Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» 6 класс
    рабочая программа по истории (6 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Рабочая программа составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образо­вания по истории - МО РФ 2009 г. и авторской программы  «История России 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2014г.

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 40  часов, из расчета  2 часа в неделю. Данная программа предлагает изучение  истории  на  базовом уровне.

    Программа ориентирована на учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века для 6 класса и включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI века, в том числе модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. 2 часа предполагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду и зачёту по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл op_istoriya_rossii_6_skorohodaa.docx96.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

     муниципального района «Агинский район» Забайкальского края

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    ______________________/_______________

    ФИО                                                подпись

    Протокол №___ от  «___»__________2015 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР __________________/____________

    ФИО                                      подпись                                      

    «___» _______________________ 2015 г.

    «Утверждаю»

    Директор МОУ «Новоорловская СОШ»

    ________________/__________________

    ФИО                    подпись                                

    «___» _______________________ 2015 г.

    Рабочая программа

    по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»

    6 класс

    Составитель:

    Скороход А.А.

    учитель истории и обществознания

    2015-2016 учебный год

    Рабочая программа 6 класс

    История России с древнейших времен до конца ХVI века

    Структура программы

    1. Пояснительная записка
    2. Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
    3. Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах
    4. Планируемые образовательные результаты
    5. Контроль уровня обучения
    6. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
    7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
    8. Приложение. Варианты контрольно-измерительных материалов по теме

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории - МО РФ 2009 г. и авторской программы  «История России 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2014г.

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 40  часов, из расчета  2 часа в неделю. Данная программа предлагает изучение  истории  на  базовом уровне.

    Программа ориентирована на учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века для 6 класса и включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI века, в том числе модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. 2 часа предполагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду и зачёту по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» 

    Цели курса:

    1. выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
    2. развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
    3. формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
    4. развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
    5. изучать историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем  происходящим в крае, стране.

    Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

    • работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний;
    • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
    • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
    • анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
    • давать оценку отдельным явлениям культуры;
    • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
    • составлять характеристику исторических деятелей;
    • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

    Учебно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (1ч в неделю)

    № п/п

    Раздел, учебная тема

    Освоение предметных знаний (базовые понятия)

    Всего часов

    В том числе на:

    Творческие  работы, проекты

    уроки

    лабораторно-практические работы

    к/работы зачеты, мониторинги

    1

    Введение

    История России - часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом

    1

    1

    0,5

    2

    Тема 1.  Древняя  Русь в 8 – первой половине 12 в.

    Древнейшие поселения на территории Восточно–Европейской равнины. Влияние географического положения  и природных условий на занятия и образ жизни людей. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Соседи восточных славян. Формирование  Древнерусского государства. Первые русские князья. Владимир Святославич. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. Урок повторения.

    10

    9

    1

    Совместный проект «Современники»

    3

    Тема 2. Русь удельная в 12 – 13 вв.

    Начало раздробленности Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Нашествие монголов на Русь. Нашествие крестоносцев на Русь. Русь и Золотая Орда. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках. Урок повторения .

    9

    8

    1

    Проект «Честь и слава Отечества»

    4

    Тема 3. Московская Русь в 14 – 16 веках

    Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце ХIV – середине ХV вв. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. Московское государство в конце  ХV – начале ХVI вв. Церковь и государство в ХV – ХVI вв. Урок  повторения

    15

    14

    1

    Проект «Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIV –XVI веках»

    5

    Итоговое повторение

    3

    2

    1

    6

    Резерв

    2

    Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 «А» и 6 «Б» классах (2ч в неделю)

    Тема урока

    (кол-во часов)

    Дата проведения урока

    Основные

    понятия

    Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

    Задания для совм.работы с родителя ми /домаш нее задание

    Предметные

    Метапредметные

    личностные

    регулятивные

    коммуникативные

    Познавательные

    История России Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (9 часов)

    Введение – 1 час

    Предмет Отечественной истории

    Что изучает история Отечества. История России -  часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины

    Тема 1.Древняя Русь в 8 – первой половине 12 в. – 10 часов

    Древнейшие народы на территории России

    §1

     Урок изучения нового материала

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Зарождение родового строя. Появление людей на территории России. Земледелие, скотоводство, ремесло. Начало распада первобытного общества. Северное Причерноморье. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны.  Жители лесной полосы Восточной Европы.

    Понятия: государство, законная (облавная) охота

    Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.

    Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата

    Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

    определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

    договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

    ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

    стр14 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр9, стр13 красная метка

    Восточные славяне

    §2

    Комбинированный урок 

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

    Понятия: быт, вервь, вече, дань, народное ополчение, нравы, язычник

    Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.

    Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования

    Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

    принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

    используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

    Стр22 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр15 (племя и  род), стр17(пища в древности), стр19 (боги Древнего Египта)  красная метка

    Формирование Древнерусского государства

    §3

    Урок изучения нового материала

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, развитие критического мышления (фишбоун)

    Предпосылки создания Древнерусского государства.  Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация. Понятия: полюдье  

    Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода

    Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников

    Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

    планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

    участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

    Стр31 «Учимся быть историками» №2, №3, №4

    стр23 (государства существовавшие в древности на территории России), стр24 (взаимосвязь судоходства и торговли), красная метка

    Первые киевские князья

    §4

    Комбинированный урок 

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Деятельность князя Олега (дата его правления: 879-912). Правление Игоря (дата его правления: 912- 945) и Ольги (дата правления: 945-957).  Походы князя Святослава (957- 972)

    Понятия: погосты, уроки  

    Научатся определять термины: уроки, погосты, реформа

    Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава

    Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

    адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

    договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

    выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

    Стр39 «Учимся быть историками» №1, №2

    Стр33 (Эссе «Два названия византийской столицы»), стр34 (греческий огонь)  красная метка

    Владимир Святославович. Принятие христианства

    §5

     Урок изучения нового материала 

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Начало правления князя Владимира (980-1015). Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

    Понятия: епископ, ересь, митрополит, церковный устав

    Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав

    Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства

    Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

    ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

    формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

    Стр46 «Учимся быть историками» №1, №2, №3

    стр42 (основные традиционные религии для России ), стр43 (сравнительная таблица византийской и русской православных церквей) красная метка

    Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

    §6

    Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого (1019-1054). Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.

    Понятия: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, усобицы, холопы

    Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы

    Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси

    Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

    ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

    допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

    Стр58-59 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр49 (значение слова «окаянный»)  стр54 (назвать литературные произведения о витязях и богатырях) красная метка

    Культура Древней Руси

    §7

    Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

    Понятия: житие, миниатюра, патриотизм, самобытный

    Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль

    Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями

    Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

    учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

    формулируют собственное мнение и позицию

    самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

    Стр68 «Учимся быть историками» №1, №2

    Стр64 (самые древние постройки в своей местности) красная метка

    Быт и нравы Древней Руси

    §8

    Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Повседневная жизнь землевладельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда.

    Понятия: образ жизни, слобода, хоромы

    Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча

    Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)»

    Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

    принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

    ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

    Стр78 «Учимся быть историками» №1, №2

    Стр74 (главное отличие дружинника от ополченца), красная метка

    Подготовиться к к/р стр 78

    Повторение и контроль по теме  «Древняя Русь в VIII-  первой половине XII в.» Применение знаний и умений 

    Тестовые задания по главе.

    Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII-  первой половине XII в.»

    Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры

    Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

    планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

    ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

    стр 76  (летняя и зимняя одежда древности в нашей местности)

    Глава II. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII-XII ВВ. - 9 часов

    Начало раздробленности Древнерусского государства

    §9

    Урок изучения нового материала

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.

    Понятия: рать, уделы, экономика,  половцы, эксплуатация.

    Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация.

    Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины  политической раздробленности, извлекать полезную  информацию из исторических источников

    Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

    определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

    договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

    ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

    Стр90 №4 «Проверяем свои знания», стр 91 «Учимся быть историками» №1, №2

    Главные политические центры Руси. Северо-Восточная Русь

    §10-11

    Комбинированный урок

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Освоение  Северо-Восточной  Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174),  Всеволод Большое Гнездо (1176-1212)

    Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей

    Получат возможность научиться: характеризовать государственно-политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей

    Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

    принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

    используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

    Стр93 красная метка

    (в каких родственных отношениях состояли Юрий Долгорукий и Ярослав Мудрый)

    стр 102 «Учимся быть историками» №1

    Главные политические центры Руси. Новгородская земля  и Галицко-Волынское княжества

    §10-11 Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество.    

    Понятия: мужи, мятеж, республика

    Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий

    Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств.

    Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

    планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

    участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

    Стр98 красная метка (сравнить политические устройства Римской республики и Новгородской земли),

    стр 102 «Учимся быть историками» №2

    Нашествие с Востока

    §12

    Урок изучения нового материала

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.  Понятия: стан, фураж

    Научатся определять термины: нойон, фураж, стан

    Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоевания Батыя.

    Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

    адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

    договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

    выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

    стр104, 106 красная метка

    стр112 «Проверяем свои знания» №2, №3, №4, стр 112 «Учимся быть историками» №1, №2

    Борьба Руси с западными завоевателями

    §13

    Комбинированный урок 

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

    Понятия: ополчение орден крестоносцев, ополченцы

    Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского

    Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского

    Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

    ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

    формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

    Стр120 «Проверяем свои знания» №5 (портрет князя Александра Невского), стр 120 «Учимся быть историками» №1, №2

    Русь и Золотая Орда

    §14

    Комбинированный урок

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

    Понятия: баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык

    Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция

    Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников

    Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

    ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

    допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

    стр124 красная метка

     

    Стр127 «Проверяем свои знания» №5 (характеристика русских земель и Золотой Орды)

    стр 127 «Учимся быть историками» №1, №2

    Русь и Литва

    §15

    Комбинированный урок

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.  

    Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству

    Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

    учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

    учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

    самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

    стр132 красная метка

    Стр134 «Проверяем свои знания» №6

    стр 135 «Учимся быть историками» №1 (сравнительная таблица), №2 (эссе «Один день в городе Вильне»)

    Культура  русских земель  в XII-XIII вв

    §16

    Комбинированный урок

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Особенности культуры XII-XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую землю.  

    Понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

    Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.

    Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII-XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников

    Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

    принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

    ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

    Стр139, 141 красная метка

    стр 144 «Учимся быть историками» №1

    стр 146 подготовиться к к/р

    Повторение и контроль по теме  «Русь удельная в 12 – 13 вв.» Применение знаний и умений

    Контроль

    Тестовые задания по главе.

    Научатся определять термины, изученные в главе «Русь удельная  в XII-XII вв»

    Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры

    Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

    определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

    договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

    ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

    стр 144 «Учимся быть историками» №2

    Глава III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV-XVI ВВ. -15 часов

    Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества

    §17

     Урок изучения нового материала

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы.

    Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы

    Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

    принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

    используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

    Стр156 «Проверяем свои знания» №6

    стр 156 «Учимся быть историками» №1 (письмо правителю о конфликте), №2 (исследование «Какие монеты могли быть в кошельке Ивана Калиты»)

    Стр159, 160 красная метка

    Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

    §18

    (2 часа) Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Битва на поле Куликовом. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

    Понятия: манёвр

    Научатся определять термины: передовой, засадный полк

    Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту

    Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

    планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

    участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

    1 урок: стр164 «Проверяем свои знания» №2 (рассказ по картине), №4 (основные этапы Куликовской битвы)

    2 урок: стр165 «Учимся быть историками» №1, №2

    Стр166, 171 красная метка

    Московское княжество  и его соседи в конце XIV-XV в.

    §19

    Комбинированный урок

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Василий I (1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.   

    Понятия: диалект, уния

    Научатся определять термины: феодальная война, уния

    Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников

    Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

    адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

    договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

    выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

    стр174 «Проверяем свои знания» №7 (сочинение-описание яркого события этого времени)

    стр175 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр178, 179 красная метка

    Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

    §20 Комбинированный урок 

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Иван III (1462-1505). Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

    Научатся: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству.

    Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига

    Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

    ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

    допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

    стр184 «Проверяем свои знания» №5 (рассказ по картине)

    стр184 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр189, 191 красная метка

    Московское государство в конце XV- начале XVI в

    §21

    Комбинированный урок 

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёй. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.  

    Понятия: боярская дума, кормление, местничество, налоги, окольничий, пожилое, поместье, помещик, таможенный сбор (пошлина), чин.

    Научатся определять термины: боярская дума, уезды, волости, кормления, местничество, помещики, Судебник, пожилое

    Получат возможность научиться: давать характеристику политическому устройству Московского государства, самостоятельно проводить исторические параллели между политическими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения

    Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

    учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

    учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

    самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

    стр192 «Проверяем свои знания» №2 (сравнительная таблица), №4  (рассказ по картине)

    стр192 «Учимся быть историками» №1, №2

     

    стр197 красная метка

    Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.

    §22

    Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси.  Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – третий Рим»

    Понятия: благотворительность, дьякон, старец

    Научатся определять термины: собор, митрополит, ереси, нестяжатели, иосифляне

    Получат возможность научиться: называть изменения, произошедшие в Русской православной церкви, и обозначать еретические движения; давать характеристику взаимоотношениям власти и церкви

    Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

    ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

    формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

    Стр202 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр205, 207 (какими языками владел Иван IV)  красная метка

    Реформы Избранной Рады

    §23

    (2 часа) Комбинированный урок

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа.

    Понятия: дворяне, дети боярские, земский собор, приказы, централизованное государство

    Научатся определять термины: венчание, Избранная Рада, приказы, стрельцы, дворяне, уложение

    Получат возможность научиться: давать характеристику первому этапу царствования Ивана Грозного, называть положительные стороны реформ и находить недостатки государственного управления

    Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

    ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

    допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

    1 урок: стр210«Проверяем свои знания» №4

    2 урок: стр210 «Учимся быть историками» №1, №2, №3

    стр212, 220 красная метка

    Внешняя политика Ивана IV Грозного

    §24

    Урок изучения нового материала

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Присоединение Казанского ханства.  Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Присоединение Западной Сибири. Начало ливонской войны.  Окончание ливонской войны.

    Понятия: острог

    Научатся определять термины: ясак, Ливонский орден

    Получат возможность научиться: анализировать причины побед и поражений Ивана Грозного во внешней политике

    Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

    учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

    учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

    самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

    стр223 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр224 «Документ» вопросы 1,2

    стр226, 227 красная метка

    Опричнина

    §25

    Комбинированный урок 

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближёнными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного.

    Понятия: всполье, карьера, крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная

    Научатся определять термины: опричнина, земщина, заповедные лета

    Получат возможность научиться: анализировать причины поворота к опричной политике, давать собственную оценку опричнине, подводить общие итоги царствования Ивана Грозного

    Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

    принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество

    ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

    стр232«Проверяем свои знания» №4

    стр232 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр234 красная метка

    Просвещение, устное народное творчестволитература в XIV-XVI вв.

    §26

    Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV-XV веков. Развитие литературы  XVI века.

    Понятия: публицистика, регалии, энциклопедия, эпос.

    Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой

    Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческими событиями

    Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

    планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

    ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

    стр243 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр245 красная метка

    Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

    §27

    Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Зодчество в  XIV-XV веках. Архитектура Московского государства в  XVI веке. Русская живопись  XIV века. Феофан Грек. Русская живопись   XV - XVI веков. Андрей Рублёв.    

    Понятия: шатровый стиль, юродивый

    Научатся: называть самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников.

    Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской архитектуры XIV-XVI вв

    Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой

    определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

    договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

    ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

    стр255 «Проверяем свои знания» №3, №6

     стр255 «Учимся быть историками» №1, №2

    стр256 «Документ» вопросы 1,2

    стр262 красная метка

    Быт в XV-XVI веков

    §28

    Комбинированный урок Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Города. Русская изба. Одежда. Еда.

    Понятия: административный, административные здания, кафтан, полати, харчевня

    Научатся определять термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня

    Получат возможность научиться: давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей»

    Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

    принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

    используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

    стр266 «Проверяем свои знания» №3 (внутренний вид русской избы), №6 (традиционные блюда)

    Повторение и контроль по теме «Московская Русь в 14 – 16 вв.»

    Урок применения знаний и умений

    Контроля

    Глава 3.

    Научатся определять термины, изученные в главе, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры.

    Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

    участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

    подготовиться к итоговой контрольной работе

    Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

    Урок комплексного применения знаний

    Контроля

    курс «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

    научатся определять изученные в курсе «История России» термины и понятия, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры.

    определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

    адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников.

    договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

    Защита проектов

    Урок комплексного применения знаний 

    Проектный

    Проект «Современники»

    Проект «Честь и слава Отечества»

    Проект «Повседневная жизнь разных слоёв населения в  XIV-XVI веках»

    научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения.

    Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

    участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

    Резерв

    (2 часа)

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

    • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
    • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
    • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
    • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

    Учащиеся должны знать:

    •  хронологию, работу с хронологией;
    • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
    • работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
    •  описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов  составлять описание исторических объектов, памятников.
    •  анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие   явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
    •  работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
    • применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;  использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

    Уметь:

    • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
    • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
    • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
    • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
    • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; 
    • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
    • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
    • применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде

     

    Контроль уровня обучения

           При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учётом специфики содержания курса являются:

    • словарная работа;
    • понятийный (терминологический) диктант;
    • анализ педагогически адаптированных текстов;
    • решение ситуационных задач;
    • творческие задания-задачи;
    • сочинение-миниатюра, эссе;
    • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);
    • простейшие виды публичных выступлений;
    • тесты

        По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.

    Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

    Устный, письменный ответ

    Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

    • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
    •  сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
    •  делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
    •  сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
    •  применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
    •  оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
    •  раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

    Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

    • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
    • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно её раскрыл;
    • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
    •  не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
    •  дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
    •  дал ответы на уточняющие вопросы.

    Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

    • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
    •  делает элементарные выводы;
    •  путается в терминах;
    •  не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
    •  не может аргументировать собственную позицию;
    •  затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
    •  справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

    Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

    • не увидел проблему, не смог её сформулировать;
    • не раскрыл проблему;
    • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
    •  информацию представил не в контексте задания;
    • отказался отвечать.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    Учебно-методический комплект

    • Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.

    Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:

    Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.

    Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья

    1. Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
    2. http://www.booksite.ru/enciklopedia/ - древнерусская жизнь в картинках
    3. http://old-russian.narod.ru/  - древнерусская литература
    4. http://www.rublev.voskres.ru/  - иконы Андрея Рублёва
    5.   http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/fudal.htm - Исторические источники по отечественной истории до начала XVIII
    6.  http://history.tom.ru/ - История России от князей до Президента
    7. http://www.portal-slovo.ru - Православный образовательный портал «Слово»
    8. http://historydoc.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал (исторические документы)
    9. http://artclassic.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал (мировая художественная культура)
    10. http://history.sgu.ru/ Русская история в зеркале изобразительного искусства
    11. http://www.avorhist.ru/ Русь Древняя и Удельная
    12. http://statehistory.ru Сайт «История государства»
    13. http://a-nevskiy.narod.ru/ Сайт «Александр Невский»
    14. http://feb-web.ru/ Электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
    15. http://www.lectures.edu.ru/ - Циклы лекций по истории Древней и Московской Руси
    16. http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm Манускрипты и рукописи на латыни
    17. http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm - Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова

    Список литературы для учителя

    Основная литература

    Тематическая литература

    1. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси. – М., 1992
    2. Беловинский Л.В. С русским воином через века. – М., 1992
    3. Борисов Н.С. Иван Калита. – М., 2005
    4. Борисов Н.С. Иван III. – М., 2006
    5. Великие духовные пастыри России/ под ред. А.Ф.Киселёва. – М., 1999
    6. Горский А.А. Москва и Орда. – М., 2005
    7. Древняя русская летопись в переложении С.М. Соовьёва для детей – М., 1996
    8. Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Е.А.Мельниковой
    9. Забылин М.М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. - М., 1997

    Медиаресурсы:

    1.  http://lesson-history.narod.ru/ 
    2.  http://2berega.spb.ru/club/historians/list/1-11112-14590/
    3. http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aa1.html (к урокам)
    4.  http://festival.1september.ru/articles/420003/ (Столетняя война)
    5. http://www.rusedu.ru/detail_1720.html (викторина)
    6. http://lesson-history.narod.ru/  Презентации

    Приложение

    Итоговая контрольная работа по курсу:

    «История России» 6 класс

    1 вариант

    I.Выберите правильный ответ:

    1.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

    А) в Киеве

    Б) в Новгороде

    В) в Любече

    Г)  в Ростове

    2.Что такое Боярская дума?

    А) судебный орган при князе

    Б) правительственный орган в Новгороде

    В) совещательный орган при князе

    3. Андрей Боголюбский княжил:

    А) в Галицко-Волынском княжестве

    Б) в Киевском княжестве

    В) в Черниговском княжестве

    Г) во Владимиро-Суздальском княжестве

    4.В начале 12 века боярская феодальная республика утвердилась в:

    А) Киеве

    Б) Смоленске

    В) Суздале

    Г) Новгороде

    5. 1223 год-это год …

    А) Невской битвы

    Б) Куликовской битвы

    В) Ледового побоища

    Г) битвы на Калке

    6. Какой русский город татаро-монголы прозвали «злым городом»:

    А) Владимир

    Б) Рязань

    В) Козельск

    Г) Киев

    II.Соотнесите князей и годы правления:

    А

    князь Олег

    1.

    980-1015 гг

    Б

    князь Святослав

    2.

    1019-1054 гг

    В

    князь Ярослав Мудрый

    3.

    945-964 гг

    Г

    князь Владимир

    4.

    882-912 гг

    Д

    княгиня Ольга                                    

    5.

    964-972 гг

    III. Объясните понятия :        

    А)  древнерусское государство - ___________________________________________________________________

    Б)  полюдье - __________________________________________________________________________________

    В)  баскак - ___________________________________________________________________________________

    IV. Кто лишний и почему?

    А) Дмитрий Иванович      Б) Владимир Андреевич       В) Дмитрий Боброк         Г) Нестор

    V.Определите, в чем значение Куликовской битвы.

    VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка  и ответьте на вопросы.

    «… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…

    Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»

    Вопросы:

    Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского

    Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с Владимиром Мономахом и  Александром Невским?

    2 вариант

    I.Выберите правильный ответ:

    1.Столицей Владимиро-Суздальского княжества был город :

    А)  Киев

    Б)  Новгороде

    В)  Владимир

    Г)  Москва

    2.Назовите год основания Москвы князем Юрием Долгоруким.

    А) 1047 г

    Б) 1147 г

    В) 1478 г

    3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате …

    А) нашествия хана Батыя

    Б)  похода хана Мамая

    В) набегов половцев

    4.Битва на Чудском озере произошла в :

    А)1237 г

    Б) 1240 г

    В) 1242 г

    Г) 1380 г

    5. Назовите имя внука Александра Невского- великого князя Московского:

    А) Дмитрий Донской

    Б) Андрей Боголюбский

    В) Иван Калита

    6. В каком году произошел сокрушительный разгром монголо-татарских полчищ ?

    А) 1350 г

    Б) 1370 г

    В) 1380 г

    Г) 1390 г

    II.Соотнесите события и даты :

    А

    возникновение Древнерусского государства

    1.

    1072 г

    Б

    крещение Руси

    2.

    980 г

    В

    призвание Рюрика

    3.

    882 г

    Г

    создание «Русской Правды»

    4.

    862 г

    III. Объясните понятия:        

    А)  феодальная раздробленность - ______________________________________________________________________

    Б)  уроки - __________________________________________________________________________________________

    В)  ярлык - _________________________________________________________________________________________

    IV. Кто лишний и почему?

    А) Узбек                Б) Мамай              В) Тохтамыш                Г) Невский

     

    V. Определите, в чем значение крещения Руси.

    VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка  и ответьте на вопросы.

    «… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…

    Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»

    Вопросы:

    Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского

    Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с Владимиром Мономахом и  Александром Невским


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

    Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

    Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

    Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

    Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

    Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

    Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

    Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...

    Обобщение по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

    Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...

    Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

    Задания для проверки знаний по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века" для учащихся 6 класса....

    Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....