"Формирование Древнерусского государства" по истории России 6 класс 03.02.16г
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Конспект урока "Формирование Древнерусского государства" содержит причины, предпосылки, особенности и закономерности образования древнерусского государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx341.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  Древнерусского государства»:конспект  урока по истории России в 6 классе.

 учителя истории и обществознания МОУ «Уральская школа»                 Лялиной Татьяны Митрофановны

Цель урока: рассказать о функциях государства, сформировать у учащихся представление о процессе образования и о времени возникновения Древнерусского государства.

Задачи урока:

Обучающие: 

- раскрыть предпосылки,  причины и этапы становления Древнерусского государства;

- сформировать представление о наиболее характерных признаках государства, о закономерностях его  образования;

- показывать на карте территорию Древнерусского государства;

- раскрыть понятия «полюдье», «варяги», «дань», «дружина», «князь»;

- продолжить формирование умения работать  с иллюстрациями;

- продолжить формирование умения работать с историческим источником;

Развивающие:

- развивать умение выделять главное;

- развитие умения давать характеристику историческому событию;

Воспитательные:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

- поддерживать интерес к истории наших предков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Основные знания: предпосылки и причины появления Древнерусского государства, его хронологические рамки; легенда о призвании Рюрика  и появлении варяжских князей в Киеве.

Основные понятия: государство, дань, полюдье, князь, дружина, варяги,  путь «из варяг в греки».

Персоналии: Рюрик, Дир и Аскольд, Олег, Кий, Щек, Хорив.

Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю, 882 – завоевание Киева Олегом, образование Древнерусского государства.

Оборудование урока: карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.”; учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под редакцией А.А. Данилова,  Л.Г. Косулиной, издательство «Просвещение», 2013 параграф §3.

Методы и приемы:

1) методы словесной передачи информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);

2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: презентация.);

3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);

Ход урока

1 Организационный момент

Приветствие,

Сообщение   целей, задач урока

2.Проверка домашнего задания.

Форма проверки: фронтальный опрос.

 1. Соотнесите названия славянских племён  с местами их расселения.

 Для этого поднимаем руки, называем славянское племя, выходим к доске показываем на карте

2.Как назывались верования  древних славян и почему?

3. Назовите  соседей восточных славян?

4. Покажите на карте Хазарский каганат, Волжскую Булгарию, Балтийское и Черное моря?

2. Изучение новой темы

План

1. Предпосылки  создания Древнерусского государства.

2. Появление княжеской власти.

3. Образование государственных центров.

4. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.

Работа с учебником.

Начнем, как всегда, с определения. Давайте посмотрим, какое определение дается в нашем учебнике. Зачитаем его.

Таким образомгосударство – это такая организация власти, при которой существует единая система управления людьми, поживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами или народами.

Рассказ учителя

Образование государства – длительный процесс, и оно формируется тогда, когда общество осознает в нем необходимость. Это неизбежный закономерный процесс, результат разложения родоплеменного строя.

 Вопрос классу:

- Обратимся к учебнику- Что способствовало формированию государства? (торговля с соседями, становление городов, внешняя угроза.)

В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля

Работа с картой

- Давайте проследим его на карте.

Учитель показывает путь «из варяг в греки» на карте, учащиеся следят.

Рассказ учителя. Сжатое сообщение.

- Населенные пункты, в которых останавливались купцы по дороге, превращались в крупные города: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.

Работа с картой

Учитель показывает города на карте.

Рассказ учителя. Работа с понятием. 

Таким образом,города становятся центрами развития ремесла и торговли.  Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами. Так возникали княжения –территории, признающие власть того или иного князя, правителя города. Княжения существовали у племен полян, древлян, кривичей, ильменских словен, дряговичей.

Большую роль в стремлении к объединению сыграла внешняя угроза.

Торговля – прибыльное, но опасное дело. И купцы были вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой стоял военачальник – князь, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар  или печенегов – кочевников,  обосновавшихся в Причерноморье и  взявших  под контроль всю нижнюю часть Днепра. Таким образом, возникла необходимость в появлении нового органа власти, способного защищать торговые интересы и территорию славян от врагов.

А на северо-западе на земли восточных славян участились набеги норманнов.

 Варяги в Восточной Европе.

- Вспомним, кто такие норманны?

- Каковы их основные занятия?

(Скандинавские племена, совершавшие в конце VIII – IX веке набеги на Западную Европу).

Скандинавы обложили данью финно-угорские племена чудь и мерю, а также  кривичей, ильменских словен. Финноугры, первые подвергшиеся набегам норманнов, называли норманнов, поселившихся на землях восточных славян,  «роутси», или  «русы».

Некоторые города начинают приглашать отряды русов во главе с военачальником-князьями(конунгами) за небольшую плату для защиты. Наемных скандинавских воинов  славяне называли варягами.

-Ребята, как вы думаете, почему?

 Варяжские князья  начинают выполнять и другие обязанности: их стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. И вскоре из руководителей военных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалования постоянную и более высокую плату – дань.

 Образование государственных центров.

В IX веке  восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых стояли приглашенные варяжские князья. Одно из них – на севере, в Приильменье, с центром в Новгороде, другое – на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве. Сейчас мы с вами проследим этот процесс.

Работа с документом.

Мы с вами будем работать с документом – отрывком из «Повести временных лет». Ваша задача: прочитать текст и дать ответы на вопросы к нему.  Работать  вы будете в парах. На выполнение задания у вас пять минут.

Ответы на вопросы.

- Как автор «Повести временных лет» объясняет происхождение названия Древнерусского государства - Русь?

Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании варягов породили в научной среде спор, когда возникло государство у восточных славян. Сторонники норманнской теории  считают, что  славяне не способны были создать собственное государство,  и только вмешательство норманнов привело к созданию государства у восточных славян.

Русский ученый М. В. Ломоносов – автор другой теории, антинорманнской, по которой государство у восточных славян складывалось постепенно, и признаки его уже отмечались до прихода норманнов, а варяги не сыграли никакой роли.

 Образование древнерусского государства.

Рассказ учителя

Во второй половине IX века соперничество между северными и южными центрами усилилось. Стремясь взять под контроль южную часть пути «из варяг в греки» в 882 году князь Олег, ставший правителем Новгорода после Рюрика, захватил Киев.

882 год – год образования Древнерусского государства.

Олег объявил Киев столицей своих земель, а себя стал величать великим князем, в правлении опирался на дружину,  собирал с подвластных племен дань – полюдье. Народным ополчением руководил воевода. Важнейшие дела по-прежнему решались на вече. В некоторых землях сохранилась власть местных князей, опиравшихся на собственных дружинников,  старейшин, и начальников народного ополчения – тысяцких.

Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян в результате объединения двух главных центров сложилось государство, получившее название Русь. Это был закономерный процесс, укоренный внешними факторами – нападением варягов на северо-западе и хазар на юге.

Закрепление.

Ребята, обратите внимание на то, что в учебнике у вас очень много иллюстраций. Рассмотрите их, пожалуйста, и попробуйте ответить, какое у вас складывается впечатление о первом русском государстве.

 Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели процесс образования Древнерусского государства у восточных славян, охарактеризовали предпосылки и причины его возникновения.

 Домашнее задание: §3, ответить на вопросы к документу.

 

Приложение

Из «Повести временных лет»

В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи…: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми, и срубили город Ладогу, и сел в ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик… И было у него два мужа [служивших у него], не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.

Вопросы к документу: как летописец объясняет, почему начались усобицы между племенами? К кому обратились за помощью северные племена?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории "Формирование Древнерусского государства".

Данная презентация на основе схем, карт, иллюстративного материала рассказывает о предпосылках и механизме формирования Древнерусского государства. Презентация составлена на основе параграфа учебника...

Урок истории в 6 классе по теме: «Формирование Древнерусского государства»

Методическая разработка урока истории с использованием элементов интерактивных методов обучения....

Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"

Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"...

Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"

Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...

Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"

Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...

Становление Древнерусского государства, история, 6 класс

Технологическая карта урока, презентация к уроку, рефлексия...