презентация и конспект урока по истории России " Северная война"
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Презентация и конспект урока " Северная война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkrytyy_urok.doc98.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_opk.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема урока: Северная война. ( 1700- 1721гг).

Цели урока:

  1. Образовательная: На фактическом материале подвести учащихся к пониманию причин начала войны и показать, почему слабая в начале войны Россия смогла одержать победу над одной из самых сильных  в военном отношении  стран – Швецией.
  2. Развивающая: При помощи раздаточного материала продолжить формировать умения анализа источников, карт и картосхем, выделять главное и составлять хронологические и текстовые характеристики, работать с текстом и методическим материалом учебника, решать проблемные ситуации.
  3. Воспитательная: Показать сплоченность народов России перед лицом внешней опасности. Объяснить, что победа в Северной войне была достигнута не только полководческим талантом Петра 1, но и умело подобранным им окружением, чье служение Родине и царю позволило одерживать победы в труднейших ситуациях.

Оборудование урока – Карта России первой четверти 18 в., атласы, учебник, раздаточный материал (схемы, текст источников), таблица, репродукции и портреты.

Проверка д/з:

  1. Назовите цель южного направления во внешней политики при Петре1;
  2. Был ли России необходим выход в море?;
  3. Назовите результаты южного направления?
  4. Почему Россия не стала дальше бороться за выход в Чёрное море?

Переход к новой теме.

         Историческая проблема: «  Какое значение для будущего России имел

                                                                                                 внешнеполитический курс Петра I?»

   План урока:

  1. Причины и характер Северной войны.
  2. Международная обстановка в нач. 18 века.
  3. Начало войны. « Нарвская конфузия».
  4. Реформы в армии.
  5. Битва у деревни Лесной.
  6. Полтавская битва.
  7. Сражения у о. Гренгам и Гангут.
  8. Ништадский мирный договор ( 1721)

   

  1. В ходе « Великого посольства» стало ясно- с европейскими дворами заключить союз против Турции не удастся – они были заняты  борьбой за испанское наследство. Бездетный старый король Испании Карл 2 написал завещание в пользу младшего                

 внука Французкого короля. Усиление Франции не нравилось Англии и Голландии.   Назревала война .

      Но выяснилось, что есть шанс на создание союза против Швеции, которая отрезала          

      Россию от Балтийского моря. Пётр посчитал, что именно в это время можно        

      рассчитывать на успех в борьбе против Швеции.

  Последнее  было гораздо важнее для России: побережье Черного моря было

намного дальше от центральных областей России и сообщение с  ним  находилось

под угрозой со стороны крымских  татар;  выход    из  Черного  моря  -

Через Босфор - был заперт Турцией; по этому морю пролегал  более  далекий  и

более опасный путь к передовым странам.  Взвесив  все  это,  Петр решился на войну со          

 Швецией.

    В результате переговоров в 1699 г  был создан «Северный союз» ( Дания ( Фридрих 4), Саксония, Речь Посполитая ( Август2), Россия)

Цели союзников

       1. Присоединение владений в южной части Скандинавского полуострова и Шлезвига

       2.Выход к Балтийскому морю

       3. Присоединение Лифляндии

Вопросы к учащимся.

  Ребята, мы с вами знаем, что в ходе Ливонской войны при Иване Грозном Россия получила выход в Балтийское море. Была взята крепость Нарва, через  это порт проходил основной поток русских и иностранных товаров.

- При каких обстоятельствах  территории побережья Балтийского моря  были захвачены Швецией?

- Были ли попытки вернуть захваченные земли?

( В смутное время Швеция захватывает Новгород, Псков. Не имея ни сил ни средств Алексей Мих. подписывает со Швецией Столбовской мир   - шведы оставляли нам Ладогу,Старую Руссу, Новгород, Порхов, но оставили за собой Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу. В 1653г Россия  начала войну с Польшей, Швеция объявила войну России Русские овладели Дерптом, осадили Ригу, несколько крепостей в Эстляндии, но Россия вынуждена б. заключить мир со Швецией и вернуть ей все захваченные земли).

Причины войны:

  1. Стремление Швеции к господству на Балтике.
  2. Необходимость получения Россией выхода в Европу через Балтийское море.
  3. Геополитические противоречия с европейскими державами

  3. В соответствии с договорённостью военные действия должны были начать Дания и Саксония. Россия в это время вела переговоры с Турцией и только после заключения мира д/ вступить в войну.

        Начало было крайне неудачным для Северного союза. 17- летний шведский король Карл 12 неожиданно для всех высадил десант под Коппегагеном и вынудил Данию выйти из войны. Расправившись с Данией Карл 12 направил свои войска против Саксонской армии, топтавшейся у стен Риги. Саксонский правитель и король Польши Август 2 отвёл войска.

Дошла очередь до России , вступившей к этому времени в войну.- 9 августа 1700г.

Карл во главе 12 тыс. армии направился на помощь гарнизону в Нарве.

Русская армия  насчитывала 34 тыс человек. Карл внезапно напал на русские полки и одержал победу. Русские потеряли всю артиллерию, Командующий иностранец герцог де Круа сдался в плен, Устояли только гвардейские полки Семёновский и Преображенский, Лефортов полк.

За границей радовались поражению Петра 1 . Была даже выбита  медаль, где изображён плачущий русский царь и бегущие русские войска.  Была сделана надпись « Исшед вон, плакася громко»

! Давайте вместе  выясним причины сокрушительного поражения . Ведь русских было 34 тыс., а шведов 12 тыс.

Прочитайте отрывок из письма Ивана Посошкова , содерж. в хрестоматии по военной истории.

…. « У пехоты ружьё было плохое и владеть им не умели, только боронились ручным боем, копьями оборонялись и то тупыми. А если на конницу посмотреть, не то что иностранным, самим смотреть зазорно, клячи худые, сабли тупые, ружьём владеть не умеющее. Истинно , Государь, сам видел , что иной дворянин и пищали сам зарядить не умеет, а не то , что стрелять по цели хорошенько.

 … Слыхал, что дворяне лишь о том пекуться , как домой отбыть, а ещё молятся Богу, чтобы рану нажить лёгкую, чтоб не гораздо от неё болеть, а от Великого Государя пожалованным быть.

….. И по таким же словам и по всем их поступкам не воины они! Лучше таки дома сидеть….»

Документ  « Пётр 1  о      Нарвском сражении»

- Какой мы видим армию в Нарвском сражении?

Причины поражения:

- армия старого образца – дворянское ополчение

- много иностранных офицеров

- нехватка пороха, ядер,оружие низкого качества

Конечно,  Пётр 1 тяжело переносил поражение, но он смирился, а ценой колоссальных усилий принялся ликвидировать последствия Нарвской катастрофы.

 Ребята, причитайте материал на стр. 12-14 учебника и ответьте на вопрос

- Какие меры были предприняты по укреплению русской армии?

( -  Создана регулярная армия, введены рекрутские наборы, создавались школы…..)

+   Национальная армия, стали проводится лагерные сборы, отрабатывались приёмы рукопашного боя, появились гренадерские полки – они занимались метанием гранат,

В артиллерии стали использовать пушки, гаубицы  . Стали исп. ружьё со штыком.

Был принят военный устав, введена присяга.

!!!!!!! Зачитайте выдержки из устава..

          Присяги.

Извлечения из  Петровских приказов:

«- Русский солдат- защитник Отечества

-Воинское дело- первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны страны

-Я приказываю вам стрелять во всякого, кто бежать будет, и даже убить меня самого, если я буду столь малодушен…»

Пётр 1 « Тогда неволя леность отогнала и к трудолюбию  и искусству день и ночь принудила».

Результаты принятых мер стали видны уже через год.

Понимая, что принять участие в серьёзных сражениях  ещё рано, Пётр1 принял решении с полководцем Б.П. Шереметьевым вести « Малую войну».

1701г – победа под Эрестфером( около Дерпта)

1702г- русские овладели крепостью Нотенбург ( наш Орешек). Его переименовали в Шллисельбург.

Пётр1 « Правда, жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызан».

1703г – Русские овладели крепостью Ниеншанц, которая запирала выход в Балтийское море. Недалеко от неё 15 мая 1703 г. Петром основан новый город Санкт- Петербург. Чтобы закрыть вход в Неву заложена крепость Кронштадт – военно - морская база .

1704г. – Осада Дерпта и Нарвы. Здесь руководил Пётр1.

Карл 12 в это время ушёл в земли Речи Посполитой. Он вынуждает Августа 2 отказаться от короны и передаёт своему ставленнику Станиславу Лещинскому. Год Карл 12 с армией находятся в Саксонских землях – отдыхали.

С 1706 г Карл 12 двинулся на восток.

!!!!!!! Посмотрите в документе и найдите план Карла12 в борьбе с Россией.

- Навязать России  генеральное сражение

- Добиться свержения Петра с престола

- Разделить Россию на  княжества, которые будут во владении Швеции

- В Москву был назначен губернатор.

  План Петра1

-    Русская армия должна уклоняться пока от генерального сражения и отходя к своим границам должна на своём пути уничтожать продовольствие, запасы фуража.

- « Надо изматывать врага»

 Из предписаний Петра1 « Чтоб мужиков, у которых есть ружья, приказные знали. Так же косы, рогатины имели и наготове были для караулов и обороны…»

+ В Литве , Белоруссии мощное партизанское движение.

Карл не рискуя идти на Москву через Смоленск ( загадка?), свернул на Украину. Там его ожидал гетман Мазепа, решивший изменить России и перейти на сторону Карла12.

                    Как Пётр 1 отреагировал на измену Мазепы?

   « Петр получил сообщение об измене и дал указание : « сделайте монету серебряную и на ней велите вырезать Иуду, на осине повесевшего и внизу тридесять серебренников лежащих и при них мешочек, а назади надпись « Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится» …

Укрепила Карла идти на Украину и известие о победе русских у д. Лесной.

5.        Битва  у деревни Лесной – 27 сент. 1708г.

К Карлу из Швеции на помощь торопился 16- тыс корпус генерала Левенгаупта. При корпусе был  огромный обоз со снаряжением, продовольствием, вооружением.

Корпус встретил « летучий отряд» Петра в  12 тыс.   Шведы потеряли 8700 чел. 45 офицеров взяты в плен. Весь обоз достался победителям!

Пётр 1 назвал эту битву « Матерью Полтавской Победы».

Генерал Голицин «Целый день находились тогда мы под огнём неприятеля, но в наших рядах не произошло ни малейшего беспорядка, и мы не уступили неприятелю ни пяди земли. Четыре раза наши ружья настолько накаливались от стрельбы , что их было невозможно держать в руках. Четыре раза мы наполняли опустевшие сумки и карманы патронами… А позади строя падало столько неприятельских пуль, что от поднимаемой ими пыли нельзя было даже разглядеть земли».

Пётр1 « Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярными войсками    никогда такой не бывало ; к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи перед неприятелем».

Генерал Левенгаупт « Вредные последствия самодержавия и горькие плоды злобы» . Он имел ввиду отказ Карла 12 вернуться в Могилёв и там дождаться прихода Левенгаупта с обозом и продовольствием, резервами…

    Однако Карл не уводил войска с Украины, рассчитывая на помощь Мазепы.( обещал 50 тыс солдат, продовольствие, тёплое жильё), но привёл только 5-6  тыс. и те обманом. Пётр 1 обратился к украинскому народу . Украина поддержала Петра.

      6.                                 Полтавская битва.

Речь  Петра перед солдатами.

« Воины! Пришел тот час, который должен решить судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский … а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, благочестие и благосостояние ее!»

Накануне   Полтавской битвы Карл 12 говорил своим  генералам « Завтра мы будем обедать в шатрах московского царя. Нет нужды заботиться о продовольствии для солдат – в московском обозе всего припасено для нас»

   27 июня 2 часа ночи - шведская армия выдвинулась к месту расположения русских. В первой линии шла пехота , построенная в 4 колоны, во второй - конница в шесть колон. Начало боя за передние (поперечные) редуты.

4 часа ночи - шведы овладевают двумя редутами и делают маневр влево к Будыщанскому лесу с целью обойти редуты. Часть шведов (6 батальонов пехоты и несколько эскадронов) под командованием Роосса безуспешно пытается овладеть третьим поперечным редутом, а после отходит к Яковецкому лесу. Русские под командованием Меньшикова атакуют группу Роосса.

6 часов утра - шведы прошли продольную линию редутов, оказались своим правым флангом в 100 шагах от русского лагеря и под огнем русской артиллерии вынуждены отступить к Будыщанскому лесу.

Меньшиков разгромил группу Роосса – шведы бегут к Полтаве. Русская пехота преследует отступающих шведов, а Меньшиков с кавалерией возвращается к укрепленному лагерю.

Петр I выводит пехоту из лагеря и строит ее в две линии, на флангах размещается конница, артиллерия располагается спереди по всему фронту. В лагере остается резерв.

Шведы строят пехоту в одну линию, а кавалерию на флангах в две.

9 часов утра - армии противников идут на сближение - завязывается рукопашная схватка. Правый фланг шведов отрывается от левого (между флангами образуется пролом) и начинает теснить русских в первой линии у самого центра. Шведская кавалерия c правого фланга идет в атаку. Петр I лично вводит в бой батальон новгородцев со второй линии и останавливает шведов. Русская кавалерия начинает обходить шведов с флангов. Шведы в панике отходят к Будыщанскому лесу. Попытка собрать отступающие части не удалась – шведы отходят к обозу близ Пушкаревки (около 11 часов). Шведские части, осаждающие Полтаву, также отходят к обозу.

28 июня вечер шведская армия выдвигается из Пушкаревки к месту переправы через Днепр (переправа не подготовлена).

1 июля русская армия блокирует шведов у Днепра (близ села Переволочна) и пленит большую часть шведской армии. Карл XII и Иван Мазепа переправляются через Днепр в ночь н а 1 июля и бегут в город Бендеры (турецкие владения).

Потери шведов – 9234 убитыми и 19000 пленных

Потери русских – 1345 убитыми и 3290 ранеными

Таким образом Полтавская битва завершилась безоговорочной победой русской армии .

!Давайте определим причины победы русской армии под Полтавой.

- тщательная подготовка русской армии

-храбрость и самоотверженность воинов, полководческое искусство Петра 1,    Меньшикова А.Д., Шереметьева Б.П.

- перекрытие возможных путей отступления

- превосходство русской артиллерии

- редуты

  Пётр 1 после битвы пленённым генералам  « Вчера мой брат  Король Карл просил вас в мои шатры на обед, и вы по обещанию в шатры прибыли, а брат мой Карл ко мне  с вами в шатёр не пожаловал, в чем пароля своего  не сдержал. Я его весьма ожидал и сердечно желал , чтобы и он в шатрах моих обедал…»

        Речь Петра 1 перед солдатами после Полтавской битвы.

« Здравствуйте, сыны Отечества! Никто не в состоянии совершить подвига , подобный тому, какой совершили вы, смело смотревшие в лицо смерти. Храбрые дела ваши никогда не будут в забвении у потомства».

  « Объявляю вам о зело превеликой  и нечаемой  виктории , которую Бог нам через неописанную храбрость солдат наших даровать изволил…»

Карл Магнус Поссе, полковник: «Бой был смертный и кровавый, а стрельба такой частой, что воздух потемнел и почернел от дыма и пыли, и продолжалось все это от восхода солнца до полудня, и многие доблестные шведы, офицеры и солдаты, пролили там свою кровь и полегли мертвыми». Энглюнд П. Полтава. Рассказ о гибели одной армии. М., 2000.

Карл фон Роланд, майор и рыцарь: «...Обер-лейтенант граф Лейонхувуд скакал от роты к роте, сообщал о капитуляции и говорил, что мы желали сражаться, но тщетно, он однако обещал нам, что офицерам оставят шпаги и повозки и вскорости их освободят, а переправиться через реку мы уже опоздали, ибо не осталось ни бревнышка, чтобы с помощью его достигнуть противного берега, а те, кто хотел переплыть на лошадях, утонули». Энглюнд П. Полтава. Рассказ о гибели одной армии. М., 2000.

Ларс Эрик Смепуст, капрал: «Что до благоприятных условий капитуляции, ни одно обещание не было исполнено и как только выманили нас от Днепра туда, где стояла вся русская армия, офицеров отделили от солдат, а потом приказали офицерам сложить все шпаги в одном место. Так что у нас не осталось ничего, кроме бывшей на нас одежды, которую с великим трудом спасти удалось от воровства русских». Там же.

Карл ХII с гетьманом Мазепой бежал в Османскую империю. Остатки шведских войск отступили к Переволочне, где были настигнуты и сложили оружие. Шведы потеряли в общей сложности более 9 тысяч человек убитыми, свыше 18 тысяч пленными, 32 орудия и весь обоз. Потери русских войск составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.

   Значение Полтавской битвы:

-Изменён весь ход Северной войны

- восстановлен «Северный союз»

-Военные действия перенесены на територрию Швеции

-Полтава поставила Россию в ряд великих государств Европы.

        Н.И. Павленко : « Под Полтавой умерла великодержавная Швеция. Под Полтавой же родилась новая великая держава – Россия».

    Остается добавить, что победа под Полтавой явилась результатом долгой и упорной материальной, организационной и тактической подготовки русской армии, результатом хорошо продуманного и искусно осуществленного стратегического плана. Русская армия показала высокие боевые качества и тактическое превосходство над противником. Организация передовой позиции с редутами, трехчасовой бой на этой позиции, отделение от главных шведских сил колонны Росса и ее разгром, а также разгром шведского резервного отряда -- все это новые явления в тактическом искусств

  1.                               Гренгам и Гангут.

Русская армия начала переправляться с Украины в Прибалтику, овладела Ревелем, Ригой, но Карлу казалась , что он ещё может всё вернуть. Россия не имела хорошего флота.

Но! В короткий срок Россия создала могучий Балтийский флот. В 1714 г и 1720 при Гангуте и о. Гренгам русский флот одержал верх над шведами.

   

30 августа 1721 г. - Заключение Ништадтского мирного договора

Основные условия:

  • Россия получала территории Прибалтики (Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия), часть Карелии и выход в Балтийское море.
  • Россия обязывалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию

                           Значение Северной войны.

  1. Россия приобрела выход в море и превратилась в морскую державу, располагающую сильным морским флотом.
  2. Россия стала обладать  первоклассными портами –Петербурга, Ревеля, Риги.
  3. Были созданы условия для обширной торговли с европейскими странами.

Закрепление:

- Чем закончилась Северная война?

- Покажите на карте территории, отошедшие к России по условиям Ништадтского мира.

 - В чём историческое значение победы России в Северной войне

Пётр 1 « Слава Богу, так хорошо окончилось, как лучше быть невозможно»

   В Петербурге были устроены торжества по случаю победы. 20 октября 1721г по решению Сената царь стал титуловаться как ИМПЕРАТОР всероссийский и за ним утвердилось звание « Отец Отечества».

        ( Если останется время, можно заслушать приготовленные сообщения о сподвижниках Петра или дать как домашнее задание)

        



Предварительный просмотр:

Урок .  Зачем творить добро?

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

 - обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

1.  Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, разволновались, увидев столько гостей?

  Я тоже немного волнуюсь, но хочу сказать: не бойтесь! Посмотрите друг другу в глаза, пожмите руки, а кому до сих пор страшно - вот вам мои руки, потрогайте их – и вы успокоитесь. И вообще сейчас мы не будем делиться на выступающих и жюри, сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том, что волнует всех живущих на этой планете. Поговорим сегодня о доброте и милосердии.

 Так, тема нашего урока « Зачем творить добро?»  

 В начале урока давайте посмотрим  мульфильм , который называется

« Просто так»

                !!!!!!!!!!!!!  ( мультфильм Просто так!)

Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.

???????? Ребята,  какими  мы  увидели  героев  мульфильма?

( добрыми, милосердными.......)

Да ! и поэтому нам приятно и радостно на них смотреть.

!!!!!! Котёнок

??????

Девочки, посмотрите на  брошенного  котёнка.

??? Какие чувства он вызывает?

( мы чувствуем жалость, желание пригреть его, покормить, защитить... мы хотим для него сделать что- то доброе, оказать милость...)

( стих)

А теперь какие?

  Что чувствует сейчас ваше сердце?

!!!!!!! Да когда мы совершаем добрый поступок , милосердие, наше сердце испытывает радость.

2. Сегодня на уроке мы с вами попробуем построить дом Добра и милосердия, узнаем из чего состоят эти понятия и в конце урока попробуем с вами ответить на вопрос « Зачем нужна доброта?»

А. Итак закладываем фундамент дома.

??? Ребята, давайте  попробуем  определить значение слова  Доброта, добро?

 

    ЧУТКОСТЬ

   ОТЗЫВЧИВОСТЬ

   ДЕЛИКАТНОСТЬ

   ПО ОТНОШЕНИЮ

    К ДРУГОМУ

   ЧЕЛОВЕКУ

    Сострадание

   Доброжелательность

    Милосердие

   Любовь

   Забота

   Помощь

(     !!!!!!!!!!!!!!! СЛАЙД)

Теперь начинаем строить дом,   наш первый кирпичик

Б.           Добрые Мысли

  Иисус Христос сказал, что важнее всего в жизни – ЛЮБОВЬ к Богу и к   человеку .          

                                    « Люби ближнего как самого себя»

  « Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье»

                                            Платон – древнегреческий философ

                           

  « Чтобы поверить в добро, его надо делать»

                                                                         Л.Н. Толстой

  « Делать человеку добро- самое истинное счастье, какое только может быть ведомо    человеческому    сердцу»

                                                                            Ж.Ж. Руссо

В.Добрые слова

Сердце!!!

Посмотрите на сердце, в нём  стрелы от обиды  , от плохих поступков, слов. Раны со временем заживут, но  шрамы  останутся на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами.

 А вам я сейчас даю здоровые сердечки, напишите на них добрые слова и пожелания, подарите  тому кому пожелаете . Пусть  ваша доброта  поселиться в других сердцах.

!!!! Сказанное 

Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. 

??????А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Г.  Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые поступки

                    !!!!!!! Сообщения детей

1. Покормите птиц зимой

2. В ясный полдень

! многие добрые и милосердные дела нам всем по силам.

!!!!Дедушка ничего не требовал взамен « может статься вспомнять обо мне...»

3.  Милосердие!!!

Милосердие – сердцем милые, люди с очень большим , добрым сердцем, они всю жизнь посвящают  служению другим людям  и совершают бескорыстно очень много добрых дел во благо других людей.

1. Рошаль

2.Мать Тереза

??? Какие добрые и милосердные поступки ?

3.Милостыня ( видео)

!!!!

Беспримерный подвиг во благо людей совершали святые люди, можно сказать что они и жили то для других людей.

1.Елизавета Романова

2. Ульяна Муромская

Добавляем кирпичики:

        сострадание

добропорядочность        участие

добросердечность                                                                    любовь

добродушие        сострадание

доброжелательность

!!!        крыша « Любовь»

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».

Можно ли не имея любви в сердце совершать добрые дела  и оказывать милосердие?

                                    Концовка!

Я очень хочу, что бы вы научились  прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в сердце каждого из нас. Конечно добрым и милосердным быть нелегко, но если ты совершать добрые поступки и проявлять милосердие, то эти дела со временем изменят сердце и сделают его более человечным.

Я очень хочу, чтобы рядом с вами людям было тепло и уютно, спокойно, чтобы вы одаривали всех своим теплом как солнышко.

IV. Рефлексия.

Какие добрые дела мы можем совершить сами? Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты:

  • сделать уборку в доме; 
  • навести порядок в школьном дворе; 
  • накормить бездомную собаку; 
  • подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов; 
  • отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
  • помочь детям сиротам и инвалидам; 
  • сделать кормушки птицам зимой; 
  • сделать скворечники весной; 
  • помочь пожилому человеку нести сумку.

Не будем брать листочки с записями:

  • обидеть маму; 
  • поссориться с товарищем; 
  • равнодушно пройти мимо плачущего малыша; 
  • замахнуться палкой на собаку; 
  • не покормить домашнего питомца; 
  • не позаботиться о младшем братике или сестрёнке; 
  • подраться с мальчиками; 
  • не позаботиться о пожилой бабушке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему: "Крымская война" ( 8 класс. История России)

Конспект открытого урока и презентация по истории России в 8 классе....

Конспект по истории России (10 класс). Тема "Отечественная война 1812 года".

Урок-панорама может быть использован для обобщения изученной темы. Используются индивидуальная, парная и групповая формы деятельности. Применяются компьютерная презентация, используются задания д...

Методическая разработка урока по истории России "Северная война"

Тема:Северная войнаЦели урока:Обучающие:выяснить цели России в Северной войне; рассмотреть основные сражения и выделить её итоги.Развивающие:развивать навыки поисковой, исследовательской деятельн...

8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."

Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

Тезнологическая карта урока истории России " Северная война" 7 класс

Технологическая карта к уроку по истории России в 7 классе. Подходит к любому учебнику....