Статья по теме "Метод последовательно-текстуального изучения источников"
статья по истории на тему

Алферук Маргарита Андреевна

Статья незаменима для учителей истории, содержит алгорист действий по работе с письменными историческими источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Метод последовательно-текстуального изучения источников.

Данный метод является наиболее распространенным в общеобразовательных учебных заведениях и негуманитарных вузах.

Однако чаще этот метод понимается лишь как «читай и конспектируй» , то есть условно, поскольку при этом выдерживается лишь одно правило — читать и конспектировать, идя последовательно по тексту. Сделанные учащимися записи носят соответственно последовательно-пересказочный характер. Малейшая попытка учителя изменить конспективную структуру ответа учащихся чаще всего завершается неудачей: они, бойко пересказывая законспектированное произведение, не могут выделить его основные идеи и положения, не говоря уже об обобщении материала или формулировании выводов.

Поэтому желательно придерживаться некоторых правил.

Последовательно-текстуальный метод выражен в нескольких основных действиях, следование которым составляет полный алгоритм работы учащихся в усвоении знаний источника.

1.Вычленение и отработка основных идей источника.

Данное действие предполагает:

а)выделение основных идей и положений;

б)формулирование продуктивно-познавательных вопросов для уяснения их сущности;

в)составление и запись ответов.

2.Анализ авторских вопросов.

Данное действие предполагает:

а)работу над вопросами, поставленными авторами в тексте;

б)выработку на них ответов;

в)сверку ответов автора со своими ответами.

Практически нет источников, в которых авторы не ставили бы вопросы, приглашая тем самым читателя следовать вместе с ними к исторической истине. Из характера истории как науки о людях вытекает ее особое отношение к способу выражения. История - наука или искусство?»

При встрече с вопросом учащийся приостанавливает чтение, думает над ним, вырабатывает свой ответ из имеющихся у него и вытекающих из прочитанного знаний и только после этого продолжает чтение текста, но теперь уже сверяя свое понимание вопроса с мыслями автора отрабатываемого источника. Такое чтение незаметно вводит читателя в лабораторию умственного труда автора, что способствует выработке полезных навыков и умений работать с книгой.

3.Соотнесение исторического опыта с действительностью.

Применение теории к практике является конечной целью изучения исторических источников. Без помощи учителя учащимся этой проблемы не решить. Их требуется сориентировать на соотнесение того, что было в истории, с тем, что есть.

Схематично реализация заключительного действия выглядит так:

1. Подбор конкретного примера для анализа из источника

2. Отбор аналогов из отечественной и зарубежной истории

3. Нахождение, в чем и как эти аналоги получили развитие в современных условиях.

  1. 4. Размышление над возможной реализацией исторического опыта в текущей жизни

Есть другой путь учебного использования исторического опыта: изучение современной истории путем ее соотнесения с опытом прошлого. Данный вид работы становится наиболее эффективным, если учащиеся придерживаются определенного порядка работы (алгоритма):

  1. 1)Подбор конкретного примера из окружающей действительности
  2. 2)Отбор аналогов из исторического прошлого России и других стран
  3. 3)Соотнесение подобранного примера с аналогом из прошлого. В обеих схемах перестановка блоков может дать другие варианты отработки практической направленности идей и положений изучаемого источника.

4)Выделение общего и особенного в анализируемом факте (примере) и аналогах из прошлого

















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии проектирования при изучении родного края"

Сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции "Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика" по теме "Использование технологии проектирования при изучении родн...

Научно - практическая конференция по теме "Методы изучения источников пресной воды и пути улучшения их санитарно-экологического состояния"

В  методической разработке: научно - практическая конференцияпо теме "Методы изучения источников пресной воды и пути улучшения их санитарно - экологического состояния"  представлен материал ...

Статья «Реализация развивающих целей при изучении математики».

В статье говорится, как можно развить личность ребенка средствами математики....

Статья "Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии"

В статье описан опыт работы автора  при организации исследовательской учащихся....

Статья" Русский язык как объект изучения и средство воспитания"

Выступление на Международной научно-практической конференции "Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества"...

Статья о проектной деятельности при изучении английского языка

В данной статье исследуются методы оценки проектной деятельности учащихся на примере внеурочной деятельности по английскому языку. В качестве иллюстрации выбрана постановка «Король Артур» на английско...