Урок «Портрет революционера – народника»
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Кузнецова Елена Александровна

Урок – исследование (технология учебного проектирования)Тема: «Портрет революционера – народника»(Россия, II половина  XIX в)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – исследование (технология учебного проектирования)

Тема: «Портрет революционера – народника»

(Россия, II половина  XIX в)

Сегодня государство предъявляет школе требования по формированию и развитию активных, социальнозначимых личностей, поэтому учительство в той или иной степени решает эту задачу через овладение учащимися познавательной и коммуникативной компетенциями.

Одним из эффективных способов в решении этой задачи я считаю совместную исследовательскую, проектную деятельность учащихся и педагогов.

Предлагаемый урок – исследования один из возможных вариантов в достижении поставленной цели.

Предложенные материалы: буклеты, дидактические материалы и Ваше собственное участие в уроке помогут Вам определить свое отношение к представленной теме.

Итак, начнем работу с совместного определения темы урока. Вам помогут мои подсказки.

Презентация (город Усть-Кут, схемы улиц)

Узнаете ли Вы город на севере Иркутской области, панорама которого позволяет увидеть его расположение в бассейне великой русской реки Лены. Это единственный город в России, который имеет три названия одновременно (порт – «Осетрово», железнодорожная станция «Лена», аэропорт «Усть-Кут»).

А теперь попробуем установить недостающее слово в названии улиц в некоторых его микрорайонах:

ул. Софьи…

ул. Степана…

1-я подсказка для темы уроков в фамилиях этих двух людей.

Молодцы! Это С. Перовская и С. Халтурин, а объединяет их  одно историческое время и явление – народничество.

Подсказка 2 – картины известного русского художника. Демонстрация картин И.Репина

Вы узнали автора этих картин?

К какой исторической эпохе их можно отнести? Какое явление российской  истории хотел увековечить автор?

(Правильно. Это Россия во II половине XIX века. Деятельность, судьба революционеров – народников).

Какие будут ваши версии, предложения по формулировке темы урока? По возможным объектам исследования? Можете обменяться мнениями.

Из предложенных Вами вариантов несомненно одно: речь пойдет об  идеологии  народничества, о революционерах – народниках.

Тема проекта записывается в рабочий лист урока.

Теперь нам предстоит сформулировать цели и задачи предстоящей работы в 3-х микро-группах, а для этого необходимо «расшифровать» свой псевдоним (у каждого учащегося полоска бумаги с написанным «наоборот» словом, читая справа налево учащиеся прочтут слово: «пропагандист», «заговорщик», «бунтарь».

Предлагается создать 3 микро-группы по названию отгаданных шифровок.

Теперь, в команде Вам предстоит выдвинуть свои варианты проблемных вопросов, ситуаций, которые могли волновать революционеров – народников, их современников, историков, и наконец, - нас. Выполнить это задание поможет наше одинаковое смысловое толкование терминов (тезаурус) и анализ развития Российской империи во II половине XIX века. (Работа по схеме «Россия после отмены крепостного права»).

Работая в группах посредством «мозгового штурма» учащиеся анализируют основные события и обозначают тенденции в развитии России после 1861 года, дают им оценки.

Работа на этом этапе позволяет создать проблемную ситуацию.

В чем же заключается феномен народничества?

Теперь попробуем выстроить цели информационно-исследовательского проекта. Синтезируя предложения от микро-групп появляется общая цель учебного проекта: создать портрет революционера – народника (пропагандиста, заговорщика, бунтаря), выяснив, что же из себя представляет данный феномен. Что это? Исторический казус или социальное явление, обусловленное историей Российского общества II половины XIX века.

Основная часть работы над учебным проектом:

Учащиеся в микро-группах выдвигают гипотезы, защищают собственные идеи, решая при этом ряд задач:

- раскрывают тайны псевдонимов;

- анализируют влияние исторической эпохи на героев, используя ранее изученный материал, картины И.Е. Репина;

- устанавливают исторические параллели.

Одна из первых задач установить: кто есть кто? В процессе поиска и работе с источниками учащиеся определяют и рассказывают о лидерах трех направлений народничества:

- о Петре Лаврове

- о Михаиле Бакунине

- о Петре Ткачеве

Понять внутренний мир революционеров – народников, ощутить дыхание исторической эпохи помогает выдающийся русский художник Илья Репин.

Работая через поисковую систему «Яндекс» в сети Интернет ребята получают доступ к шедеврам Репина в «АРТ-каталоге», приступают к исследованию картин опираясь на карточки с вопросами к каждой картине. В зависимости от уровня подготовленности групп ребята могут работать либо по одной картине, либо комплексно по всему коллажу. Правильно определив сюжетную последовательность картин они получают ключевое слово «народ». Отвечая на вопросы к картинам, ребята мысленно «переносятся» во II половину XIX века, вживаются в образы героев, выстраивают их монологи, диалоги, дают нравственную оценку происходящим событиям.

Глубже осознать значимость данного социального явления учащимся помогает разнообразный справочный документальный материал из разных источников (Интернет, подборка учебно-методических материалов).

В их числе разнообразные исторические справки о

- Социальном составе населения

- «Хождении в народ»

- Народнических организациях

- Развитии промышленности

- Крестьянском движении

- Реакции общественного мнения через журналы и прокламации того времени.

Анализ проведенной работы в микро-группах на данном этапе урока позволяет сформулировать основные аспекты исследуемой проблемы.

Моделирование портрета революционера-народника происходит в каждой группе на основе проделанной совместной работы по конкретному направлению народничества, а также на основе анализа исторического документа «Катехизис революционера» по предложенному плану вопроснику, который в свою очередь помогает установить ментальность объектов исследования.

Ассоциативный ряд черт, который называют учащиеся позволяет создать общую модель портрета народника. А уже затем каждая группа не просто представляет, а поясняет логику собственного моделирования портретов пропагандиста, заговорщика, бунтаря, отвечая на главный вопрос: в чем же феномен народничества? (защита постеров).

Актуальным моментом завершающего этапа урока является попытка установления исторических параллелей.

Есть ли черты сходства между народничеством и общественным движением ХХ, ХХI веков?

Учащиеся называют в качестве примеров современные политические партии, движения, определяют черты сходства с представителями народничества:

- пропагандистами,

- бунтарями,

- заговорщиками.

Творческий эпилог урока.

Составление синквейна по  теме  учебного проекта

- Синквейн (готовый образец):

  Народничество!

  Разночинное, смелое!

  Думает, спешит, вразумляет!

  Стремится помочь народу!

  Свобода!

Итог урока.

Презентация постеров от каждой группы. Оформление выставки работ учащихся.

        

                                         Автор: Кузнецова Елена Александровна,

               учитель истории МОУ Лицея г. Усть-Кута                                          

        Иркутской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок Портрет

Интегрированный урок литературы и ИЗО в  7 классе. Цель урока - рассмотреть  портрет как средство постижения внутреннего состояния человека....

Презентация к уроку "Портрет"

Учительская презентация  к уроку наглядно представляет портрет....

Урок - портрет"Знакомьтесь, Марина Цветаева".

Первый урок по творчеству М.Цветаевой в 11 классе. Цель: воссоздать творческий портрет поэтессы., воспитывать любовь к Родине....

План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока

Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....

Урок литературы в 9 классе.А.С.ГРИБОЕДОВ. ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА. УРОК-ПОРТРЕТ.

Урок содержит материалы из жизни А.С. Грибоедова. Может использователься как вступительное занятие при изучении жизни и творчества великого мастера....

Презентация к уроку "Портрет.Виды портретов" (6 класс)

Презентация к уроку "Портрет.Виды портретов"...