"Русская православная церковь в XVIIвеке. Церковный раскол"
план-конспект урока по истории по теме

Цели урока:

  • Выяснить роль православной церкви в период Смуты и в преодолении ее итогов;
  • Раскрыть причины церковного раскола , содержание церковной реформы; особенности взаимоотношений царя и патриарха;
  • Продолжить работу по развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Работать с историческими документами; давать характеристику историческим деятелям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_hist02.doc37 КБ
Office presentation icon tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda_na.ppt277 КБ

Предварительный просмотр:

            Открытый урок

    Русская православная церковь

   в XVIIвеке. Церковный раскол.

             Учителя истории МОУ СОШ № 72

              Кокоревой Ольги Михайловне

                          Липецк – 2009г.

 

 

Цели урока:

-Выяснить роль православной церкви в период Смуты и в преодолении ее итогов;

-

-Раскрыть причины церковного раскола , содержание церковной реформы; особенности взаимоотношений царя и патриарха;  

-Продолжить работу по развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; работать с историческими документами; давать характеристику историческим деятелям.  

 

         Оборудование урока:

Портреты царя Алексея Михайловича,

                  -патриарха Никона

                   -протопопа Аввакума

Репродукция картины В.Сурикова

        «Боярыня Морозова»

Памятка-алгоритм составления характеристики исторических деятелей

Дидактические задания для учащихся

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать уч-ся к учебной деятельности;

-выделение содержательной области: реформа церкви.

«Источник подлинного знания в фактах».

                         П.Буаст, франц. Ученый

-Как эти слова могут быть применены к нашему уроку?

-История изучается по фактам.

-В самом деле, история без фактов невозможна.

- Откуда мы черпаем факты?

-Из исторических источников.

-Что служит источником на уроках?

-Учебник, исторические документы, портреты, репродукции.

-По представленным источникам определите, чему будет посвящен наш урок?

-Реформе церкви.

-Все ли мы об этом знаем?

-Значит нам нужны новые факты. Итак, отправляемся за новыми фактами.

2.Актуализация.

Цель: готовность мышления и осознания потребности к выявлению причин затруднения в деятельности.

1.Работа у доски. Дать определение каждому хронологическому ряду.

1.1604-1605       2.1648             3. 1632-1634

1606-1607        1662              1654-1667

1608-1610        1670-1671     1687,1689

1612-1618

                          4.1653-1655

                              1666-1667

                               1668-1678

2.Составить логическую цепочку и объяснить ее (церковь, Смута, самодержавие, сословно-представительная монархия, патриарх Филарет).

3.С помощью проектора представлены отрывки сочинений историка С.М.Соловьева по которым надо определить, о каких органах государственной власти XVIIв идет речь.

Проверяются самостоятельные работы.

-Сделайте вывод о роли церкви в период Смуты и после нее.

(Церковь помогла преодолеть Смуту, призывая к борьбе против поляков-Гермоген. После Смуты патриарх Филарет практически управлял страной).

-Каких знаний нам не хватает, чтобы узнать о положении церкви в середине XVIIв.

3.Постановка проблемы.

Цель: выявление места затруднения и уточнение темы и целей урока.

Учащиеся читают учебник, где приводится отрывок из «Жития протопопа Аввакума» о событиях 1653г.

-учащиеся определяют проблему:

-Почему поссорились Аввакум и Никон. Что означала эта ссора для истории России?

-значит, наш урок будет посвящен, какой теме?

- Учащиеся называют тему: Раскол в русской  православной церкви.

Учащиеся называют цели урока, которые заключаются в выяснении причин раскола, основном содержании церковной реформы, взаимоотношении царя и патриарха и последствий всех этих событий для церкви.

4.Построение проекта решения проблемы урока.

Цель: построение проекта решения проблемы и формирование способности к его выполнению.

Учащиеся предлагают вопросы, ответ на которые поможет решить проблему.

-1.Причины реформы церкви.

-2.Содержание реформы (сравнительная таблица положения в церкви до и после Реформы).

-3.Личность патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума  и их роль в проводимой реформе.

5.Реализация построенного проекта.

Цель: Найти необходимые факты для выхода на решение поставленной проблемы.

Работа происходит в группах. Учащиеся ищут факты в учебнике, отрывках из сочинений историков. Работают с памяткой – алгоритмом составления характеристики исторических деятелей.

6.Обобщение затруднения во внешней речи.

Цель: с помощью полученных фактов решить поставленную проблему.

-Почему произошла ссора между Патриархом Никоном и протопопом Аввакума?

В 1653г началась реформа церкви, которая изменила обряды в церкви, порядок ведения церковной службы, правила написания икон.

-Докажите на фактах, что произошел церковный раскол.

Часть православных христиан не приняла реформу, отказывалась исполнять новые обряды, уходила в леса, строила скиты, в качестве протеста шла на самосожжение.

-Как  изменинились отношения православной церкви и гос-ва?

Алексей Михайлович не потерпел стремления патриарха Никона поставить церковь выше государства, что и привело к падению Никона.

Учащиеся от первого лица (царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума, патриарха Никона, боярыни Морозовой) высказывают отношение к церковной реформе.

-Какие качества необходимы гражданам современной России, чтобы избежать конфликтов подобных церковному расколу?

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: Индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Учащиеся выполняют двухуровневые задания, каждый выбирает свой уровень.

Проверяют правильность по образцу.

8.Включение в систему знаний.

Цель: Включение используемых способов действий в систему знаний (работа с историческими источниками),выделение границ применения знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

9.Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности.

-Что мы сегодня узнали нового?

-Каким образом нам помог в этом девиз урока?

-Кто работал лучше всех?

-Как вы оцениваете свою работу?

Мы сегодня узнали не только исторические факты, но думаю, что вы поняли, какие личные качества Никона и Аввакума опасны в людях, имеющих власть над другими.

Д/З.параграф 14.

*Сравнить реформу церковных обрядов в России и Реформацию в Западной Европе: цели, ход, результаты.

*Составить текст с историческими ошибками по данной теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"

Учебно-методический комплект  к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических реком...

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны»

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной  войны»...

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"

Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...

Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...