Главные вкладки

    Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    1.      Цели  урока:

    - деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

    - содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: налоги, орошение, вельможа, писец,  шадуф, амулет.

      - воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

    2. Задачи:

    - личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

    - метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой   план, тезисы,   формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

       - предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия      сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

    Необходимое техническое оборудование:  ПК, презентация «Земледельцы и ремесленники», карточки с заданиями для индивидуальной работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    1. Цели  урока:

    - деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

    - содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: налоги, орошение, вельможа, писец,  шадуф, амулет.

      - воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

    2. Задачи:

    - личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

    - метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой   план, тезисы,   формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

       - предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия      сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

    Необходимое техническое оборудование:  ПК, презентация «Земледельцы и ремесленники», карточки с заданиями для индивидуальной работы

    Ход урока:

    I.

    Микромодуль интригующего образа.

    Учитель: «Ребята,  вы верите в чудеса? Говорят, что в Древне Египте существовало необыкновенное  животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто же это мог быть? (Дети высказывают свои предположение, и после нескольких фраз учитель продолжает). «Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт. Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем» и ответить на мои вопросы».

    II.

    Микромодуль мышления на основе «воспоминания».

    За каждый правильный ответ дети получают жетончики, в конце урока подсчет.

    Что такое дельта Нила?

    Что такое оазис?

    Когда начинается разлив Нила?

    Благодаря чему в Египте высокие урожаи?

    Какие два царя были изначально в Египте?

    В каком году Египет объединился? (Учитель предлагает написать эту дату всем детям в тетради, затем спрашивает одного ученика)

    Благодаря какому фараону произошло объединение Египта?

    2. Индивидуальное задание – двум детям раздаются  конверты, которые содержат задания.

    В первом конверте лежат красная и белая  короны, карта Египта и следующее задание:

     «С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»

    Во втором конверте лежат карандаш, «ленту времени» и задание:

    «На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

    3. Творческое задание  - ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача - придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу.

    «Придумать и зашифруй слово, которое относится к теме «Государство на берегах Нила». Разгадайте зашифрованное слово.

     Фронтальный опрос – это очень быстро задаёт вопросы, а дети мгновенно отвечают.

    III.

    Изучение нового материала

    - Сегодня мы с вами будем разговаривать о том, как жили древние египтяне. Во всех домах находились маленькие вещицы, которые считались оберегами от всех злых духов. Я предлагаю повесить такой оберег и в нашем классе.

    Учитель крепит первый амулет на доску, после рассказа каждой логической части должен появляться очередной амулет

    1.

    Логические части:

    Жители Египта

    Актуальное: Ребята, а кем работают ваши родители? Существует много профессий, занятий людей. (Ответы детей)

    Историческое: «В древнем Египте люди по занимаемым должностям делились немного иначе. Всесильным владыкой Египта был фараон. Ему подчинялись вельможи. На службе у фараона и вельмож стояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. 

    На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

    Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

    Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Страна была похожа на шахматную доску. Для орошения копали каналы.

    Вопрос: Ребята, повторите пожалуйста,  кто жил в древнем Египте?

    Интересный факт: А чтобы обмолоть выращенное зерно египтяне раскладывали колосья на твердой ровной площадке и прогоняли по ним скот.

    По ходу этого рассказа на доске должны появляться выделенные слова виде транспарантов и дети должны записывать их в тетради

     Затем учитель должен обратиться к учебнику и вместе с детьми посмотреть на картинки параграфа 7

    2.

    В гостях у египтянина

    Актуальное: Ребята, а чем вас сегодня кормили в столовой? Или что было у вас на завтрак? (…..)

    Историческое: «Сейчас я предлагаю отправиться на завтрак в дом египтянина…  (………).

    Из зерна, растертого между камнями, получилась мука. Из муки женщины замесят тесто и испекут горячие лепешки. Но чтобы разжечь костёр необходимо дерево, которого в Египте очень мало, поэтому дети собирают сухую траву, сучья и навоз.

    На обед, кроме лепешки, может быть одна – две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград.

    Только по праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и вино.

    Дом же построен из тростника, обмазан илом, вместо крыши тростниковая циновка. Двери запираются редко. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) «На самом деле они не запираются потому, что красть в таком доме нечего. На полу вместо кровати циновки, около очага стоит глиняная посуда. Хозяева в малом количестве одежды – очень жарко. Но у них есть амулеты.

    Вопрос: Ребята, давайте еще раз посмотрим в учебник, на странице 37 есть картинка удивительного изобретения египтян. Как называется это изобретение?»  (Дети ищут, смотрят, отвечают на вопрос – «шадуф».)

    Интересный факт: «А вы знаете, что в каждом доме были свои оберегающие амулеты и статуэтки. Вот, например, одна из них

    Дети включаются в разговор, бурно обсуждают их завтрак

    На столе учителя должно стоять блюдо, накрытое салфеткой. На этом блюде могут лежать продукты: мука, булочка, луковица, рыбка, финики, виноград

    Учитель показывает статуэтку или же браслет

    3.

    Мастера. Писцы и налоги

    Актуальное: Ребята, как вы думаете, можно составить рассказ по какой- нибудь картинке? Давайте мы с вами попробуем это сделать?

    Историческое:  Египетские художники, жившие 4 тыс. лет назад, изобразили строительство дома. (….)

    «В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить.

    Сохранилось и изображение, которое есть у нас в учебнике на странице 39, оно показывает нам меновую торговлю.

    На древнеегипетских изображениях можно увидеть и писцов. Писцы очень нужны фараону. Они считают и записывают всё, что им прикажут. Но все земледельцы бояться писцов, потому что они забирают у них зерно.

    Вопрос: Ребята, перечислите всех мастеров древнего Египта. (Дети перечисляют: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители.)

    Интересный факт:  «Земледельцы боялись писцов и жаловались на свою судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидит писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому,  у кого не хватает зерна для уплаты налога!»

    Дети смотрят на картинку с41, пытаются самостоятельно предположить, как же проходило строительство.

    IV.

    Микромодуль действенного закрепления:

    Учитель показывает транспаранты с главными словами урока и задаёт следующие вопросы: Перечислите всех жителей древнего Египта. Чего требовала земля?  Расскажите о труде земледельца.

    Что ели египтяне?  Что носили египтяне?

    Чем занимались египтяне?  Кто собирал налоги?

    V.

    Раскрытие интриги.

    Ребёнок, заработавший наибольшее количество жетонов получает конверт со «счастьем», вскрывает его и показывает всем картинку со священным жуком-скарабеем.

    VI

    д/з

    1. Не все дети знают, почему этого жука почитали египтяне. Поэтому в качестве домашнего задания им будет необходимо помимо параграфа приготовить рассказ о скарабее.
    2. Составить рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день,
    3. с42 рубрика Поразмышляй

    Конверт со счастьем

    http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpg

    http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpg

    http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpg

    Конверт №1

    «С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»

    http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1632000/1631402-ce9186d6bc0a0b3d.jpg

    Конверт №2

    карандаш, «лента времени» и задание:

    «На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

    D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

    Конверт №2

    карандаш, «лента времени» и задание:

    «На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

    D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

    Конверт №2

    карандаш, «лента времени» и задание:

    «На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

    D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

    Конверт №2

    карандаш, «лента времени» и задание:

    «На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

    D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

    Конверт №2

    карандаш, «лента времени» и задание:

    «На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

    D:\алеся\история уроки\ЛЕНТА ВРЕМЕНИ\лента времени.png

    Конверт №3

    квадратики из цветной бумаги

    Творческое задание. Придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу, которое относится к теме «Государство на берегах Нила». 

    Разгадайте зашифрованное слово.

    фараон 

    вельможи 

    писцы 

    войско

    земледель 

    цы

    ремесленн 

    ики

    горшечни

    ки

    ткачи

    кожевник

    и

    столяры

    кораблестроители

    налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

    http://arkeofili.com/wp-content/uploads/2015/01/musk2.jpg               http://forum.rozamira.org/uploads/monthly_04_2012/post-1279-1334430349.jpg

            

            http://fianitik.ru/image/cache/data/silver/stone_skazka/01.2014/34673_01-640x640.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

    Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...

    «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»

    История Древнего мира, 5 класс, урок логического мышления...

    Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

    Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте + текст для обсуждения "Поучение Хети"...

    План урока истории по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"

    План урока истории в 5 классе по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"...

    Урок истории по теме "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

    Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же  ...

    Разработка урока "Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте"

    Урок истории "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"...