов, поэтому националистические тенденции не были ярко выражены. К концу существования СССР появились тенденции сепаратизма и республики, выйдя из состава единого союза, взяли на вооружение идею построения национальных государств. Начались ситуации притеснения русскоязычного населения. Наиболее ярким проявлением национализма в бывшем СССР стала Прибалтика.

В России после распада СССР оказалось огромное количество людей разных национальностей и вероисповедания. В новой Конституции был провозглашен принцип о равенстве, независимо от пола, расы и вероисповедания. В Статье 19, п.2. Конституции РФ говорилось: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В этом положение отразился демократический и гуманный подход к гражданам России.

Однако, и в новой России уже с начала 90-х стали появляться общественные и политические силы, взявшие на вооружение националистические  идеи.

Власть была в этом вопросе бескомпромиссна.  В марте 1995 г. Президент РФ подписал Указ "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации".   В соответствии с  этим документом ведущими российскими научными центрами - Институтом государства и права, Институтом всеобщей истории, Институтом российской истории и Институтом социологии Российской академии наук была подготовлена записка  "О сущности и признаках фашизма".

   "Фашизм - одна из наиболее серьезных опасностей, перед которой оказалось человеческое общество. Основные составляющие системы взглядов, формирующие фашизм, - высокомерно-презрительное отношение к человеческой личности, нуждающейся в жесткой направляющей руке, преувеличение иррационального, мистического начала в процессе формирования духовной и материальной культуры, восприятие нации (или расы) как доминирующего элемента человеческой истории, отрицание идеологии демократизма и демократических институтов.   

В записке приводятся пять основополагающих признаков фашизма:
   
Первый. Крайний национализм (шовинизм) и утверждение принципа национальной (расовой) исключительности; признание за господствующей нацией (или расой) особой исторической миссии и права на создание нового государственного или даже мирового порядка. Насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их правового статуса вплоть до физического уничтожения.
   
Второй. Культ вождя как единственно выразителя национальной идеи и воли народа.
   
Третий. Отрицание демократии, разделения властей и плюрализма в пользу диктатуры, однопартийности, единомыслия. Индивидуальный или массовый террор как метод подавления.
   
Четвертый. Постоянный поиск врага в целях сплочения и возрождения нации. Культ силы, идея войны как средства разрешения территориальных споров и защиты геополитических интересов господствующей нации.
   
Пятый. Оправдание деятельности фашистских вождей и партий прошлого. Использование специфической символики, одобрение литературных источников откровенно фашистского или близкого к нему типа.
       Обратимся к принципу национальной исключительности и выводам ученых-биологов и генетиков.
 Современная наука обосновывает тезис о том, что по своим умственным особенностям все расы одинаковы. Реально    существующие    различия  в   уровне  культуры  связаны   не   с   биологическими   особенностями   людей разных    рас,    а   с  социальными    условиями   развития общества. На  земле  существует  один  вид  -  Человек разумный.

Идея  фашизма о культе личности вождя не сопоставима с сутью демократического общества, которое сейчас выстраивается в России. Из него вытекающая идея об индивидуальном и массовом терроре для подавления инакомыслия так же не позволяет человеку развивать в себе основы свободной гуманно и либерально развитой личности.

Вопрос для дискуссии: Какие социальные и политические условия в стране способствуют обострению и распространению национал-социалистических идей? Как этого можно избежать?

В запросе Яндекса «русский фашизм» появляется 3 миллиона ответов – это статьи, интервью, тематические сайты и т.д.

В начале XXI века национализм в России стал набирать популярность в массах. Это было вызвано в частности  ростом трудовой этнической миграции.

Вопрос для дискуссии:

Сталкивались ли вы с проявлением национал-социализма, ксенофобии в современном обществе?

Основные идеи и выводы по теме сформулированы в памятке:

1. Фашизм  и национал-социализм – как государственная идеология была разгромлена во время Второй мировой войны ценою десятков миллионов человеческих жертв;

2. Фашизм и национал-социализм пропагандируют расизм и расовое превосходство отдельной национальности;

3. Все люди равны независимо от их национальной и расовой принадлежности.

4. Россия на протяжении веков была многонациональным государством, что  в наивысшем расцвете нашло отражение в существовании России как СССР.

5. После распада СССР за пределами РФ оказались миллионы русских людей, так же как и в самой России остались проживать представители разных национальностей. В этом смысле Россия в лице ряда политиков заявляет о своей исторической ответственности за судьбы людей и оправдывает, таким образом, высокую заинтересованность в ряде конфликтов на постсоветском пространстве.

6. Нынешняя ситуация в России, связанная с ксенофобией и национализмом, вызвана последствиями политических событий. Распад великой страны и формирование новых республик оставили без работы, места жительства и мирного существования многих людей. Независимо от их национальной и иной принадлежности все они стремились к спокойной и стабильной жизни для себя и своих детей, хотели работать, получать зарплату, учиться и т.д.

7. Трудовые мигранты в России сейчас (в основном выходцы Средней Азии и Кавказа) это люди, которые должны осознавать ответственность за свое поведение – по их поступкам складывается впечатление об их республиках. И здесь на первом месте не национальный признак, а общая правовая и политическая культура личности.

8. Преступления совершаются не представителем национальности, а девиантным человеком. Невоспитанным, необразованным, преступным по сути своей. Некорректно давать этническую характеристику людям, совершившим правонарушение.

9. Национализм – это удобная тема спекуляции политиками и различными общественными организациями. Тема национальной вражды особо актуальна, когда общество пребывает в кризисе и людям нужен «общий враг».

9. Главное, что нужно понять – нельзя остаться в стороне от проявлений национализма, экстремизма и ксенофобии. Когда-то в Германии было множество людей, которые не хотели войны. Они не были националистами, не ненавидели евреев. Но именно с их молчаливого согласия, из-за их равнодушия, фашизм захватил всю страну и погубил миллионы жизней.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории на тему "Идеология и культура в 1945-1953 гг." (9 класс)

Презентация по истории на тему "Идеология и культура в 1945-1953 гг."...

Выступление на научно-практической конференции 5.04.2019 «Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России»

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является формой самоорганизации граждан и составной частью гражданского общества, уровнем публ...

Способы мотивирования на уроках истории (стадия вызова)

Способы мотивирования на уроках историиТаблица...

Методическая разработка практического занятия по немецкому языку для студентов 1 курса «Немецкая молодежь в борьбе с национал-социализмом в годы Второй мировой войны»

Методическая разработка аудиторного занятия по дисциплине ОУП.03 Иностранный язык для студентов 1 курса.Цель разработки: формирование у обучающихся гуманистического мировоззрения; воспитание нравствен...

XII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Номинация: Православие и семья Тема: Христианская ценность – смирение,  ведущая к  духовному росту человека...

Единый час духовно-нравственного воспитания на тему «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека. Семья. (Пятая заповедь, данная Богом Моисею. Благоверный князь Пётр и княгиня Феврония Муромские)".

Данная методическая разработка предназначена для организации единых классных часов в рамках духовно-нравственного и семейного воспитания обучающихся, она включает в себя полный материал на тему: &laqu...

Программа VI Рождественных образовательных чтений Рославльской епархии «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» 12 декабря 2022 года

Программа VI Рождественных образовательных чтений Рославльской епархии «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» 12 декабря 2022 года...