Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Козюрина Ольга Геннадьевна

План - конспект урока истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egipet.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила»

Цель  урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.

  1. Задачи:

- изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;

 -обеспечить усвоение учащимися понятия « цивилизация»;    

-продолжить формирование умений работать с картой, текстом учебника и историческими источниками;

-воспитывать  уважение к культурному наследию  древнейших цивилизаций.        

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний
  2. Формы работы учащихся: коллективная, групповая
  3. Необходимое оборудование:

-карта Древний Восток;

-дорожные карты для работы в группах;

-рабочая тетрадь по истории Древнего мира . часть 1. Г.И. Годер

  1. Структура и ход  урока (План)

Цель  урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.

  1. Задачи:

- изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;

 -обеспечить усвоение учащимися понятия « цивилизация»;    

-продолжить формирование умений работать с картой, текстом учебника и историческими источниками;

-воспитывать  уважение к культурному наследию  древнейших цивилизаций.        

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний
  2. Формы работы учащихся: коллективная, групповая
  3. Необходимое оборудование:

-карта Древний Восток;

-дорожные карты для работы в группах;

-рабочая тетрадь по истории Древнего мира . часть 1. Г.И. Годер

  1. Структура и ход  урока (План
  2. )

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапред-метные результаты

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД

На доске учитель располагает  геометрическую фигуру- пирамиду.

-Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?

Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д.

Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

Подвести учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид- Египет.

формирование основ социально-критического мышления

развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого;

овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

-Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока.

-Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …

 

Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

В результате совместных действий на доске записывается план урока.

1.Географическое положение Египта.

2.Природно - климатические особенности  Египта.

3.Объединение государства.

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения,

3.Выявление места и причины.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

-Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться  при рассмотрении материала.

-Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана

- Что нам поможет в преодолении этих затруднений?

Варианты ответов учащихся:

недостаточность имеющихся знаний, новые понятия, отсутствие интереса

Распределение на группы.

Варианты ответов учащихся:

текст параграфа, дорожные карты для групп.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: построить проект выхода из затруднения.

-Итак, 1 группа работает над вопросом- «Географическое положение Египта.»

2 группа работает над вопросом-« Природно - климатические особенности  Египта»

3 группа работает над вопросом-« Объединение государтсва»

Участники групп получают дорожные карты для организации своей работы.

1 группа- Приложение № 1

2 группа- Приложение № 2

3 группа- Приложение № 3

Работа в группах.

осознанное построение индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

овладение базовыми знаниями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах

Использо-вать речь для планирова-ния и регуляции своей деятельнос-ти;

5.Реализация построенного проекта

Цель: реализовать построенный проект

-А теперь давайте попробуем всё что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал.

Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися.

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ,

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

- А теперь попробуйте чётко, одним словом обосновать ответ на вопрос «Формированию  чего было положено начало в результате возникновения на берегах Нила египетского государства?»

Слова-подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура.

На основе изученного материала обобщить выводы и вывести понятие «Цивилизация»

Цивилизация- это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.

- А сейчас я предлагаю вам открыть свои рабочие тетради и выполнить по выбору задания № 22 или №23

Работа учащихся с использованием рабочей тетради. Стр. 19-20, Задания № 22 и № 23   ( по выбору)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей.

овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста,

8.Включение в систему знаний повторение.

Цель:

- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

- Для того, чтобы выяснить как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы  Блиц- турнира

А сейчас мы с вами  составим цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока. Итак…

Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Египет.

-Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?

1.Какое государство описывает в своих  воспоминаниях Диодор Сицилийский?( Египет)

2.Где расположено государство Египет?(Северо- Восточная Африка)

3.Каким морем омывается северная часть страны?           (Средиземное)

4.Какой рельеф имеет страна?  (Песчанные каменистые пустыни, горы и возвышенности)

5. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава)

Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.

формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов

9. Рефлексия УД на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

Приём «Поговорки – зеркало настроения»

Домашнее задание.              ( Варианты)

1 уровень: Параграф 6, вопросы 1-4

2 уровень: Задание в рабочей тетради № 25.

3 уровень: Сочинить стихотворение или составить синквейн по теме.

Ответы учащихся

Варианты:« Без труда не вытащишь  и рыбку из пруда»

« Труд- кормит, а лень- портит»

Приобрете-ние опыта активного освоения исторического и культурного наследия

Приложение № 1

Дорожная карта для работы в группе № 1 «Географическое положение Египта»

№ п/п

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения.

1

Открой учебник на странице 32-33. Внимательно прочитайте материал на с.32 и пункт 1 на с.33.

2

Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.

3

Внимательно изучите карту Древний Восток  с.31 и найдите на ней те области и географические понятия , о которых идёт речь в тексте учебника.

4

Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.

« Государства, существовавшие в IV тыс до н.э. – первой половине I тыс. н.на территории Северо- Восточной африки, Передней и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными.»

« Египет простирается в основном ( с севера0 на юг…С запада он защищён полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…Части страны, обращённые к востоку, защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами». Четвёртая сторона вся омывается Египетским ( Средиземным)  морем, почти не имеющим пристани.» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.

Приложение № 2

Дорожная карта для работы в группе № 2 «Природно - климатические особенности  Египта»

№ п/п

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения.

1

Открой учебник на странице 33-34. Внимательно прочитайте материал  пункта 2 .

2

Внимательно изучите карту Древний Восток  с.31 и найдите на ней реку Нил и основные районы земледелия.

3

Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при заполнении таблицы.

«Вступив в Египет, Нил имеет ширину…и течёт не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы…ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянушиеся вдоль берега на большое расстояние…Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил…Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом.» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

4

На основании изученного материала заполните таблицу.

Благоприятные условия для развития сельского хозяйства

Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства.

Приложение № 3

Дорожная карта для работы в группе № 3 «Объединение государства»

№ п/п

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения.

1

Открой учебник на странице 34-35. Внимательно прочитайте материал  пункта 3 .

2

Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.

3

Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.

4

Внимательно изучите карту Древний Восток  с.31 и найдите на ней столицу  и крупные города Египетского государства.

Используемая литература.

  1. Учебник Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/  А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.16 изд. М. Просвещение,2012.
  2. Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин,  Г,И. .. «История Древнего мира»
  3.   Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.
  4.  Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2  выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе на тему «Египет - государство на берегах Нила».

Урок рассматривает географическое положение Египта его природно - климатические особенности и историческое развитие государства...

Урок истории в 5 классе на тему «Египет - государство на берегах Нила».

Урок рассматривает географическое положение Египта его природно - климатические особенности и историческое развитие государства...

"Государство на берегах Нила - Египет"

В данной разработке прдставлен конспект урока, презентация, карточки для лучшего запоминания изучаемого материала. Обучающиеся отправляются в путешествие по реке Нил. Через знакомство с её географичес...

разработка урока истории в 5 классе "Египет - государство на берегах Нила"

5 класс. Цель: Формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотив...

Урок истории по теме "Египет - государство на берегах Нила"

Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы работы: Коллективная, групповая. Здоровьесберегающая технология....