Методические рекомендации для учителей истории и обществознания
методическая разработка по истории на тему

Шамсутдинова Лариса Икрамовна

Приемы работы с информационным текстом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с информационным текстом. Методические рекомендации для учителей истории и обществознания


На наших глазах происходит процесс кардинальных изменений социокультурной, информационной среды обитания человека.

В документах, посвящённых обновлению российского образования, говорится, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны войтиинформационная и коммуникативная компетенции. Примерная программа по обществознанию определяет приоритеты, среди которых:

Выполнять познавательные и практические задания…

  • на использование элементов причинно-следственного анализа
  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В последнее время появляется всё больше цифровых образовательных ресурсов с различными видами учебных текстов. Но для нынешней школы основными продолжают оставаться печатные тексты.

Как научить учеников эффективной работе с информацией?

Существуют приёмы, позволяющие развить не только предметную компетентность учащихся, но и другие её виды, в частности информационную.

В своей практике я использую приёмы работы с текстовой информацией, которые помогают развить общеучебные умения. Эти приёмы не противоречат ИКТ – технологиям, так как ученики работают с различными источниками информации, главный фактор обучения – активность учащихся, коммуникативные качества развиваются через парную, групповую, коллективную деятельность.

Приём 1. Самое главное.

Учащиеся читают учебный текст. Учитель даёт первое задание: придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст. По сигналу учителя ученики “по цепочке” называют свой вариант ответа. Лучший вариант записывается на доске и в тетрадях. Затем второе задание – нужно охарактеризовать данный материал одной фразой, а после - найти в нём какой – то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишён смысла. Отмечаются ученики, придумавшие лучшие варианты.

Приём 2. “ Солнышко, или Понятийное колесо”

Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.

Синонимы, ассоциации, понятие

Вариации данного приёма включаю и в контрольные упражнения:

  1. Подберите слова по смыслу (схожести или противоположности, а также принадлежащие к одному понятию).
  2. Определите связь понятий или явлений (родственность, сходство, различие, противоположность).

Приём 3. Таблица “ Знаю – хочу узнать – узнал” (разработала Донна Огл)

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

 

 

 

В своей практике я использую такой вариант данной таблицы:

+

Я знал

-

Я не знал

!

Удивлён!

?

Задаю вопрос

 

 

 

 

Приём 4. Синквейн

Итог по работе с информацией может быть представлен учащимися в форме творческой работы рефлексивного характера, синквейн, по своей сути, - это сжатая форма информации.

Приём 5. Известное - неизвестное

Например: Используя параграф № 1 (учебник “Человек и общество”, Л.Боголюбов), выполнить домашнее задание:

  • Формационный подход (записать определение из учебника) - …..
  • Цивилизационный подход - ….
  • Записать хорошее предложение из текста с данным определением: …….
  • Выписать другое определение понятия “формационный подход”, “цивилизационный подход” из другого источника: ...(можно использовать учебник А.Кравченко, Интернет –ресурсы, словари, справочники и др.)

Приёмы работы с текстовой информацией помогут учащемуся активно и эффективно работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях.

Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Выполнение индивидуальной работы заканчивается групповой или коллективной работой, где происходит обсуждение, дискуссии, дебаты, а также учащиеся могут представить свои работы в виде презентаций, газетных статей, листовок.

В ходе работы вырабатываются качества: терпимость к чужому мнению, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения.

Данные приёмы работы можно использовать всем учителям – предметникам, на любом этапе урока, для учащихся всех ступеней обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Тема: «Рекомендации по подготовке педагога к введению стандарта». Из опыта работы Л.М. Казаковой, учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 3» г.Горнозаводска

Историю можно преподавать по-разному: прочитать лекцию и провести круглый стол, обсудить заранее подготовленные рефераты, превратить урок в небольшую игру-исследование – хороши все варианты, лишь бы з...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...