Рабочая программа по истории России в 8 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. Программа рассчитана на 42 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii._8_klass.docx | 60.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №477
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНА: на заседании ШМО Протокол № __ от «__» _______201 г. Руководитель __________ /______________/ | РЕКОМЕНДОВАНА Педагогическим советом Протокол № от « » 201 г. | |
УТВЕРЖДАЮ: приказ №____от ______201 г. Директор __________/В.М. Кобзев/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИСТОРИИ РОССИИ в 8 А, Б классах
с 01 сентября 2015 года по 25 мая 2016 года
Рабочая программа по всеобщей истории для 8 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.
Разработчик программы: Демчук Данил Владимирович, учитель истории и обществознания, без категории
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МОиН РФ 2004 г., Программы основного общего образования по истории // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007; и авторской программы: Данилов, А.А. История России / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.
- Приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»
- Рабочая программа. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г
В УМК входят:
- Учебник: Данилов, А.А. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
- Рабочие тетради. Данилов А.А. История России XIX века: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2008.
- Атласы.
- Контурные карты.
Цели:
развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей; формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма; развитие гуманитарной культуры школьников,приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны; изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине.
Задачи:
выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени в России, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.
Общая характеристика предмета
XIX век – захватывающий по своему значению этап в истории человечества. Именно в этом столетии в Старом и Новом свете оформляется и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества, уклад которого складывался тысячелетиями, в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. Процесс модернизации охватывает буквально все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). Это время в истории нашей родины ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода в изучении истории. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на ступени 8 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом. Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения: – передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; – проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); – составлять план, тезисы конспекта; – уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи; Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в 8 классе отводит 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Содержание учебного материала
Россия в первой половине XIX в.
Внутренняя политика в 1801- 1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. АлександрI . проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о вольных хлебопашцах» реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов.» учреждение государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоедиение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов.). Партизанское движение. Гибель «Великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813- 1825 гг. Начало заграничных походов, их цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава.
Внутренняя политика в 1814- 1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н.Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально- экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1825. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Власть и общественные движения. Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии. Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворот . Первые железные дороги. Новые Явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов. Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 г. Русско- турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Общественное движение 30-50-х годов. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. «Теория официальной народности». С.С.Уварова. Либеральное движение.
Западники. Т.Н. Грановский. С.М. Соловьев. Славянофилы. И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. Революционное движение. А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы, планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов. В.А. Корнилов. В.И. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии. И.А. Двигубского, К.М. Бэра. Дядьковского. Н.И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М.В. Остроградского и Н.И.Лобачевского. Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х.ленца. А.А. Воскресенский, Н.И. Зинин и развитие органической химии. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Л.Ф.Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре. (Романтизм, классицизм, реализм.)
Литература. В.А. Жуковский. К.Ф. Рылеев. А.И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев. Д.В. Григорович. Драматургические произведения А.Н. Островского. Театр. П.С. Мочалов. М.С. Щепкин. А.И. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е. Варламов. А.А. Алябев. М.И.Глинка. А.С. Даргомыжский. Живопись. К.П. Брюлов. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. А.А. Иванов. П.А. Федотов. А.Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства.) А.Н. Воронихин (Казанский собор). К.И. Росси (Русский музей, ансамбль дворцовой площади). О.И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Повторение и обобщение «Россия на пороге перемен».
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Социально-экономические развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60-70 гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ.
Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. XIX в. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания народов Украины и Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурнистическая русификация» народов Поволжья.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-начала 60-х годов. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н. Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев Народнические организации второй половины 1860-1870 –х. гг. С.Г. Нечаев и «Нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и Воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и Воля». «Народная воля» Убийство Александра II. Внешняя политика Александра II.
Основные направления внешней политики России в 1860-1870- х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины и ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К.П.Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати укрепление позиции дворянства. наступление на местное самоуправление. Национальная религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80-90 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю.Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль Духовенства. Разночинная интеллигенция, крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80-90 –х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиции консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления во внешней политике Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Политика России.
Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине 19 в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.
Литература и журналистика. Критический реализм в литературе (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Могучая кучка и П.И. Чайковский, их значение для развитие русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль Русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «Верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Итоговое повторение и обобщение. Россия и мир на пороге XX в.
Программа рассчитана на 42 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать:
- даты и ключевые события истории России XIX в. (годы царствования императоров, «великих реформ», политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813 -1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.);
- характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России в XIX в.;
- положение разных слоев населения;
- внутреннею и внешнюю политику самодержавия; идеологии и практики общественных движений XIXв. (консервативных, либеральных, радикальных);
- место, обстоятельства, участников событий 1812 г., 1825 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.;
- крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX в.; выдающихся представителей и достижения российской культуры; полководцев и участников военных компаний;
- термины и понятия значительных процессов и основных событий.
Должны уметь:
- соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России XIX в.;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав России в XIX в., места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов (Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, капиталистические отношения, реформа, контрреформы, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция); выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России XIX в., достижениям отечественной культуры данного периода.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект I.
Учебно-программные:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. // Программы общеобразовательных учреждений. История. 6 - 11 классы. М.: Просвещение, 2008
II. Учебно-теоретические:
1. Данилов А.А., История России. XIX в. 8 класс. М., Просвещение, 2006.
III. Учебно-практические:
1. Данилов А.А. История России XIX века: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2008. 2. Данилов А.А., Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX в.» М., 2007.
3. История России. XIX век. За страницами школьного учебника. М., Дрофа, 2002.
Список электронных изданий
1. Занимательная история: зарубежная история. Новое время. CD-R.
2. Уроки по новой истории. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. CD-R.
3. Уроки Отечественной истории XIX в – начало ХХ века. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. CD-R.
4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику Данилова А. «История России в XIX в.» Издательство «Просвещение». CD-R.
Технические средства: телевизор, мультимедийный проектор.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России XIX век»
№ | Тема | Кол-во часов | Тип | Элементы содержания образования | Знания, умения | Измерители и форм контроля | Дата по плану | Дата по факту | |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (21 час) | |||||||||
1 | Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв. | 1 | Изучение нового материала. Лекция. | Территориальная и национальная структура Российской империи; сословия, с\х, промышленность, политический строй России | Опрос | ||||
2-3 | Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг. М. М. | 2 | Урок изучения нового мате-риала | Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет, /каз о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского | Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений | Сообщения, эвристическая беседа, пути развития после переворота 1801 г., понятийный диктант, работа с документом | |||
4 | Внешняя политика Александра I в 1801-1806 гг. | 1 | Комбинированный урок | Внешняя политика. Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | Называть основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны; оценивать ее результативность | Беседа по вопросам, работа с документами | |||
5 | Отечественная война 1812 г. | 1 | Комбинированный урок | Отечественная воина 1812 г. Причины, планы сторон ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.; планы сторон, характер войны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | Алгоритм военных действий | |||
6 | Заграничный поход русской армии | 1 | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз | Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях. | Беседа по вопросам учебника, контурная карта, работа с документом | ||||
7 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1820 гг. | 1 | Комбинированный урок | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций. А. Аракчеев. Аракчеевщина | Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1820 гг.; давать оценку внутренней политики. | Проблемное задание, сравнительная таблица | |||
8 | Социально-экономическое развитие после 1812 г. | 1 | Комбинированный урок | А. Аракчеев. Аракчеевщина. Причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; | Опрос. Тест | |||
9 | Общественное движение | Урок изуче-ния нового мате-риала | Тайные общества Северное и Южное, их программы | Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения | «Мозговой штурм» | ||||
10 | Выступление декабристов | 1 | Урок- диалог | Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами | Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | Творческое задание | |||
11 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Урок изучение нового материала | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. Ill Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. Кодификация законов | Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I | Проверочная работа Александр I | |||
12 | Социально- экономическое развитие | 1 | Комбинированный урок | Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина | Понятийный диктант | |||
13-14 | Общественное движение во второй четверти XIX века. | 2 | Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | Опрос, Работа в малых группах | ||||
15 | Внешняя политика Николая I | 1 | Комбинированный урок | Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | Называть основные направления (и показывать на карте) внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада | Опрос по вопросам учебника | |||
16-17 | Крымская война | 2 | Комбинированный урок | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | Алгоритм военных действий | |||
18 | Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Создание системы общеобразовательных учреждений. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | Сообщения, творческое задание | |||
19-20 | Российская культура первой половины XIX в. Быт и обычаи | 2 | Комбинированный урок | достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни. | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | Опрос. Викторина | |||
21 | Обобщающий урок « Россия в первой половине XIX в» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Опрос. Тестирование | |||||
Тема 2. Россия во второй половине XIX в. (21 час) | |||||||||
22-23 | Александр II. Крестьянская реформа 1861 г. | 2 | Урок изуче-ния нового матери-ала | Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязан-ных крестьян | Называть предпосыпки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные | Опрос, работа с учебником и документами. | |||
24-25 | Либеральные реформы 60-70- х гг. | 2 | Комбинированный урок | Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки хар-ра и значения соц. реформ. | Составление схем, таблиц | |||
26 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | 1 | Комбинированный урок | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II | Называть основные направления эконом.политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; называть и пока-зывать на карте | Обобщаю-щая беседа | |||
27 | Общественное движение: либералы и консерваторы | 1 | Комбинированный урок | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» | Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма | Беседа по вопросам, тестирование | |||
28-29 | Зарождение революцион-ного народничества и его развитие. | 2 | Комбинированный урок | Радикальные течения. Теория революционного народничества. «(Хождение в народ», «Земля и воля». Бакунин, Лавров. Политика лавирования. Убийство АII. | называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения | Составление сравнитель-ных таблиц | |||
30 | Внешняя политика Александра II. | 1 | Комбинированный урок | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны. | Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. | Обобщаю-щая беседа | |||
31 | Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. | 1 | Комбинированный урок | Русско-турецкая | Знать дату русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией. | Алгоритм военных действий | |||
32-33 | Внутренняя политика Александра III. | 2 | Комбинированный урок | Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения | проводить оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики Александра III. | тест | |||
34 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. | 1 | Комбинированный урок | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Аграрный кризис 80-90 гг. экономическая политика Александра III. | Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н. X. Бунге и И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте. Объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте | Проблемное задание; развернутый план. | |||
35 | Положение основных социальных слоев общества. | 1 | Урок изучения нового материала | Изменения в социальной структуре общества. | Опрос, работа с учебником | ||||
36 | Общественное движение в 80-90 –х гг. | 1 | Урок изуче-ния нового мате-риала | Земское движение. Идеология народничества. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | Работа с документами | |||
37 | Внешняя политика Александра III. | 1 | Урок изуче-ния нового мате-риала | Внешняя политика России в конце XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А. М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров» | Называть цели и основные направления внешней политики Александра III | Хронологическая таблица | |||
38 | Российская наука и культура второй половины XIX в. | 1 | Урок изуче-ния нового мате-риала | Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в. | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | Сообщения. Опрос | |||
39 | Литература и изобразительное искусство | 1 | Комбинированный урок | Расцвет русской литературы. Театры столичные и провинциальные. Музыка | Раскрывать особенности развития литературы, театра и музыки XIX в.; подготовить рассказ о деятеле литературы, театра или музыки, используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы | Доклады, выступления. Работа с документами | |||
40 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество | 1 | Комбинированный урок. | Архитектура. Живопись. Скульптура | Раскрывать особенности развития архитектуры, живописи, скульптуры XIX в.; подготовить рассказ об архитектуре, живописи, скульптуре, используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы | Работа с учебником и документами. | |||
41 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 | Урок изучения нового материала | Рост населения, изменения облика города, изменения в деревенской жизни. | Работа с учебником. Опрос. | ||||
42 | Обобщающий урок «Россия во второй половине XIXв» | 1 | Итоговый урок . Повторительно-обощающий урок. | Особенности политического и социально-экономического развития России на рубеже XIX-XX в.в. | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории для 5 классов с календарно-тематическим планированием
Авторская программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа в неделю, включая 1 час на итоговый контроль и 3 – на промежуточный. Программа конкретизирует...
рабочая программа по истории для 6 классов с календарно-тематическим планированием
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа в неделю. Изучение истории в 6 классе производится по модулям:История Средних веков - 32 часа (включая 2 часа на промежуточный и 1 ч...
рабочая программа по истории для 10 классов с календарно-тематическим планированием
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год и 2 часа в неделю. Изучение истории в 10 классе производится по модулям: Всеобщая история. С древнейших времён до конца 19 века - 32 часа (вк...
Рабочая программа по обществознанию в 6 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательн...
Рабочая программа по обществознанию в 8 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательн...
Рабочая программа по обществознанию в 9 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательн...