Конспект урока "Религия древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Колпакова Екатерина Олеговна

Конспект урока по истории для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл religiya_drevnego_egipta.docx31.14 КБ
Файл rabochiy_list.docx49.11 КБ
Файл prilozhenie_1.docx18.24 КБ
Файл prilozhenie_2.docx14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории

«Религия Древнего Египта»

Класс – 5

Цели: 

  1.  Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта;
  2.  Содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов.

Тип и вид урока: Усвоение знаний, навыков и умений/ урок-исследование

Планируемые результаты:

Предметные: Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и  систематизировать информацию из различных исторических источников.

Личностные: Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные: Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2. Учебник.

3. Раздаточный материал по теме урока.

Ход урока.

Организационный момент.

Психологическая установка на урок.

Учитель: (Слайд 1)

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь.

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.

Сегодня на уроке мы с Вами продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила.

- Что это за государство? (Египет)

Переход к изучению новой темы

Сегодня мы с вами отправимся опять в Древний Египет и будем разговаривать о ……..

А вот о чём, вы мне скажите сами, а точнее расшифруете тему урока. Перед вами свиток, в нем зашифровано название темы урока. Используя шифр, найти слова, спрятанные за цифрами.

Ответы учеников: тема - «Религия Древнего Египта» (Слайд 2)

Открываем тетради, записываем число и тему урока «Религия Древнего Египта». Давайте ещё раз проговорим про себя тему…..

Учитель: А что такое религия? (Религия - это вера в сверхъестественные существа). Записать в тетрадь. (Слайд 3)

Сегодня на уроке мы с вами будем проводить исследование.

У каждого из вас лежит рабочий лист исследования, на этом листе вы будите записывать результаты исследования, т.е. заполнять свои рабочие листы. Объяснение работы с листами.

- Но исследования не получится, если у нас с Вами не будет гипотезы (предположение, которое требует доказательства), которую мы в результате исследования должны подтвердить или опровергнуть. (Слайд 4)

Гипотеза: Религия древних египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь.

Учитель: Давайте обратимся к слайду, на котором представлен план нашего урока-исследования.

План: (Слайд 5)

  1. Каким богам покланялись египтяне
  2. Вера египтян в загробную жизнь

Изучение нового материала

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту (древнегреческий историк),(слайд6) «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

(Слайд 7).

Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.  

В ІІІ тыс. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян.

Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)

(Слайд 8). Бога Амона-Ра изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота. Утром бог Амон-Ра выплывал на солнечной лодке и двигался по небу.

К вечеру лодка Амона-Ра спускалась в подземное царство, где он сражался с богом тьмы и побеждал страшного змея Апопа. Вырвавшись из подземного царства. Амон-Ра снова выплывал на небо. Наступал новый день.  

Так объясняли египтяне смену времени суток.

Заполнение рабочего листа.

Давайте посмотрим, какие боги были ещё в пантеоне (составе) египетских богов.

(Слайд 9-пустая таблица)

Учащиеся  самостоятельно работают с текстом учебника и заполняют таблицу.

Проверяем. Слайд 10-таблица заполненная + Слайд 11-12 изображения богов

Делаем выводы.

Физминутка ( Слайды 13-14)

Оживим древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

Встали, руки вверх, потянулись

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Кистями рук делаем  «фонарики»

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности плещутся рыбы.

Вытянуть руки  перед собой, кистями рук изображая плеск  рыб

Люди просыпаются. Поднимают руки к тебе и принимаются за работу

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место

( слайд 15). Но  пантеон древнегреческих богов на этом не заканчивается……

Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте наоборот: в мае и июне 50 дней дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи. От песка и пыли воспаляются глаза у людей и животных. От жары и отсутствия влаги вянут зелёные листья цветов и пальм, стебли прибрежных тростников покрываются пылью и жухнут. Вся растительность как будто умирает. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, почему увядала растительность, а потом расцветала вновь, египтяне придумали сказание, мифы.

Давайте повторим с вами что такое миф, перед его прочтением? (миф – это сказание о богах и легендарных героях)

Чтение Мифа об Осирисе

Вопросы: Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

О каких богах идет речь? Осирис-бог и судья в «царстве мёртвых», Сет- бог пустыни, Гор-бог-покровитель фараонов, Исида- богиня-защитница всех жён и матерей.

Давайте вернёмся к нашим рабочим листам и заполним их материалом который сейчас получили.

Задание: «лови ошибку» (Слайд 16)

Мы с вами познакомились с мифом об Осирисе. У вас на столах лежит лист с названием - приложение 2. Там представлен данный миф, но с ошибками, прочитайте его и подчеркните ошибки и устно дайте правильный ответ.

Миф об Осирисе.

Осирис был первым царём Египта, а Исида – первой царицей. Они мудро правили страной. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома. Но завидовал Осирису его брат, бог мудрости Сет. Сет обманным путём заточил Осириса в саркофаг. Злой Сет  спрятал тело Осириса.

     Исида нашла тело мёртвого Осириса и горько зарыдала над ним. Долго пряталась  Исида на берегах Нила со своим сыном Тотом. Тот стал солнечным богом и считался покровителем фараонов.

       Когда Тот вырос, он вступил в борьбу с Сетом и победил его. Тот оживил своего отца Осириса. Но  Осирис не остался на земле.  Он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых.

Делаем вывод.

 «Царство мертвых»

Слайд 18

Египтяне верили в жизнь после смерти. Они считали, что он переходит в «царство мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях. Но не всякому разрешалось жить там. Каждый должен был пройти суд Осириса. Умерший, стоя в белых одеждах, должен произнести клятву: «Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист.». Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую – фигурку богини правды (Маат). Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Рядом с весами опирается на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло.

Праведников пропускали в страну мёртвых

Чтение документа «Суд Осириса»

Вопросы: В чём клялся умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

Закрепление изученного материала

(Слайд 19)

Работа с гипотезой урока.

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. В результате нашего исследования мы с Вами подтвердили или опровергнул гипотезу, которая стояла в начале нашего урока.

Гипотеза: Религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь.

Домашнее задание        

Учебник стр 52-55 – читать.

Рабочая тетрадь: №31,№32 –письменно (заполнение карандашом)

Рефлексия

«Плюс-минус-интересно»

(метод де Боно). В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



Предварительный просмотр:

                            Рабочий листC:\Users\д\Desktop\i_004.jpg

Название Бога

Какие силы природы и занятия отражали

Описание Бога

ФИО _______________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Используя шифр, найди слова, спрятанные за цифрами.

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ы

ш

щ

ь

ъ

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

18

6

13

10

4

10

33

5

18

6

3

15

6

4

16

6

4

10

17

20

1

Приложение 1.

Используя шифр, найди слова, спрятанные за цифрами.

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ы

ш

щ

ь

ъ

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

18

6

13

10

4

10

33

5

18

6

3

15

6

4

16

6

4

10

17

20

1



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Миф об Осирисе.

Осирис был первым царём Египта, а Исида – первой царицей. Они мудро правили страной. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома. Но завидовал Осирису его брат, бог мудрости Сет. Сет обманным путём заточил Осириса в саркофаг. Злой Сет  спрятал тело Осириса.

     Исида нашла тело мёртвого Осириса и горько зарыдала над ним. Долго пряталась  Исида на берегах Нила со своим сыном Тотом. Тот стал солнечным богом и считался покровителем фараонов.

       Когда Тот вырос, он вступил в борьбу с Сетом и победил его. Тот оживил своего отца Осириса. Но  Осирис не остался на земле.  Он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых.

Приложение 2.

Миф об Осирисе.

Осирис был первым царём Египта, а Исида – первой царицей. Они мудро правили страной. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома. Но завидовал Осирису его брат, бог мудрости Сет. Сет обманным путём заточил Осириса в саркофаг. Злой Сет  спрятал тело Осириса.

     Исида нашла тело мёртвого Осириса и горько зарыдала над ним. Долго пряталась  Исида на берегах Нила со своим сыном Тотом. Тот стал солнечным богом и считался покровителем фараонов.

       Когда Тот вырос, он вступил в борьбу с Сетом и победил его. Тот оживил своего отца Осириса. Но  Осирис не остался на земле.  Он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых.

Приложение 2.

Миф об Осирисе.

Осирис был первым царём Египта, а Исида – первой царицей. Они мудро правили страной. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома. Но завидовал Осирису его брат, бог мудрости Сет. Сет обманным путём заточил Осириса в саркофаг. Злой Сет  спрятал тело Осириса.

     Исида нашла тело мёртвого Осириса и горько зарыдала над ним. Долго пряталась  Исида на берегах Нила со своим сыном Тотом. Тот стал солнечным богом и считался покровителем фараонов.

       Когда Тот вырос, он вступил в борьбу с Сетом и победил его. Тот оживил своего отца Осириса. Но  Осирис не остался на земле.  Он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме "Культура и искусство Древнего Египта

Цель занятия:познакомить детей с культурой и искусством Древнего Египта....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК для 10 КЛАССА (УМК Л.Г.Емохоновой) «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

Целью урока ставилось выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древнего Египта. В связи с этим решались определенные задачи: формирование представлений об историко-культурных до...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Конспект урока по теме: "Религия Древнего Египта" и презентация.

Конспект урока по теме Религия Древнего Египта и презентация....