Рабочая программа по истории 10 класс ФГОС
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Анохова Наталья Алексеевна

Рабочая ученая программа по истории 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_.10klass.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

«ПРИНЯТО»        

на заседании МО учителей

социально-экономического цикла

Протокол № 1

от  «28» августа 2015 г

Председатель МО

________ _______________

ФИО                «УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

В.Л. Поляков

____________ ___

«1» сентября 2015 г.

        РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса «История»

для 10 класса

на 2014-2015 учебный год

Всего часов по программе__68__, часов в неделю    _2_

Рабочая программа составлена на основе:  

•        Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Программа «Всеобщая история. 10 класс». М., «Русское слово», 2008

Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. Программа курса для 10 классов. История России с древнейших времён до конца XIX века. М., «Русское слово», 2006

Обозначенные программы созданы на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «История», соответствуют Примерной программе по истории.

•        Учебник:  Загладин Н.В. Симония Н.А. «Всеобщая история 10 класс» М., «Русское слово», 2010.  

Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс. М., «Русское слово», 2009.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н.. История России XVII – XIX века. 10 класс. М., «Русское слово», 2009.

                                        

                        

                

Составитель:        

Анохова Наталья Алексеевна

учитель истории

Категория –первая  квалификационная категория

МОСКВА, 2014 г

Содержание определено программами: 

Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Программа «Всеобщая история. 10 класс». М., «Русское слово», 2008

Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. Программа курса для 10 классов. История России с древнейших времён до конца XIX века. М., «Русское слово», 2006

Обозначенные программы созданы на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «История», соответствуют Примерной программе по истории.

Учебники: 

Загладин Н.В. Симония Н.А. «Всеобщая история 10 класс» М., «Русское слово», 2010.  

Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс. М., «Русское слово», 2009.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н.. История России XVII – XIX века. 10 класс. М., «Русское слово», 2009.

Пояснительная записка

  1. Обоснование актуальности курса:

В условиях формирования информационного постиндустриального общества, интегрирующегося в динамически развивающийся поликультурный глобальный мир, особую значимость приобретает понимание человеком своего места в мире и назначения в нем.

Историческое образование приобретает особую роль и в процессе формирования приоритетных для общества качеств личности и ценностных ориентаций, и в процессе самоидентификации подростка. Осознание молодым человеком себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества позволяет создать условия для  развития гуманитарной культуры учащихся

Курс «История» сочетает  знания и представления о периоде, включающем событийный ряд с древнейших времен до периода новой истории  XIX века  (история России и всеобщая история). Курс призван содействовать формированию личностного отношения к истории, способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, уважения к истории своего края. Подбор содержания курса позволяет мотивировать учащихся класса к самостоятельному поиску и расширению знаний по истории своей Родины.

Историческое мышление обеспечивает возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

 

  1. Цель и задачи рабочей программы.

Осознание миссии исторического образования  позволяет определить целевую структуру курса истории в10  классе как триединую:

Образовательная цель

Развивающая цель

Воспитательная цель

направлена на

обогащение, расширение и углубление  представлений учащихся: об причинно-следственных связях исторического процесса:

  1. знаний, историографических версий исторических событий и явлений и их аргументации историками.
  2. понимания особенностей и взаимосвязи различных форм анализа исторического процесса (исторического, историко-социального, историко-политического, историко-культурологического, антропологического).

на формирование и развитие способностей учащихся:

  1. реконструировать историографическую версию и представить её аргументацию, выявлять общее и отличное в аргументации историков;
  2. ориентироваться во временных периодах историографии, способствующих выявлению исторической и методологической обусловленности различных историографических версий;
  3. эффективно работать в группе, осуществлять поиск информации в различных источниках, осуществлять обработку найденной информации , перевод полученных данных из одной знаковой системы в другую.

 формирование личностных качеств учащихся, их способностей  анализировать жизненные ситуации, современные проблемы и свои поступки. А именно:

  1. способности находить и понимать связь изучаемого исторического вопроса со своими личностными качествами, приводить примеры из жизни, воспринимать свои действия как исторические;
  2. понимать  и принимать ответственность за «свой» выбор;
  3. уважать точку зрения другого человека, сохраняя собственную позицию;
  4. способности находить и понимать связь изучаемого исторического события с современными нравственными мировоззренческими ценностями в обществе и аргументировать данную связь.

  1. Особенности программы :

Рабочая программа составлена с учетом исторической и обществоведческой подготовки учащихся в основной школе. Вместе с тем характер изучения истории на старшей ступени образования меняется – курс истории строится по проблемно-хронологическому принципу, более широко привлекаются историческая литература и источники. Учащиеся знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, развивают навык определения и аргументации своего отношения к историческим и современным событиям, т.е. особое внимание уделяется умениям и навыкам поиска, систематизации, комплексного анализа исторической информации через разные носители.

Содержание программы отвечает основным условиям:

  1. В результате изучения предмета ученик должен знать теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса.
  2. Взаимосвязь предметов гуманитарного курса в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
  3. Сохраняется преемственность с историческим содержанием основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебными предметами в старших классах.
  4. Содержательные линии программы способствуют реализации внутренней возрастной потребности старшеклассников в интеллектуальном совершенствовании, активизируя их мотивацию и мышление.

Изучение истории в 10  классе призвано не только освежить и расширить знания, полученные из школьных курсов истории 5 -9- классов, но и помочь овладеть основами научного подхода к истории, дать ориентиры для понимания истоков проблем и противоречий современного мирового развития в целом, перспектив их решения.

Изучение модуля «История России с древнейших времен до конца XIX века» после модуля «Всеобщая история» позволяет учащимся увидеть неоднозначность основных процессов в развитии российского общества в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен.

  1. Место программы в образовательном процессе:

Курс «История» является обязательным учебным предметом на базовом уровне, в соответствии с обязательным минимумом разработана рабочая программа по истории России как самостоятельный предмет. В соответствии с  учебным планом лицея для среднего (полного) общего образования  изучение предмета История в 10-м классе рассчитано на 68 часов учебного времени. На изучение модуля «Всеобщая история»  в программе выделяется   20 часов. Модуль «История России»  рассчитан на 48 часов.

5. Уровень подготовки учащихся достаточный для освоения содержания курса, т.к. основные знания по содержанию курса были заложены при изучении истории  в 5-9 классах.

Уровень вновь пришедших учащихся необходимо проанализировать и протестировать.

6.  Описание основных методов и технологий:

Рабочая программа предусматривает разные формы организации учебной деятельности учащихся: групповую, индивидуальную, фронтальную, их выбор или сочетание определяется дидактическими целями урока и содержанием темы. Дискуссии, ролевые игры, взаимо- и самопроверки, написание эссе, аннотаций, формулировка вопросов разного уровня, систематизация содержания разными способами и др. отвечают возрастным особенностям старшеклассников. Цели и содержание исторического образования в средней школе определяют особое внимание учителя к развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся, рефлексии, взаимо- и самооценивания, умения определить, сформулировать и отстоять свою точку зрения с уважением к другим мнениям.

                                    Для достижения поставленных целей рабочая программа предполагает использование элементов базовых педагогических технологий: личностно-ориентированной, технологии учебного диалога и  деятельностного подхода.

Обозначенные технологии предполагают  применение интерактивных методов обучения: дискуссия, тренинг, проект, игра.

Учет межпредметных и внутрикурсовых связей (внутри гуманитарных предметов, внутри курсов обществознания) является на взгляд разработчика рабочей программы необходимым условием формирования целостной модели мировосприятия учащихся, способствует формированию ключевых компетентностей выпускников.  Межпредметные связи осуществляются при изучении ключевых тем курса.

7.Основное содержание (Всеобщая история)

 Меняющийся облик мира: опыт осмысления (2 ч)

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

Древнейшая история человечества (2 ч)

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья (9 ч)

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская    средневековая    цивилизация   в    Европе.   Складывание     западноевропейского   и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально- политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Новое время: эпоха модернизации (7 ч)

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

 Меняющийся облик мира: опыт осмысления

1

2

Человечество на заре своей истории

4

Тестирование

3

Европа и Азия в средние века

14

Практическая работа

4

Итоги развития человечества к середине XIX вв.

1

Выступление на конференции

Основное содержание история России

 Тема I. Русь изначальная (4 ч)

Происхождение славян их соседи и враги.  Общеславянский европейский поток. Место предков славян среди индоевропейцев. Дискуссия в исторической науке о прародине славян. Первые нашествия: борьба славян с кочевыми племенами. Греческие колонии и скифы. Другие народы нашей страны в глубокой древности. Великое переселение народов и Восточная Европа. Анты — первое восточнославянское государство. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах реки Волхов. Борьба с аварами и хазарами. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды восточных славян.
      
Восточнославянские племена в VIII—IX вв Развитие хозяйства. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки». Складывание племенных союзов. Усложнение структуры общества. Зарождение признаков государственности. Предпосылки образования Древнерусского государства. Особенности развития социально-политических процессов у восточных славян в древности в сравнении с народами Западной Европы.
 Становление древнерусского государства. Государство Русь на Днепре. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Варяги. Норманнская теория, ее роль в русской истории. Неонорманнизм. Происхождение слова «русь». Рюрик в Новгороде. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Создание единого государства Русь. Правление князя Олега. Укрепление Киевского государства при князе Игоре. Начало борьбы с печенегами. Продвижение к Причерноморью, устью Днепра, на Таманский полуостров. Русско-византийская война 941—944 гг. Княжение Игоря. Восстание древлян и смерть Игоря. Правление княгини Ольги. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение княгини Ольги.
      Правление Святослава. Святослав — «Александр Македонский Восточной Европы». Временное отступление христианства. Подавление племенного сепаратизма. Поход на Восток. Борьба за выход в Каспийское море, удар по Хазарии. Укрепление на Таманском полуострове. Перенесение завоеваний на Нижнее Подунавье и Балканы. Русско-византийское соперничество в конце 60-х — начале 70-х гг. Х в. Дипломатическая и военная дуэль: Иоанн Цимисхий — Святослав. Борьба за восточных и европейских союзников. Поражение Святослава. Русь на завоеванных рубежах.
      
  Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Продолжение восточной и балканской политики Святослава.
 Дипломатическая борьба вокруг Крещения. Очаги христианства в языческом мире. Русь — страна двоеверия. Историческое значение Крещения Руси. Появление на Руси духовенства — мощной социально-экономической, духовной, культурной силы.
      Оборона Руси от печенегов. Система укреплений. Богатырские заставы. Внутренние реформы. Личность Владимира Святославича.

Тема II. Расцвет Руси. XI – первая треть XII века (1 час)

      Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Борис и Глеб — князья-мученики. Противоборство Ярослава Владимировича Мудрого с соперниками. Разделение державы между Ярославом и Мстиславом. Личность Мстислава, князя-воина. Смерть Мстислава и конец междоусобицы. Объединение Руси в единое государство.
      Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
 Развитие хозяйства страны. Совершенствование земледелия, развитие ремесла, появление светских и церковных вотчин. «Русская Правда» как юридический памятник раннефеодальной эпохи. Сравнение с варварскими «правдами» Западной Европы. Строительство Киева и других русских городов. Святая София. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь. Первые подвижники Антоний и Феодосий Печерские. Стремление Руси к ликвидации церковной зависимости от Византии. Первый русский митрополит Иларион.
      Династические связи Ярославова дома. Успехи в борьбе с кочевниками. Разгром печенегов в 1036 г.
      Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Появление и развитие русской письменной культуры.
      Русское общество в XI в.
 Государственное управление. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Армия. Города. Торговля. Церковь. Монастыри.
      Народные движения. От языческих и племенных мятежей к социальному протесту. Восстание в Русской земле в 1068 г.
      «Правда» Ярославичей — новый свод законов.
      Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава.
 Признаки распада Древнерусского государства. Соперничество феодальных кланов. Княжеские съезды и объединение русских сил для борьбы с половцами. Крестовый поход в степь в 1111 г. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Удар Владимира Мономаха по новгородскому сепаратизму. Мстислав Великий — сын Владимира Мономаха. Последние годы единой державы.

Тема III.  Политическая раздробленность Руси.  (1 час)

Причины распада единого государства. Рост городов и земель, развитие городских сословий, становление вотчинного землевладения. Признаки обособления отдельных княжеств на новой экономической, политической, культурной основе. Борьба центробежных и центростремительных сил. Скрепляющее действие власти киевского князя, русской церкви, единой культуры, единой сложившейся народности, внешней опасности со стороны половцев.
      Киевское княжество. Чернигово-Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в. Владимиро-Суздальская земля. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский.
      
Культура Руси X — начала XIII в. Условия и процесс зарождения культуры Руси. Письменность. Грамотность. Школа. Летописание. «Повесть временных лет». Летописец Нестор. Редактирование летописных сводов представителями различных политических группировок. Литература. «Слово о полку Игореве». Архитектура. Строительное дело. Облик русского города. Искусство. Переводческая деятельность. Народное творчество. Образование, развитие научных знаний. Искусство. Фольклор.
      Жизнь простых людей. Быт, жилища, орудия труда, традиции, обычаи крестьян, ремесленников, мелких торговцев, слуг, холопов.

Тема III. Русь в XIII—начале XIV вв. (4 ч)

    Борьба Руси за независимость в III веке.

Монголо-татарское вторжение на Русь. Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов. Сражение на реке Калке. «Батыево нахождение» на Русь.  Установление ордынского ига на Руси. Перепись населения, ордынская дань, баскаки и откупщики. Александр Невский и Орда. Европа и Русь в период монголо-татарского нашествия
      Натиск с северо-запада. Александр Ярославич Невский. Невская битва. Борьба с Тевтонским орденом. Ледовое побоище. Совместная борьба народов Прибалтики и Руси против шведских и немецких рыцарей. 

Возвышение Москвы
      Восстания в Новгороде Великом (1250-е гг.), городах Северо-Восточной Руси (1260-е гг.). Тверское восстание 1327 г. Подвиг князя Михаила Тверского. Карательные экспедиции из Золотой Орды.
   
 «Недоумение в людях» после Батыева нашествия. Постепенное возрождение городов и деревень, пашен и промыслов, каменного строительства, летописания и др. Крестьяне и холопы. Ремесленники и купцы.
Центры власти на Руси — княжества и боярские республики (Новгород Великий, Псков). Золотая Орда — верховный сюзерен русских князей, ханские ярлыки. Роль русской церкви, митрополиты и епископы, их отношения с русскими князьями и ханами.
      Политическое соперничество. Возвышение Москвы. Переход митрополии из Владимира в Москву. Личность Ивана Калиты. Успехи Ивана Калиты, его преемников. Сохранение европейских связей русских земель. Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель.
      Противостояние Орде. Золотая Орда. Территория, социально-экономический строй, государственная власть, религия, личность хана Узбека. Народы, входившие в состав Золотой Орды. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с Тверью, Рязанью, Литвой. Митрополит Алексий и московские бояре. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского. Сергий Радонежский. Мамай. Поход русского войска на Казань. Сражение на Пьяне (1377 г.) и Воже (1378 г.). Полководец князь Владимир Серпуховской. Битва на Куликовом поле (1380 г.), ее отражение в летописях, повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках.

Тема IV. В борьбе за единство и независимость (3часа) 

    В борьбе за единство и независимость  Противостояние Орде. Золотая Орда. Территория, социально-экономический строй, государственная власть, религия, личность хана Узбека. Народы, входившие в состав Золотой Орды. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с Тверью, Рязанью, Литвой. Митрополит Алексий и московские бояре. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского. Сергий Радонежский. Мамай. Поход русского войска на Казань. Сражение на Пьяне (1377 г.) и Воже (1378 г.). Полководец князь Владимир Серпуховской. Битва на Куликовом поле (1380 г.), ее отражение в летописях, повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках.


      
Образование  Русского централизованного  государства.  Национальный подъем после Куликовской победы. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Темном. Потери и приобретения времени феодальной войны второй четверти XV в. Политические и духовные лидеры, позиции сословий. Распад Золотой Орды. Усиление Руси при Иване III. Иван III — первый великий князь всея Руси. Создание единой системы управления, армии, системы финансов. Судебник 1497 г. Соперничество светской и церковной властей. Борьба с еретиками. Отношения с Западом, возрождение былых связей. Присоединение земель. Разрыв с Ордой — стояние на Угре, освобождение от иноземного ига (1480 г.). Правление Василия III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани, вхождение нерусских народов в состав Российского государства. Московское государство в системе международных отношений. Теория «Москва — Третий Рим».
      Великое княжество Литовское. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Русское многонациональное государство.
      Сельское хозяйство и промыслы. Города и торговля.
      Русская культура и быт XIV—XV вв. Возрождение и развитие письменной традиции. Летописные своды, повести и сказания, жития святых. Церковное и гражданское строительство (монастырские комплексы-крепости, храмы в городах и селениях, дворцы и жилые дома). Иконопись и фрески — Андрей Рублев, Феофан Грек и др. Прикладное искусство. Духовные искания. Церковь, ее роль в культурной жизни. Антицерковные настроения. Еретики-вольнодумцы: стригольники, жидовствующие — представители реформационной, гуманистической мысли на Руси. Повседневная жизнь русских людей — жилища и одежда, пища и развлечения, обряды и духовные запросы.

Тема V. Россия в XVI в. (4 ч)

    Россия в XVI веке Россия при Иване Грозном. Личность Елены Глинской — регентши русского трона. Иван IV Грозный — первый царь всея Руси. Политика Избранной рады. Реформы. Царь и его соратники — Алексей Адашев, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр и др. Митрополит Макарий. Расправы с вольнодумцами (Феодосий Косой, Башкин, Артемий и др.). Внешняя политика — взятие Казанского и Астраханского ханств. Башкирия и Ногайская орда. Начало присоединения Сибири — поход Ермака. Нерусские народы в составе России.
      Опричнина. Ливонская война. Измена А. Курбского. Набеги крымцев. «Засечная черта». Полководец Иван Воротынский. Сожжение Москвы (1571 г.). Молодинская битва 1572 г. — разгром Девлет-Гирея.
    От Руси к России. Иван Грозный, его сторонники и противники. Опричные казни и погромы. Народные бедствия. Хозяйственное разорение, положение крестьян, холопов, посадских людей. Побеги, восстания. Иван Грозный и его время в российской историографии. Дискуссия о характере опричнины.
      Правление Федора Ивановича. Гибель царевича Дмитрия в Угличе. Крепостнические законы (заповедные годы, урочные лета). Кончина Федора Ивановича, воцарение Бориса Годунова. Личность Годунова. Борьба с Романовыми и Шуйскими. Интриги бояр.
      Культура и быт конца XV—XVI в. Общерусские культурные традиции. Фольклор. Просвещение. Научные знания. Литература. Летописные своды, повести и сказания. Публицистика — царь Иван Грозный и его оппонент А. Курбский. Пересветов, Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский и др. Историческая и политическая мысль. Архитектура. Подъем строительного дела. Московский Кремль, храмы. Живопись — московская и новгородская школы, строгановское письмо. Прикладное искусство. Городская и сельская жизнь — труд и быт.

Тема VI. Россия в XVII в. (8 ч)

      Смутное время Борис Годунов. Голодные годы и бунты (1601—1603 гг.). Первый самозванец. Личность Лжедмитрия I. Подъем народного движения. Восстание И. И. Болотникова (1606—1607 гг.) — кульминация гражданской войны. Царь В. И. Шуйский и второй самозванец. Польская и шведская интервенция. Полководец М. В. Скопин-Шуйский.
      
  Семибоярщина и договор с польским королем Сигизмундом. Продолжение гражданской войны. Первое ополчение. П. П. Ляпунов и его гибель. Второе ополчение. К. М. Минин и Д. М. Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова на царство. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Окончание Смуты.
   

 Новые черты старой России

Россия после смуты.  Первые годы правления Алексея Михайловича.  Царь Михаил Федорович. Возрождение самодержавия. Последствия смуты. Войны с Польшей и Швецией. Восстановление хозяйства. Царь Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. Суд. Армия. Патриарх Филарет. Церковная реформа. Никон и Аввакум. Падение Никона. Преследование старообрядцев. Соловецкое восстание.
      Хозяйство и сословия. Рост населения в городах и селениях, «росчисти» и «починки», промыслы и торговля. Новые явления в сельском хозяйстве и промышленности. Появление мануфактур, наемного труда. Первые ростки буржуазных отношений. Появление «новых людей» — капиталистов-купцов (Шорины, Никитниковы, Калмыковы и др.), промышленников из купцов и дворян. Господство старых отношений и представлений. Колонизационные процессы. Освоение Сибири. Роль колонизации окраин в истории страны. Герои сибирской эпопеи.
    Социальные протесты. Народы России в XVII в.  «Бунташный век». Московские восстания: 1648 г. (Соляной бунт), 1662 г. (Медный бунт). Восстания в других районах России. Крестьянское восстание во главе со С. Т. Разиным. Личность С. Т. Разина.
      Внешняя политика России. Русско-польская (Смоленская) война 1632—1634 гг. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири. Нерусские народы России.
  
 Россия накануне преобразований.    Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Реформы при царе Федоре Алексеевиче. Восстание 1682 г. в Москве. Софья — регентша. Князь Василий Голицын. Внешняя политика Софьи. Падение Софьи.
      Культура и быт. Влияние Смутного времени, народных восстаний на духовную жизнь человека, общества. Начало нового периода в истории русской культуры. Процесс секуляризации (обмирщения) культуры. Национальное самосознание. Повести и сказания о Смутном времени — герои и идеи. Сатирическая литература, воинские повести. Летописи. Обучение грамоте. Круг чтения. Школы и академия. Научные знания. Фольклор. Литература. Архитектура. Московское, или нарышкинское, барокко. Театр. Живопись. Прикладное искусство. Научные знания. Быт русских людей — бояр и дворян, крестьян и горожан; новые веяния (собрания рукописных и печатных книг, новая одежда и мебель, общение с иностранцами, поездки за границу).

Тема VII. Россия в XVIII в. ( 8 ч)

      Эпоха Петра Первого . Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство Петра I в Западную Европу. Первые петровские нововведения 1699—1700 гг.  Северная война и преобразования. Начало Северной войны. Нарвская баталия. Новые преобразования и первые победы. Полтавская битва. Влияние победы под Полтавой на дальнейший ход Северной войны. Прутский поход. Гангут. Провозглашение Петра I императором. Россия — империя.
      Реформы Петра Великого. Петровские указы, охватывающие хозяйственную жизнь страны. Изменения в сословиях. Реформы государственного управления.
      Конец Северной войны. Ништадтский мир. Кончина Петра I. Личность Петра Великого. Российская историография об эпохе Петра и ее влиянии на дальнейший ход истории страны.
      
Эпоха дворцовых переворотов.Особенности первых десятилетий послепетровского развития. Отступление от петровских планов и достижений, с одной стороны, продолжение традиций Петра — с другой. Развитие мануфактур. Отмена внутренних таможен. Подъем сельского хозяйства, торговли. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Борьба придворных группировок, роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Войны с Крымом, Турцией, Швецией. Миних и Ласси. Россия в Семилетней войне. С. Ф. Апраксин, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев и А. В. Суворов. Император Петр III Федорович.
      
Расцвет дворянской империи в годы правления Екатерины II . Петр III Федорович и дворцовый переворот в июне 1762 г. Воцарение Екатерины II. Фавориты и политики. Братья Орловы, Г. А. Потемкин и др. Развитие хозяйства. Мануфактура. Капиталистический уклад. Либеральный курс. Уложенная комиссия 1767—1768 гг., «Наказ» Екатерины II. Полемика в журналах. Русское просвещение. Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин и др. Проявление оппозиционной мысли. А. Н. Радищев и начало революционного направления в общественной жизни. Радищевцы. Реакция после Пугачевского восстания в России и революция во Франции.
      Народные движения. Усиление гнета: налоги и поборы, рекрутчина и крепостнические законы 1760-х гг. Работные люди заявляют о своих правах (волнения и восстания на московском Суконном дворе и др. Чумной бунт 1771 г.). Крестьянская война 1773—1775 гг. Е. И. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.
      Победы на суше и на морях. Русско-турецкие войны. П. А. Румянцев и А. В. Суворов, Г. А. Спиридов и Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Потемкин и др. Великие победы русского оружия. Война со Швецией. Победы на Балтийском море. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Русская полководческая и флотоводческая школа XVIII в.
      Русская церковь в XVIII в. Начало синодального периода в истории Русской православной церкви. Сторонники и противники Петра Великого в Русской православной церкви. Феофан Прокопович. Преследование вольнодумцев, старообрядцев, сектантов. Секуляризация церковных владений. Превращение духовенства в привилегированное сословие.
      Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Город и промышленность. Сельское хозяйство. Крестьяне и дворяне. Торговля. Народы России.
      Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. Просвещение. Академия наук. Первая печатная газета. Московский университет. Наука. М. В. Ломоносов. Общественно-политическая мысль. Фольклор. Литература. Архитектура. Скульптура. Живопись. Театр.

Тема VII. Россия в XIX в. (12 ч)

      Россия в первой четверти XIX в . Страна и народы. Языки и религии. Города и села. Сословия и классы. Крепостные и свободные. Казаки. Малочисленные народы Севера и Сибири. Пути сообщения. Ярмарки. Размещение промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд в промышленности.
      Павел I на троне. Павел I и екатерининская Россия. Мероприятия Павла. Переворот 1801 г.
      Александр I и его «молодые друзья». Попытки реформ. Сопротивление консервативных сил. М. М. Сперанский.
      Внешняя политика России в начале XIX в. Присоединение Закавказья. Войны с Францией, Турцией и Швецией.
      Отечественная война 1812 г. Наполеоновская Франция и ее претензии на мировое господство. Тильзитский мир и Континентальная блокада. Рост напряженности между Францией и Россией. Вторжение в Россию «Великой армии» Наполеона и начало Отечественной войны. Манифест о создании народного ополчения. Развертывание партизанской войны. Александр I и М. И. Кутузов. Бородинское сражение и московский пожар. Борьба в правящих верхах по вопросу о включении мира. Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии. Разруха и жертвы в результате войны. Значение Отечественной войны для консолидации русской нации и сближения с ней других народов России. Народный характер войны 1812 г.
      Заграничный поход русской армии. Взятие Парижа. Венский конгресс. Россия и создание Священного союза.
      Александр I и декабристы. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о введении конституции и отмене крепостного права. Указ о вольных хлебопашцах. Деятельность М. М. Сперанского. Отход Александра I от реформаторских замыслов. А. А. Аракчеев, архимандрит Фотий. Реакционные меры в области просвещения. Военные поселения. Падение популярности Александра I. Движение декабристов. Конституционные проекты Н. М. Муравьева и П. И. Пестеля. Смерть Александра I. Междуцарствие. Выход заговорщиков на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г.
   
Российская империя при Николае I Следствие и суд над декабристами. П. И. Пестель, С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев. Жены декабристов. Декабристы в Сибири.
      Оценки движения декабристов в российской исторической науке.
      А. X. Бенкендорф. Деятельность Третьего отделения, усиление цензурного гнета. С. С. Уваров. Теория официальной народности. Разрастание бюрократического аппарата. Кодификация законов. Реформа управления государственной деревней. Е. Ф. Канкрин и денежная реформа. Личность Николая I. Начало кризиса николаевской системы.
      Присоединение к России Кавказа и Кавказская война. А. П. Ермолов, имам Шамиль.
      Нарастание в общественном сознании протеста против николаевского режима. Славянофилы и западники. Петрашевцы. В. Г. Белинский. А. И. Герцен. Т. Г. Шевченко.
      Крымская война. Восточный вопрос. Спор из-за палестинских святынь. Ход боевых действий. Слава и горечь Севастополя. В. А. Корнилов. П. С. Нахимов. Парижский мир.
      Образование и наука. Университеты, гимназии, школы. Русская наука. Русские путешественники. Золотой век русской культуры. Архитектура и скульптура. Русская живопись. Театр и музыка. Русская журналистика.
      Русская православная церковь. Положение православной церкви в России. Серафим Саровский. Митрополит московский Филарет. Преследование старообрядцев.

Россия в 60—70-е гг. XIX в.  Историческая необходимость отмены крепостного права. Первые шаги на пути к Крестьянской реформе. Деятельность редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861 г. Основные положения реформы. Историческое значение ликвидации крепостнических порядков.
      Реформы 60—70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Личность Александра II. Авторы реформ.
      Внешняя политика России в 60—70-е гг. XIX в.
 Международное положение России после Крымской войны. Канцлер А. М. Горчаков и восстановление прав России на Черном море. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Россия и освободительная борьба славянских народов. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. и освобождение Болгарии. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Присоединение Средней Азии к России. Конец «союза трех императоров» и сближение России и Франции.
      Развитие хозяйства в пореформенной России. Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока. Появление новых промышленных центров. Капиталистический город — новое явление в России. Промышленный переворот. Сохранение помещичьих латифундий и крестьянской общины. Расслоение крестьянства. Замедленное развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве центральных губерний. Быстрое развитие аграрного капитализма на Северном Кавказе и Южной Украине.
      Драма после освобождения. Вопрос о конституции в правительстве Александра II. Русский либерализм и движение за конституцию. И. И. Петрункевич. Возникновение народничества. Три течения в народничестве. П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин. Правительственные репрессии и победа террористического направления. Деятельность М. Т. Лорис-Меликова. Проект конституции. Семь покушений на царя. Убийство Александра II, организованное «Народной волей». Уроки и просчеты движения народников.
Россия в 1880 — 1890-е гг Александр III. Первая всеобщая перепись населения. Промышленный подъем 90-х гг. и деятельность С. Ю. Витте. Рабочий класс России. Ухудшение положения в деревне: демографический взрыв и мировой сельскохозяйственный кризис, рост крестьянского малоземелья и нищеты. Голодные годы.
      Дискуссия историков о месте России в мировой экономике конца XIX — начала XX в.
      Переход правительства к политике консервации патриархально-общинных отношений в деревне при сохранении помещичьих латифундий. Политическая реакция. Александр III и К. П. Победоносцев. Внешняя политика России в конце XIX в.
      Россия в первые годы правления Николая II. Вступление на престол Николая II. Либеральное движение 80—90-х гг. XIX в. «Третий элемент» в земстве. Н. Ф. Анненский. Либеральное народничество. Н. К. Михайловский. Российское рабочее движение. Группа «Освобождение труда» и возникновение марксистского движения в России. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начало деятельности В. И. Ленина. Новый этап освободительного движения.
      Культура России в XIX в. Просвещение и наука. Русские путешественники. Градостроительство. Старый Петербург — шедевр европейского зодчества. Архитектура периода эклектики. Живопись эпохи передвижников.
      Музыка народов России. Русская литература завоевывает Европу. Рост грамотности во второй половине XIX в. Создание национальной письменности у ряда народов Поволжья. Печать столичная, провинциальная. Книгоиздательское дело. Драматический театр в столицах и провинции. Выставки. Музеи. Храмы.
      Русская православная церковь в XIX в. Православие в системе царского самодержавия. Система церковного управления. Обер-прокуроры и Синод. Церковь и освобождение крестьян. Н. А. Протасов и митрополит Филарет. Вопрос о церковных реформах в пореформенную эпоху. Зарождение либерального течения в духовенстве, появление священников-демократов. Христианизация народов Поволжья и Сибири и ее историческое значение. Монастырское «старчество». Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Политика К. П. Победоносцева и нарастающий кризис православной церкви в условиях развития капитализма.
  

 Итоговое повторение и обобщение (1 час)

 Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма контроля

1

 Русь изначальная

1

2

Расцвет Руси. XI – первая треть XII века

1

Контрольная работа: «Древняя Русь»

3

  Политическая раздробленность Руси

3

Контрольная работа: «Русские княжества и земли в период политической раздробленности (XII –XVIвв)»

4

Русь в XIII—начале XIV вв.

4

5

В борьбе за единство и независимость

3

6

Россия в XVI в.

4

Контрольная работа: «Московское государство в  XV-XVI вв».

7

 Россия в XVII в.  

8

Контрольная работа: «Россия в XVIIв.»

8

Россия в XVIII в.

8

Контрольная работа: «Россия в XVIII в.»

9

Россия в XIX в.

12

Контрольная работа: «Россия в XIX в.»

10

Итоговое повторение

1

Итоговое тестирование

 

8.  Требования к уровню подготовки выпускников

         В результате освоения курса истории в 10-м классе  ученик сможет

знать / понимать

  • основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • основные понятия курса;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

.

уметь

  • проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • составлять хронологические и синхронистические таблицы;
  • характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий;
  • читать историческую карту с основой на легенду, использовать данные исторической карты для характеристики развития страны в отдельные периоды истории;
  • характеризовать позиции историка, потомка, современника по разным проблемам исторического развития;
  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
  • называть характерные черты событий и явлений;
  • классифицировать исторические события и явления по разным основаниям;
  • сравнивать исторические события и явления, раскрывать, чем объясняются различия;
  • объяснять, в чем состояли мотивы и результаты  деятельности отдельных людей в истории;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • определения  собственной позиции по отношению к явлениям современной  жизни, исходя из исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной  информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Система отслеживания и оценивания результатов представлена перечнем контролирующих заданий:

  • оформление таблицы
  • выполнение заданий практикума
  • составление схемы
  • устный опрос
  • письменный опрос
  • поиск решения проблемы, выхода из социально-значимой ситуации
  • тест
  • реферат
  • зачет
  • эссе
  • творческая работа
  • анализ текста
  • взаимоконтроль
  • проверка конспекта (письменного, опорного)
  • понятийный диктант
  • дерево решений
  • синквейн.

 Оценка результативности образовательной деятельности проводится систематически (исследовательские задания, тесты, понятийные диктанты, эссе, оформление данных в таблицу, создание и объяснение схем, диаграмм, графиков). После изучения глав и разделов учащиеся участвуют в зачетных занятиях. Диагностические материалы составлены в форме ЕГЭ.

9.  Условия  реализации  программы: 

  1. учебно-методические: комплектование школьной библиотеки и кабинета истории и обществознания № 313,213 учебно-методической литературой, дидактическими и диагностическими материалами;
  2. материально-технические условия: оснащение кабинета № 313,213  необходимыми ТСО; выход в сеть Интернет; электронные средства (по курсу «История») образовательного назначения, реализованные на CD - ROM, учебные и методические пособия (учебники, учебно-методические пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные тексты и др.).

10. Реализацию рабочей программы обеспечивает учебно-методический комплект:

Программы:

  • Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Программа «Всеобщая история. 10 класс». М., «Русское слово», 2008
  • Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. Программа курса для 10 классов. История России с древнейших времён до конца XIX века М., «Русское слово». 2006

Учебники: 

  • Загладин Н.В. Симония Н.А. «Всеобщая история 10 класс» М., «Русское слово», 2010.  
  • Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс. М., «Русское слово», 2009.
  • Сахаров А.Н.., Боханов А.Н.. История России XVII – XIX века. 10 класс. М., «Русское слово», 2009.
  • Г.И.Старобинская Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н.Сахарова      «История России с древнейших времен до конца XVI века» ( ч. I) 10 класс. Москва. «Русское слово» 2008 г.
  • Г.И.Старобинская Поурочные рекомендации к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России.XVII-XIX века»  ( ч. 2 )10 класс Москва. «Русское слово» 2006
  • Справочники и энциклопедии
  • Энциклопедия «История России» серии Аванта +. 2003
  • История Отечества в лицах. В.А Петрушевского М., «Пресс», 2008
  • Мультимедийные пособия
  • СД диски по истории России.

Список рекомендуемой литературы:

     ( при изучении « Истории России с древнейших времен до конца XVI века» )

 

  1. 1.Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
  2. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России.  Л.,  1988.
  3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
  4. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.
  5. Васильев Л.  С.   Что такое государство// Преподавание истории в школе. 1996.  № 2М
  6. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997
  7. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 2002
  8. Гачев  Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998.
  9. Головатенко А. Ю. Начальная история Руси с древнейших времен до XI столетия. М., 1999.
  10. Головатенко А.Ю. Русь, Запад, Восток. VII – XIV столетия  М., 1999.
  11. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993.  
  12. Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М., 2000.
  13. Иваницкий В. Русская женщина и эпоха « Домостроя»// Общественные науки и современность. 1995. № 3.
  14. Иловайский Д. И. История России. М., 1996.
  15. Ионов И.Н. Российская цивилизация и  истоки ее кризиса. М., 2007.
  16. История Отечества. Люди, идеи, решения: Очерки истории России IX – начала XXв. М., 1991.
  17. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2000.
  18. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988
  19. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.
  20. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII cтолетиях. М., 1992.
  21. Культура России: IX -  XXвв.: Сборник. М. 1996
  22. Кучкин В.А. Под владычеством Золотой Орды  // Преподавание истории в школе. 1993. № 3.
  23. Лебедев В.А. Державный орел России. М., 1995.
  24. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь. Л., 1973
  25. Новосельцев А. П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. М., 1972.
  26. Отечество. История, люди, регионы России: Энциклопедический словарь.  М., 1999.
  27. Петров А.Е. Эпоха Дмитрия Донского. // Преподавание истории в школе. 2002. № 8.
  28. Платонов С.Ф. Лекции по истории России. М., 2000.
  29. Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. М., 2001.
  30. Рогожин Н.Н. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный // Преподавание истории в школе. 1994. № 6.
  31. Рябцев Ю. С. История русской культуры IX – XVII вв. М., 1997.
  32. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1987.
  33. Седов В. В. Восточные славяне в VI – XIII веках. М., 1985.
  34. Сергий Радонежский: Сборник. М., 1971.
  35. Скрынников Р. Третий Рим. СПб., 1994.
  36. Соболева Н.А. Государственная символика России. М., 2002.
  37. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 2000.
  38. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
  39. Степанищин А. Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000.
  40. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
  41. Хрестоматия по истории России. М., 1994.
  42. Шепелев Л.Е. Титулы, ордена, мундиры. Л., 1991.
  43. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М. Р. Культура России: IX - XX  вв. М., 1996.
  44. Эмблемы и символы: Сборник. М., 1995.

     

     ( при изучении  « Истории России XVII – XIX вв.» )

  1. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1988.
  2. Боханов А. Н. Самодержавие. М., 2004.
  3. Валькова В. Г., Валькова О. А. Правители России. М., 1999.
  4. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М., 1990.
  5. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.
  6. История Отечества. Люди, идеи, решения: Очерки истории России IX – начала XXв. М., 1991.
  7. Знание – сила. 1994. № 2  ( тематический выпуск « Смута в России» ).
  8. Карпов Г. М. Петровская эпоха в вопросах и ответах: Пособие для учителя. М., 2003.
  9. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
  10. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции дворян XVIII – начала XIX века. СПб .,  1994.
  11. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
  12. Мыльников А. С. Искушение чудом: « Русский принц» , его прототипы и двойники-самозванцы. Л., 1991.
  13. Набоков В. В. Лекции по русской культуре. М., 1996.
  14. Павленко Н. И. Петр I и его время. М., 1981.
  15. Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1988.
  16. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
  17. Попова С.Г. Художественный кружок Н. А. Львова // Преподавание истории в школе.  2003. № 7.
  18. Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.
  19. Сахаров А. Н. Степан Разин: Хроника XVII в. М.,  1987.
  20. Сахаров А. Н., Назаров В. Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 2002.
  21. Русская живопись Серебряного века // Преподавание истории в школе. 2003. № 6.
  22. Скрынников  Р. Г. Лихолетье. Москва в XVI – XVII веках. М., 1988.
  23. « Верховники» и бироновщина   // Знание – сила. 1992.№ 9.
  24. Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. М., 1991.  
  25. Эйдельман Н. Я. Твой восемнадцатый век. М., 1986.
  26. Эйдельман Н. Я. Твой девятнадцатый  век. М., 1987.
  27. Эйдельман Н. Я. Грань веков. М.,1988.
  28. Эйдельман Н. Я. Революция « сверху» в России. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...