Главные вкладки

    Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.

    ·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;

    ·        продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;

    ·        Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 15_09vozniknovenie_religii.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 15.09.2015

    Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.

    • Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;
    • продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;
    • Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.

    Оборудование: карта мира, учебник, презентация «Возникновение искусство и религиозных верований», компьютер, видеопроектор, экран.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей».

    • Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тысяч лет назад?
    • Как изменился животный мир?
    • Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
    • Что называется родовой общиной?

    3. Изучение новой темы. На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

    Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия

    Задание на урок.

    Чем было вызвано появление искусства и религии?

    1.ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ.

    В 1878 г. в Испании археолог Саутола и его дочь отправились в пещеру Альтамира. Когда Саутола зажег факел, они увидели картины, нарисованные на стенах и своде пещеры. Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников. Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги.

    Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством – хотя не обошлось и без курьезов – встречались изображения животных с большим количеством ног - так художники пытались передать движение

    2.ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ РИСУНКОВ. 

    Многие рисунки содержат загадки –  непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на  скафандр. 

    Но самое главное – мы не можем понять, почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах

    3.РИСУНОК И МАГИЧЕСКИЙ РИТУАЛ. Есть версия, что рисунки носили магический характер – если изобразить зверя в пещере – он обязательно попадет в ловушку.

    Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды – охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

    4.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ. В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов.

    Люди стали обожествлять явления природы.

    Не умея объяснить природу появления снов, древний человек стал верить в существование души.

    Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.

    Искусство – творческое отражение действительности.

    5.ДРЕВНИЕ КАМЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ.

    От первобытных времен до нас дошли огромные сооружения называемые мегалитами (много камней). Самым знаменитым из них является комплекс Стоунхендж в Англии.

    Древние строители построили сооружение из сорока каменных плит весом в десятки тонн каждая. Над загадкой Стоунхенджа ученые бьются несколько десятилетий.

    По одной из версий комплекс является астрономическим календарем, поскольку многие плиты ориентированы на наиболее важные звезды, а через проходы в ключевые дни года видны Солнце, Луна и звезды. 

    Обобщение.

    Выберите правильный ответ

    Что называется религией?

    вера в сверхъестественные существа, духов, богов.

    сила, с помощью которой один эксплуатировал других.

    вера в силы природы.

    Выберите причину появления религии

    неумение человека объяснять явления природы

    боязнь человека перед стихией природы

    желание человека отличаться от животных.

    Что называется искусством?

    творческое воспроизведение окружающего мира

    стремление человека объяснить загадки природы

    желание людей лучше охотится

    Основные занятия людей в период оледенения

    охота

    земледелие

    ремесло

    Домашнее задание. 

    Прочитать §3, подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?», уметь объяснить эти понятия.

    Литература.

    О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории  древнего мира, М.Ю. Брандт. Тесты по истории  древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Энциклопедия. Всемирная история.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по истории Древнего мира на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"

    Презентация составлена по истории Древнего мира. 5 класс. ВигасинА.А., ГодерГ.И.  На слайдах можно увидеть материал, которого недостаточно в учебном пособии по предмету....

    Мотивация на уроках истории через творческую работу учащихся на примере темы «Возникновение искусства и религиозных верований»

    В условиях глубоких преобразований различных сфер общественной жизни страны, возрастает необходимость в знание истории подрастающего поколения, способного понять, оценить и преобразовать в своей практ...

    Конспект урока "Возникновение искусства и религиозных верований"

    Долгое время учёные не знали о том, что первобытные люди умели рисовать. Более 120 лет испанский археолог Марселино де Саутуола обследовал в Испании подземную пещеру Альтамиру. Вместе с ним была его м...

    Тема урока: «Возникновение искусства и религиозных верований 5 класс Богородицкая Татьяна Ивановна, учитель истории

    Курс: история Древнего мираКласс: 5Цели урока: Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления.Развивающая: Продолжить форми...