Игра - путешествие "Преданья старины глубокой..."
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Лебедева Татьяна Тихоновна

    В игре участвует две команды: «Славянки» девочки и «Славяне» (мальчики). На столе разложены карточки с названием конкурсов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В игре участвуют 2 команды26.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра - путешествие»

6-7 класс

    В игре участвует две команды: «Славянки» девочки и «Славяне» (мальчики). На столе разложены карточки с названием конкурсов.

       1-й конкурс «По страницам школьного учебника»

       Ведущий зачитывает определения, данные в школьном учебнике, по которым команды должны быстро назвать нужное слово.

  1. Язычество – религиозные верования, отличающие тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.
  2. Вече – народное собрание на Руси.
  3. Дань – натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.
  4. Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
  5. Митрополит – титул главы Русской православной церкви.
  6. Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.
  7. Вотчина – наследственное земельное держание.
  8. Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.
  9. Политика – искусство управлять государством.
  10. Посадник – назначаемый или выбранный глава местной власти.
  11. Усобицы – княжеские разводы на Руси.
  12. Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.
  13. Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
  14. Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых.
  15. Слобода – район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специализации.
  16. Хоромы – жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединённых сенями и переходами, жилище князей и бояр.
  17. Рать – войско.
  18. Уделы – владения младших членов княжеского рода.
  19. Мужи – знатные люди.
  20. Стан – лагерь.
  21. Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.
  22. Баскак – представитель ордынского хана на Руси.
  23. Владычество – господство.
  24. Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
  25. Резиденция – местопребывания высокопоставленного лица.
  26. Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах.

   

       2-й конкурс «Знакомые все лица!»

       Командам предлагаются диалоги известных людей Древней Руси, по разговору которых требуется отгадать участников диалога.

  1.  – Челом бьем тебе, князь.

 – Что привело вас ко мне, люди единоверные?

 – Ты первый князь Древнерусского государства, просим твоей помощи и поддержки. Совсем одолели нас греки с юга, требуют дани все больше и больше.

 – Собирайся, дружина моя хоробрая, не бывать такому на земле русской, чтобы кто-то посмел вершить суд над людьми мирными! Отправимся в поход на Царьград.

 (Разговор князя Олега с русичами.)

  1.  – Ну что, князь, много ли дани удалось собрать с древлян?

 – Да, удача, дружина моя храбрая, сопутствовала нам на сей раз.

 – А не повернуть ли нам назад, князь, да собрать с древлян дополнительную дань?

 – Согласен. Поеду с малым количеством воинов. А вы отправляйтесь по домам, без вас справимся.

 (Разговор князя Игоря с дружиной.)

  1.  – Оставайся, княгиня, у меня во дворце навсегда. Будешь жить, ни в чем не зная нужды.

 – Не могу, Ваше императорское высочество. Дома дел много. По сыну душа болит. Оставила его с няньками, укрыла от врагов Руси далеко на Севере.

 – Тогда выходи за меня замуж.

 – Как же я выйду за тебя замуж, если веры я языческой, а ты христианин.

 – Это дело поправимое. Окрещу тебя сам и стану тебе крёстным отцом.

 – Не гоже крестному отцу жениться на крестнице – вера христианская не позволит.

 – Да. Княгиня, обманула ты самого императора, но не накажу я тебя, а награжу: увезешь дамой товары невиданные, камни самоцветные, злата и серебра, сколько захочешь.

 (Разговор императора Византии Константина Багрянородного с княгиней Ольгой.)

  1. – Чего ты хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха.

– Нет у вас теперь не меду, ни мехов, поэтому прошу у вас не много: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…»

 (Разговор княгини Ольги с древлянами.)

3-й конкурс «История в камне»

Команды получают задание назвать шедевры русского каменного зодчества, представленные на иллюстрациях и фотографиях на стендах.

               

               (Золотые ворота Киева.

               Собор святой Софии и Киеве

               Софийский собор в Новгороде Великом

               Софийский собор в Константинополе.)

4-й конкурс «Преданья старины глубокой…»

Команды называют, кто упомянут в литературных отрывках или изображен на предложенных иллюстрациях, связанных с историей Древней Руси.

  1. «Победой прославлено имя твое, Твой щит на вратах Цареграда». О ком речь?

         (О князе Олеге.)

  1. «Покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник». Кто такой Перун?

         (Бог грома и молнии в языческой вере.)

  1. «Тяжела ты, шапка Мономаха». Объясните смысл этого выражения и скажите, что означает в переводе с греческого языка слово «мономах»?   (Единоборец.)

  1. «Иду на Вы». Кому из известных русских князей принадлежат эти слова и что они означают?

          (Святославу, который не нападал на врагов, не готовых к бою, а посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на Вы»)

  1. «Бог знает Троицу». Объясните, как икона Андрея Рублева связана с событиями в истории древней Руси и с каким известным князем?

          (Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву иконой «Троица».)

  1. Кто из русских князей построил храм Покрова на Нерли?

          (Андрей Боголюбский.)

5-й конкурс «Из варяг в греки»

Команды получают карточки с названиями пунктов, через которые шли торговые пути «из варяг в греки»: Днепр, Ловать, Ильмень, Волох, Нева, море Варяжское, Царьград, Понт-море. Надо расположить эти карточки соответственно путь «из варяг в греки».

6-й конкурс «Что в имени тебе моем?»

Ведущий зачитывает тексты-подсказки, в которых речь идет о том или ином правителе. Можно использовать только три подсказки. Очки  начисляются соответственно: 3 – ответ дан с первой подсказки, 2 – со второй подсказки, 1 – с третьей подсказки, 0 – имя не названо.

        Чингисхан

        До этого человека в его стране правителя не было. Он начал править в 1206 году.

        Войска этого правителя покорили Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье и другие территории.

        По тому времени его войско было блестяще организовано. Оно делилось на десятки, сотни, тысячи и туманы.

        Святослав

        Этот киевский князь правил с 945 по 979 год.

        До его возмужания, после гибели отца, в Киеве правила его мать, княгиня Ольга.

        Был очень воинственным, смелым, но никогда не нападал на не подготовленного врага.

        Князь Олег

  1. Этот правитель в IX веке впервые объединил Новгород и Киев в одно государство, захватив власть в Киеве.
  2. Он не был представителем рода Рюриковичей.
  3. Ему посвящены строки А.С. Пушкина: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда».

                    Иван Калита

  1. Этот московский князь правил с 1325 по 1340 годы. Московское княжество при нем начинает собирать вокруг себя русские земли.
  2. Он добился разрешения хана Золотой Орды собирать дань с русских земель.
  3. Его прозвище, добавляемое к имени, означает «денежный мешок».

     

7-й конкурс «Вопросы на засыпку»

Командам предлагается ответить на занимательные вопросы, связанные с историей Древней Руси.

  1. Кого считают основателем первой правящей династии на Руси? (Князя Рюрика.)
  2. Назовите имена первого книгопечатника на Руси. (Иван Федоров.)
  3. Назовите имена первых русских святых. (Борис и Глеб.)
  4. Кого считают автором «Повести временных лет»? (Летописца Нестора.)
  5. Как назвали создателей первой русской азбуки? (Кирилл и Мефодий.)
  6. Название  какого города Золотой Орды сохранились в каждой русской деревне? (Сарай.)
  7.  Сыновья князя Владимира – Ярослав Мудрый и Мстислав Храбрый – после междоусобной войны разделили Русь. Какая река стала границей? (Днепр.)
  8. В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски – гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебренного бруска? (Рубль.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока:                    Былины. Б...

Преданья старины глубокой

Внеклассное мероприятие по истории древних славян...

Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"

Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....

Предания старины глубокой

Данное внеклассное мероприятие охватывает большой материал при изучении темы "Финно-угорские народы". Обучающиеся в ходе изучения курса "История и культура народов Марий Эл" воспринимают народный фоль...

Открытый урок по технологии "Преданья старины глубокой"

Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете з...

Презентация к уроку музыки в 3 классе "Напевы старины глубокой"

Работа посвящена изучению жанра былины, презентация составлена с применением технологии проблемного обучения....