Научный подвиг Номто Очирова
творческая работа учащихся по истории (8 класс) на тему

Цебикова Байрта Петровна

         В последнее время многие у нас в республике открыли для себя новое имя. Имя Человека, внесшего в культуру и историю калмыцкого народа немалый вклад. Это имя Номто Очирович Очиров. Имя, вырванное из забвения.

         Именно благодаря Н. Очирову был сохранен для всего цивилизованного мира величайший памятник духовной культуры калмыцкого народа – героический эпос «Джангр». Незаурядная личность, человек разносторонних интересов, обширных знаний, знаток и собиратель устного, народного творчества, экономист, историк многое сделал для национально – культурного возрождения своего народа. Подлинный интеллигент. Н. Очиров считал нравственность высшей добродетелью человека, просвещение народа – гражданским долгом ученого.

         Номто Очиров принадлежит к той плеяде национальных интеллигентов, каждый из которых был личностью. Они мечтали вернуть своему народу культурное достоинство, вырвать его из пут феодально-патриархальной системы. Отсюда их всеядность, многогранность их профессиональной и общественной деятельности.

         Значение деятельности этой плеяды именно в том, что еще в начале нашего века они пришли к осознанию мысли – направление исторического процесса России и народов, ее населявших, лежит на путях просвещения и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_nomto_ochirov_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно – практическая конференция

«Первые шаги в науку».

Направление: История

Наименование работы:  «Научный подвиг Номто Очирова»

Автор работы: Босхомджиева Евгения

Место выполнения работы: с. Малые Дербеты Муниципальное бюджетное                                                                                                                                                                           общеобразовательное учреждение «Малодербетовская гимназия имени Б. Б. Бадмаева»

Руководитель: Цебикова Байрта Петровна, учитель истории и                   обществознания.

с Малые Дербеты 2013

Оглавление

  1. Введение.
  2. Актуальность темы
  3. Основная часть

     Глава 1 Жизненный путь Номто Очирова

     Глава 2 Научный подвиг Номто Очирова

  1. Заключение
  2. Список использованной литературы
  3. Приложение № 1 Родословная Номто Очирова
  4. Приложение № 2 Фотографии

Введение

         В последнее время многие у нас в республике открыли для себя новое имя. Имя Человека, внесшего в культуру и историю калмыцкого народа немалый вклад. Это имя Номто Очирович Очиров. Имя, вырванное из забвения.

         Именно благодаря Н. Очирову был сохранен для всего цивилизованного мира величайший памятник духовной культуры калмыцкого народа – героический эпос «Джангр». Незаурядная личность, человек разносторонних интересов, обширных знаний, знаток и собиратель устного, народного творчества, экономист, историк многое сделал для национально – культурного возрождения своего народа. Подлинный интеллигент. Н. Очиров считал нравственность высшей добродетелью человека, просвещение народа – гражданским долгом ученого.

         Номто Очиров принадлежит к той плеяде национальных интеллигентов, каждый из которых был личностью. Они мечтали вернуть своему народу культурное достоинство, вырвать его из пут феодально-патриархальной системы. Отсюда их всеядность, многогранность их профессиональной и общественной деятельности.

         Значение деятельности этой плеяды именно в том, что еще в начале нашего века они пришли к осознанию мысли – направление исторического процесса России и народов, ее населявших, лежит на путях просвещения и культуры.

         В калмыцкой советской историографии Н. Очиров представлен только как враг советской власти. Имя его по существу находилось под запретом. Первым кто сорвал эту черную завесу умолчания, был А. Кичиков. В «Ученых записках» Калмыцкого НИИЯЛИ ему удалось опубликовать заметки Н. Очирова об истории записи песен «Джангара». Заслуги Н. Очирова в собирании и популяризации эпоса были отмечены на научной конференции посвященной 110 – летию со дня рождения джангарчи Ээлян Овла.

          Перелом наметился в советской историографии после развала Советского союза. Появляются первые статьи большое внимание В. Айтаев[1] в своей статье «Номто» уделяет революционной деятельности Н. Очирова. В статье Р. Дякиева «Благопожелания – начало блаженства и мира…» уделяет внимание журналистской деятельности Номто Очирова, который всячески помогал становлению печати в Калмыкии, способствовал созданию и развитию журналистской периодике.[2]

Актуальность темы

       Наследие Номто Очировича Очирова нуждается в изучении, в выявлении и поисках в архивах неизвестных данных о трудах Н Очирова, а хранящиеся в архивах материалы ждут издания.

Цели и задачи:

  1. вернуть имя, Номто Очировича Очирова, вырванное из забвения;
  2. показать научно познавательное, просветительское значение его трудов;
  3. раскрыть его научную деятельность, как этнографа, калмыковеда, внесшего огромный вклад в дело возрождения калмыцкого народа, роста его национального самосознания;
  4. показать научный подвиг Ээлян Овла, записав его десятипесенный репертуар из Джангара.

Методологической основой исследования является принцип историзма,, предполагающий изучение трудов в конкретных исторических условиях. Применение историко – генетического метода обусловлено изучением жизни и деятельности Номто Очирова на длительном временном отрезке.

Научная новизна пректа состоит в следующем:

1 Проведено специальное научное исследование жизни и деятельности Номто Очирова;

2  Изучен вклад Номто Очирова как ученого, просветителя и краеведа.

Проблема. Сохранение традиций культуры народов, воспитание у учащихся любви к Родине, патриотизма и гражданского сознания на примере жизни и деятельности Номто Очировича Очирова.

Источниковая база исследования. Для изучения темы был использован широкий круг источников, которые можно подразделить на опубликованные и неопубликованные источники. Все они, в свою очередь, подразумеваются на делопроизводственные материалы и документы, документы личного происхождения, публицистика, периодическая печать, справочные издания.

       Данная исследовательская работа – это попытка отобразить жизненный путь первого калмыцкого интеллигента Номто Очирова. Благодаря его научному поиску, энтузиазму и горячему желанию использовал полученные знания для пользы своего народа.

Глава 1. Жизненный путь Номто Очирова.

        Номто Очирович Очиров (нареченное имя при рождении), настоящее его имя Ноха, родился в 1886 году в поселке Хончнур Малодербетовского улуса в семье калмыка Довукинов Очира. В поселке сначала 19 века полуоседло, а затем и оседло селились калмыки- выходцы из различных аймаков этого улуса. Они занимались как скотоводством так и земледелием. Так же но с явным коневодческим уклоном, строил свое крепкое крестьянское хозяйство отец Номто Очирова – Довукинов Очир. Детство его прошло в селе Червленое, неподалеку от зимней ставки Дербетского нойона Давида Тундутова. Поселок Червленое, поселение крещенных калмыков возникло на самой северной окраине кочевья калмыцких улусов. Оно расположено по соседству с селением европейского образца- немецкой колонии Сарепта, основанной на землях калмыцких кочевий, выходцами из Богемии религиозной секты евангелистов-гернгютов[3].

       По их примеру группа бедных крещенных калмыков, не имеющих своего хозяйства решило заняться земледелием, осесть на постоянное место жительства.

      В детские и юношеские годы судьба была к нему благосклонна: домашнее традиционное воспитание и обучение, игры и забавы с сыном Тундутова-Данзаном. Близость к нойонской семье сыграла немаловажную роль в последующей судьбе Номто Очирова, сначала счастливой, а потом печальной.

       При нойонской поддержке способный и любознательный Ноха прошел все мыслимые в то время для калмыцкого мальчика образовательное ступени. Он окончил Малодербетовскую улусную школу. Начальное образование Номто Очирова получил в Червленом, где имелась школа, содержащаяся на средства общественного капитала. А так же калмыцкое училище в Астрахани и там же реальное училище, диплом которого давал право на поступлении в высшее учебное заведение.

     После окончания училища Номто Очирова имел желание получить высшее образование. Для этого нужны были средства. Калмыцкое правление ходатайствовало о предоставлении степендий для калмыкв студентов в высших учебнх заведениях. В документах Центрального государственного архива за 1904 год имеется документ «Дело по вопросу об определении учеников Астраханского реального училища Хоочи Акиева и Номто Очирова в морское инженерное училище имени Николая 1» и другой документ за 1905-1915 года «Дело о предоставлении ученикам Астраханского реального училища Очирову, Сазырову, Хонгорову, Магутову и другим стипендии для образования в высших учебных заведениях», где имеются сведения о Номто Очирове – об окончании восточного и юридического факультетов Питербурского Университета[4].

     С 1905 года Номто Очиров – студент восточного факультета Питербурского императорского университета. Тогда власти благосклонно разрешали одаренной молодежи на средства калмыцкого общественного капитала продолжать учебу в Петербурге, Казани, Киеве и других городах. В это время бурное становление калмыцкого национального движения, когда мыслящая молодежь стремилась познать свой собственный народ и отдать свои силы на служение его интересам. Героически приподнятой атмосфере того времени как раз и смогло произойти открытие с которого началось превращение студента Очирова Ноха в ученого Номто Очирова[5].

     Круг научных интересов Номто Очирова быстро расширялся. Его все больше стали привлекать социально- экономические проблемы. К началу мировой войны Номто Очиров, продолжая научные изыскания, все больше занимался практическими делами- просветительного и политического характера. Поворот к практическим делам побуждает Номто Очирова приобрести вторую специальность. Профессионально заниматься политикой было принято тогда при наличии юридического образования. И в 1915 году заканчивает юридический факультет Петербурского университета.

      Очиров не был ординарной личностью, с легкостью меняющей свои взгляды и убеждения, или из конъюнктурных соображений готовы служить любому государственного режиму. С 1914 года он шел рука об руку с Данзаном Тундутовым, держа курс на оказачивание всего калмыцкого народа. Царская монархия отклонила тогда этот проект, но он вновь встал в порядок дня после февральской революции, как ответственная реакция на нежелание Временное правительство предоставить Калмыкии автономию[6].

     С установлением советской власти Тундутов, бывший к тому времени в чине полковника помощника атамана Астраханского казачьего войска по калмыцкой степи, бежал на Дон, а Номто Очирова пытались арестовать органы Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. В рядах белого движения Н.Очиров находился с конца октября 18 года по апрель 1919 года. Командующий Добровольческой армией А.Деникин издал приказ, в котором отстранил Н.Очирова от армии и запретил проживание в калмыцкой степи. Н.Очиров вернулся в Червленое, но вскоре уехал в Краснодар[7].

     Номто Очиров не оставался в стороне от вопросов изучения калмыцкого языка. Занимался подготовкой абитуриентов для первых курсов учителей калмыцкого языка, организованных в 1914 году в Питербурге В.Л.Котвичем для школ Большедербетовского улуса.

      В 1924 годах Номто Очиров занимается преподавательской работой в первых калмыцких учительских курсах в Астрахани, которые были реорганизованы в калмыцкий педагогический техникум.

     В июле 1920 года Н.Очиров был арестован Особым отделом 11-ой армии и препровожден в Астрахань. Это был первый в его жизни арест, потом их будет много. Потребовалось вмешательство Ленина, с помощью которого он был освобожден из под ареста. Спустя несколько дней он был назначен руководителем калмыцкого представительства при Наркомнаце РСФСР[8]. Это был важный участок работы- готовилось решение об автономии калмыцкого народа. 4 ноября 1920 года была образована автономная область калмыцкого народа, положившей начало современной государственности нашего народа. В подготовку этого исторического решения вложил частицу своего труда и Н.Очиров.

     В последующие годы он работал председателем правления Калмпотребсоюза, по совместительству занимался адвокатской деятельностью. Тучи над ним сгущались по мере укрепления сталинского тоталитарного режима. В 1927 году он оставил службу и вернулся в Червленое, где занялся личным подсобным хозяйством.

      Летом 1929 года Н.Очиров был арестован по делу Е.Сайкова, Л.Карвина уроженцев Большедербетовского улуса, обвиняемых в контрреволюционной деятельности. Это дело было сфабриковано сотрудниками ОГПУ и весной его освободили из под –ареста.

      Н.Очиров, понимая, что обвинение в контрреволюции будет долго его преследовать, оставил Калмыкию и перебрался в Сталинград, где вновь был арестован в ноябре 1930 года. Из заключения был освобожден летом 1934 года. После освобождения жил и работал в Сталинграде, Новосибирске, Томске. В июне 1941 года Н.Очиров был вновь арестован по ложному обвинению. Очередной арест последовал в декабре 1950 года судебной  коллегией Семипалатинского областного суда он был осужден к 10 годам лишения свободы с последующим поражением в избирательных правах на 3 года. Н. Очиров подал апелляцию в Верховный суд Казахской ССР, мера наказанию была снижена до 6 лет[9].

      Отсидев первый срок, он получал новый. Годы жизни на свободе сменялись годами заключения и ссылки. Судьба отняла у Номто Очирова семью, друзей, возможность заниматься научной и общественной деятельностью, а, главное она разлучила его с народом. Его спасло одно редкое качество: он всегда оставался внутренне свободным человеком, не зависящем от времени и обстоятельств, способным обернуть на пользу главному делу. Все его начинания, которые он сумел реализовать при жизни, имели отдаленную историческую перспективу в культурном, экономическом, политическом развитии калмыцкого народа.

      Подобно библейскому старцу, на исходе жизни он вернулся на  родную землю и тихо сошел в нее, умиротворенный тем, что его народ «прощен и возвращен»[10] . Умер Номто Очиров 11 июля 1960 года в поселке Кетченерах.

Глава 2. Научный подвиг Номто Очирова

       Номто Очиров прожил долгую жизнь. В самом ее начале он совершил настоящий научный подвиг, увековечивший его имя в памяти благородных потомков.

       Научно- просветительская деятельность Н.Очирова, так же как и его политическая, общественно- государственная деятельность, еще не изучена. Монгольским отделением восточного факультета в то время руководили известные монголоведы В.Котвич и А.Руднев, преподавали здесь крупнейшие ученые ориенталисты того времени – «духовые отцы» учащиеся молодежи, не жалели сил и здоровья, чтобы воспитать в них настоящих граждан своего Отечества[11].

      Первым и удачным научном шагом Н.Очиров в филологии следует признать его студенческую работу, которая была опубликована в журнале «Живая старина» в 19090 году под названием «Йорелы, харалы и связанный со вторыми обряд  «хара келе утулган»- у калмыков»[12]. Фактически статья эта в монголоведению является первой , пусть и очень краткой, фрагментарной, научной работой, в которой поднята проблема взаимосвязей фольклора и письменной литературы на примере исследования жанра калмыцких йорелов (благопожеланий) и харалов (проклятий). Для сравнительного анализа этих жанров устной и письменной традиций калмыков  автор использует свой полевой материал, также перевод на русский язык текста калмыцкой рукописи на «ясном письме». «Хаара келни бичг» («Письмо черного языка»), составленной ойрат – калмыцким просветителем Зая Пандитой.

     Летом 1909 году Н. Очиров побывал у Астраханских калмыков, посетил свой родной Малодербетовский улус, составил отчет о своей поездке, описал

     Название улусных родов (энги), названия хурулов (монастырей), дал характеристику звуков калмыцкого языка, отличия дербетовских  и торгутских говоров калмыцкого языка, описал слова табу у женщин калмычек.

       Посетив Малодербетовский, Манычский и Икицохуровский улусы., Н.Очиров подробно обследовал из в историческом, лингвистическом, этнографическом и экономическом отношении. Цель и задачи этой поездки- сбор и запись произведений устного народного творчества, разыскание и приобретение старинных калмыцких рукописей, всестороннее обследование улусов и их описание.

       Сначала Н.Очиров прибывает в Хошутовский улус, который был богат письменной литературой. Просвещенные и образованнейшие для  своего времени князья Тюмени, как и  дербетские князья Тундутовы, прилагали немалые усилия для просвещение своих подданных, для развития словесности, художественной иконописи.

       Н.Очиров свидетельствует, что у хошутов были две большие библиотеки -  богатые  коллекции тибетских, монгольских и калмыцких рукописей, среди которых встречались исторические сочинения. Всего Н.Очиров приобрел 70 экземпляров рукописей. Оригинал записей образцов калмыцкого фольклора в двух частях, сохранился и сейчас находится в  архиве Востоковедов Санкт- Петербургского филиала Института востоковедения РАН.

      Богатейший и ценнейший материал, содержащий 39 сказок и рассказов, 115 пословиц и поговорок, 144 загадки и 81 песню, все еще не введен в научный оборот. Записи эти позволяют говорить о Н.Очирове как о  прекрасном знатоке, тонком ценителе и вдумчивым собирателе калмыцкого фольклора в начале 20 века.

       Научные интересы Н.Очирова были разносторонними. Ему принадлежат первое в калмыковедении исследование по экономической истории Калмыцкой степи- 1915 году в Петрограде была опубликована его книга «Астраханские калмыки и их современное экономическое состояние. Описание калмыцкой степи».

    В работах Н.Очирова последовательно проводятся национально –освободительные и культурно-просветительские идеи, с помощью которых  калмыцкая интеллигенция на рубеже двух веков предполагала решать  национальные вопросы. Образование и просвещение – главная цель направленного научного поиска Н.Очирова. В соавторстве с опытным педагогом Л.Нормаевым и при содействии В.Котвича он составляет на русском языке и в 1915 году литографическим способом издает «Калмыцкий букварь» по «ясному письму». В букваре воплощается идея его университетского учителя – максимальное приближение правописания к современной калмыцкой  разговорной речи.

     В начале 20-х годов Н.Очиров будучи одним из первых «реформаторов» калмыцкой письменности подготовил доклад «Заяпандитский алфавит и русская транскрипция» он организовал первую калмыцкую национальную газету «Ойратские известия» и активно участвует в выпуске первого журнала.

     Известность, безусловно, широчайшую, в монголоведении Н.Очирова принесла запись эпоса «Джангар» в начале 20 века. К тому времени в ориенталистике этот дивный памятник калмыцкой культуры был известен по работам Б.Бергмана, А.Бобровникова. Б.Бергман в 1804 году опубликовал на немецком языке в Риге изложение двух глав эпоса, а А.Бобровников в 1854 году издал свой перевод на русский язык одной главы «Джангар».

     Сравнив два имеющихся у него на руках два списка глав, А.Бобровников заключил, что «Джангар» еще не получил определенной литературной формы не только по языку, но даже и по содержанию.

     Так начиналось исследование калмыцкого героического эпоса, однако, по мнению В. Котвича, в открытии национальной эпопеи наибольшие заслуги имел профессор К. Голстунский, в 60-х годах 19 века разыскавший хороших сказателей и записавший две новые главы «Джангара» и сумевший издать их литографическим способом в 1864 году в Санкт-Петербурге.

     Профессор К.Галстунский учитель В.Котвича, настоятельно рекомендовал ему обратить внимание на «Джангор»: отыскать джангорчи и записать их репертуар. По выражению В. Котвича, джангарчи оказались для них недосягаемыми -  ему не удалось тогда встретить  настоящего рапсода. Но ученый не оставлял своих попыток и в конце концов его усилия увенчались успехом: на восточный факультет поступил калмыцкий юноша Номто Очиров, который вскоре и представил своему учителю записанную им 25 августа 1908 года главу «Песнь о том как красивейший во Вселенной Мингиян угнал тьму пестро – рыжих богатырских коней Тюрюк-хана». В.Котвич немедленно предпринял все меры для проведения записи еще девяти песен (глав) эпоса и командировал Н.Очирова к великому рапсду Ээлян Овла.

      И Номто Очиров записал у Ээлян Овла цикл (10 глав) эпоса, а при помощи фонографа зафиксировал и мелодию исполнения, сохранив тем самым для истории голос великого джангарчи. Запись велась в фонетической транскрипции так называемой русской лингвистической азбукой. Записывал он в двух местах: в доме икибухусовского Кару – багши и в Малых Дербетах в доме М.Егорова, товарища Н.Очирова по Астраханскому реальному училищу.

      Открытие новых песен «Джангара» произвело немалую сенсацию в научных кругах столиц. Особенно было важным то, что на этот раз удалось  записать целый цикл песен, представлявших собой органическое целое, в то время как раньше исследователи имели дело только с отдельными песнями .

      Так свершился научные подвиги Номто Очирова, который открыл великого рапсода Ээлян Овла, записал его десятипесенный   репертуар, сохранил для потомков мелодию эпоса в исполнении Ээлян Овла, пережил все 10 глав репертуара на «ясное письмо» и издал текст тысячным тиражом в 1910 году в Санкт- Петербурге .

      В настоящее время, когда забывается древние сказания и старинные предания, когда прежние выдающиеся джангарчи ушли из жизни, а новейших рапсодов становится все меньше и меньше, ради сохранения для грядущего времени сделаны записи о джангарчи Ики – Бухусского аймака с Дербетосвского улуса Ээлян Овла.

       Публикация «Джангара» стала одним из многочисленных фактов набиравшего силу и темпы процесса возраждения калмыцкого народа, роста его национального самосознания. Это было явление не только культурного, но и огромного политического значения, созвучного со стремлением калмыков к подлинному равенству с другими народами России.

Заключение

Дорога степная отмерят километры до центральной усадьбы  совхоза Ики – Бухус. Недалеко, чуть в стороне от дороги скульптура известного сказителя Ээлян Овла. Сюда на родину в джангарчи пришел праздник. Здесь начались мероприятия, посвященные 115-ой годовщине со дня рождения ученого и просветителя калмыцкого народа Н.Очирова, впервые записавшего и обнародовавшего 10 песен народного эпоса. Два имени -  ученого и сказателя стали рядом, вошли в память народа, его культура.

         У школ собрались жители села. К ним в гости приехали из столицы республики писатели, ученые, артисты. Скромная выставка – книги, иллюстрации – рассказывал об ученом Номто Очирове. Гости побывали в музее, посвященном сказителю, жизни и творчеству народа. Министр культуры В.Г.Салдусов отметив союз ученого и сказателя подчеркнул, что многое возвращается из прошлого, как и имя Н.Очирова. мы отдаем дань великому сыну калмыцкого народа, совершившему подвиг ученого.

      Праздник продолжал маршрут по земле Малодербетовского района. Его маршрут привел гостей в наш родной совхоз «Хончнурский». Небольшой поселок, вписавшийся в степное раздолье, не случайно был избран местом праздничных мероприятий. Это – родина того рода, к которому принадлежал Н.Очиров. Состоялся митинг посвященный открытию мемориальной доски (автор- скульптор В.Э.Адьянов). Благодаря нашему земляку Н.Очирову эпос «Джангар» стал известен для всего мира. Самым торжественным моментом было открытие на здании школы мемориальной доски. Перед собравшимся  народом она предстала с портретом Н.О.Очирова и со словами: «сохранению и увековечиванию калмыцкого героического эпоса «Джанагр» мы обязаны ученому Номто Очирову, который создал основополагающие труды по джангороведению. Решением сессии Хончнурского сельского совета имя ученого и просветителя Н.Очирова присвоено центральной улице поселка.


Источники и литература

  1. Очиров Н.Отчет астраханских калмыков летом 1909 года.//Известия русского комитета для изучения средней и восточной Азии. Спб.1910
  2. Он же.Йорелы, харалы и связанный со вторым и обряд «хара кел утулган» у калмыков.// Живая старина.1909
  3. Он же. Астраханские калмыки и их современное экономическое состояние. Описание Калмыцкой степи. Петроград.1915
  1. Айтаев В. Номто Очиров и проблемы казачества.// Известия Калмыкии.
  2. Айтаев В. Тетрадь из архива.// Советская Калмыкия. 1991. №65.
  3. Айтаев В. Номто.// Комсомолец Калмыкии.1991. № 72-73
  4. Айтаев В. Номто Очиров – Имя, вырванное из забвения.// Известия Калмыкии.1991. №12.
  5. Алексеева П. Надо изучать и издавать.// Хальмг унн.1991. №100.
  6. Бадмаев А. В поисках слова.// Известия Калмыкии. 1996. №196
  7. Бадмаев А. Научный подвиг Номто Очирова.// Известия Калмыкии.2001.№78
  8. Бамбышев Ц. Легенда и быль о Номто Очирове.// Степная новь.1991. №97.
  9. Дякиева Р. Благопожелания – начало блаженства и мира…// Известия Калмыкии.1991.№31.
  10. Ланцинова М. Предназначено судьбой.// Известия Калмыкии.1993.№12.
  11. Ланцинова М. Жертва истории или любимец неба? Кто он, Номто Очиров?// Известия Калмыкии.2001.№220.
  12. Наберухин А. Номто-Очиров. К 105-летию со дня рождения.// Советская Калмыкия. 1991. №210.
  13. Халгинова Н. Он был легендой своего времени.// Комсомолец Калмыкии. 1991. №56.

                 РОДОСЛОВНАЯ НОМТО ОЧИРОВА

         

Содмн

Санж

Ацка

Дувг

              Огр                           Босхмж           Санж                            Уташ

НОХА            Пати

Мерген


[1] Айтаев В. Тетрадь из архива. // Советская Калмыкия. 1991. № 65. с. 3

[2] Дякиева Р. Благопожелания – начало блаженства и мира. // Комсомолец Калмыкии. 1991. № 31. с.4

[3] Алексеев П. Надо изучать и издавать.// Хальмг унн. 1991.№ 100. с. 2.

[4] ЦГИА фонд 1291, опись 94

[5] Ланцинова М. Предназначено судьбой…//Известия Калмыкии 1993.№ 12. с. 1.

[6] Наберухин А. Номто Очиров. К 105 летию со дня рожденя. // Советская Калмыкия. 1991. № 210. с. 1.

[7] Айтаев В. Номто Очиров и проблемы казачества. // Известия Калмыкии. 1993. № 221. с. 4.

[8] Айтаев В. Там же.

[9] Шамаков Э. Торжество истины. // Советская Калмыкия. 1990. № 85. с. 2.

[10]Халгинова Н. Он был легендой своего времени. // Комсомолец Калмыкии. 1991. № 56.

[11] Бадмаев А. Научный подвиг Номто Очирова. // Известия Калмыкии. 1991. № 78. с. 3

[12] Очиров Н. ЙорелЫ, харалы и связанный со вторыми обряд «хара келе утулган» у калмыков. // Живая старина. Спб. 1909. с. 70-71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция "Мы помним твой подвиг, Москва!"

Научно-практическая конференция  старшеклассников, посвященная 70-летию битвы под Москвой....

Д.И.Менделеев. Жизнь и научный подвиг

Классный час. Яркие страницы жизни Менделеева...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе "Научный подвиг Д.И.Менделеева"

Цель урока: Осознание значимости вклада в отечественную науку великого русского ученого Д.И.Менделеева посредством ознакомления с его жизнью и деятельностью.Задачи:раскрыть результаты  деятельнос...

Материалы к аттестации Очировой Т.В.

Материалы к аттестации...

"Подвиг сестер милосердия Кубани в годы Первой мировой войны" (публикация в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани")

В статье, опублибликованной в научном историко-архивном альманахе "Вестник архивиста Кубани", рассказывается о деятельности сестер милосердия Кубани, в частности станицы Лабинской, в го...

Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»

laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...

Научная гостиная«Научный и гражданский подвиг Д.И. Менделеева»

Мероприятие - научная гостиная «Научный и гражданский подвиг Д.И. Менделеева» определяет следующие цели:1.   Повышение познавательной активности учащихся, воспитание...