конспект урока истории в 8классе по теме "Общественное движение в годы правления Николая I"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

конспект урока истории в 8 классе по теме "Общественное движение в годы правления Николая I"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  в 8 классе.

Тема: «Общественное движение в годы правления Николая I»

Цели урока:

- познакомить учащихся с взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов;

- развивать навыки работы с документами, выделение главного, обобщение и систематизации материала;

- учить доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России

План урока:

1.Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала.

  а) Направления русской общественной мысли.

  б) Консервативное движение

  в) Либерально- оппозиционное движение

  г) Радикально - демократическое

3.Рефлексия.

Новые термины: западники, славянофилы, консервативное, либерально- оппозиционное, радикально- демократическое направления общественной мысли.

Внутрипредметные связи: 1830г.- июльская революция во Франции;

                                              1848-1849гг.- «весна народов» - революции в

                                              Европе.

Оборудование: АРМ, презентация  

Предварительная подготовка: сообщения учащихся: «Кружок братьев Критских», «Кружок А.И.Герцена и Н.П. Огарева»

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

          - проверка тетрадей (выборочно)

   2. Изучение нового материала.

а) Направление русской общественной мысли

Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?», «По какому пути в воем развитии должна идти Россия?»

От того, как предлагали решить эти вопросы возникли  три направления в русской общественной мысли.

Учитель демонстрирует слайд№2 и вместе с учениками дает

определение этим понятиям:

 б) Консервативное движение.

Идеологией самодержавия – была теория  «официальной народности».

Её основные принципы были сформулированы С.С.Уваровым.

Учитель демонстрирует слайд № 3 и дает характеристику этой теории.

в) Либерально- оппозиционное.

Учащиеся работают самостоятельно с учебным пособием (А.А.Данилов Л.Г. Косулина  История Росси и XIX век М. «Просвещение» 2010г. пар.№13 с.86-87), читают материал о западниках и славянофилах.

Более подготовленные учащиеся дополнительно читают документ (см.

Приложение№2)

Работа с таблицей. (Таблица заполняется учителем, кратко, вопросы таблицы прорабатываются с учащимися устно)

См. слайд №4,5

- В чем сходство позиций западников и славянофилов?

-В чем заключались основные противоречия между западниками и славянофилами?

г) Радикально - демократическое.

1. Первые кружки.

Сообщение учащихся: «Кружок братьев Критских»; «Кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева»

См. слайд №6,7    

                                            

2. Формирование идеологии русского революционного движения.

Рассказ учителя сопровождается презентацией. Слайд№8,9,10,11

Учитель вместе с учениками выделяет особенности революционной идеологии в России.

Слайд № 12  

3. Рефлексия.

    а) Беседа с учащимися. Слайд №13

   б) Анализ стихотворения. Слайд №14

  в) Работа с документом.(см.Приложение №3)

Домашнее задание: Пар.№13, заполнить таблицу. (см. Приложение №4) Составить дома опорный конспект на тему «Крымская война» (Приложение 1)

Приложение №3

- Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого

невежества. Потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и,

наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба»

2. «Пошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение.»

3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго…

Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»

4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли»

5. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами»

6. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его – не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир»

7. «Не без некоторой зависти смотрим… на западную Европу. И есть чему позавидовать!»

(Ответ: 1,7 – «западнику»; 2.5 – стороннику «Теории официальной народности»; 3,6 – славянофилу; 4 – стороннику социалистических идей)

Приложение №4

«Официальная

народность»

Славянофилы

Западники

Революционеры-

демократы

Представители

Отношение к

самодержавию

Наилучший

государственный

строй

Отношение к

крепостному

праву

Отношение к

преобразованиям

Петра I

Отношение к

крестьянской

общине

Отношение к

влиянию

Запада

Приложение №1

Крымская война.

(опорный конспект)

Выполнила: ученица 8а класса Боровик Ирина.

Приложение№2

Из «Записок» А.И.Кошелева о прениях славянофилов и западников.

Кошелев Александр Иванович(1806-1883) – общественный деятель и публицист, близкий к славянофилам.

«Сообщая сведения об этом кружке (славянофилов-авт), нельзя не упомянуть о людях, более или менее принимавших участие в наших беседах, хотя они вовсе не разделяли наших общих убеждений. Такими были – Чаадаев, Грановский, Герцен, Н.Ф.Павлов и некоторые другие умные и замечательные люди. Чаадаев охотно бывал на наших вечерних собраниях; но он особенно любил, чтобы его посещали по понедельникам утром. Тут происходили горячие богословские и исторические споры; Чаадаев постоянно доказывал превосходство католичества над прочими вероисповеданиями и неминуемое и близкое его над ними торжество. Не менее настойчиво Чаадаев утверждал, что русская история пуста и бессмысленна и что единственный путь спасения для нас есть безусловное и полнейшее приобщение к европейской цивилизации. Легко себе вообразить, что такие мнения не остались без

Сильных возражений со стороны Хомякова, и споры были столь же жаркие, сколько и продолжительные. С Герценом прения были более философские и

Политические. Начинались они всегда очень дружелюбно и спокойно, но часто кончались настоящими словесными дуэлями: борцы горячились и расставались с неприятными чувствами друг против друга. Грановский, Н.Ф.

Павлов и другие усердно поддерживали Герцена»

Предмет: История России

Класс:8

Тип урока:комбинированный

Тема урока:«Общественное движение в годы правления Николая I»

Цель урока:

  • проанализировать факторы, определившие особенности  общественного движения 30-50-х годов XIX века;
  • сформировать у учащихся представление о развитии общественно-политической мысли в России во второй четверти XIX века;
  • охарактеризовать основные направления общественного движения в годы правления Николая I;
  • прививать навыки самостоятельной работы с материалом;
  • развивать умение анализировать документы, учиться выделять главное.

Оборудование: портреты Николая I, общественных деятелей 30-50-х годов, мультимедийный проектор.

План урока:

I. Актуализация  знаний.

II.Изучение нового материала:

  1. Особенности общественного движения 30-50-х годов XIX века
  2. Основные направления общественного движения при Николае I:

А) консервативное

Б) либеральное

В) революционное

III. Рефлексия. Итоги урока.

Основные понятия: либеральное движение, западники, славянофилы.

Персоналии: С.С. Уваров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, А.С .Хомяков, И.В. и П.В. Кириевские,К.С. и И.С. Аксаковы, В.Г. Белинский, А.И Герцен.

Методические приемы: словесный, наглядный, практический.

Ход урока:

1

2

-Организационный момент.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Блиц опрос:

-Назовите годы правления Николая I?

(1825-1855 гг)

-Что означает высказывание Николая I: «Россией правят столоначальники»?

(Рост бюрократического аппарата и его влияние в царствование Николая I)

-Кто возглавил III отделение Собственной Его Императорского Величия Канцелярии?

(А.Х. Бенкендорф)

-Кто занимался кодификацией российского законодательства?

(М.М. Сперанский)

-В чем суть денежной реформы Е.Ф. Канкрина?

(Министр финансов Е.Ф. Канкринстремился стабилизировать экономическое положение страны. С этой целью были проведены ряд мер для поддержки отечественной промышленности: ограничен ввоз иностранных товаров в Россию путем повышения пошлин на импорт; денежной единицей стал серебряный рубль, которым обеспечивались кредитные билеты.)

-В 1826 году выходит в свет цензурный устав, названный «чугунным», почему?

(Так как этот устав вводил усиленный надзор за всеми печатными органами страны. Все тексты, появляющиеся в печати, подвергались строгой проверке на наличие в них антиправительственных высказываний. Запрещалась критика монархии,церкви).

-Почему Николая I называли «жандармом Европы»?

(Он использовал административно-командные методы ведения политики, опираясь на военную силу: подавление польского восстания и помощь Австрии в подавлении восстания в Венгрии).

-Оценка внешней политики 20-50-х гг.?

(Расширение границ империи,  рост влияния в различных районах. Усиление России  вызвало недовольство европейских держав)

Если организованное общественное движение в России появляется в начале XIX века, то во второй четверти XIX века оно активизировалось. Какое воздействие на формирование общественных взглядов оказывала внутренняя политика императора?

(Курс политики Николая I –последовательно консервативный, направленный на укрепление самодержавия, бюрократизацию управления страной, усиление роли военных в политической жизни)

II.Изучение новой темы: Общественное движение в годы правления Николая I.

(слайд №1, 2,запись в тетради)

а) Особенности общественного движения.

Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России.

-Общественное движение в 30-50-е годы развивалось в условиях жесткой реакционной политики(после событий 1825 года)

-во второй четверти XIX века окончательно выделяются 3 направления в общественном движении

(консервативное, либеральное, революционное)

(слайд № 3,запись в тетрадь)

б)Консервативное движение.

На основе текста учебника(с 85-86)выписать  в тетрадь идеологов и сторонников консервативного направления, сущность взглядов их учений.

Проверка выполненной работы (слайд №4).

в) Либеральное движение.

- Что такое «Либерализм»?

( общественно-политическое движение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод).

Российский либерализм в 30-50-е г. был представлен западниками и славянофилами.

На основе текста учебника(с 86-87)

выписать в тетрадь представителей либерального течения,

содержание идейных течений.

Проверка выполненной работы(слайд № 5,6,7)

г)Формирование революционного движения связано с деятельностью А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Герцен разработал основные положения теории «общинного» социализма.

На основе текста учебника (с88-92)

выписать в тетрадь представителей этого течения,

суть их взглядов и особенности революционной идеологии.

Крупным теоретиком революционного направления был и  В.Г. Белинский. На формирование его взглядов оказали влияние труды немецких философов. Он так яростно отстаивал революционные взгляды, что получил прозвище «неистовый Виссарион». В 1833 г. стал сотрудничать с журналом «Телескоп», а с 1839 г. превратился в ведущего литературного критика журнала «Отечественные записки». Он считал, что литература должна отражать жизнь народа.

Учитель предлагает учащимся познакомиться с документом и проанализировать:

Извлечение из письма И.С. Аксакова.

Много я ездил по России: имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, всякому, жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни. Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, который бы не знал наизусть письма Белинского к Гоголю… Тут нет ничего странного. Всякое резкое отрицание нравится молодости, всякое негодование, всякое требование простора, правды принимаются с восторгом там, где сплошная мерзость, гнет, рабство, подлость грозят поглотить человека, осадить, убить в нем все человеческое. «Мы Белинскому обязаны своим спасением», - говорят мне везде молодые честные люди в провинции. И в самом деле, в провинции вы можете видеть два класса людей: с одной стороны, взяточников, чиновников, в полном смысле этого слова, жаждущих лент, крестов и чинов, помещиков, презирающих идеологов, привязанных к своему барскому достоинству и крепостному праву, вообще довольно гнусных. Вы отворачиваетесь от них, обращаетесь к другой стороне, где видите людей молодых, честных, возмущающихся злом и гнетом, поборников эмансипации и всякого простора с идеями гуманными... И если вам нужно честного человека, способного сострадать болезням и несчастьям угнетенных, честного доктора, честного следователя, который полез бы на борьбу,- ищите таковых в провинции между последователями Белинского.

Вопросы к документу:

-Как Аксаков оценивает влияние Белинского на передовую молодежь?

-В чем автор письма видит корни подобного воздействия Белинского на современников?

-Можно ли считать Аксакова приверженцем взглядов Белинского?

III.

Подводя итоги урока, учитель обращает внимание : в России во второй четверти XIX века активизировалось общественное движение. Одной из основных причин этого были неудачные попытки реформ сверху, которые предпринимал Николай I.

У многих  общественных деятелей того времени «была одна любовь, но неодинаковая». Все  они -патриоты, искренне желающие России и русскому народу стабильности, процветания, свободы.

-Какие особенности общественного движения 30-50-х годов, вы считаете главными?

Домашнее задание: п.13, проанализировать документы, дать сравнительную характеристику взглядов сторонников идей западников , славянофилов и теории «официальной народности».

Приложение

познакомиться с документом и проанализировать:

Извлечение из письма И.С. Аксакова.

Много я ездил по России: имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, всякому, жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни. Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, который бы не знал наизусть письма Белинского к Гоголю… Тут нет ничего странного. Всякое резкое отрицание нравится молодости, всякое негодование, всякое требование простора, правды принимаются с восторгом там, где сплошная мерзость, гнет, рабство, подлость грозят поглотить человека, осадить, убить в нем все человеческое. «Мы Белинскому обязаны своим спасением», - говорят мне везде молодые честные люди в провинции. И в самом деле, в провинции вы можете видеть два класса людей: с одной стороны, взяточников, чиновников, в полном смысле этого слова, жаждущих лент, крестов и чинов, помещиков, презирающих идеологов, привязанных к своему барскому достоинству и крепостному праву, вообще довольно гнусных. Вы отворачиваетесь от них, обращаетесь к другой стороне, где видите людей молодых, честных, возмущающихся злом и гнетом, поборников эмансипации и всякого простора с идеями гуманными... И если вам нужно честного человека, способного сострадать болезням и несчастьям угнетенных, честного доктора, честного следователя, который полез бы на борьбу,- ищите таковых в провинции между последователями Белинского.

Вопросы к документу:

-Как Аксаков оценивает влияние Белинского на передовую молодежь?

-В чем автор письма видит корни подобного воздействия Белинского на современников?

-Можно ли считать Аксакова приверженцем взглядов Белинского?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественное движение в годы правления Николая I

Презентайия по истории России 8 класс...

15_02_история_8класс_Общественное движение в годы правления Николая I

15_02_история_8класс_Общественное движение в годы правления Николая I...

«Общественное движение в годы правления Николая I»

Познакомить учащихся с взглядами славянофилов, западников, консерваторов....

Конспект урока истории для 8го класса коррекционной школы на тему: "Правление Бориса Годунова".

Конспект урока истории для 8го класса коррекционной школы на тему: «Правление Бориса Годунова»Цель: Рассказать о периоде правления Бориса Годунова на Руси.Задачи: Образовательные:Закр...

«Общественное движение в годы правления Николая 1».

Общественные движения в годы правления Николая 1. Охарактеризовать основные  направления цели изадачи данного движения. определить результаты....

Общественное движение в годы правления Николая I

Общественное движение в годы правления Николая I....

Конспект урока истории в 9 классе "Отечественная война 1812 года"

Формирование представлений  о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер...