Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хронограф»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Пашкова Татьяна Александровна

-Цель:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-Задачи:

 формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;

усвоение интегративной системы знания об истории человечества

воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

 

2. Общая характеристика курса «Хронораф»

-Краткая характеристика курса

Познавательный аспект деятельности - обязательный компонент любого вида деятельности.

Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы  и  методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность;   активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет.

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть: лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  учащихся); семинарской  (обучение навыкам по сбору исторического  материала;  научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnogo_kursa_hronogoraf_5.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Рекомендована                                                                            Утверждена:

Методическим объединением

Учителей истории и обществознания                                       Приказом МБОУ «Гимназия»

                                                                                                      От «»___»_______2015г. №__

Протокол №

От «__»____2015г.                                                                

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Хронограф»

Направление: социальное

2015 – 2016 учебный год

5 класс

Составитель рабочей программы

Пашкова Татьяна Александровна

учитель высшей квалификационной категории

Черногорск, 2015г.

1.Пояснительная записка

-Цель:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-Задачи:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
  • усвоение интегративной системы знания об истории человечества
  • воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

2. Общая характеристика курса «Хронораф»

-Краткая характеристика курса

Познавательный аспект деятельности - обязательный компонент любого вида деятельности.

Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы  и  методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность;   активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет.

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть: лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  учащихся); семинарской  (обучение навыкам по сбору исторического  материала;  научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).

-Потенциал учебного предмета

Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

При изучении курса возможна  интеграция с другими предметами учебного плана.

3. Описание места курса «Хронограф» в учебном плане

Программа курса  составлена для учащихся школы на 1  год обучения (68 часов). На занятия отводится 2 часа в неделю.  Программа  включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков. Занятия для каждого учащегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса

Результатом изучения исторических деятелей  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты включают:

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию;

- готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

5. Содержание курса  Хронограф 68 ч

Введение (2 ч)

«Поэзия мифа и проза истории». Мифологические свидетельства и исторические факты. Миф — закодированная история человечества. Отношение к мифам как к достоверному источнику исторических знаний об эпохе.

Развитие идей, тем и сюжетов, воплощенных в произведениях искусства древнего мира, в художественной культуре последующих эпох. Неисчерпаемость и глубина их художественного содержания, возможность постижения через памятники культуры прошлого нравственно-эстетического опыта современности.

Раздел I. Художественная культура древнейших цивилизаций Древнего Востока.

Памятники Древнего Египта

Формирование мифологических представлений древних египтян и закрепление их в «Текстах пирамид», «Книге мертвых». Местные культы и первые боги. Формирование основных мифологических циклов: о сотворении мира, солярные мифы, культ Осириса. Бог Хнум и легенда о сотворении человека. Рождение бога Гора как родоначальника династии египетских фараонов. Обожествление животных: бык — Апис, корова — Хатор, баран — Хнум, змея —Апоп, шакал — Анубис, сокол — Гор, ибис — Тот, их место и функции в древнеегипетской мифологии. Комплекс пирамид Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина) в Гизе — первое из семи чудес света. Внутреннее устройство и расположение в пространстве. Большой Сфинкс, его культовое значение как символа вечности и мистической связи с личностью фараона Хефрена. Художественное воздействие образа Сфинкса на современников и потомков.

Страсти Осириса. Культ Осириса как цикл мифов о загробной жизни. Идея смерти и воскресения и ее связь с земледельческим циклом: сев — похороны Осириса, всходы — возрождение Осириса, жатва — умерщвление Осириса.

Глиняная библиотека. Древнейшие государства Двуречья и археологические открытия П. Э. Ботта. Древнейшие языки и древнейшая литература как источник знаний и представлений о художественной культуре ушедших цивилизаций. Древнейшие  виды письменности.  Библиотека Ашшурбанапала в Ниневии — многочисленнейшее собрание клинописных текстов с каталогами-списками. Состав библиотек, их история и современное состояние. Древнеассирийский эпос о Гильгамеше и проблемы его создания.

Вавилонская башня. Культура Древнего Вавилона. Раскопки. Дворец правителя, многообразие его помещений (жилые комнаты, святилище, школа писцов), остатки настенных росписей и ранняя статуя богини Иштар. Сходство этих находок с особенностями культуры Ассирии.  Город Вавилон. Особенности планировки. Наличие стен-крепостей. Значение ворот, их связь с религиозным культом. Вавилонская башня — легенда и действительность.  Дворцы царя Навуходоноссора II и «Висячие сады» Семирамиды. Их конструктивные и художественные особенности. «Висячие сады» Семирамиды — одно из чудес света.

Сотворение мира. Библия как величайший памятник. Вопрос о «богодухновенности» и историческом происхождении Библии. Структура и состав Библии. Понятие «Завет» и историческое время Ветхого Завета. Историческая основа и историческое содержание Библии. Археологические раскопки на территории Иордана и Палестины, научные находки, подтверждающие историческую достоверность основных сведений Библии. Библия как литературный памятник. Библия в мировой культуре. Научная и религиозная картины мира: доказательства и противоречия.  Сотворение человека и жизнь первых людей в раю.  Всемирный потоп. Научное и богословское доказательства возможности всемирного потопа. Скрижали Моисея. 

Начало всех начал. Древний Восток как особая ветвь в развитии человеческой цивилизации. Его оторванность от других регионов мира. Представление о Востоке как о стране чудес и богатства.

Долина рек Инда и Ганга и возникновение крупнейших земледельческих поселений древности.

Колесо жизни. Буддизм как мировая религия. Царевич Гаутама и вопрос о происхождении буддизма. Биография Будды, ее историческая и легендарная основа.

Бронзовые свидетели. Историческое развитие Древнего Китая и особенности его художественной культуры: непрерывность развития, сохранение вековых традиций и культурных центров, формирование национальных черт изобразительного языка, не изменяющегося в течение тысячелетий. Религиозные представления в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. Основные религиозные культы: культ Неба, культ Земли, культ Предков. Небо — высшее божественное начало, олицетворяющее всеобщий разум, целесообразность, справедливость и добродетель. Абстрактность Неба, его холодность и безразличность к человеку. Император — сын Неба, имеющий право полностью совершать культовые обряды. Земледельческий цикл и народный характер культа Земли в древнекитайском обществе. Его значение в религиозных обрядах культа Земли как символа власти и могущества. Значение праздника первой борозды в честь весеннего оживления природы. Осенний праздник урожая. Культ предков, его связь с формированием социальной структуры общества.

Учитель жизни. Изобретение письменности и бумаги в Древнем Китае — одна из причин сохранения ранних фиксированных произведений китайской литературы. Конфуций — философ, ученый, писатель и учитель. Краткие биографические сведения о нем, его роль в создании философского учения о человеке («конфуцианства»), опирающегося на древние книги.  Основные идеи Конфуция: концепция «цзюнь цы» (идеального, благородного человека не по происхождению, а по уму и образованности); концепция «жэнь» (гуманность и любовь к людям); концепция «сяо» (сыновья почтительность и уважение к старшим); концепция «юэ» (музыка как лучшее средство исправления плохих нравов); концепция «ли» (этикет и правила благопристойности). Особое значение в учении Конфуция концепции «чжэн мин» (исправления имен, т. е. приведение вещей в соответствие с их названием). Распространение идей Конфуция, обожествление его личности и превращение его учения в государственную религию.

Великая стена.  Строительство Великой китайской стены — наиболее древнего и известного архитектурного сооружения. Цель постройки — защита северной границы Китая от набегов кочевников, а полей от песков и пустыни. Конструктивные и инженерные особенности строительства стены. Грандиозность и размах, суровость и монументальность — главные слагаемые художественного эффекта. Современное состояние Великой китайской стены.

Раздел II. Художественная культура Древней Греции (XIв. до н.э. —Iв. до н.э.)

Детство человечества. Древняя Эллада и Древний Восток — общие черты и принципиальные различия.Мифология и религия древних греков как образное воплощение их представлений о природе, человеке, космосе, как «арсенал и почва» художественной культуры. Своеобразие и особенности греческой мифологии: яркая художественность образов, глубокий гуманизм, воплощение в мифологии представлений об этической, нравственной и физической красоте человека, вера в его единство с природой и в его безграничные возможности.

Олимпийский пантеон. Мифологические представления о происхождении мира и богов.

Равные богам. Боги и титаны — герои древнегреческой мифологии.  Происхождение героев (бог + земная женщина), их отличие от простых людей. Геракл — один из любимейших героев древних греков.

Поэма войны. Личность Гомера и гомеровский вопрос. «Илиада» — поэма о войне. Историческая и фантастическая основа «Илиады». Тиринф и Микены. Археолог Г.Шлиман и поиски им Трои. Связь археологических открытий с поэмой Гомера.

Поэма мира.  «Одиссея» Гомера — поэма о мирной жизни, ее взаимосвязь с «Илиадой». Мифы и реальность в поэме Гомера. Одиссей — герой «Илиады» и Одиссей — герой «Одиссеи». Новые черты характера (верность, упорство, терпение, хитроумие, любознательность).

Отец комедии. Муза комедии и ее атрибуты. Аристофан — «отец комедии», краткие сведения об Аристофане и его эпохе.

Застывшие в камне. Гуманизм в художественной культуре Древней Греции. Расцвет скульптуры, ведущее место этого вида искусства в художественной культуре Древней Греции. Красота и величие образа свободного гражданина. Интерес к личным качествам человека (мужество, сила, ловкость, ум, способность с оружием в руках защищать отечество). Тесная связь представлений об идеально-прекрасном человеке с образами греческой мифологии.

Вершина греческой классики. Афина и ее место среди олимпийских богов. Функции Афины как носительницы разумного начала. Перикл и строительство афинского Акрополя. Значение Акрополя как центра духовной и религиозной жизни Афин. Архитектурный ордер как воплощение представлений древних греков о борьбе силы и тяжести и сопротивления. Дорический, ионический, коринфский ордер Место Парфенона в общем ансамбле и его художественное содержание. Архитектурные пропорции Парфенона: план (периптер), соотношение колонн (2н+1), сочетание дорического и ионического ордеров в одном здании.

Потеря гармонии. Эпоха эллинизма как последний этап в истории древнегреческой художественной культуры. Расширение представлений о безграничности мира и потеря чувства гармонии и устойчивости. Контрасты и противоречия как новые черты искусства. Перенесение центра художественной жизни в эллинистические города-государства.

Раздел III. Художественная культура Древнего Рима (VI в. до н.э. —I в. н.э.)

Варварское племя. Этруски. Загадка их происхождения. Геродот об этрусках. Мифология и погребальные обряды этрусков. Этрусские гробницы как источник знаний о культуре.  Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима. Завоевание Италии, Западного и Восточного Средиземноморья. Варварство и практицизм древних римлян. Строительство (Аппиева дорога, акведук Клавдия, Гардский мост) и изобретения (римский бетон, купол, арка). Художественная культура греков и римлян. Сходство мифологических представлений: трансформация имен греческих богов в римские (Зевс — Юпитер, Афродита — Венера), сохранение их основных функций, более жесткий, приземленный характер римских богов. «Пантеон» — храм всех богов. Рационализм и сдержанность римского искусства, аналитическое, трезвое познание мира как главные черты, отличающие его от греческой культуры. Извержение Везувия и судьба римских городов — Геркуланума, Стабии, Помпеи. Археологические раскопки Помпеи как источник знаний о жизни и быте древних римлян. Особенности планировки города, структура гражданского жилища. Римская республика и римская империя. Рим — «столица мира».

Разделяй и властвуй!  Римский форум (ForumRomanum) — центр политической и хозяйственной жизни республиканского Рима. Форум Цезаря и Форум Августа. Новые задачи этих форумов: прославление могущества империи и божественности императоров.  Римская скульптура, ее официальный характер, снижение художественной ценности и значимости в угоду внешнего прославления божественности императора.  Идея прославления римской государственности, римской идеологии и римского образа жизни в литературе. Цицерон и его представления о культурном идеале человека: философская образованность как средство индивидуального самосовершенствования, владение риторикой как средством общественного воздействия. Значение Цицерона для развития римской литературы и латинского языка.

Хлеба и зрелищ! Искусство и политика. Театр, его место в системе художественной культуры Древнего Рима. Популярность актера, его искусства, дружеские связи с царствующими домами. Театральное искусство и значение зрелищ в жизни древних римлян. Типы и виды зрелищ: религиозные мистерии, гладиаторские и морские бои, спортивные состязания, их отличие от зрелищ, популярных в Греции. Драма как вид искусства.  Амфитеатр Флавиев — Колизей — выдающийся памятник римской империи. Конструкция Колизея, особенности художественного образа, его современное состояние. Император Нерон и его театральное «мастерство». Последователь Нерона — Калигула. Удовлетворение личного тщеславия — главная задача их искусства.

Особенности музыкального искусства Древнего Рима, его вторичность по отношению к греческой культуре

Римский феномен. Человек в художественной культуре Древней Греции и человек в художественной культуре Древнего Рима. Феномен римского скульптурного портрета: восприятие человека как неповторимой индивидуальности, точная передача внешности, выявление индивидуального характера модели. Портреты государственных деятелей эпохи империи: Августа, Нерона, Траяна, их портретная точность и историческая объективность.


6. Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «Хронограф» в 5 классе на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата

План

Факт

Раздел I. Художественная культура древнейших цивилизаций Древнего Востока (18 ч)

1

Памятники древнего мира

Первые стоянки. Занятия людей. Первобытная искусство

Работа в группах с рисунками

Составление характеристики памятников древнего мира

2

Памятники Древнего Египта

Формирование мифологических представлений древних египтян и закрепление их в «Текстах пирамид», «Книге мертвых». Местные культы и первые боги. Формирование основных мифологических циклов: о сотворении мира, солярные мифы, культ Осириса. Бог Хнум и легенда о сотворении человека. Рождение бога Гора как родоначальника династии египетских фараонов. Обожествление животных: бык — Апис, корова — Хатор, баран — Хнум, змея —Апоп, шакал — Анубис, сокол — Гор, ибис — Тот, их место и функции в древнеегипетской мифологии. 

Работа с текстами

Работа с исторической картой,

3-4

Пирамиды

Комплекс пирамид Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина) в Гизе — первое из семи чудес света. Внутреннее устройство и расположение в пространстве. Большой Сфинкс, его культовое значение как символа вечности и мистической связи с личностью фараона Хефрена. Художественное воздействие образа Сфинкса на современников и потомков.

Работа в группах с рисунками

Работа с исторической картой, составление характеристики пирамид как одного из чудес света

5

Страсти Осириса. 

Культ Осириса как цикл мифов о загробной жизни. Идея смерти и воскресения и ее связь с земледельческим циклом: сев — похороны Осириса, всходы — возрождение Осириса, жатва — умерщвление Осириса.

Работа с текстами мифов

Составление презентаций

6

Глиняная библиотека. 

Древнейшие государства Двуречья и археологические открытия П. Э. Ботта. Древнейшие языки и древнейшая литература как источник знаний и представлений о художественной культуре ушедших цивилизаций. Древнейшие  виды письменности.  Библиотека Ашшурбанапала в Ниневии — многочисленнейшее собрание клинописных текстов с каталогами-списками. Состав библиотек, их история и современное состояние. Древнеассирийский эпос о Гильгамеше и проблемы его создания.

Работа в группах с рисунками

Работа с исторической картой, составление характеристики глиняной библиотеки как одного из чудес света

7

Вавилонская башня. 

Культура Древнего Вавилона. Раскопки. Дворец правителя, многообразие его помещений (жилые комнаты, святилище, школа писцов), остатки настенных росписей и ранняя статуя богини Иштар. Сходство этих находок с особенностями культуры Ассирии.  Город Вавилон. Особенности планировки. Наличие стен-крепостей. Значение ворот, их связь с религиозным культом. Вавилонская башня — легенда и действительность.  света.

Работа в группах с рисунками

Работа с исторической картой, составление характеристики вавилонской башни как одного из чудес света

8

«Висячие сады»

Дворцы царя Навуходоноссора II и «Висячие сады» Семирамиды. Их конструктивные и художественные особенности. «Висячие сады» Семирамиды — одно из чудес

Работа в группах с рисунками

Работа с исторической картой, составление характеристики «висячих садов»как одного из чудес света

9-10

Сотворение мира. 

Библия как величайший памятник. Вопрос о «богодухновенности» и историческом происхождении Библии. Структура и состав Библии. Понятие «Завет» и историческое время Ветхого Завета. Историческая основа и историческое содержание Библии. Археологические раскопки на территории Иордана и Палестины, научные находки, подтверждающие историческую достоверность основных сведений Библии. Библия как литературный памятник. Библия в мировой культуре. Научная и религиозная картины мира: доказательства и противоречия.  Сотворение человека и жизнь первых людей в раю.  Всемирный потоп. Научное и богословское доказательства возможности всемирного потопа. Скрижали Моисея. 

Работа с текстом Библии

Составление глоссария

11

Начало всех начал. 

Древний Восток как особая ветвь в развитии человеческой цивилизации. Его оторванность от других регионов мира. Представление о Востоке как о стране чудес и богатства.

Долина рек Инда и Ганга и возникновение крупнейших земледельческих поселений древности.

Работа с исторической картой,

Составление презентации

12-13

Колесо жизни. 

Буддизм как мировая религия. Царевич Гаутама и вопрос о происхождении буддизма. Биография Будды, ее историческая и легендарная основа.

Работа с исторической картой,

Составление презентации

14-15

Бронзовые свидетели. 

Историческое развитие Древнего Китая и особенности его художественной культуры: непрерывность развития, сохранение вековых традиций и культурных центров, формирование национальных черт изобразительного языка, не изменяющегося в течение тысячелетий. Религиозные представления в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. Основные религиозные культы: культ Неба, культ Земли, культ Предков. Небо — высшее божественное начало, олицетворяющее всеобщий разум, целесообразность, справедливость и добродетель. Абстрактность Неба, его холодность и безразличность к человеку. Император — сын Неба, имеющий право полностью совершать культовые обряды. Земледельческий цикл и народный характер культа Земли в древнекитайском обществе. Его значение в религиозных обрядах культа Земли как символа власти и могущества. Значение праздника первой борозды в честь весеннего оживления природы. Осенний праздник урожая. Культ предков, его связь с формированием социальной структуры общества.

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

16

Учитель жизни. 

Изобретение письменности и бумаги в Древнем Китае — одна из причин сохранения ранних фиксированных произведений китайской литературы. Конфуций — философ, ученый, писатель и учитель. Краткие биографические сведения о нем, его роль в создании философского учения о человеке («конфуцианства»), опирающегося на древние книги.  Основные идеи Конфуция: концепция «цзюнь цы» (идеального, благородного человека не по происхождению, а по уму и образованности); концепция «жэнь» (гуманность и любовь к людям); концепция «сяо» (сыновья почтительность и уважение к старшим); концепция «юэ» (музыка как лучшее средство исправления плохих нравов); концепция «ли» (этикет и правила благопристойности). Особое значение в учении Конфуция концепции «чжэн мин» (исправления имен, т. е. приведение вещей в соответствие с их названием). Распространение идей Конфуция, обожествление его личности и превращение его учения в государственную религию.

Работа с текстом

Составление характеристики Конфуция,

17-18

Великая стена. 

Строительство Великой китайской стены — наиболее древнего и известного архитектурного сооружения. Цель постройки — защита северной границы Китая от набегов кочевников, а полей от песков и пустыни. Конструктивные и инженерные особенности строительства стены. Грандиозность и размах, суровость и монументальность — главные слагаемые художественного эффекта. Современное состояние Великой китайской стены

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

Раздел II. Художественная культура Древней Греции (XIв. до н.э. —Iв. до н.э.) 26  ч

19

Детство человечества. 

Древняя Эллада и Древний Восток — общие черты и принципиальные различия. Мифология и религия древних греков как образное воплощение их представлений о природе, человеке, космосе, как «арсенал и почва» художественной культуры. Своеобразие и особенности греческой мифологии: яркая художественность образов, глубокий гуманизм, воплощение в мифологии представлений об этической, нравственной и физической красоте человека, вера в его единство с природой и в его безграничные возможности.

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

21-22

Олимпийский пантеон. 

Мифологические представления о происхождении мира и богов.

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

23-24

Равные богам. 

Боги и титаны — герои древнегреческой мифологии.  Происхождение героев (бог + земная женщина), их отличие от простых людей. Геракл — один из любимейших героев древних греков.

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

25

Поэма войны. 

Личность Гомера и гомеровский вопрос. «Илиада» — поэма о войне. Историческая и фантастическая основа «Илиады». Тиринф и Микены. Археолог Г.Шлиман и поиски им Трои. Связь археологических открытий с поэмой Гомера.

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

26

Поэма мира

«Одиссея» Гомера — поэма о мирной жизни, ее взаимосвязь с «Илиадой». Мифы и реальность в поэме Гомера. Одиссей — герой «Илиады» и Одиссей — герой «Одиссеи». Новые черты характера (верность, упорство, терпение, хитроумие, любознательность).

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

27

Отец комедии. 

Муза комедии и ее атрибуты. Аристофан — «отец комедии», краткие сведения об Аристофане и его эпохе.

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

28-29

Застывшие в камне. 

Гуманизм в художественной культуре Древней Греции. Расцвет скульптуры, ведущее место этого вида искусства в художественной культуре Древней Греции.

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

30-31

Отношение к человеку

Красота и величие образа свободного гражданина. Интерес к личным качествам человека (мужество, сила, ловкость, ум, способность с оружием в руках защищать отечество). Тесная связь представлений об идеально-прекрасном человеке с образами греческой мифологии.

Работа с текстом

Составление презентации 

32-34

Вершина греческой классики. 

Афина и ее место среди олимпийских богов. Функции Афины как носительницы разумного начала. Перикл и строительство афинского Акрополя. Значение Акрополя как центра духовной и религиозной жизни Афин. Архитектурный ордер как воплощение представлений древних греков о борьбе силы и тяжести и сопротивления. Дорический, ионический, коринфский ордер Место Парфенона в общем ансамбле и его художественное содержание. Архитектурные пропорции Парфенона: план (периптер), соотношение колонн (2н+1), сочетание дорического и ионического ордеров в одном здании

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

35-36

Потеря гармонии. 

Эпоха эллинизма как последний этап в истории древнегреческой художественной культуры. Расширение представлений о безграничности мира и потеря чувства гармонии и устойчивости. Контрасты и противоречия как новые черты искусства. Перенесение центра художественной жизни в эллинистические города-государства.

Работа с исторической картой, рисунками

Составление презентации

37-38

Статуя Зевса в Олимпии

435 г. до н. э., скульптор Фидий,  сгорела в  Константинополе во время пожара на Ипподроме в V в. Храмовая статуя в храме Зевса в Олимпии   

Работа с рисунками

Составление презентации

39-40

Храм Артемиды в Эфесе

Построена около 550 г. до н. э;  разрушена в  370 г. до н. э. 356 г. до н. э.  (Геростратом) или 262 г. н. э.  (готами ) во время пожара.  Был построен в честь богини  Артемиды 

Работа с рисунками

Составление презентации

41-42

Галикарнасский мавзолей 

Надгробный памятник оправителя  Мавсола, сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги  Артимисии III в Галикарнасе. Одно из  античных чудес света Как сооружение он являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов  и усыпальницы Мавсола.

Работа с рисунками

Составление презентации

43-44

Колосс Родосский 

Гигантская статуя древнегреческого бога Солнца – Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на  одноименном острове в Эгейском море в Греции

Работа с рисунками

Составление презентации

45

Александри́йский мая́к (Фа́росский маяк

маяк, построенный в III в до н. э.  д на острове Фарос около египетского города Александрии

Работа с рисунками

Составление презентации

Раздел III. Художественная культура Древнего Рима (VI в. до н.э. —I в. н.э.)

46

Варварское племя. 

Этруски. Загадка их происхождения. Геродот об этрусках. Мифология и погребальные обряды этрусков. Этрусские гробницы как источник знаний о культуре.  

Работа с исторической картой,

Составление презентации

47

Древняя Италия

Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима. Завоевание Италии, Западного и Восточного Средиземноморья. Варварство и практицизм древних римлян.

Работа с исторической картой,

Составление презентации

48

Строительство

Строительство (Аппиева дорога, акведук Клавдия, Гардский мост) и изобретения (римский бетон, купол, арка). Художественная культура греков и римлян.

Работа с рисунками

Составление презентации

49-50

Римский пантеон

Сходство мифологических представлений: трансформация имен греческих богов в римские (Зевс — Юпитер, Афродита — Венера), сохранение их основных функций, более жесткий, приземленный характер римских богов. «Пантеон» — храм всех богов. Рационализм и сдержанность римского искусства, аналитическое, трезвое познание мира как главные черты, отличающие его от греческой культуры.

Работа с рисунками

Составление презентации

51-52

Города

Извержение Везувия и судьба римских городов — Геркуланума, Стабии, Помпеи. Археологические раскопки Помпеи как источник знаний о жизни и быте древних римлян. Особенности планировки города, структура гражданского жилища. Римская республика и римская империя.

Работа с рисунками, исторической картой

Составление презентации

53

Рим

Рим — «столица мира».

Работа с рисунками, исторической картой

Составление презентации

54-55

Разделяй и властвуй! 

Римский форум (ForumRomanum) — центр политической и хозяйственной жизни республиканского Рима. Форум Цезаря и Форум Августа. Новые задачи этих форумов: прославление могущества империи и божественности императоров.  

Работа с рисунками, исторической картой

Составление презентации

56-57

Скульптура

Римская скульптура, ее официальный характер, снижение художественной ценности и значимости в угоду внешнего прославления божественности императора.  Идея прославления римской государственности, римской идеологии и римского образа жизни в литературе. 

Работа с рисунками, исторической картой

Составление презентации

58

Цицерон

Цицерон и его представления о культурном идеале человека: философская образованность как средство индивидуального самосовершенствования, владение риторикой как средством общественного воздействия. Значение Цицерона для развития римской литературы и латинского языка.

Работа с рисунками, исторической картой

Составление характеристики Цицерона

59-60

Хлеба и зрелищ! 

Искусство и политика. Театр, его место в системе художественной культуры Древнего Рима. Популярность актера, его искусства, дружеские связи с царствующими домами. Театральное искусство и значение зрелищ в жизни древних римлян. Типы и виды зрелищ: религиозные мистерии, гладиаторские и морские бои, спортивные состязания, их отличие от зрелищ, популярных в Греции. Драма как вид искусства.  

Работа с рисунками, исторической картой

Составление презентации

61-62

Колизей

Амфитеатр Флавиев — Колизей —выдающийся памятник римской империи. Конструкция Колизея, особенности художественного образа, его современное состояние. Император Нерон и его театральное «мастерство». Последователь Нерона — Калигула. Удовлетворение личного тщеславия — главная задача их искусства.

Работа с рисунками, исторической картой

Составление презентации

63-65

Гладиаторы

Причины возникновения гладиаторских боев. Виды гладиаторов. Восстание Спартака

Работа с рисунками, исторической картой

Составление презентации

66

Музыка

Особенности музыкального искусства Древнего Рима, его вторичность по отношению к греческой культуре

Работа с текстом

Составление презентации

67-68

Римский феномен. 

Человек в художественной культуре Древней Греции и человек в художественной культуре Древнего Рима. Феномен римского скульптурного портрета: восприятие человека как неповторимой индивидуальности, точная передача внешности, выявление индивидуального характера модели. Портреты государственных деятелей эпохи империи: Августа, Нерона, Траяна, их портретная точность и историческая объективность

Работа с текстом

Решение проблемных задач


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы необходим оборудованный класс, оснащенный аудио и видеоаппаратурой, мультимедиа, специальными стендами. Должны быть в наличии необходимые видеоматериалы, специальная литература для педагога.

Список литературы

Литература для учителя:

1. Уколова В. И.История древнего мира, М, «Просвещение», 2013г.

Литература для учащихся:

1. Уколова В. И.История древнего мира, М, «Просвещение», 2013г.

8. Планируемые результаты обучения учащихся

В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Результатом изучения курса «История в лицах»  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

В результате усвоения программы  учащиеся должны знать:

-осмысливать опыт предшествующих поколений;

-беречь и охранять исторические памятники;

-уважать культуру своего и других народов;

Учащиеся должны уметь:

-проводить интервьюирование;

-составлять опись и шифрование документов;

-составлять и проводить экскурсии.

Итоги работы  (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:

- участие в городских и республиканских конкурсах, чтениях;

- реализация социальных проектов.

Темы проектов

  1.  «Семь чудес света»
  2. «Древняя  Хакасия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Программа по внеурочной деятельности «Хронограф (история в лицах, фактах и событиях)»

Пояснительная записка Перечень нормативно-правовых документов.Программа внеурочной деятельности разработана в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...