Ассирийская держава
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Мартынова Юлия Сергеевна

Метопредметный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл assiriyskaya_derzhava_5_klass.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ассирийская держава.

 5-й класс

Мартынова Ю.С , учитель истории и географии

Цели: формирование целостного образа – представления о государстве Ассирия.

Тип урока: урок изучения нового материала по курсу “ История Древнего мира”

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

  • Иллюстративно-репродуктивный
  • Частично поисковый метод и практическая работа учащихся
  • Карта
  • Развитие умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами.
  • Класс делится на группы, данный урок разработан на две группы учеников

Ход урока

1 этап работы

Вступительное слово учителя. 

  1. Учитель: Уважаемые гости нашего туристического бюро, мы приглашаем вас совершить бесплатное путешествие по Ассирийской державе. Вашими гидами будут работники нашего туристического бюро – ребята 5 класса. Надеюсь, что путешествие будет интересным и вы многое узнаете об удивительной стране – Ассирия. Уважаемые ребята, совершая сегодняшнее путешествие по Ассирийской державе ,как вы предполагаете, какую программу экскурсии вы бы предложили нашим гостям.
  • ученики высказывают мнения, на доске заполняется “ Программа экскурсии по Ассирии”
  • на доске основные цели урока 
  • ребята по очереди называют основные этапы работы
  • учитель делает вывод – как совпала программа экскурсии, предложенная ребятами с картой

2 Этап

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем, почему в древности Ассирию называли страной железа и крови, страной ученых и жестоких завоевателей.

Интрига – учитель зачитывает задачу.

Прежде чем мы отправимся в путешествие , я вам предлагаю решить следующую задачу.

Задача:

“В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа : кинжал, браслет, священный жук”.

– Предположите, почему железных изделий так мало?

Предполагаемый ответ учеников: Железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота.

Учитель: Обратите внимание на данные таблицы, какие выводы вы можете сделать?

На доске таблички:

Египет – медные орудия
Вавилонское царство – бронза
Ассирия – железо

Предполагаемый ответ учеников: В Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии – железо.

На доске – 10 век до н.э. – широкое применение железа – делается запись в тетради

Учитель: Ребята, подумайте, почему с 10 века до н.э железо станет царем металлов.

Работа со сравнительной таблицей

Цель работы: самостоятельно должны ученики расставить знаками + и – преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.

Медь, бронза

железо

Легко поддается обработке +

Прочный металл +

Мягкий металл –

Стоит дешево +

Встречается редко +

Встречается чаще в природе +

Стоит дорого –

Нужны специальные печи для обработки –

 

Особые навыки кузнецов –

Учитель:

  1. Ребята, из таблицы сделайте вывод, так почему именно железо можно по праву назвать царем металлов?
  2. Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твердой почвой, а не только вдоль берегов рек?

3 этап

Работа с карточками – заданиями.

Учитель: Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, действительно ли Ассирию можно назвать страной железа и жестоких завоевателей?

(На данном этапе идет работа с учебником “ История Древнего мира”, автор– Ф.А Михайловский.: Русское слово, 2009 г.; с картой, иллюстрациями.)

Карточка 1 

  • Определите местоположение Ассирийской державы.
  • Охарактеризуйте особенности природно-климатических условий.
  • Назовите основные занятия ассирийцев.

Карточка 2 

  • Чем была вооружена армия Ассирии?
  • Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся?
  • Какие новые технические средства они использовали во время боя?

Карточка 3

  • Какие страны были завоеваны ассирийскими царями?
  • Покажите на карте стрелочками направления военных походов ассирийской армии.после ответов подвести итоги по данной работе

Учитель: Скажите, можно ли Ассирию назвать страной железа и завоевателей?

4 Этап

Учитель: После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу. На доске дано определение – Держава – могущественное государство.

Учитель: Власть Ассирии вызывала всеобщую ненависть. “ Логово льва” – так называли порабощенные народы Ассирию, а ее столицу Ниневию нарекли даже городом крови. Повсюду раздавались проклятья жестоким поработителям. Даже в Библии говорится: “ Горе кровавому городу, он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой…”

Учитель: Давайте попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и ее столицу Ниневию покоренные страны называли логовищем львов и городом крови?

  • Работа по иллюстраци-стр.85
  • Работа с текстом учебника – стр.84

(Задания напечатаны как раздаточный материал для каждой группы.)

Задание 1.
Посмотрите на иллюстрацию и охарактеризуйте по ней ассирийских воинов, можно ли их назвать жестокими.

Задание 2.
Прочитайте и объясните, как поступали ассирийцы с захваченными странами.

Учитель: Ребята, согласны ли вы с тем, что Ассирия была жестокая страна, объясните свою точку зрения?

5 Этап

Учитель: Но не только о могуществе и жестокости могут рассказать наши гиды, была знаменита Ассирия и своими знаниями и прекрасными архитектурными дворцами.

Заранее подготовленные сообщения учеников.

  • Путешествие по царскому дворцу.
  • Библиотека Ассирии.
  • Наука Ассирии (использован материал из энциклопедии)

На доске дата: 612 год до н.э.– гибель Ниневии

Последним царем Ассирии был Ашшурбанапал, который был человеком образованным, именно при нем была создана огромная библиотека. Но, не смотря на все могущество, знания, в 612 году до н.э. – Ассирийская держава распадется, а город Ниневия будет сожжен восставшими народами. Последний царь Ассирии –Ашшурбанапал, чтобы не попасть в плен бросится в огонь горевшего царского дворца. Портрет царя на доске.

Работа с вопросами. 

  • Как вы думаете, почему такая сильная держава распадется?
  • Как бы вы поступили на месте Ашшурбанапала?
  • Могли ли знания и прекрасные дворцы оправдать жестокость ассирийцев?
  • Как вы считаете справедливо ли поступили покоренные народы, уничтожив Ассирию?

6 Этап

(Если остается время, можно провести историческую чехарду, или путаницу – сделать срез знаний.)

  • На доске крепятся в два ряда таблички, но с таким условием, чтобы можно затем правильно сопоставить правильные ответы.
  • Желательно, чтобы ребята выходили в два этапа . Сначала пусть выйдут теоретики и правильно соотнесут карточки, а затем – консультанты, с целью проверки правильности выполненного задания.

Карточки с заданиями

Карточки с ответами – должны быть расположены неверно, чтобы ребята могли их правильно сопоставить с 1 – м рядом

Год захвата и падения Ниневии

612 год до н.э.

Государство севернее Вавилона

Ассирия

Руда: твердая, дешевая, часто встречается

Железо

“Логовище льва”

Ниневия

Крылатый бык

Шэду

Ассирийский царь

Ашшурбанапал

Орудие для разрушения стен

Таран

Войско всадников

конница

7 Этап

Подведение итогов работы.

Учитель: В какую страну мы сегодня совершили путешествие и что нового узнали об этой стране?

8 Этап

Поблагодарить ребят за работу; поставить оценки; записать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Ассирийская держава"

Конспект открытого урока и презентация к нему....

Презентация к уроку "Ассирийская держава"

Презентация для урока в 5 классе по курсу истории древнего мира...

урок истории "Ассирийская держава"

Урок проводится в 5 классе в рамках курса "История Древнего мира"....

Ассирийская держава.

Урок для 5 класса по теме Ассирийская держава....

Ассирийская держава

Методическая разработка. Презентация к уроку...

презентация к уроку по теме "Ассирийская держава"

Данная презентация составлена с учетом новых требований ФГОС. Основная деятельность обучающегося на уроке - работа с таблицей по поиску необходимой информации....