Историческая игра для 10 класса "Русь в 9-12 веках".
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Халалей Елена Викторовна

Игра на тему: "Русь в 9-12 вв." в основе данной игры лежит телепередача"Колесо истории". эту игру можно проводить и как открытое мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.20.89 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Сценарий проведения игры «Колесо истории» на тему: «Страницы истории 9-15 веков». 10 класс

Цель игры – способствовать развитию интереса учащихся к древней истории нашего государства, умению строить логические умозаключения; повторить и обобщить знания, полученные на уроках истории.

Правила игры: после вступительного слова ведущего ребята просматривают сценку, слушают вопрос, получают карточку с вариантами ответов.

Сюжет №1.

Учитель: Вы прекрасно знаете, что исторической  науке большую помощь оказывает археология. Во время археологических раскопок находят много домашней утвари, посуды. Изучая их, можно определить не только то, из чего делали эти предметы, но что из них ели и пили.

Сценка.

Реквизит: стол, стул, изображение славянской хижины, белая мужская рубашка, штаны, сарафан, кувшин. На сцене стол, стул. Входит славянин, садится, зовет хозяйку.

Хозяин: Эй, Полина, принеси мне что-нибудь хлебнуть.

Хозяйка выносит кувшин, хозяин пьет.

Хозяин: Да, хороший напиток! А что? Много блюд можно на нем приготовить?

Хозяйка: Конечно! Например, окрошку, тюрю, ботвинью, свекольник, щи, борщ, можно и тертую редьку, и репу с морковью, а еще можно выпарить баранину, медвежатину, зайчатину. А дети любят кулаги и саламаты. В прошлое лето, когда зерно погибло на корню, только и спасались мы «жидким хлебом» с липовым цветом.

Хозяин: Да, хороший напиток! Без него ни одно пиршество не проходит.

Вопрос: о каком напитке идет речь?

Ответ: к 9 веку на Руси существовало более 200 видов кваса. Квасом запивали соленые, жирные и мучные блюда. В голодные годы квас превращался в «жидкий квас» благодаря тому, что в него добавляли травы: мяту, чабрец, душицу, липовый цвет.

 Сюжет №2.

Учитель: при изучении Древней Руси мы часто опирались на сведения летописца Нестора. Благодаря «Повести временных лет», нам открываются многие страницы неизведанной истории древности. Автор составил не просто хронологическое повествование, особое внимание он уделил историческим личностям: их личным качествам, особенностям характера, складывающимся отношениям. Мы предлагаем вам открыть  одну из страниц «Повести…» и посмотреть, какие же вопросы приходилось решать русичам в далеком 10 веке.

Сценка.

Реквизит: рубахи, штаны, короткий меч, кушак.

На  сцене – «князь», приближенный.

Приближенные (с возмущением): Князь! Как можно так поступить? Князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул.

Князь: не любо сидеть мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина моей земли, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, паволоки (дорогой шелк), вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии – серебро и кожи, из Руси же – меха и воск, мед и рыба.

Приближенные: Как можно поменять стольный град  на какой-то огородец?

Вопрос: о каком князе идет речь?

Правильный ответ: в 968 году киевляне обратились с упреком к своему князю Святославу.

Сюжет №3.

Учитель: Великий  киевский князь Ярослав Владимирович, стал единственным правителем, прозванным в истории Руси Мудрым. При нем молодое древнерусское государство достигло к середине 11 века наивысшего расцвета.

Сценка.

Реквизит: епископам – длинные темные одежды – «рясы», бороды, князю – длинный халат, посох, «шапка Мономаха».

На сцене сидит князь два- три епископа, беседуют.

1-й епископ : Князь, пора решать вопрос с Константинополем.

2-й епископ: Не к добру это, какой уж год русская церковь без митрополита.

1-й епископ: Константинопольский патриарх готов направить к нам своего епископа.

2-й епископ: Мы столько лет враждовали с Константинополем, одержали верх. Неужели опять идти к ним на поклон?

Князь: Ратую за времена князя Владимира, который оказался принять главу церкви из греческой земли и поставил во главе русской церкви священника Анастаса из Херсонеса, что говорило о силе и независимости Руси.

1-й епископ: Да где же найти такого священника, чтобы мог противостоять митрополиту греческому?

Князь: Прочитал 2Слово о Законе и Благодати». Хочу увидеть автора сего труда, священника села Берестова.

2-й епископ: Ну что ж, человек праведный, богобоязненный.

Князь: И Русь от этого шага только выиграет.

Вопрос: как звали русского священника, ставшего в 1051 году во главе Киевской митрополии?

Правильный ответ: стремясь добиться независимости от константинопольского патриарха, Ярослав Мудрый впервые поставил в 1051 году во главе Киевской митрополии русского монаха Илариона, автора книги «Слово о Законе и Благодати».

Сюжет №4.

Учитель: Кого только не было на южных границах Киевской Руси? С некоторыми южными народами мы познакомились на уроках истории: со скифами и сарматами, хазарами и печенегами, половцами и татарами. Благодаря летописи, мы узнаем некоторые подробности, связанные с кочевниками 12 века.

Сценка.

Реквизит: шатер, свиток, пиала, 2 халата, шаровары и рубаха для слуги.

Шатер. Около него сидит половецкий хан с пиалой. Рядом сидит сатрап (визирь).

Хан: Да! Хорошо нынче в степи половецкой, привольно.

Входит слуга со свитком.

Слуга: Донесение, хан. Отдает свиток.

Хан читает, встает с негодованием.

Хан: Что!? Русские идиша на землю шашу? Братья наши избита, друзи изымании, а ныне и на нас идути Игорь с ратью!

Сатрап: Хан, мы сами поидоша к ним и в полон возьмем.

Хан: Да, возьмем.

Вопрос: действительно, в мае 1185 года князь Игорь отправился сражаться против половцев. А вот как звали князя половецкого, который сражался с Игорем?

Правильный ответ: «Кончак бежит серым волком, след ему править к Дону Великому. Другого дни вельми рано кровавые зори свет поведают» («Слово о полку Игореве»)

Сюжет №5.

Учитель: На 14 век, как известно, приходится расцвет Золотой Орды. Но это не значит, что у нее и ее ханов стало меньше проблем.

Сценка.

Реквизит: шатер, 2 восточных костюма, плеть для хана.

Шатер. Из него выходит хан. Перед ним кланяется слуга.

Слуга: Да пошлет Аллах тебе светлые дни, о светлый хан Черек!

Хан: опять плохие новости?

Слуга: идет на столицу разбойник Прокоп, а с ним 150 человек.

Хан: что за напасть? И ка они умудряются издалека прийти? Где темник Мамай?

Слуга: Да за Дон ушел Мамай, к Днепру.

Хан: Как невовремя! Ну ладно, сами отбиваться будем. Коня мне, коня!

Вопрос: действительно, в 1375 году на Золотую Орду повадились нападать разбойники. Мамаю не удалось с ними встретиться. В это время он был темником хана Черкеса и по его приказу объезжал Дон и Днепр. Кто же эти разбойники, «пришедшие издалека в Орду»?

Правильный ответ: из летописи: «подошли к пристаням 150 ушкуев во главе со знаменитым разбойником Прокопом».

Подведение итогов.

Вопросы для болельщиков:

  1. Кто впервые на Руси принял титул великого князя? (Олег)
  2. Как звали славянского бога, покровителя скотоводов? (Велес)
  3. Назовите племенной союз, сложившийся к концу 8 века на территории современной Белоруссии?(Дреговичи)
  4. Как звали византитйского императора, с которым в 10 веке воевал князь Святослав? (Иоанн Цимисхий)
  5. Назовите имена первых русских святых. Какого числа празднуется их день? (Борис и Глеб, 24 июля)
  6. Где, в каком сражении Владимир Мономах потерпел первое и последнее поражение?(У Триполья в 1093 году)
  7. Что на Руси называется «вирой»? (Штраф, который платил убийца)
  8. В каком году Мономахом был предпринят знаменитый крестовый поход в степь против половцев? (в 1111 году)
  9. Как называлась торгово-ремесленная часть города Киева? (подол)
  10. Кто автор послания: «Приди ко мне, брате, в Москов», считающегося первым упоминанием о Москве? (Юрий Долгорукий)



Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Сценарий проведения игры «Колесо истории» на тему: «Страницы истории 9-15 веков». 10 класс

Цель игры – способствовать развитию интереса учащихся к древней истории нашего государства, умению строить логические умозаключения; повторить и обобщить знания, полученные на уроках истории.

Правила игры: после вступительного слова ведущего ребята просматривают сценку, слушают вопрос, получают карточку с вариантами ответов.

Сюжет №1.

Учитель: Вы прекрасно знаете, что исторической  науке большую помощь оказывает археология. Во время археологических раскопок находят много домашней утвари, посуды. Изучая их, можно определить не только то, из чего делали эти предметы, но что из них ели и пили.

Сценка.

Реквизит: стол, стул, изображение славянской хижины, белая мужская рубашка, штаны, сарафан, кувшин. На сцене стол, стул. Входит славянин, садится, зовет хозяйку.

Хозяин: Эй, Полина, принеси мне что-нибудь хлебнуть.

Хозяйка выносит кувшин, хозяин пьет.

Хозяин: Да, хороший напиток! А что? Много блюд можно на нем приготовить?

Хозяйка: Конечно! Например, окрошку, тюрю, ботвинью, свекольник, щи, борщ, можно и тертую редьку, и репу с морковью, а еще можно выпарить баранину, медвежатину, зайчатину. А дети любят кулаги и саламаты. В прошлое лето, когда зерно погибло на корню, только и спасались мы «жидким хлебом» с липовым цветом.

Хозяин: Да, хороший напиток! Без него ни одно пиршество не проходит.

Вопрос: о каком напитке идет речь?

Ответ: к 9 веку на Руси существовало более 200 видов кваса. Квасом запивали соленые, жирные и мучные блюда. В голодные годы квас превращался в «жидкий квас» благодаря тому, что в него добавляли травы: мяту, чабрец, душицу, липовый цвет.

 Сюжет №2.

Учитель: при изучении Древней Руси мы часто опирались на сведения летописца Нестора. Благодаря «Повести временных лет», нам открываются многие страницы неизведанной истории древности. Автор составил не просто хронологическое повествование, особое внимание он уделил историческим личностям: их личным качествам, особенностям характера, складывающимся отношениям. Мы предлагаем вам открыть  одну из страниц «Повести…» и посмотреть, какие же вопросы приходилось решать русичам в далеком 10 веке.

Сценка.

Реквизит: рубахи, штаны, короткий меч, кушак.

На  сцене – «князь», приближенный.

Приближенные (с возмущением): Князь! Как можно так поступить? Князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул.

Князь: не любо сидеть мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина моей земли, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, паволоки (дорогой шелк), вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии – серебро и кожи, из Руси же – меха и воск, мед и рыба.

Приближенные: Как можно поменять стольный град  на какой-то огородец?

Вопрос: о каком князе идет речь?

Правильный ответ: в 968 году киевляне обратились с упреком к своему князю Святославу.

Сюжет №3.

Учитель: Великий  киевский князь Ярослав Владимирович, стал единственным правителем, прозванным в истории Руси Мудрым. При нем молодое древнерусское государство достигло к середине 11 века наивысшего расцвета.

Сценка.

Реквизит: епископам – длинные темные одежды – «рясы», бороды, князю – длинный халат, посох, «шапка Мономаха».

На сцене сидит князь два- три епископа, беседуют.

1-й епископ : Князь, пора решать вопрос с Константинополем.

2-й епископ: Не к добру это, какой уж год русская церковь без митрополита.

1-й епископ: Константинопольский патриарх готов направить к нам своего епископа.

2-й епископ: Мы столько лет враждовали с Константинополем, одержали верх. Неужели опять идти к ним на поклон?

Князь: Ратую за времена князя Владимира, который оказался принять главу церкви из греческой земли и поставил во главе русской церкви священника Анастаса из Херсонеса, что говорило о силе и независимости Руси.

1-й епископ: Да где же найти такого священника, чтобы мог противостоять митрополиту греческому?

Князь: Прочитал 2Слово о Законе и Благодати». Хочу увидеть автора сего труда, священника села Берестова.

2-й епископ: Ну что ж, человек праведный, богобоязненный.

Князь: И Русь от этого шага только выиграет.

Вопрос: как звали русского священника, ставшего в 1051 году во главе Киевской митрополии?

Правильный ответ: стремясь добиться независимости от константинопольского патриарха, Ярослав Мудрый впервые поставил в 1051 году во главе Киевской митрополии русского монаха Илариона, автора книги «Слово о Законе и Благодати».

Сюжет №4.

Учитель: Кого только не было на южных границах Киевской Руси? С некоторыми южными народами мы познакомились на уроках истории: со скифами и сарматами, хазарами и печенегами, половцами и татарами. Благодаря летописи, мы узнаем некоторые подробности, связанные с кочевниками 12 века.

Сценка.

Реквизит: шатер, свиток, пиала, 2 халата, шаровары и рубаха для слуги.

Шатер. Около него сидит половецкий хан с пиалой. Рядом сидит сатрап (визирь).

Хан: Да! Хорошо нынче в степи половецкой, привольно.

Входит слуга со свитком.

Слуга: Донесение, хан. Отдает свиток.

Хан читает, встает с негодованием.

Хан: Что!? Русские идиша на землю шашу? Братья наши избита, друзи изымании, а ныне и на нас идути Игорь с ратью!

Сатрап: Хан, мы сами поидоша к ним и в полон возьмем.

Хан: Да, возьмем.

Вопрос: действительно, в мае 1185 года князь Игорь отправился сражаться против половцев. А вот как звали князя половецкого, который сражался с Игорем?

Правильный ответ: «Кончак бежит серым волком, след ему править к Дону Великому. Другого дни вельми рано кровавые зори свет поведают» («Слово о полку Игореве»)

Сюжет №5.

Учитель: На 14 век, как известно, приходится расцвет Золотой Орды. Но это не значит, что у нее и ее ханов стало меньше проблем.

Сценка.

Реквизит: шатер, 2 восточных костюма, плеть для хана.

Шатер. Из него выходит хан. Перед ним кланяется слуга.

Слуга: Да пошлет Аллах тебе светлые дни, о светлый хан Черек!

Хан: опять плохие новости?

Слуга: идет на столицу разбойник Прокоп, а с ним 150 человек.

Хан: что за напасть? И ка они умудряются издалека прийти? Где темник Мамай?

Слуга: Да за Дон ушел Мамай, к Днепру.

Хан: Как невовремя! Ну ладно, сами отбиваться будем. Коня мне, коня!

Вопрос: действительно, в 1375 году на Золотую Орду повадились нападать разбойники. Мамаю не удалось с ними встретиться. В это время он был темником хана Черкеса и по его приказу объезжал Дон и Днепр. Кто же эти разбойники, «пришедшие издалека в Орду»?

Правильный ответ: из летописи: «подошли к пристаням 150 ушкуев во главе со знаменитым разбойником Прокопом».

Подведение итогов.

Вопросы для болельщиков:

  1. Кто впервые на Руси принял титул великого князя? (Олег)
  2. Как звали славянского бога, покровителя скотоводов? (Велес)
  3. Назовите племенной союз, сложившийся к концу 8 века на территории современной Белоруссии?(Дреговичи)
  4. Как звали византитйского императора, с которым в 10 веке воевал князь Святослав? (Иоанн Цимисхий)
  5. Назовите имена первых русских святых. Какого числа празднуется их день? (Борис и Глеб, 24 июля)
  6. Где, в каком сражении Владимир Мономах потерпел первое и последнее поражение?(У Триполья в 1093 году)
  7. Что на Руси называется «вирой»? (Штраф, который платил убийца)
  8. В каком году Мономахом был предпринят знаменитый крестовый поход в степь против половцев? (в 1111 году)
  9. Как называлась торгово-ремесленная часть города Киева? (подол)
  10. Кто автор послания: «Приди ко мне, брате, в Москов», считающегося первым упоминанием о Москве? (Юрий Долгорукий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая игра "Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!"

Мероприятие проводится по аналогии с телеигрой «Колесо истории». Заранее изготовлено колесо с трехцветными секторами и тремя стрелками с каретами разного цвета ( красная, желтая, зеленая). В начале ка...

Урок на тему: «Размышление об исторической судьбе России в первой половине 19 века.»

Урок-дисскуссия,политбой  о взглядах на общественное развитие в первой половине 19 века....

Историческая игра "От XVII века до наших дней"

Игра построена по принципу известной телепередачи "Своя игра". Вопросы распределены на 5 категорий знаний: "Великая Отечественная война", "История в датах", "История в лицах", "История в иллюстрациях"...

Историческая игра "Россия в первой четверти XX века".

Колесо истории мчалось по долгой продолжительной дороге, дороге длиною в жизнь не одного поколения и не одной эпохи; наконец оно достигло ХХ века, сулившего человечеству золотые горы и обернувшегося г...

Историческая игра: Россия в первой четверти XX века

Колесо истории мчалось по долгой продолжительной дороге, дороге длиною в жизнь не одного поколения и не одной эпохи; наконец оно достигло ХХ века, сулившего человечеству золотые горы и обернувшегося г...

Сценарий игры интеллектуального клуба «Умная пятница». Тема игры: «Великие географические открытия 15-16 веков».

Интеллектуальная игра предназначена для внеклассных мероприятий. Можно провести на уроках географии....

Историческая игра в формате "Своя игра"

Цели: - расширение знаний учащихся по истории и культуре                Петербурга, развитие интереса к изучению истории горо...