Древние жители Северной Евразии.
проект по истории (6 класс) на тему

Музафарова Алина Мидхатовна

Древние жители Северной Евразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_istrus_6kl_ur35-korr.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 35. Древние жители Северной Евразии.

Цели урока по линиям развития личности.

ЛР 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Из фактов первобытной истории народов нашей страны сформировать представление о жизни племён степной и лесной полосы.

Закрепление основных понятий: первобытность, родовая община, цивилизация.

ЛР3. Историческое мышление.

Сравнить время появления цивилизации в Западной Европе и Северной Евразии, сделать вывод о причинах более медленного движения к цивилизации.

ЛР 4–5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для осознания положительного влияния мирного взаимодействия цивилизаций на  развитие народов.

Обязательный минимум содержания:

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство.

План урока:

I. Проблема урока: почему в Северной Евразии движение к цивилизации началось позже, чем в Западной Европе? 

II. Поиск решения проблемы:

1. Первопроходцы.

Примерный вывод по проблеме: примерно 10 тысяч лет назад (около VIII тыс. до н.э.) ледник отступил на север, и природа нашей страны приобрела современный вид.

2. Выход в Великую степь.

Примерный вывод по проблеме: кочевая жизнь расширяла кругозор скотоводов, объединяла и сталкивала народы, разделённые ранее сотнями километров.

3. На границе древней ойкумены.

Примерный вывод по проблеме: юг европейской части нашей страны испытал влияние античной греко-римской цивилизации.

4. В лесных дебрях.

Примерный вывод по проблеме: с III по I тысячелетие до н.э. племена степной и лесной полосы перешли к земледелию и скотоводству, начали движение от первобытного общества к цивилизации.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

– Мы начинаем разговор об истории нашей страны, о какой территории пойдёт речь?

Слайд 2

– Давайте посмотрим на таблицу на странице учебника. Сравните, пожалуйста, информацию, которую вы видите в первой и второй строках таблицы.

1  2  4

Ученики должны указать, что речь идёт о северной Евразии.

Ученики должны указать, что в Западной Европе скотоводство, земледелие и первые государства появились раньше, чем в Северной Евразии.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии.

Слайд 3

– Какую проблему урока нам предстоит решить?

– Что, по вашему мнению, стало причиной запоздалого перехода к цивилизации народов нашей страны?

– Если по каким-то причинам вы не назвали свою гипотезу, запишите её в тетрадь и проверьте в конце урока.

2  2  

Почему в Северной Евразии движение к цивилизации началось позже, чем в Западной Европе?

Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная).

III. Актуализация знаний.

Слайд 4

– Мы с вами изучали понятие «цивилизация» и знаем, что у него есть два значения. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде.

3  2 

Ученики выполняют задание слайда.

Ученики должны указать, что цивилизация – это не только ступень в развитии общества, но и особенности развития различных народов.

IV. Планирование деятельности.

Слайд 5

– Чтобы ответить на главный вопрос

урока, что нам надо сделать? 2  3

Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо рассмотреть карту и определить особенности территории Северной Евразии (могут быть предложены иные варианты).

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Первопроходцы.

Слайд 6

– Как по-вашему, что такое присваивающее хозяйство? Какие занятия для него характерны?

– Используя материал 1-го пункта параграфа, выполните задание слайда.

1  2  2  3

Слайд 7 

– Давайте подумаем, почему хозяйство людей так долго оставалось присваивающим?

1  2  2  3  4

2. Выход в Великую степь.

Слайд 8 

– И ещё раз вспомните, после отступления великого ледника на территории северной Евразии возникло несколько природных зон. Самой южной была зона Великой степи.

– Рассмотрите внимательно иллюстрацию и выполните задание слайда.

1  2  2  3  4

Слайд 9 

– Выделите обстоятельства, способствовавшие и препятствовавшие движению жителей степей к цивилизации

Как вы думаете, была ли на этой территории цивилизация?

1  2  2  3  4

3. На границе древней ойкумены.

Слайд 10

– Однако на территории нашей страны был район, испытавший влияние античной цивилизации. Назовите, где расположен этот район, и выполните задание слайда, используя пункт 3 параграфа 1.

4. В лесных дебрях.

– Большая часть территории нашей страны была покрыта лесами. Какой была жизнь на этих территориях? Что способствовало, а что мешало движению к цивилизации?

Слайд 12 (РТ, с. 7, задание 2)

– И давайте ещё раз сравним Ближний Восток, Средиземноморье и Северную Евразию. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.

Ученики должны указать, что присваивающее хозяйство – это то, которое всё берёт из природы, к нему относятся охота, собирательство, рыболовство.

Могут быть высказаны разные предположения, но ученики должны обратить внимание на особенности климата Северной Евразии.

Ученики выполняют задание слайда.

Могут быть выдвинуты различные предположения. Любое мнение должно быть аргументировано.

Ученики могут указать, что в степи только начинались первые шаги на пути к цивилизации.

Ученики должны назвать Северное Причерноморье, может быть указано, что эта территория была заселена в результате Великой греческой колонизации.

Ученики выполняют задание слайда.

Любое мнение должно быть аргументировано.

VI. Выражение решения проблемы.

– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока. (Слайд 13)

 

С III по I тысячелетие до н.э. племена степной и лесной полосы перешли к земледелию и скотоводству, начали движение от первобытного общества к цивилизации.

VII. Применение нового знания.

Слайд 14

– Используя новые знания, обсудите в парах ответ на вопрос: «Чем отличался образ жизни скотоводов евразийских степей и земледельцев лесов Восточной Европы?»

Слайд 15

– А сейчас мы попробуем выступить в качестве исследователей. Мы ознакомимся с мифами разных народов и попробуем определить, на каком уровне развития были созданы эти мифы.

Сравнение проводится на основе иллюстраций.

Любое мнение должно быть аргументировано, можно использовать фрагменты текста.

VIII. Домашнее задание.

– О том, продолжалось ли продвижение к цивилизации народов нашей страны в начале Средневековья, вы прочитаете дома. Домашнее задание – опережающее чтение    § 2, ответы на вопросы перед параграфом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "религиозные верования жителей северного кавказа"

презентация "религиозные верования жителей северного кавказа"...

Нравы и обычаи народов Ханты и коренных жителей Северной Америки – индейцев.

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин...

Презентация для 6 класса "Первобытная эпоха на территории России" раздел "Древние жители нашей Родины"

В презентации содержится обширный иллюстративный материал, интересные задания, которые служат для активизации познавательной деятельности шестиклассников на уроке....

Урок по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Жители Древнего Египта, подданные фараона. Вислогузова Е.С.

Цели урока:Обучающие:Показать трудности жизни простого народа;Познакомить с бытом, образом жизни представителей знати. Развивающие:Развивать умения логически мыслитьделать выводыработать с картой...

Презентация по истории на тему "Древние жители нашей Родины"

Презентация по истории на тему "Древние жители нашей Родины", 6 классОгромный ледник, толщина которого колебалась, и в периоды максимума достигала 3-4 км, занимал значительную территорию сов...

Как вовлечь в массовое туристское движение жителей северного города. Н

Туристский слет - одна из самых действенных форм агитации и пропаганды туризма как здорового образа жизни, повышения физического развития школьников, организации досуга, представляет собой праздник на...