Урок истории. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа. 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) по теме

Ольбикова Надежда Лукинична

«Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _velik1.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ – 2015 года»

«Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа»

Номинация: «Учебное занятие»

Гуманитарные предметы (история)

Урок истории, 11 класс

                  Ольбикова Надежда Лукинична,

                  учитель истории

МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Сосногорска Республики Коми

                                             

                                              Эпиграф: «Помните!...
                                                                                                       Покуда сердца стучатся – помните!
                                                                                                 Какой ценой завоевано счастье,
                                                                                    Пожалуйста, помните!»
                                                                                                                                   Р. Рождественский

     

Цель урока: сохранение и поддержание исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, о ключевой роли Советского Союза в победе над нацизмом, сохранение и развитие у молодёжи культурных и нравственных ценностей.

Задачи урока:

 Образовательные:

- на основе анализа фактов обобщить и расширить знания обучающихся о роли СССР в разгроме фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны;

Развивающие:

- развивать у обучающихся навыки анализировать и сравнивать различные версии и оценки событий Великой Отечественной войны, статистические и информационные  материалы;

-  развивать у обучающихся навыки работы в группе и публичного выступления.

Воспитательные: 

- воспитывать чувство патриотизма, гордость за подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны и за свою Родину;

- воспитывать бережное отношение к традициям, исторической памяти народа – победителя; 

- формировать понимание взаимосвязи поколения победителей и молодёжи XXI века;

-  воспитывать  культуру общения и ответственности за результаты работы своей команды.

Тип урока: урок обобщения  и систематизации знаний, интегрированный.

Форма урока: урок – исследование.

Учебник: История России 1900 – 1945г.г 11класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.А.Данилов, А.С.Барсенков, М.М.Горинов и др./; под  ред. А.А. Данилова, А.В.Филиппова,- М., «Просвещение», 2012г.

Место урока в системе уроков. В рабочей программе выделен 1 час для обобщения знаний по теме «Великая Отечественная война».

Технологии: проблемный метод обучения, проектная, учебное исследование, информационно-компьютерная (ЭОР – электронные образовательные ресурсы), здоровье сбережение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование:

-  дидактический материал (карточки с текстами, таблицами);

- презентация к уроку;

- компьютер (интернет).

Подготовительная работа:  повторить  основные битвы и их значение, поиск информации обучающимися по предложенным темам и подготовка мини-презентаций, которые вошли в общую презентацию.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы, цели и задач урока, актуализация знаний.

3. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Работа в группах.

4. Защита результатов исследовательской деятельности группами.

5.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

       Одной из трагических и героических страниц в истории нашей страны является Великая Отечественная война.  Она имеет всемирно-историческое значение: ее итогом был полный разгром немецкой армии, повлекший за собой освобождение европейских стран от фашистского порабощения. С каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла становится все меньше. Ваше поколение ещё имеет возможность, уже, конечно, очень малую, узнать о Великой Отечественной войне непосредственно от свидетелей тех событий. Подвигу народа посвящены множество архитектурных памятников,  произведений литературы и искусства. Они являются свидетельством памяти народа о великих событиях и блистательных именах  нашего славного прошлого, которыми  по праву может  гордиться каждый гражданин России и передавать эту память последующим поколениям.

2. Сообщение темы, цели и задач урока, актуализация знаний.

Постановка проблемы. Сегодня в некоторых странах предпринимаются попытки принизить роль СССР  в  победе над фашистской Германией.  Поэтому, чтобы  отстаивать правду о войне, о вкладе советского народа в Победу необходимо настойчиво беречь память о войне, хранить связь поколений, понимать цену мирной жизни и передавать эстафету памяти из поколения в поколение.

     Сегодня на уроке я приглашаю вас к разговору о памяти. Что значит помнить? Надо ли нам, живущим через 70 лет после Великой Победы, помнить о тех годах? Как надо помнить? Является ли историческая народная память о войне  нравственной ценностью, духовным капиталом России?

       Для более подробного рассмотрения проблемы предлагаю организовать работу в группах (в группе можно разделиться на малые группы). Каждая группа будет работать в определённой предметной области:

1 группа – социологи;

2 группа  - политологи;

3 группа – филологи;

4 группа – географы;

5 группа – краеведы;

6 группа – немецкие гиды.

3. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Работа в группах.

1 группа – социологи.

Задание: В ходе социологического опроса, проведённого Центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС с 18 по 24 марта 2015 г., исследовались представления россиян о Великой Отечественной войне. Опрошены 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 30 субъектах РФ, представители различных социальных слоев. Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных. Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. [2]

Какие выводы можно сделать на основании исследования?

  1. Что в истории Великой Отечественной войны вызывает у Вас чувство гордости? 

2004 г.

2010 г.

2015 г.

Массовый патриотизм и героизм на фронтах

84,6

82,5

86,3

Военное искусство полководцев

29,0

34,9

47,3

Быстрое техническое перевооружение армии

23,0

25,9

Перебазирование в кратчайшие сроки сотен оборонных предприятий в восточные районы страны

22,9

20,4

23,7

Подвиг тружеников тыла

59,8

61,7

62,9

Другое

1,9

1,6

2,0

Не испытывают гордости

2,1

1,7

  1. Какие события, факты войны 1941–1945 гг. вызывают у Вас чувства горечи и боли? 

2004 г.

2010 г.

2015 г.

Людские потери

91,0

90,1

91,7

Разрушение городов и сел

40,0

52,4

54,6

Уничтожение культурных ценностей

21,3

32,8

31,9

Насильственная депортация Сталиным некоторых народов СССР

10,3

18,0

13,7

Пленение фашистами большой массы советских солдат и офицеров

27,6

25,5

27,6

Переход на сторону фашистской Германии тех людей, которые были против советского строя

6,6

13,5

13,7

Факты репрессий по отношению к людям, вышедшим из окружения, находившимся на оккупированной территории, бывшим в плену

41,2

35,0

34,6

Штрафные батальоны, роты, заградительные отряды

17,2

19,1

13,5

Другое

1,0

1,5

1,2

Не испытывают горечи

1,6

0,9

  1. Какие факторы, на Ваш взгляд, сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом? 

2004 г.

2015 г.

Ненависть к фашизму

48,3

43,9

Советское воспитание

20,0

39,4

Патриотизм

62,8

70,0

Героизм на фронте и в тылу

63,0

70,6

Открытие союзниками Второго фронта и их материальная помощь

12,5

10,7

Партизанское движение

34,2

36,9

Наличие талантливых полководцев и военачальников

36,6

37,6

Система обороны, созданная Сталиным

6,7

15,6

Огромная территория СССР, суровый климат, бездорожье

23,6

25,6

Другое

1,5

0,9

Затруднились ответить

2,0

1,8

  1. Имеются ли в Вашей семье реликвии военных лет? 

2004 г.

2010 г.

2015 г.

Письма с фронта Ваших родственников, фотографии

15,8

22,5

21,7

Ордена, медали, нагрудные знаки, погоны

34,5

36,1

36,9

Почетные грамоты, благодарности командующего, именные сувениры, удостоверения

5,2

7,4

10,4

Дневники, рукописи, воспоминания

2,2

3,9

4,3

Одежда: мундиры, гимнастерки, каски, плащ-палатки, ремни

3,3

4,6

5,3

Личные вещи: котелки, кружки, портсигары, кисеты, бритвы

5,9

6,5

6,1

Похоронки

4,9

6,7

4,0

Другое

1,9

0,9

Ничего не сохранилось

56,5

45,8

48,5

  1. Как Вы считаете, искажается ли история войны 1941–1945 гг. в некоторых публикациях в печати, передачах телевидения и радио?

2015 г.

Да, очень часто

Иногда

Нет

Трудно сказать

В отечественных СМИ

12,0

48,1

27,8

12,1

В зарубежных СМИ

61,0

22,5

1,9

14,6

2 группа – политологи.

Задание: Накануне празднования 70-летия Победы не ослабевают усилия фальсификаторов выгородить истинных виновников, приуменьшить роль СССР в разгроме фашизма, очернить освободительную миссию Советской Армии. Прочитать высказывания политиков и, опираясь на знания истории, подтвердить или опровергнуть их:      

1) 8 января 2015 года премьер-министр Украины А. Яценюк в интервью немецкому телеканалу ARD заявил: «Мы все хорошо помним вторжение СССР в Германию и на Украину». [3]

2) 21 января 2015 года министр иностранных дел Польши Г. Схетына в эфире польского радио заявил: «Это украинский фронт, Первый украинский фронт и украинцы освобождали концлагерь в Освенциме, там были украинские солдаты в тот январский день, и они открывали ворота лагеря, и они освобождали лагерь». [4]

3) Многие современные западные историки утверждают, что  причинами сокрушительного поражения германского вермахта в битве за Москву в декабре 1941 года стали бескрайние русские расстояния, русское бездорожье  и русская «дикая зимняя стужа».  [5]

4) Сегодня в США и  Англии бытует мнение, будто не СССР сыграл решающую роль во Второй мировой войне, а именно эти страны.

-  Какие цели преследуют фальсификаторы истории Великой Отечественной войны.

3 группа – филологи и культурологи.

Задание: 1) Найти в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова значение слова «Победа».

2) Составить словосочетания со словом «победа».

3) Назвать синонимы к слову «победа».

4) Вспомнить поговорки, пословицы, афоризмы, крылатые слова или фразеологизмы, в которых встречается слово «победа».

5) Назвать символы Победы в Великой Отечественной войне.

4 группа – географы. 

      Задание:  Вам будут предложены «визитные карточки» городов. Ваша задача, опираясь на знания по истории  Великой Отечественной войны, определить, что это за город и ответить на вопросы:

1.Какие города называют городами-героями?

2.Сколько городов- героев  Великой Отечественной войны?

3.Сколько из них расположены на территории России? Назовите их.

4. Показать на карте города – герои.

 «Визитные карточки»  городов:

 1.  Эта битва продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. 6 сентября 1941 года Гитлер утвердил план, получивший название "Тайфун" и  планировал провести 7 ноября парад на Красной площади. С захватом города фашисты связывали окончание войны. Советские бойцы сражались до последней капли крови. Победа советских войск показала всему миру, что она способна разгромить врага.  

2.  Город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня с 20 ноября 1941 года до 27 января 1944 года), но так и не сдавшийся врагам. Гитлер мечтал полностью уничтожить и стереть город  с лица земли. Единственной дорогой, связывающей город со страной, была Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру. Благодаря мужеству и героизму жителей и участников обороны  город выстоял. Но жители города и защитники заплатили страшную цену за удержание города: по разным оценкам, число погибших оценивается от 600 тысяч до 1,2 миллиона человек, из которых только 3 % погибли в результате боевых действий;  97 % умерли голодной смертью.

3. Для фашистов этот город имел особое значение как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Кровопролитные бои, проходившие здесь с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года, изменили ход всемирной истории. Символом стойкости и героизма защитников города стал дом Павлова, оборона которого продолжалась 58 дней. Небольшая группа солдат, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа. Именно на берегах Волги произошёл коренной перелом в ходе войны. Результатом контрнаступления Красной армии (операция «Уран») стало окружение 6-ой армии Паулюса и  других сил Германии, часть из которых были  уничтожены, а часть захвачены в плен, в том числе и фельдмаршал. Стратегическая инициатива перешла к Красной армии.

4. Город на юго-западе п-ва Крым на побережье Чёрного моря. В течение 250 дней с 30 октября 1941 по 4 июля 1942 гг. защитники города держали героическую оборону. За это время были предприняты четыре массированные атаки с целью взятия города, но натолкнувшись на упорное сопротивление солдат, матросов и горожан, немецко-фашистское командование было вынуждено сменить тактику - началась долгая осада с периодически вспыхивающими жестокими боями. Город был оставлен советскими войсками 9 июля 1942 года, когда возможности обороны были исчерпаны. Освобождение пришло 9 мая 1944 года.

5. Город в восточном Крыму на берегу одноименного пролива. За время оккупации фашисты уничтожили 15 тысяч мирных жителей и угнали в Германию более 14 тысяч. Но дух гордого города не был сломлен! 170 дней – с 16 мая по 31 октября 1942 года – в Аджимушкайских каменоломнях сражались 10 тысяч воинов и партизан. При проведении десантной операции в ноябре 1943 года советским войскам удалось захватить небольшой плацдарм на окраине города, а 11 апреля 1944 года город был окончательно освобождён подразделениями Красной Армии.

6. Город на юге России, расположен на побережье Чёрного моря. Оборона длилась 393 дня. Врагу так и не удалось полностью взять город - крошечный участок города в районе цементных заводов перед стратегически важным Сухумским шоссе оставался в руках советских солдат.  Другой героической вехой в обороне города была десантная операция по захвату стратегического плацдарма, получившая название «Малая земля». Плацдарм удерживался в течение 225 дней вплоть до полного освобождения города 16 сентября 1943 года.

7. Город расположен на берегу реки Упы в 180 км к югу от Москвы. С октября по декабрь 1941 года, находясь практически в полном окружении, защитники города выдерживали массированные бомбардировки и яростные атаки противника. При практически полном отсутствии производственных мощностей (почти все основные предприятия были эвакуированы вглубь страны), они ремонтировали танки, артиллерийские орудия, наладили  выпуск минометов и стрелкового оружия (автоматов и винтовок). Несмотря на всю ярость немецкого наступления, в славный город оружейников и металлистов враг не смог войти.

8. Город, расположенный за Северным полярным кругом, на восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. С первого дня войны он стал фронтовым. Но город так и не был взят,   несмотря  на постоянные бомбардировки.  Наряду с обороной город продолжал приём конвоев от союзников, оставаясь при этом единственным портом Советского Союза. В результате наступательной операции советских войск и Северного флота, начатой 7 октября 1944 года, враг был отброшен, и угроза захвата города была окончательно ликвидирована.

9. Один из древнейших городов России. Расположен в 378 км к юго-западу от Москвы в верхнем течении Днепра. Город оказался на острие атак немецких войск, рвавшихся к Москве. В результате сражения был сорван гитлеровский план «молниеносной войны» (продолжалось с 10 июля по 10 сентября 1941 года.). Несмотря на героические усилия защитников, 29 июля 1941 г. гитлеровцам удалось войти в город. Несмотря на оккупацию, жители продолжали бороться с врагом, создавая партизанские отряды и ведя подпольную деятельность. После Московской, Сталинградской, Курской битв, 25 сентября 1943 года состоялось освобождение города.

10. Город на юге Украины. Ожесточенные бои на подступах к городу развернулись в начале августа 1941 г. Несмотря на многократное превосходство в живой силе и технике немецких войск, защитники города в течение 73 дней отражали атаки. Черноморский флот прикрывал город с моря. Только в связи с изменением общей обстановки на фронте советское командование 30 сентября 1941 г. отдало приказ об эвакуации войск из города. Около 30 месяцев длилась оккупация города. Но борьба с захватчиками не прекращалась.  В городе и катакомбах действовали партизанские отряды и подпольные группы. 10 апреля 1944 г. город был освобождён от оккупантов. 

11. Расположен на реке Днепр. Один из первых городов, значительно задержавшим продвижение врага на начальном этапе Великой Отечественной войны. Героическая оборона  продолжалась 72 дня, с июля по сентябрь 1941 года, но город был оставлен. Несмотря на оккупационный режим,  подпольщики продолжили борьбу: были уничтожены тысячи немецких солдат, взорваны и выведены из строя более 500 автомобилей, пущены под откос 19 поездов, разгромлено 18 военных складов, пущено ко дну 15 катеров и паромов, спасено от угона в рабство более 8 тысяч горожан. При проведении советскими войсками наступательной операции 6 ноября 1943 года город был освобождён от захватчиков.

12. Стоит на реке Свислочи - приток реки Березины (бассейн Днепра). С первых дней войны оказался в самом центре сражений, так как находился на направлении главного удара гитлеровцев на Москву.  После тяжелых боев 28 июня 1941 года советские войска были вынуждены оставить город. Началась долгая оккупация, продлившаяся более трёх лет - до 3 июля 1944 года. За  время германского правления погибло более 70 тысяч горожан. В ходе наступательной операции Красной Армии 29 июня - 4 июля 1944 года город был освобождён, а  16 июля состоялся Партизанский парад в честь освобождения.

13. Крепость в черте города, в Беларуси, у впадения реки Мухавец в Западный Буг. Нападение фашистов на крепость ранним утром 22 июня 1941 г.  было внезапным, поэтому гарнизон был застигнут врасплох. Героическая оборона продолжалась до 20-х чисел июля 1941 года. Потери вермахта от  защитников крепости оказались значительными – 1121 человек убитыми и ранеными, что составило 5% от всех потерь гитлеровской армии в первую неделю войны. Город и крепость были освобождены 28 июля 1944 г.

5 группа – краеведы.

Задание:  Составить и провести экскурсию по местам города Сосногорска, связанным с памятью о Великой Отечественной войне.

6 группа – немецкие гиды:

Задание:  Ответить на вопросы:

1. Празднуется ли в Германии День Победы?

2. В руках двух всемирно известных скульптур, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, вложены мечи. Назовите эти скульптуры, их автора, где они установлены, что символизируют мечи в их руках?

4. Защита группами результатов исследовательской деятельности.

1 группа – социологи.

Выводы: 

1) При воспоминании о событиях Великой Отечественной войны чувство гордости у большинства опрошенных связывается с массовым патриотизмом и героизмом на фронтах (86,3%), подвигом тружеников тыла (62,9%), которые являются определяющими в достижении победы над фашизмом.

2) Людские потери в годы войны вызывают чувства горечи и боли у подавляющего большинства респондентов (91,7%). Половина опрошенных отметила разрушение городов и сел, треть респондентов испытывает чувства горечи и боли при воспоминаниях о репрессиях по отношению к людям, бывшим в плену, и уничтожении культурных ценностей.

3) К факторам, которые сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом (источники Победы),  большинство респондентов отнесли патриотизм (70%), героизм на фронте и в тылу (70,6%), наличие талантливых полководцев и военачальников (37,6%), партизанское движение (36,9%) и др.

4) Опрос показывает, что различные реликвии и атрибутика Великой Отечественной войны сохранились у половины российских семей. Это, прежде всего, ордена, медали, нагрудные знаки, погоны (36,9%), а также письма с фронта, фотографии (21,7%). В меньшей степени респонденты отмечают наличие дневников и воспоминаний (4,3%), одежды (5,3%), личных вещей (6,1%).  

5) Большинство респондентов (61%) отмечают наличие фактов искажения истории войны 1941–1945 гг. в зарубежных средствах массовой информации. Тем не менее, 12% опрашиваемых указали на частое искажение истории Великой Отечественной войны отечественными СМИ.

       Сравнивая результаты социологических опросов в 2004, и в 2010, и в 2015 гг., можно отметить, что для разных поколений россиян, для представителей различных социальных слоев исторические представления о Великой Отечественной войне носят устойчивый характер.

 2 группа – политологи.

1) Нет ни одного документа и плана по подготовке агрессии СССР против Германии. В то же время план нападения Германии на СССР, получивший кодовое название «Барбаросса» и  разработанный под руководством генерала Ф. Паулюса, был утверждён 18 декабря 1940 года директивой Верховного главнокомандующего вермахта № 21. Предусматривался молниеносный разгром основных сил Красной Армии в течение 4 - 5 месяцев.  Решение о войне с СССР и общий план будущей кампании был оглашён А. Гитлером после победы над Францией - 31 июля 1940 года. О том, насколько абсурдно утверждение, что СССР хотел первым напасть на Германию, можно судить также и по тому факту, что даже когда война уже началась, И. Сталин отдает директиву фронтам разгромить вторгшиеся группировки противника, но государственную границу не переходить.

2) Концлагерь Освенцим освобождали войска Красной Армии, в составе которых героически сражались все национальности. Наименования советских фронтов никак не связаны с национальностью солдат. 1-й Украинский фронт был создан 20 октября 1943 года на основании приказа Ставки ВГК  путём переименования Воронежского фронта. Воронежский же фронт был образован в июле 1942 года из части войск Брянского фронта, защищавших Воронеж. Брянский фронт появился в августе 1941 года на основе войск  Центрального и Резервного фронтов для прикрытия Брянского направления. Исходя из логики Схетины, этот фронт в разные периоды состоял либо  из жителей Брянска, либо из воронежцев, что, конечно, невозможно. В рядах 1-го Украинского фронта плечом к плечу сражались русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне и представители множества других национальностей. Тогда все они вместе были советскими солдатами, шедшими на смерть за одну на всех Родину.

3) Конечно же,  это не основная причина. Главная причина поражения фашистских войск под Москвой – героизм и стойкость защитников столицы. Ведь Красная Армия, как и немецкая, была вынуждена преодолевать и большие расстояния, и бороться с распутицей и бездорожьем, и выносить лютые морозы. Но бойцы и командиры Красной армии сражались за свою Родину, за свой отчий дом, за своих родных и близких,  за прежнюю мирную жизнь. В то время как фашистов вело на Восток лишь желание грабить и убивать, захватывать новые земли и уничтожать  «неполноценное» славянское население. Одно из основных сражений Великой Отечественной войны – Курская битва – было, как известно, летом, в августе 1943 года. Что тогда помешало немцам? Может быть, сильная жара?

4) Историческая истина состоит в том, что именно вклад СССР в достижение победы оказался решающим. Этот вывод базируется на объективных фактах.  Советско-германский фронт с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года оставался основным фронтом второй мировой войны по количеству вовлеченных войск, продолжительности и напряженности борьбы, ее размаху и конечным результатам. На советско-германском фронте вооруженные силы Германии потеряли 10 млн (73%) убитыми, ранеными и пленными из 13,6 млн общих потерь за войну. Здесь же была уничтожена основная часть (75%) военной техники вермахта. Всего Советскими Вооруженными силами было уничтожено 507 немецко-фашистских дивизий и 100 дивизий ее союзников – почти в 3,5 раза больше, чем на всех остальных фронтах. Даже открытие второго фронта не изменило значения советско-германского фронта, как главного в войне. Ещё в ходе войны премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль вынужден был признать: «…Все наши военные операции осуществляются в весьма незначительных масштабах… по сравнению с гигантскими усилиями России». Именно Советский Союз разгромил самую мощную армию мира и при поддержке союзников одержал победу. Следовательно, принижать роль СССР, благодаря которому народы Европы были избавлены от фашизма, недопустимо.

5) Цели, которые преследуют фальсификаторы истории Великой Отечественной войны:

1) Исказить историческую память, подорвать национальную идентичность, разрушить и уничтожить ценности нашего народа, в том числе представления о россиянах как о победителях в Великой Отечественной войне.

2) Изобразить Россию как агрессора, лишить граждан России гордости за свою страну, уверенности в будущем.

3) Дестабилизировать обстановку, посеять рознь между народами и общественными силами, государствами, входившими в состав Советского Союза, ослабить их исторические связи, подорвать их безопасность, в том числе военную, добиться изоляции России от мирового сообщества.

       Однако каждая версия фальсификаторов опровергается фактами. В современных условиях информационной войны мы  должны уметь отстаивать историческую истину, выступать достойными наследниками и хранителями памяти творцов Великой Победы, защищать подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.  Это наш священный долг. И как бы они не старались, правда о войне будет жить в веках.

3 группа – филологи:

1) «ПОБЕДА – 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника; 2. Успех в борьбе за что-то, осуществление, достижение чего-нибудь, в результате преодоления чего-нибудь». [6]

2) Словосочетания со словом «победа»: абсолютная победа,  великая победа, весомая победа, внушительная победа, впечатляющая победа, грандиозная победа,  оглушительная победа, убедительная победа, яркая победа, большая победа, крупная победа, незабываемая победа, т.д.

3) Синонимы к слову «победа»: успех, триумф, виктория,  торжество, достижение, выигрыш, первое место, т.д.

4) Пиррова Победа – фразеологизм, означает победу, обесцененную огромными потерями (возник после победы с огромными потерями  эпирского царя Пирра).

      Победителей не судят! –  так говорят, если хотят подчеркнуть невиновность победителя. По преданию фразу произнесла Екатерина II после победы Александра Суворова над турками в 1773 году, действовавшему вопреки приказу главнокомандующего. Но предание никакими историческими источниками не подтверждается.

       Пришёл, увидел, победил!  – так говорят о быстрой и решительной победе, успехе в каком-либо деле. Высказывание принадлежит римскому императору  Юлию Цезарю.

       «Наука побеждать» -  книга А. В. Суворова о военном искусстве.

   Пословицы и поговорки про победу:

- Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

- Победа любит старание.

- Мало победы ждать — надо победу взять.

- Побеждает тот, кто смело вперед идет.

- Жизни не пощадим, а врага победим.     И т.д.

Вывод: Победа – важное и необходимое слово  в жизни любого человека!

5)  Для нас, живущих 70 лет после Победы, большое значение для сохранения памяти имеют символы Победы в Великой Отечественной войне. К ним относятся:

- Красное Знамя Победы, которое было установлено 30 апреля 1945 года бойцами 1-го стрелкового батальона 756-го полка М. Егоровым и М. Кантария на крыше Рейхстага в Берлине (в настоящее время Знамя хранится в Музее вооруженных сил в Москве).  Знамя Победы - это еще и символ связи поколений.  С 2010 года в стране проводится акция «Эстафета Знамени Победы» (копии). Во время проведения акции «Знамя Победы» побывало и в нашей школе.

- Георгиевская ленточка. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень», характерные для военного времени. Георгиевские ленты олицетворяют подвиг русского воина на полях сражений и тружеников тыла. С 2005 года в России проводится общественная акция «Георгиевская ленточка», а с 2008 года - в более чем 30 странах мира. Это не только дань памяти тем, кто пал на поле боя, но и благодарность людям, прошедшим через войну,  гордость за свою страну-победительницу, ощущение единства поколения победителей и молодого поколения.

- Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у кремлёвской стены в Москве. Символизирует вечную память о погибших солдатах, отдавших жизнь во имя спасения Родины, ради свободы и мира на всей земле. Вечный огонь славы был зажжён 8 мая 1967 года. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» - начертано на гранитной плите надгробья. Рядом, на гранитной стене, - надпись: «Павшим за Родину. 1941-1945».

-   Красная гвоздика как символ напоминает о пролитой на войне крови, о подвиге советских солдат. Красный цвет — цвет знамени, цвет Победы, мужества, храбрости и чести русского народа.

- Орден Победы и орден Славы. Учреждены 8 ноября 1943 года. Орден Победы является высшим военным орденом. Правом награждения удостаивались только лица высшего командного состава Красной Армии за проведение успешных боевых операций. Орден Славы был учрежден в трех степенях и предназначался простым солдатам за личные заслуги.

-  символами Победы многие россияне считают фотографии отцов и дедов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, пожелтевшие треугольники солдатских писем с фронта домой, Парад Победы 1945 года, песни «Катюша» или «Синий платочек» и другие. 

      Все символы Великой Победы существуют для того, чтобы мы, потомки, помнили о тех, кто воевал и погибал за Родину, за свободу и честь родных и близких, о тех, кто умирал в концентрационных лагерях и кто «ковал» Победу в тылу. Символом вечной людской памяти  стал «Бессмертный полк». Бессмертный полк – общественная, неполитическая, гражданская акция, которая проводится в России и ряде стран ближнего и дальнего зарубежья в День Победы, в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в  Великой Отечественной войне. Теперь в одном строю и те, кто жизни не жалел, спасая Родину от врагов, и их дети, внуки и правнуки.

Учитель:  Конечно, память о войне живёт и в песнях. Давайте вспомним некоторые из них (минута отдыха). Задание: в каждую строфу  вставить по два пропущенных слова (индивидуальные ответы).

1. Пусть ярость благородная 
    Вскипает, как волна, — 
    Идёт война народная, 
    __________   _____________    (Священная война!)

  2. За них, родных,
     Любимых, желанных таких,
     Строчит пулемётчик,
     За _________ ________      (синий платочек),
     Что был на плечах дорогих!

3. Мне кажется порою, что солдаты,
     С кровавых не пришедшие полей,
     Не в землю эту полегли когда-то,
     А превратились _______  _________ (в белых журавлей).

4. Темная ночь, только пули свистят по степи,

    Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

    В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

    И у детской кроватки тайком ты _____ ______. (слезу утираешь)

5.  Расцветали яблони и груши,
     Поплыли туманы над рекой.
     Выходила _______   _________  (на  берег  Катюша),
     На высокий берег на крутой.

6.  Не зря в судьбе алеет знамя. 

     Не зря на нас надеется страна. 
Священные слова _________  _______ («Москва за нами!») 
Мы помним со времён Бородина. 

7.  Горит и кружится планета,
     Над нашей Родиною дым,
     И значит, нам нужна одна победа,
     Одна на всех - мы за _________  __________  (ценой не постоим).

8.  Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша,
     Белеет ли в поле пороша, иль гулкие ливни шумят,
     Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша,
     Стоит над горою Алеша - Болгарии ______  ___________   (русский солдат).

9.  Мы так давно, мы так давно не отдыхали.

     Нам было просто не до отдыха с тобой.

     Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

     И завтра, завтра, наконец, ______ ______ (последний бой).

10. Этот _____  ________   (День Победы)

      Порохом пропах.

      Это праздник

      С сединою на висках.

Учитель:  Продолжаем представление проектов групп.

4 группа – географы: 

1. Город - герой — почётное звание, которое присваивалось Указом Президиума Верховного Совета СССР тем городам, жители которых прославились своей героической обороной во время Великой Отечественной войны. [7]

2. Ответы на «визитные карточки» городов:

1.  Москва - столица Российской Федерации

2. Ленинград

3. Сталинград (с 1925 по 1961 год, ныне – Волгоград)

4. Севастополь

5. Керчь

6. Новороссийск

7. Тула

8. Мурманск

9. Смоленск

10. Одесса

11. Киев

12. Минск

13. Брестская крепость.

Всего 13 городов-героев.  Два из них - Одесса и Киев - находятся на территории Украины; Минск и Брестская крепость - на территории Белоруссии, остальные - в России.

5 группа – краеведы:

         Сосногорск стал городом через 10 лет после Великой Победы над фашистской Германией.  Победа наложила свой отпечаток на названия сосногорских улиц:

- В честь Героев Советского Союза  названы улица Зои Космодемьянской (партизанка, казнённая немецкими оккупантами) и улица Николая Оплеснина (коми парень из села Выльгорт). На стене дома № 14 установлена мемориальная доска с барельефом Н. Оплеснина;

- В честь городов-героев названы улицы Севастопольская и Одесская; в честь армии, дошедшей до Праги, Вены и Берлина, - Красноармейская и Гвардейская.

 - В честь Юбилея Победы в целях увековечивания подвига участников Великой Отечественной войны: улицы 50-летия Победы и  65 лет Победы.

      Северная земля Коми не подверглась вторжению фашистских войск: линия фронта проходила далеко от границ нашего края. Но трудящиеся республики, как и все люди страны, гневно осудили вероломное нападение захватчиков и в едином порыве выразили готовность встать в ряды защитников Отечества. Не остался в стороне и Сосногорский район. Отсюда в годы войны на фронт ушло более тысячи человек. В 2000 году на улице Зои Космодемьянской был открыт Сквер Победы, где установлены шестиметровая стела, на которой установлена металлическая плита с изображением солдата, две артиллерийские пушки и памятные доски с фамилиями участников Великой Отечественной войны. Теперь они, как символ мужества, напоминают нам о тех, кто сложил свои головы на полях сражений, кто умер от ран и контузий. 8 мая 2011 года на мемориальной стене появилось новое архитектурное украшение –  композиция из двенадцати кованых гвоздик. Автор  – сосногорский кузнец Михаил Сосин.

       Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, есть и в других местах Сосногорского района: в деревне Пожня к 50-летию Победы открыт мемориал, воздвигнутый в память о погибших пожненцах. На гранитной плите укреплены макет ордена Великой Отечественной войны и надпись «Вечная память павшим в боях за Родину». На стене из белого кирпича прикреплены мемориальные доски с фамилиями  погибших фронтовиков из Пожни.

        В годы войны село Усть-Ухта отправило на фронты более 400 бойцов. Из них 175 не вернулись домой.  5 августа 1977 года в селе был открыт памятник -  стела с надписью «Вечная слава героям. 1941-1945 г.г.» На мраморном обелиске начертано 154 фамилии воинов из Усть-Ухты, Акима, Порожска и Винлы (коми деревни), не вернувшихся с полей сражений. 

        Самоотверженно трудились жители района. С началом Великой Отечественной войны был организован первый в Советском Союзе газовый промысел - Крутянский - для добычи природного газа. Был смонтирован цех по производству сажи на базе эвакуированного сажевого завода с Майкопа. 6 ноября 1941 года были получены первые образцы газовой канальной сажи. В феврале 1942 года  началось промышленное производство стратегически важной продукции. В 1943 году завод даёт 50% всей общесоюзной выработки технической сажи. В январе 1943 года был пущен в эксплуатацию газовый промысел. 28 декабря 1941 года сдана в эксплуатацию Северо-Печорская железная дорога. В феврале 1942 года через ст. Ижма (так Сосногорск назывался до 1955 года) проходит первый состав с воркутинским углем. Угольные эшелоны шли в Ленинград. Северо-Печорская железная дорога имела огромное стратегическое значение. Недаром одна из диверсионных акций гитлеровцев в июне 1943 года была направлена против Печорской железной дороги. Планировалось взорвать мосты, вывести из строя пути, поднять восстание заключенных. Но акция провалилась. Мы гордимся нашими земляками, которые вместе со всем советским народом сражались на фронтах  и самоотверженно трудились в тылу.

  6 группа – немецкие гиды:

       1) В Германии день Победы тоже отмечают, но не 9 мая, а 8 мая. Это связано с разницей во времени: по центрально-европейскому времени акт о капитуляции был подписан 8 мая, но это не меняет сути праздника – в Европе его тоже искренне любят и уважают, потому что почти все страны пережили эту страшную войну и фашистскую оккупацию.

      Этот день в Берлине является рабочим днем.  Для немцев это День Победы над фашистским режимом, но как таковым праздником не является. Утром проходит церковная служба в берлинском музее района Карлсхорст. Именно там 8 мая 1945 г. был подписан акт о капитуляции нацистской Германии. В Трептов парке в 11 часов утра проходит торжественное, официальное возложение венков к памятникам и монументу.  Здесь можно увидеть небольшие группы русских, поляков, израильтян, украинцев и  представителей других стран, которые устраивают небольшие митинги в честь Дня Победы. Звучит музыка военных лет. Местные жители и гости возлагают цветы к памятнику, поют военные песни. Это место встречи разных народов и разных поколений. Ветераны войны рассказывают желающим о событиях, в которых принимали участие. Народные гуляния проходят в этот день и около Рейхстага. [8]

2. Скульптуры:  «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Скульптор: Евгений Вучетич. [9]

        Скульптура «Родина-мать зовёт!» (1967 г.) - одна из самых высоких статуй мира. Представляет собой пятидесяти двух метровую фигуру женщины (общая высота памятника - 85-87 метров), шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

        Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке открыт  8 мая 1949 года. Высота — 12 метров.  Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку. В парке похоронено около семи тысяч - из более чем 20 тысяч советских солдат, погибших во время освобождения города в самом конце войны.

       Меч - символ духовной силы, воздаяния; символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, «правого дела»  («Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде). Меч опущен – борьба окончена, возврат воина к миру («Воин-освободитель» в  Трептов-парке).

5.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:  Спасибо за работу, но вернёмся к главному вопросу урока: Что значит помнить? Надо ли нам, живущим через 70 лет после Великой Победы, помнить о тех годах? Как надо помнить? Является ли историческая народная память о войне нравственной ценностью, духовным капиталом России?

Ответы обучающихся:

1. Важно не забывать, что память это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии.

2. Хранителями памяти являются семья, государство, каждый человек. Источниками информации о войне являются письма, документы, фотографий, вещи её участников, воспоминания ветеранов. Память сохраняется посредством исторической литературы, телевидения, кинофильмов и т.д.

3. Наш долг – помнить о героизме советских солдат, подаривших нам мир, помнить о том, какой ценой было завоёвано наше счастье. И нести эту вахту памяти мы должны постоянно, независимо от того, юбилейный год Победы или нет. 

4. День Победы всегда останется для нас всенародным праздником, который объединяет всех: взрослых и детей, пожилых и молодых, бедных и богатых, жителей сел и мегаполисов. Этот праздник дает нам почувствовать себя единым народом с общей историей, культурой и судьбой. Поэтому историческая народная память о войне  является нравственной ценностью, духовным капиталом России.

Учитель: Надеюсь, что ваша память о войне будет вашим духовным капиталом. Да будет память нашему Отечеству, которое победило фашизм в 1945 году и сейчас проводит политику, направленную на сохранение мира на нашей планете. Спасибо Вам за урок!

Выставление отметок за урок в группах.

Рефлексия (приём «Утверждение»). Выборочно обучающиеся высказывают свое мнение. 

- Я узнал(а) много нового.

- Мне это пригодится в жизни.

- На уроке было над чем подумать.

- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

 - На уроке я работал(а) ответственно и цели урока достиг(ла).

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Память  о Великой Победе – это наша совесть».

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. История России 1900 – 1945г.г 11класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.А.Данилов, А.С.Барсенков, М.М.Горинов и др./; под  ред. А.А. Данилова, А.В.Филиппова,- М., «Просвещение», 2012 г.
  2. Социологический опрос, характеризующий представления россиян о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / РАНХиГС. / www.ranepa.ru
  3. РИАНОВОСТИ. 08.01.2015./ ria.ru/world/20150108/1041812617.html
  4. РИАНОВОСТИ. 08.21.2015./ ria.ru/world/20150121/1043600343.html
  5. В белоснежных полях под Москвой… История и политология. / ava.md/.../018425-v-belosnezhnih-polyah-pod-moskvoi.html
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / М., 2006 г.
  7. Почетное звание «Город-герой»/ ria.ru/spravka/20150508/1063177692.html
  8. Как в Германии празднуют 9 мая. /  expert-turizm.ru/9-maya-v-berline/
  9. Вучетич Е.В. / https://ru.wikipedia.org/.
  10. История Республики Коми: 7 - 11 классы, учебник для общеобразовательных учебных заведений. / М., изд. ДИК, 2000 г.

Аннотация

      Данный материал представляет собой конспект урока обобщения  и систематизации знаний на основе применения междисциплинарного подхода и современных педагогических технологий. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.  

     Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна. Не ослабевают усилия фальсификаторов преуменьшить роль СССР в разгроме фашизма, очернить освободительную миссию Советской Армии. С каждым годом становится всё меньше свидетелей тех трагических событий. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа по сохранению и поддержанию исторической памяти о Великой Отечественной войне, о ключевой роли Советского Союза в победе над нацизмом, культурных и нравственных ценностей молодежи. 

      Урок отличается как с точки зрения исторического материала (анализ новых фактов), так и с точки зрения алгоритма практической деятельности (решение учебных ситуаций), обращением к наследию Великой Победы как духовному ресурсу воспитания человека культуры, гражданина и патриота России начала третьего тысячелетия (реализация историко-культурного стандарта). На уроке использованы разные методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Проектная деятельность развивает у обучающихся чувство ответственности за конечный результат, умение публично и аргументировано высказывать своё мнение.

       Материалы урока могут быть использованы на уроках истории и во внеклассной работе. В этом заключается практическая значимость работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсы к Олимпиаде по истории Великой Отечественной войны (1941-1945)

1 конкурс капитанов "Блиц"2 теоретический конкурс с выбором правильного ответа-"Великая Отечественная война в контексте II мировой войны"3 Конкурс "Я помню! Я горжусь! по описанию и по изображениюисто...

повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Цель урока: повторение и закрепление учебного материала по истории ВеликойОтечественной войны 1941-1945 гг.Задачи урока:Образовательные – закрепить знания о битвах, датах, характере Ве...

Викторина по истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."

Викторина по истории "Великая Отечественная война 1941-1945 гг." представлена в игровом виде, имеет три тура, снабжена иллюстрациями...

Дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годовВеликая Отечественная война... Эти слова священны для каждого русского человека.Война, развязанная империалистическими государствами, нанесла ...