Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».

Тип урока: урок открытия новых знаний

1.      Цели  урока:

- деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: налоги, орошение, вельможа, писец,  шадуф, амулет.

  - воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

2. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой   план, тезисы,   формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

   - предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия      сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:  ПК, презентация «Земледельцы и ремесленники», карточки с заданиями для индивидуальной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».

Тип урока: урок открытия новых знаний

  1. Цели  урока:

- деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: налоги, орошение, вельможа, писец,  шадуф, амулет.

  - воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

2. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой   план, тезисы,   формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

   - предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия      сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:  ПК, презентация «Земледельцы и ремесленники», карточки с заданиями для индивидуальной работы

Ход урока:

I.

Микромодуль интригующего образа.

Учитель: «Ребята,  вы верите в чудеса? Говорят, что в Древне Египте существовало необыкновенное  животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто же это мог быть? (Дети высказывают свои предположение, и после нескольких фраз учитель продолжает). «Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт. Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем» и ответить на мои вопросы».

II.

Микромодуль мышления на основе «воспоминания».

За каждый правильный ответ дети получают жетончики, в конце урока подсчет.

Что такое дельта Нила?

Что такое оазис?

Когда начинается разлив Нила?

Благодаря чему в Египте высокие урожаи?

Какие два царя были изначально в Египте?

В каком году Египет объединился? (Учитель предлагает написать эту дату всем детям в тетради, затем спрашивает одного ученика)

Благодаря какому фараону произошло объединение Египта?

2. Индивидуальное задание – двум детям раздаются  конверты, которые содержат задания.

В первом конверте лежат красная и белая  короны, карта Египта и следующее задание:

 «С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»

Во втором конверте лежат карандаш, «ленту времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

3. Творческое задание  - ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача - придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу.

«Придумать и зашифруй слово, которое относится к теме «Государство на берегах Нила». Разгадайте зашифрованное слово.

 Фронтальный опрос – это очень быстро задаёт вопросы, а дети мгновенно отвечают.

III.

Изучение нового материала

- Сегодня мы с вами будем разговаривать о том, как жили древние египтяне. Во всех домах находились маленькие вещицы, которые считались оберегами от всех злых духов. Я предлагаю повесить такой оберег и в нашем классе.

Учитель крепит первый амулет на доску, после рассказа каждой логической части должен появляться очередной амулет

1.

Логические части:

Жители Египта

Актуальное: Ребята, а кем работают ваши родители? Существует много профессий, занятий людей. (Ответы детей)

Историческое: «В древнем Египте люди по занимаемым должностям делились немного иначе. Всесильным владыкой Египта был фараон. Ему подчинялись вельможи. На службе у фараона и вельмож стояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. 

На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Страна была похожа на шахматную доску. Для орошения копали каналы.

Вопрос: Ребята, повторите пожалуйста,  кто жил в древнем Египте?

Интересный факт: А чтобы обмолоть выращенное зерно египтяне раскладывали колосья на твердой ровной площадке и прогоняли по ним скот.

По ходу этого рассказа на доске должны появляться выделенные слова виде транспарантов и дети должны записывать их в тетради

 Затем учитель должен обратиться к учебнику и вместе с детьми посмотреть на картинки параграфа 7

2.

В гостях у египтянина

Актуальное: Ребята, а чем вас сегодня кормили в столовой? Или что было у вас на завтрак? (…..)

Историческое: «Сейчас я предлагаю отправиться на завтрак в дом египтянина…  (………).

Из зерна, растертого между камнями, получилась мука. Из муки женщины замесят тесто и испекут горячие лепешки. Но чтобы разжечь костёр необходимо дерево, которого в Египте очень мало, поэтому дети собирают сухую траву, сучья и навоз.

На обед, кроме лепешки, может быть одна – две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград.

Только по праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и вино.

Дом же построен из тростника, обмазан илом, вместо крыши тростниковая циновка. Двери запираются редко. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) «На самом деле они не запираются потому, что красть в таком доме нечего. На полу вместо кровати циновки, около очага стоит глиняная посуда. Хозяева в малом количестве одежды – очень жарко. Но у них есть амулеты.

Вопрос: Ребята, давайте еще раз посмотрим в учебник, на странице 37 есть картинка удивительного изобретения египтян. Как называется это изобретение?»  (Дети ищут, смотрят, отвечают на вопрос – «шадуф».)

Интересный факт: «А вы знаете, что в каждом доме были свои оберегающие амулеты и статуэтки. Вот, например, одна из них

Дети включаются в разговор, бурно обсуждают их завтрак

На столе учителя должно стоять блюдо, накрытое салфеткой. На этом блюде могут лежать продукты: мука, булочка, луковица, рыбка, финики, виноград

Учитель показывает статуэтку или же браслет

3.

Мастера. Писцы и налоги

Актуальное: Ребята, как вы думаете, можно составить рассказ по какой- нибудь картинке? Давайте мы с вами попробуем это сделать?

Историческое:  Египетские художники, жившие 4 тыс. лет назад, изобразили строительство дома. (….)

«В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить.

Сохранилось и изображение, которое есть у нас в учебнике на странице 39, оно показывает нам меновую торговлю.

На древнеегипетских изображениях можно увидеть и писцов. Писцы очень нужны фараону. Они считают и записывают всё, что им прикажут. Но все земледельцы бояться писцов, потому что они забирают у них зерно.

Вопрос: Ребята, перечислите всех мастеров древнего Египта. (Дети перечисляют: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители.)

Интересный факт:  «Земледельцы боялись писцов и жаловались на свою судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидит писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому,  у кого не хватает зерна для уплаты налога!»

Дети смотрят на картинку с41, пытаются самостоятельно предположить, как же проходило строительство.

IV.

Микромодуль действенного закрепления:

Учитель показывает транспаранты с главными словами урока и задаёт следующие вопросы: Перечислите всех жителей древнего Египта. Чего требовала земля?  Расскажите о труде земледельца.

Что ели египтяне?  Что носили египтяне?

Чем занимались египтяне?  Кто собирал налоги?

V.

Раскрытие интриги.

Ребёнок, заработавший наибольшее количество жетонов получает конверт со «счастьем», вскрывает его и показывает всем картинку со священным жуком-скарабеем.

VI

д/з

  1. Не все дети знают, почему этого жука почитали египтяне. Поэтому в качестве домашнего задания им будет необходимо помимо параграфа приготовить рассказ о скарабее.
  2. Составить рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день,
  3. с42 рубрика Поразмышляй

Конверт со счастьем

http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpg

http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpg

http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpg

Конверт №1

«С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1632000/1631402-ce9186d6bc0a0b3d.jpg

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

Конверт №3

квадратики из цветной бумаги

Творческое задание. Придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу, которое относится к теме «Государство на берегах Нила». 

Разгадайте зашифрованное слово.

фараон 

вельможи 

писцы 

войско

земледель 

цы

ремесленн 

ики

горшечни

ки

ткачи

кожевник

и

столяры

кораблестроители

налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

http://arkeofili.com/wp-content/uploads/2015/01/musk2.jpg               http://forum.rozamira.org/uploads/monthly_04_2012/post-1279-1334430349.jpg

        

        http://fianitik.ru/image/cache/data/silver/stone_skazka/01.2014/34673_01-640x640.jpg