Урок истории 7 класс "Окончание Смутного времени" (технологическая карта)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Королева Альбина Юсуфовна

Технологическая карта к уроку истории 7 класс "Окончание Смутного времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchanie_smuty.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Окончание Смутного времени»

Цель урока: Усвоение учащимися основных ЗУН по теме «Окончание Смутного времени».            Достижение цели урока посредством решения дидактических задач:

Образовательные: способствовать формированию представлений учащихся о значимости событий 1613 года в Отечественной истории.

Воспитательные: способствовать возникновению в учащихся сопереживания трагическим событиям Смутного времени, чувства гордости за успехи народного ополчения в деле освобождения Москвы.

Развивающие: продолжить развитие умений учащихся сравнивать и сопоставлять информацию, навыков работы со сложным (развернутым) планом, совершенствование навыка пересказа, а также способствовать развитию коммуникативной компетенции.

Тип урока: комбинированный урок.

 Форма обучения: групповая.

Методы обучения: инструктивный, побуждающий.

Вид учебной деятельности: познавательная, преобразовательная, коммуникативная.

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России XVI-XVIII вв. М., 2003.                                                                             Терминология: «семибоярщина».

Ключевые особенности урока: работа первичных и вторичных групп.

ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ формируются в соответствии с индивидуальным подходом к задачам  формирования, развития или совершенствования определенных учебных умений и навыков. Так, например, учащиеся, которым необходимо, обратить особое внимание на работу со сложным планом (особенно, если им необходима для этого помощь одноклассников) объединяются в группу, для которой учителем  предусмотрено соответствующее задание.

Задачи первичных групп: выполнение заданий, подготовка выступлений по содержательному компоненту задания.                     Схема работы за партами:

1

2

3

4

5

ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ формируются в результате объединения за одни столом представителей различных первичных групп.

Задача вторичных групп - взаимное обучение: обмен информацией, взаимооценка, закрепление изучаемого материала.                                    Схема работы за партами:

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

Структура урока.

этап

краткое содержание

время

Вводный этап

1.Ознакомление учащихся с темой, задачами урока. 2.Формирование первичных групп.

2 мин.

Этап актуализации опорных знаний и способов познавательной деятельности учащихся (подготовительный)

1. Мини-опрос по Д/З: учащиеся читают отрывок из стихотворения К.Бальмонта, посвященного событиям Смутного времени.

2.Каждая группа получает отдельное задание. Учащиеся знакомятся с типом и содержанием задания, получают консультации учителя, напоминающие алгоритм работы по его выполнению.

5 мин.

Этап формирования новых знаний и способов действий учащихся (основной)

 «НАУЧИСЬ САМ»

1. Выполнение заданий (совместно участниками группы) – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2. Каждый из участников подводит итоги работы группы по выполнению задания: в зависимости от типа задания, учащийся зачитывает пункты плана, дает определения понятий, пересказывает, отвечает на вопрос и т.п. (первичная проверка понимания)

15 мин.

Этап применения изучаемого материала

«НАУЧИ ДРУГИХ»

1. Формирование вторичных групп (в каждую из вторичных групп входят учащиеся, выполнявшие различные типы задания в рамках работы первичных групп).

2. Обмен информацией между участниками вторичных (смешанных) групп. Каждый из учащихся  рассказывает об особенностях своего типа задания и итогах его выполнения во время работы в первичной группе.

15 мин.

Итоги урока

Подведение итогов работы вторичных (смешанных) групп:

- взаимооценка выступлений учащихся в группе;

- учащиеся выполняют тестовые задания на обобщение материала по теме «Смутное время». – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Д/З: придумать и записать 5 вопросов по данной теме и ответить на них.

8 мин.

Приложение 1: задания для работы первичных групп.

ГРУППА № 1

Стр.89-90: составить развернутый план.

Распад Тушинского лагеря.

1. Причины распада лагеря ЛжедмитрияII:

А) ___________________________________

Б) ___________________________________

2. ___________________________________

3. ___________________________________

_____________________________________

ГРУППА № 2

Стр.97: выучить определение понятия «семибоярщина»

Стр. 91: пересказ по плану.

Положение в стране:

1) народное недовольство ЛжедмитриемII;

2) убийство ЛжедмитрияII.

3)захват поляками русских городов Смоленска и Новгорода;

4) безуспешность боярского правления.

ГРУППА № 3

Стр. 97 – выучить даты, итоги.

ГРУППА № 4

Стр. 94-96: краткий эмоциональный пересказ о героических действиях народного ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского

ГРУППА № 5

Стр.91-94 – заполнить таблицу и подготовить краткое описание по таблице:

Народное ополчение

даты

центр

(город)

руководители

итоги

Первое

1611

не удалось освободить Москву

Второе

Приложение 2: задания на обобщение знаний по теме

«Смутное время в истории России»

  1. Расположите события в хронологическом порядке:

А) вступление на престол Бориса Годунова;

Б) правление Лжедмитрия I в Москве;

В) гибель царевича Дмитрия в Угличе;

Г) избрание царем Михаила Романова на Земском соборе;

Д) освобождение Москвы от поляков.

Ответ:

  1. Соотнесите понятие с соответствующим ему определением:

1) семибоярщина

А) возмущение, восстание, мятеж

2) смута

Б) боярское правительство во главе с Ф.М. Мстиславским

3) Смутное время

В) начало XVII века, когда в России до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась длительная вооруженная борьба за власть

Ответ:

  1. Укажите в приведенном списке даты деятельности второго ополчения:

А) 1613;  Б) 1604-1605;  В) 1611-1612;  Г) 1591.

  1. Соотнесите историческую личность с соответствующей ей характеристикой:

1) Лжедмитрий I

А) царь, избранный на Земском соборе в 1613 году

2) Михаил Романов

Б) предположительно монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия

3) Дмитрий Пожарский

В) руководитель второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году

Ответ:

5. Что вам известно об Иване Сусанине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе "Смутное время"

Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Методическая разработка к уроку истории России 7 класс "Окончание Смутного времени"

Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" и презентацию для проведения данного урока....

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

Проблемы изучения Смутного времени на уроках истории. Историография причин Смутного времени. Роль Троице-Сергиева монастыря.

В данной статье представлены различные взгляды историков на причины Смутного времени, рассматриваются проблемы изучения данного периода истории, а также более подробно освещается роль Троице-Сергиева ...

урок истории 6 класс с технологической картой

урок истории для 6 класса на тему: "Средневековая деревня и ее обитатели"...