Выступление на педагогическом совете "Организация исследовательской деятельности на уроке как один из приемов СДП"
материал по истории на тему

В выступлении обозначены особенности исследовательской деятельности, рассмотрены формы и методы урочной и внеурочной исследовательской деятельности, а также приведены примеры использования исследовательской деятельности на уроке истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

выступление  Организация исследовательской деятельности на уроке как один из приемов СДП

Слайд 2.

 «Самостоятельность головы
учащегося – единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения».
К.Д.Ушинский

                                                              Слайд 3.

В настоящее время важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить развитие общества и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.
В такой теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.  Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить.

Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для нас, как учителей.

Слайд 4.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами  к решению проблем в процессе познания,  организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский  подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Слайд 5.

Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Слайд 6.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем  и систематизации материала.

Исследовательскую деятельность можно разделить  на урочную и внеурочную.

Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, внедрение в учебный процесс различных технологий развивающего обучения.

Можно  использовать различные  методы:  

-проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;

Приемы:

- ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;

Проведение нетрадиционных форм уроков:

- урок-конференция,

- семинар по защите творческих проектов,

- ролевая игра, урок-путешествие,

- видеоурок, урок-суд,  урок-экскурсия;

 формы работы:

  • групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 10-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века»   класс делится  на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;
  • коллективная форма – данную форму работы использую для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»;
  • индивидуально-дифференцированная форма – данная  форма работы используется   при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами;

     Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.

Слайд 7, 8

Очень часто смешивают понятия проекта и исследования. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны организовывать даже рамки самых смелых гипотез. Поэтому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Слайд 9.

Все  исследовательские работы учащихся можно разделить на типы:

         Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

        Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

        Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

        Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопредопределённость результата, который могут дать исследования.

Слайд 10.

  Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Слайд 11.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру:

I этап. Выбор и формулировка темы.

II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии.

III этап. Составление плана.

IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.

V этап. Оформление результатов работы.

VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.

      

 

       Роль школьника при проведении исследования во многом определяется характером взаимодействий учителя и ученика в процессе реализации исследования: индивидуальными и профессиональными установками педагога и степенью самостоятельности учащихся. Обучающийся в процессе исследования, прежде всего, остается субъектом учебной деятельности. Он может играть роль «ученика-лаборанта», выполняя указания руководителя. В этом случае замысел работы остается скрытым от ученика. Играть роль «творца» и/или «начинающего писателя» – если он самостоятельно выполняет части исследования и описывает их. «Юного исследователя» – если школьник самостоятельно проходит все шаги исследования.

Существуют различные виды, методы исследовательской деятельности: работа с источниками, решение познавательных задач, написание рефератов, сообщений, проектов, самостоятельные исследования.

Например, изучение экономической истории или социальных движений уместно полностью организовать на основе уроков-модулей.

Так при изучении темы “Астраханское восстание 1705-1706 гг”, благодаря модульной технологии, каждому ученику предоставляется возможность индивидуальной работы над познавательными заданиями и задачами во время поэтапного и завершающего контроля. В процессе этой работы они самостоятельно выявляют причины восстания, характеризуют его участников и излагают свой взгляд по поводу справедливости и правильности действий обеих противостоящих сторон. Ученики представляют себя, то в роли астраханских стрельцов, то солдат фельдмаршала Шереметьева, чтобы понять обе стороны и решить, как бы они поступили в такой ситуации.(3) Кроме индивидуальной, осуществляется работа в учебных подгруппах. Таким образом, модульный урок способствует активизации воспитательного интереса учащихся, созданию атмосферы сотрудничества между одноклассниками. Такая работа становится для них значимой и интересной.

Но совсем необязательно весь урок строить на работе с источниками и решении познавательных заданий. Эти виды работы можно использовать как элемент на каком-то отдельном этапе урока. Например, в курсе “История Средних веков” (6 класс) при изучении темы “Образование славянских государств”, рассказывая об образе жизни древних славян, учитель предлагает выполнить следующее задание.

Прочтите отрывок из документа XI века и:

а) объясните, как славяне решали важные вопросы жизни племени; каков был порядок управления в племени; сделайте вывод об общественном строе славян;

б) расскажите, как славяне поступали с теми, кто противоречил принятому порядку жизни в племени;

в) расскажите, какую еще информацию о жизни славян, помимо их управления, можно получить из текста.

“Всеми этими племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет отдельный властитель. Рассуждая на сходке о своих нуждах, они единогласно все соглашаются относительно того, что следует сделать; а если кто из них противоречит принятому решению, то того бьют палками, а если он вне собрания открыто противятся постановлению, то либо имущество его предается огню и разграблению, либо он уплачивает в собрании определенную сумму денег, сообразно с его состоянием”.(5)

Решение таких заданий, основанных на работе с источниками, во-первых, дает возможность школьникам самостоятельно мыслить и делать свои собственные выводы, привносит разнообразие в образовательный процесс; во-вторых, увеличивает объем получаемой информации и позволяет участвовать в совместном обсуждении проблем в парах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

В данной статье представлен материал об исследовательской деятельности (микроисследования) на уроках химии....

Выступление на педагогическом совете «Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету»

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охо...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования...

Выступление на районной конференции педагогических работников с докладом «Проектно-исследовательская деятельность на уроке английского языка в начальной школе»

В работе рассматривается использование современной проектно-исследовательской деятельности, способствующей повышению мотивации в изучении иностранного языка в начальной школе....