Технологические карты Средние века
план-конспект по истории по теме

Козюрина Ольга Геннадьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karty_sred_veka.docx81.65 КБ

Предварительный просмотр:

5. Технологические карты:


Технологическая карта № 1                                                                                                                                    Раздел I. Раннее средневековье       12 часов

Введение. 1 час.                              Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв.   7 часов

№, тема урока

Основные знания, идеи, закономерности

Основные персоналии и даты

Требования к подготовке учащихся

Методы и формы обучения

1. Введение

2. Древние германцы и Римская империя

3. Королевство франков и христианская церковь

4. Империя Карла Великого

5. Западная Европа  в IX – XI вв.

6. Образование славянских государств

7. Контрольно-обобщающий урок

  Понятие «Средние века». Хронологические и географические  рамки Средневековья.

   Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств.Раннефеодальное государство. Династия, Меровинги, Каролинги. Капетинги.

Расселение франков, занятия, общественное устройство, организация управления государством, «Салическая Правда». Карл Мартелл и его бенефициальная реформа.

   Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Изменения в положении церкви вIV вв. Никейский собор. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Церковный приход.

   Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Феодальная лестница, сеньоры и вассалы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.

Прародина и расселение славян. Три ветви славян. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

 Персоналии

Аттила; Хлодвиг Меровинг; Карл Мартел; Карл Великий (768-814 гг.), Гуго Капет; Оттон I, Артур; Альфред Великий (871-899 гг.); Симеон (893 -927 гг.); Василий II Болгоробоец; Кирилл и Мефодий; Мешко I (960-992 гг.); Болеслав Храбрый (992-1025)

      Хронология

500 г. – образование Франкского королевства;

732 г. – битва  при Пуатье;

800 г. – провозглашение Карла Великого императором;

843 г. – Верденский раздел, образование Франции, Италии, Германии; начало феодальной раздробленности в Западной Европе;

962 г. – провозглашение ОттонаI императором, образование Священной Римской империи;

863 г.- направление братьев Кирилла и Мефодия в Великоморавскую державу;

906 г. – победа венгров над Германией, распад Великоморавской державы.

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности

- представлять формы политической власти в РФГ Западной и Центральной Европы;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения, описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Вводная беседа; работа с «лентой времени»;

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

Индивидуальная работа с контрольными тестами

 

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

1. Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи;

2. Великое переселение народов;

3. Франкское государство в V – начале IX в.

«Штурм города»

 

«Древние германцы» (с.128-129)*;

«Правление Хлодвига» (с.9-12);

«Генеалогия Хлодвига»*(с. 133 - 134);

«Крещение Хлодвига»* (с. 137)
 «Низложение Меровингов» (17-19);

«Бенефициальная реформа Карла Мартела»*(363-365);

«Карл Великий»* (с. 142-143, 368-370);

«Салическая Правда»;

«О церковном землевладении»*(с.341);

«Славяне»* (с. 171)

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 1-4; 8;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 1-2; 10-12;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

 

Тесты* № 1-6,

Тест** «Западная и Центральная Европа вVI – XI вв.»;

Тесты *** №№ 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* тексты по Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г.


Технологическая карта № 2                                                                                                                              Раздел I. Раннее средневековье   12 часов Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.    2 часа

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к подготовке учащихся

Методы и формы обучения

8.Византия при Юстиниане.

9. Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат

  Особенности развития Восточной римской империи по сравнению с Западной. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.Императоры Византии.

  Арабские племена: расселение, занятия.Племенное устройство и верования. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Обязанности мусульман. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

  Возникновение Халифата. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата.

   Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

   Персоналии

Юстиниан (527-565 гг.); Василий IIБолгаробоец;

Мухаммед; Харун ар(аль)

-Рашид (768-809 гг.);

  Хронология

395 г. – отделение Восточной Римской империи от Западной;

630 г. – соглашение арабской знати с Мухаммедом, принятие ислама, образование арабского государства;

750 г. – переход власти от Омейядов к династии Аббасидов;

1055 г. – распад Халифата; возникновение турецкого сулатаната.

Хронологические знания и умения:

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности

- представлять формы политической власти в Византии  и Арабском халифате;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения, описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства и ислама на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система

познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

1. Византийская империя и славяне в VI –XI вв.

2. Арабы в VII –XI вв.

«Прием иностранных послов императором Византии»

 

«Правление Юстиниана»*  (с. 27-29);

«Прокопий Кесарийский «Война с готами»* (с.168-189);

«Псевдо-Маврикий «Стратегикон»* (с. 169);

«Мухаммед»* (с. 37-39); (с. 190);

«из Корана»*(с.358);

«династия Омейядов»* (с. 42-43);

«Мекка»* (с. 187);

«Налоги и войско в Арабском государстве»* (с. 192-194)

Е.А. Крючкова,  Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 6,9;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 13-15, 17;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

 

Тесты* №  10,12.

Тесты **«Византийская империя в VI – XI вв.», «Арабы в VI – XI вв.»

Тесты** №  1.11, 1.13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта № 3                                                                                                                                   Раздел I. Раннее средневековье        12 часов

Тема 3. Культура Раннего Средневековья   2 часа.      Обобщающий урок по разделу I « Раннее Средневековье» 1 час.

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные

 персоналии

и даты

Требования к подготовке

учащихся

Методы

и формы обучения

10. Европейская культура  раннего Средневековья.

11. Культура Византии и стран Арабского халифата.

12. Обобщающий урок по разделу I«Раннее Средневековье»

    Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Античное наследие. Рукописная книга.

Средневековый эпос. Рыцарская литература.  Жития святых, хроники, эпические поэмы. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Система образования. «Каролингское Возрождение». Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

    Культурное наследие Византии. Античное наследие Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Притвор, неф, алтарь, апсиды. Крестово-купольная постройка.  Собор Св. Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Канон. Паруса. Византийская иконопись, мозаика.

    Особенности средневековой культуры народов Востока. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, архитектуры, литературы и искусства. Мечеть. Альгамбра.

     Историческая роль раннесредневековой культуры.

Персоналии

Карл Великий, Юстиниан, Лев Математик (IX в.);

Аль-Бируни (973 – 1048 гг.);
Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037 гг.); Фирдоуси;

Хронология

VIII – IX  вв. – Каролингское Возрождение; VI в. – строительство храма св. Софии в Константинополе;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние религии на жизнь людей;

- характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

Работа с учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

   Индивидуальная работа по карточкам;

  Парная и групповая работа.

  Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.);

 

«В средневековом университете»;

«В Альгамбре»

 

«О восстановлении храмов Карлом Великим»* (с.23-24);

«Храм Св. Софии»*  (с. 31-32); (с. 180-181);

«Ремесла и искусства в Византии»* (с. 182-184);

«Памятники городов»* (с. 201-202)

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам  5,7,10;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал:

№№ 16, 18, 19, 39-42;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

Тест*  № 9. 11, 13.

Тесты** «Культура раннего средневековья»; «Повторение разделы I».

Тесты** № 1.9, 1.12, 1.14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта № 4                                                                                                                                   Раздел II. Расцвет Средневековья         16 часов

Тема 4. Средневековое европейское общество. 3 часа

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные

персоналии

и даты

Требования к подготовке учащихся

Методы

и формы обучения

13. Крестьяне и феодалы

14-15. Средневековый город в Западной и Централь

ной Европе

  Складывание нового устройства общества.  Сословия. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

   Феодальное землевладение. Майорат, бенефиций и феод. Установление феодальных отношений. Феодализм. Феодальная иерархия. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война и «божий мир», рыцарская культура и кодекс рыцарской чести.

   Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Крестьянская община, ее функции и значение.

 Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее средневековье.  Причины возникновения и расцвета средневековых городов.  Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Жизнь и быт горожан.

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли, гильдии. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков.

Хронология

Конец IX – XI вв.- возрождение городов в Европе;

XII – XIII вв. – борьба городов с сеньорами;

XIV в. – создание Ганзейского союза.

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом  обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;

-представлять формы политической власти в средневековых государствах;

-социальную структуру, характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия на жизнь людей;

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

заданий

Творческие, опережающие задания

Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.);

 

«В хижине средневекового крестьянина»;

«В мастерской средневекового оружейника»;

«Сдача оброка феодалу»;

«Право охоты феодала»; «Средневековая ярмарка»; «Средневековый город»

 Феодальное поместье в IX - Xвв. Жизнь и быт крестьян;

В средневековом городе;

«О свободных и несвободных»* (с. 46-48);

«Истоки средневекового рыцарства* (с. 51-54);

«Закон об Ордалии»* (с. 151);

«Саксонское зерцало»* (с. 152);

«Сирвенты Б.де Борна»* (с. 152-153);

«Рыцарский турнир. Замок рыцаря. Внутри замка»* (с. 154 - 157);

«Э. ле Гоз «Поэма о версонских вилланах »* (с.159-160);

«Жизнь в средневековой деревне»* (с. 161);

«Одежда»* (с.166);

«Средневековый город»* (с. 205206);

«Призыв к забастовке подмастерьев Страсбурга»* (с. 209-210);

«О ремесленниках, купцах и др. горожанах»*(с. 337-339).

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 11 – 14;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 3 -9; 20 – 24;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

 

Тесты* № 7, 8, 14-16.

Тесты** «Миропорядок средневекового общества Западной Европы»; «Средневековый город и его обитатели в Западной и Центральной Европе»

Тесты** № 1.7, 1.8, 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта № 5                                                                                                                                Раздел II. Расцвет Средневековья      16 часов

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы  в XII – XV вв.   10 часа

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные персоналии и даты

Требования к подготовке учащихся

Методы

и формы обучения

16. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.

 

   Власть духовная и светская.

   Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье.

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви и их источники.

Причины и начало крестовых походов, их участники. Первый Крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец Крестовых походов, их последствия и значение.

Папство в зените могущества. Ереси, причины их широкого распространения. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении церкви. Фома Аквинский.

Персоналии

Григорий VII (1073-1085 гг.);  Иннокентий III (1198-1216 гг.); Франциск Ассизский; Доменик Гусман; Урбан II; Салах-ад-Дин;

Фридрих I Барбаросса; Филипп II Август; Ричард I Львиное сердце;

Хронология

1054 г. – раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную, ортодоксальную);

1077 г. Поход Генриха IV  в Каноссу;

1096 – 1099 гг. – первый Крестовый поход;

1187 г. – падение Иерусалима;

1202-1204 гг. – 4-й Крестовый поход;

1204 г. – штурм Константинополя;

1212 г. – детский Крестовый поход;

1291 г. – падение Акры, конец 8-го Крестового похода.

Хронологические знания и умения:

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты крестовых походов;

- описывать историю становления и развития католицизма в Европе, возникновения ересей;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа/

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты,

схемы

Иллюстрации

ТСО

Западная Европа вXI – начале XIII в. Крестовые походы.

 

 

«Григорий VII  и  Германия»* (с. 62-64);

«Альбигойские войны»*(с. 71-73);

«Постановление Лондонского церковного собора от 1175 г.; Индульгенция; П. Абеляр об индульгенциях; Постановление Латеранского церковного собора от 1215 г.; Диктат папы»* (с. 218-219, 340);

«О еретиках»* (с. 223-224);

«Инквизиция и ереси»* (с. 225-226);

«О сочувствующих еретикам»* (с. 227-228);

«О крестовых походах»* (с. 229231);

«Взятие Константинополя»* (с. 234);

«Причины упадка и последствия крестоносного движения»* (с. 235-236)

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 15 – 16;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал:№ 25;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

Тест* № 3, 17-20.

Тесты**«Католическая церковь. Крестовые походы»

Тест** № 2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта № 6                                                                                                                              Раздел II. Расцвет Средневековья        16 часов

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы

и формы обучения

17. Объединение Франции и Англии

18. Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания

19. Усиление королевской власти во Франции и Англии.

 

   Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Начало объединения Франции. Генеральные штаты во Франции. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Судебная и военная реформы ГенрихаII. Великая хартия вольностей. Парламент.   Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги.Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.  

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Война Алой и Белой розы. Реконкиста. Образование королевств на Пиренейском полуострове.

Персоналии

Филипп II Август (1180-1223 гг.), Людовик XI, Филипп IV Красивый (1285-1314 гг.); Бонифаций VIII;  Вильгельм Завоеватель; Генрих IIПлантагенет (1154-1189 гг.), Робин Гуд; Ричард Львиное сердце, Иоанн Безземельный (1199-1216 гг.), Генрих III, Симон де Монфор; Эдуард Черный принц, Жанна д’Арк , Бертран Дюгеклен; Ричард II; Карл VII(1422-1461 гг.); Ги льом Каль;  Джон Болл; Уот Тайлер; Людовик XI(1461-1483 гг.); Карл Смелый, герцог Бургундский;

Граф Уорвик «делатель королей», Эдуард IV, Ричард III; Генрих VIIТюдор (1485-1509гг.);

Хронология

1302 г. -  битва при Куртре;-создание Генеральных штатов во Форанции;

1309-1378 гг. – «авиньонское пленение» пап;

1066 г. – норманнское завоевание Англии, битва при Гастингсе;

1215 г. – Великая хартия вольностей;

1265 г. – созыв Парламента в Англии;

1337-1453 гг.- Столетняя война ;

13346 г. – битва при Креси;

1356 г. – битва при Пуатье;

1358 г. – Жакерия;

1381 г. – восстание Уота Тайлера;

1453 г. – падение г. Бордо, конец Столетней войны.

Хронологические знания и умения:

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития централизованных государств в Европе;

- представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей.

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система

познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Европа в XIV – XV вв.;

Англия и Франция в XI– начале XIV в.;

Англия и Франция во время  Столетней войны 1337-1453 гг.;

Англия и Франция во второй половине XV в.;

 

«Штурм города»

«Втупление Жанны д”Арк в Орлеан »;

«Сожжение Жанны д”Арк на костре»;

«Восстание Уота Тайлера (1381 г.)»; «Жакерия».

 

«О жизни короля Людовика Толстого»* (с. 238-239);

«Филипп IV крас ивый»* (с. 240-241);

«Книга Страшного суда»* (с. 245);

«Великая хартия вольностей»* (с. 247-248);

«О 100-летней войне»* (с. 251-253, 254);

«О Ж. д’Арк»* (с. 261-264);

«Жакерия»* (с.88-91; 253);

«Об У. Тайлере»* (с. 258-259);

«Людовик XI»* (с. 96-98, 268-269).

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 17 – 20;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 26-36;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

Тесты* № 21-29.

Тесты** «Образование централизованных государств в Западной Европе», «Феодальная раздробленность в Центральной Европе», «Гуситское движение в Чехии».

Тесты** № 2.3, 2.4, 2.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта № 7                                                                                                                                Раздел II. Расцвет Средневековья         16 часов

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к уровню

 подготовки учащихся

Методы

и формы обучения

20-21. Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста

 Гуситское движение в Чехии

 

   Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

   Кризис католической церкви.Папы и императоры. Политика Фридриха I  и Фридриха II в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Ослабление императорской власти во второй половине XIII – XIV вв.

   Гвельфы и гибеллины; чомпи;тирания Медичи;

   Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических, религиозных противоречий. Ян Гус.  Гуситское движение в Чехии. Табориты и умеренные.

 

Персоналии

 Изабелла Кастильская и Ферднанд Арагонский;

Томас Торквемада;

Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен,  Генрих Лев из рода Вельфов; Альбрехт Медведь; Карл I Люксембург –Карл V, император Св. Римской империи (1346-1378 гг.); Лоренцо Великолепный (1468-1492 гг.); семейство Борджиа; Ян Гус (1371-1415 гг.);. Ян Жижка;

Хронология

1455-1485 гг. – война Алой и Белой розы в Англии;

1212 г. – победа христиан у Лас Навас де Толоса;

1479  - объединение Кастилии и Арагона в Испанию;

1493 г. – взятие Гранады;

1356 г. – «Золотая булла»;

1291 – 1315 гг. – создание Швейцарского союза;

1378 г. Восстание чомпи во Флоренции;

1419 г. – восстание в Праге;

1434 г. – поражение таборитов у г. Липаны;

1419-1434 гг. – гуситские войны;

1410 г. – Грюнвальдская битва.

Хронологические знания и умения:

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития централизованных государств в Европе;

- представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей.

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система

познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Европа в XIV – XV вв.;

Чехия в XIII – XV вв.;

 

«Ян Гус на Констанцском соборе»; «Штурм города»

 

«Итальянские города-государства»* (с. 277-278);

«О Яне Гусе»* (с. 282-283);

«О Яне Жижке»* (с. 287);

 

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам

 22 – 26;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал:№№ 35-38

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья»; «Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения«Средневековье в лицах (полководцы, правители,  мыслители, герои, деятели культуры)»

Тесты* № 21-29.

Тесты** «Образование централизованных государств в Зап. Европе», «Феодальная раздроблен

ность в Центр.Европе»,

«Гус.движение в Чехии».

Тесты** № 2.3, 2.4, 2.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта № 7                                                                                                                              Раздел II. Расцвет Средневековья        16 часов

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы и формы обучения

22-23. Культура Западной Европы в XI – XV вв.

24. Обобщающий урок по разделу II «Расцвет Средневековья»

    Изменения в культуре  Западной Европы вXIV – XV вв. Развитие личностного начала. Технические изобретения. Изобретениекнигопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения (Ренессанса) в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения Италии.

Влияние поздневизантийской культуры.

 Архитектура: готика, «пылающая (пламенеющая) готика».

Персоналии

Иоганн Гуттенберг;

Марко Поло; Петр Абеляр; Фома Аквинский; Роджер Бэкон; Бертран де Борн; Вернер Садовник; Уильям Ленгленд; Данте Алигьере; Франческо Петрарка; Джованни Боккаччо; Сандро Ботичелли

Хронология

1450 г. – первая печатная книга.

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития культуры эпохи Возрождения в Европе;

- характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

- характеризовать религиозные верования, место католической церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература,

 источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты,

схемы

Иллюстрации

ТСО

 

«Сожжение Джордано Бруно»

1. Имперская арх-тура: Альгамбра, Испания; Нойшвангитайн, Германия.

2.  Чудеса света: Собор св. Петра, Ватикан; 

3.Государственный Эрмитаж:;  Рембрандт;

 искусство Ит. Возрож-дения; искусство Нидерландов, Фландрии, Голландии.

«Компас, порох, огнестрельное оружие»*(с.297-298);

«М.Поло о России»*(с. 300);

«Астрология»*(с.301-302);

«Средневековые школы»*(с. 303);

«жанр Альба»*(с.306);

«Ф. Петрарка»*(с. 307);

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 27 – 30;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 39-42; 45-50;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

Тесты* № 30-34.

Тест** «Культура средневековой Европы в XI – XV вв.»

Тест** № 2.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта № 8                                                                                                                               Раздел II. Расцвет Средневековья       16 часов

 Тема 8. Восток,  Африка и Америка в средние века.             2 часа

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы

и формы обучения

25. Османская империя.. Китай в средние века.. Индия в  средние века

26. Народы Америки и Африки в средние века

 

  Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.Китай: распад и восстановление единой державы. Великий шелковый путь. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин.

 Культура: фарфор; книгопечатание, бумага, компас, порох и др.

      Индийские княжества. Индийская община. Варны и касты. Религии Индии. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Цифры; архитектура, философия.

   Средневековая Япония.

   Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).     

    Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Народы Африки в средние века.

Персоналии

Осман; Милош Обилич; Баязид I Молния (1389-1402 гг.);

Мехмед II Фатих (1451-1481 гг.)- завоеватель; Сулейман IЗаконодатель/Великолепный (1520-1566 гг.).

Хуан Чао; Чингисхан (Тэмуджин); Ли Бо; Ду Фу;  Тимур Тамерлан; Бабур; Арьябхат; Али Бер (Великий, 1464-1492 гг.).

Хронология

1389 г. – битва на Косовом поле;

1453 г. – падение Византии; переименование Константинополя в Стамбул;

1526 г.- битва под Мохачем, захват Венгрии; Австрии, образование Османской империи;

1571 г.- поражение турецкого флота  при Лепанто, освобождение Кипра.874 – 884 гг. – крестьянская война в Китае;

960 г.- начало правления династии Сун;

1206 г. – избрание Чингисхана на хурале монгольских князей;

1211 г.- поход монголов на Северный Китай;

1279 г. – падение династии Сунн; начало правления Чингисидов;

1368 г. – независимость Китая от монголов;

1398 г. – вторжение в Индию Тимура;

1526 г. – вторжение Бабура; создание империи Великих Моголов.

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития государств Азии; жизнь и быт народов Африки и Америки;

- представлять формы политической власти в средневековых государствах неевропейского мира;

-социальную структуру, характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место религии в средневековом обществе; ее влияние на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты,  схемы

ТСО

1. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей;

2.Индия и Китай в средние века.

3. Великие географические открытия и колониальные захваты в XV – начале XVII в.

Имперская архитектура: Занаду, Пекин.; Чудеса света: Храм св. Софии, Стамбул, Турция; Боробудур, о-в Ява, Индонезия; Тадж-Махал, Агра, Индия. Великие творения людей: Мачу-Пикчу, Перу, Южная Америка. Гос. Эрмитаж: Дар Надира;  Цветы Мейхуа.

«Падение Сербии»*(с. 290);   «О янычарах»*(с. 291) «О Китае»*(с. 317-320, 445-446); «О культуре Китая»* (с. 108-111, 322-324); «Описание обычаев, одежды и городов Индии»*(с. 326-327); «2-е послание Э. Кортеса императору Карлу V»*(с. 458-461);

«О Мали»* (с. 115-117).

Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 31 -34;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №43,44

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах

Тесты* № 29,35-37.

Тесты ** «Османская империя в XI – XV вв.», «Народы Азии, Америки и Африки в средние века»

Тесты** № 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта № 9                                                                                                                              Раздел II. Расцвет Средневековья        16 часов

Повторительно-обобщающие уроки. Итоговое повторение.       2 часа.

 

 №, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Термины, понятия

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы, средства

и формы обучения

27. Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья»

28. Итоговый урок по истории средних веков.Обобщающее повторение.

Хронологические рамки  и этапы Средневековья;

Религии Средневековья;

Цивилизации Средневековья;

Античное наследие и вклад различных народов в развитие Средневековой Европы;

Государство, власть и народ Средневековья;

Неевропейское Средневековье;

Достижения  культуры.

 

Мировые религии; цивилизации; эволюция феодального государства; натуральное хозяйство; товарное хозяйство; европоцентристский взгляд на историю

 

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция);

Работа с исторической картой , учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Фронтальная беседа;

Работа в прарах;

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

Заданий

Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Европа в начале нового времени.

 

 

 

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания на стр. 106 – 112;

Раздаточный материал: №№ 6-9; 34-35; 53;56;60;

Тесты* № 38-40,

Тестовые задания ко всему курсу (5 вар.).

Тесты** «Повторение раздела II», «Итоговое повторение»

Итоговые вопросы и задания**

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6.Учебно-методические материалы по курсу.

 

I.Учебники, учебные пособия для учащихся:

1.     Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;

2.     Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение».

 

II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1.       История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.

2.       Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.

3.       Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.

4.       Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.

5.       Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.

 

III. Учебно-методическая литература:

1.     Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.

2.     Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г. (в технологических картах проверочные тесты из данного пособия помечены *)

3.     Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);

4.     Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;

5.     Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;

6.     Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

7.     Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;

8.     Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;

9.     Никифоров Д.Н.«Альбом по истории культуры Средних веков», М.,1959 г.;

10.                                                                                                                        Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.;

11.                                                                                                                        Смирнов С.Г. «Задачник по истории Средних веков», М., 1995 г.;

12.                                                                                                                        «Тематический контроль по истории. Средние века», М, «Интеллект-центр» (в технологических картах данные тесты помечены ***);

13.                                                                                                                        Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.

IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.

 

1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История».

   М., 2000 г.;

2.Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;

3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;

4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;

5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;

6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;

7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;

8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;

9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М.,  «Аванта+», 2000 г.;

10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;

11. «Я познаю мир.  Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;

12. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;

13. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;

14. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.

  

V.  Средства обучения.

 

1. Настенные исторические карты:

1.     Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи;

2.     Великое переселение народов;

3.     Франкское государство в V – начале IX в.;

4.     Византийская империя и славяне в VI – XI  вв.;

5.     Арабы в VII – XI вв.;

6.     Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.);

7.     Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы;

8.     Англия и Франция в XI – начале XIV в.;

9.     Англия и Франция во время  Столетней войны 1337-1453 гг.;

10.              Европа в XIV – XV вв.;

11.            Англия и Франция во второй половине XV в.;

12.            Чехия в XIII – XV вв.;

13.            Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей;

14.            Индия и Китай в средние века;

15.            Географические открытия и колониальные захваты в XV- середине XVII в.

 

2. Картины, аппликации, альбомы:

1. Аппарович Н.И., Запорожец Н.И.  Раздаточный материал по истории

    средних веков (64 карточки), М., «Просвещение», 1977 г.;

2. Альбом учебных картин "История средних веков";

3. Аппликации по истории средних веков;

4.История средних веков (картины, картосхемы, опорные схемы)

 

3.     Статичные экранные пособия:

 

Название диафильмов или диапозитивов

1.

Феодальное поместье в IX - X вв. Жизнь и быт крестьян.

2.

В средневековом городе.

3.

В средневековой школе.

4.

В средневековом университете.

5.

Арабский халифат и его культура.

6.

Франция в XI - XV вв.

7.

Англия в XI - XV вв.

8.

Военная техника в средние века.

9.

Борьба народов Средней Азии и Закавказья с монгольскими завоевателями.

10.

Турецкие завоевания XIII - XVI вв. и образование Османской империи.

И.

Чехия в XIV - XV вв.

12.

Гуситские войны.

13.

Под предводительством Яна Жижки.

14.

Англия XIV - XV вв.

15.

Джек - Соломинка (положение крепостных крестьян в Англии).

16.

Борьба католической церкви против Реформации.

17.

Под знаменем Башмака.

18.

Неограниченная монархия во Франции.

19.

Культура Западной Европы в XII - XV вв.

20.

Повторительно-обобщающий материал по истории средних веков XI - XV вв.

 

4. Видеофильмы (DVD:) 

1. Имперская архитектура: Занаду, Пекин; Альгамбра, Испания; Нойшвангитайн, Германия.

2.  Чудеса света: Храм св. Софии, Стамбул, Турция; Боробудур, о-в Ява, Индонезия; Собор

     св. Петра, Ватикан;  Тадж-Махал, Агра, Индия.

3. Великие творения людей: Мачу-Пикчу, Перу, Южная Америка

4. Государственный Эрмитаж: Дар Надира;  Цветы Мейхуа;  Рембрандт;

    искусство Итальянского Возрождения; искусство Нидерландов, Фландрии, Голландии.

5. Чингисхан (х/ф).

 


http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif

»  Тэги к этому документу: 

http://www.openclass.ru/themes/theme011/images/line00.gif

»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

Технологические карты по истории. Средние века. 6 класс.

Материал, который я использую пр подготовке к уроку истории в шестом классе....

Технологическая карта урока по истории Средние века. "Столетняя война"

Технологическая карта к уроку истории по теме "Столетняя война"...

технологическая карта урока для 6-го класса "История Средних веков" Культура Западной Европы

Технологическая карта  представляет собой разработку урока с приложениями. Использование игровых технологий....

Технологическая карта "Среднее арифметическое двух чисел"

Технологическая карта по ФГОС к уроку математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое двух чисел"....

Технологическая карта урока истории «Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения» 6 класс

Урок усвоения новых знаний. Педагогическая технология: формирующее оценивание...