Урок истории "Письменность и знания древних египтян"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Рябчикова Надежда Петровна

Дается представление о возникновении письменности и научных знаний в Древнем Египте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismennost_i_znaniya_egiptyan.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Письменность и знания древних египтян

Цель урока: дать представление о возникновении письменности и научных знаний в Древнем Египте.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние египтяне были « учителями учителей»  многих последующих цивилизаций.
  • Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий, реконструировать образ исторической действительности; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении; развивать положительное отношение к предмету, создавая условия для успешности в обучении.
  • Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, формировать мировоззренческие взгляды и принципы, реализовывать личностно ориентированный и змоционально–ценностный подход, создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: блочно-модульная

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

Средства обучения:

- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. Учебник для 5  класса, М .2001 г., параграф 12.

- карта  « Древний Египет»,

- иллюстрации из «Альбома по Древнему Египту»

- Всеобщая история. Учебное электронное издание. История Древнего мира. 5 класс.

- История древнего мира в художественно-исторических образах. Хрестоматия. Составитель Волобуев О.В., М., «Просвещение».

Формы и приемы работы:

Индивидуальная работа, работа с учебником, выполнение разнообразных заданий.

Необходимое (по числу учащихся) количество копий текста рабочих материалов, то есть технологических карт урока.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению

учебного

материала

УЭ -0

Интегрирующая цель.

В результате изучения содержания модуля вы должны:

Знать:

  • Какие знаки использовали для письма
  • Что означает понятие «иероглиф»
  • Кто и как учился в Древнем Египте
  • Какой материал использовался для письма и технологию изготовления этого материала

 Уметь:

  • Самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания, пользоваться учебником.
  • Соблюдать правила работы в коллективе.
  • Пользоваться приемами сравнения, обобщения и делать выводы.

Внимательно прочитайте цель урока.

Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.

УЭ -1

Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал

Интеллектуальная разминка «Кто первый?»./правило первой поднятой руки/

  1. Чем пирамида служила фараону?/усыпальницей/
  2. При каком фараоне были самые крупные завоевательные походы?/Тутмос III/
  3. Назовите первую столицу Египта?/Мемфис/
  4. Где и когда возникло Египетское государство? /В северо-восточной Африке,3000г.до н.э./
  5. Главная река Египта? /Нил/
  6. Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте / бальзамирование/.
  7. Служителей древнеегипетских храмов принято называть  /жрецами/
  8. Высшая власть в Египте принадлежала /фараону/
  9. Бог солнца./Амон/
  10. «Пожиратель мяса» /саркофаг/

Ответьте письменно на вопросы.

Работайте индивидуально в тетради.

За каждый правильный ответ – 1 балл(взаимопроверка)

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -2

Цель:  Выяснить какие научные знания были развиты в Древнем Египте.

Изучите материал на с.62 §12 и заполните таблицу.

Научные знания

Где применялись

Работайте индивидуально, в тетради.

За каждую правильную пару– 1 балл.

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ - 3

Цель: Изучить технологию изготовления папируса.

Приготовить бумагу и клей. Разрезать лист на полоски и, склеивая, подготовить лист, подобный листу папируса.

Работайте индивидуально или в группе.

За выполненную работу  - 3 балла

УЭ -4

Цель:  раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;

познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Прослушав рассказ учителя, ответить на вопросы.

1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?

 2. Как египтяне назвали знаки-рисунки?

 3. Сколько их насчитывалось?

 4. Как назывался основной материал для письма?

 5. На чём первоначально писали ученики?

 6. Для чего при письме нужна была красная краска?

Работайте индивидуально, в тетради.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -5

Цель: познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Изучить материал на с.60-61 §12 и на приготовленных листах выполните задание:

  1. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
  2. Запишите дату проведения нашего урока.

Работайте индивидуально или в группе на приготовленных листах

За каждый  правильный написанное ответ – 1 балл.

УЭ -6

Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.

1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

2. Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?

3. Объясните, почему в Древнем Египте говорили: « время утекло»?

4. Какие науки были развиты в Древнем Египте?

5. Почему египтян называли «учителями учителей» других цивилизаций?

Работайте индивидуально, в тетради.

За каждый  правильный написанное ответ – 1 балл.

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -7

Подведение итогов урока.

  1. Вернитесь к цели УЭ-0. достиг(ла) ли я её? Готов(а) ли я применять эти знания при изучении новой темы?
  2. С каким настроением я изучал(а) данный материал (интересно, очень, не очень, так себе, свое мнение)?
  3. В чем я затруднялся(лась) при выполнении заданий?
  4. При выполнении данной работы я помогал(а) другим, мне помогали другие, мне помогал учитель, работал(а) индивидуально.
  5. Как я оцениваю полученные сегодня знания (глубоко, осознанно, предстоит осознать, неосознанно)?
  6. Какое человеческое качество я сегодня в себе воспитал(а)?
  7. Оцените свою работу на уроке:

Если вы набрали за урок  от 24 до  27 балла – оценка «5». Молодец! Если от 19 до 23 баллов – оценка «4». Тоже неплохо. Если от 13 до 18 баллов – «3». Если менее 11 баллов – к сожалению, вы не усвоили материал этого раздела. Приложите все усилия для ликвидации пробелов в знаниях.

Отвечайте на вопросы на отдельном листе, который сдайте учителю. Не забудьте указать число набранных баллов.

УЭ -8

Домашнее задание.

  1. На уроке мне все было понятно

§ 12, составить кроссворд по теме «Древний Египет»

  1. На уроке я не все понял

§ 12, составить рассказ о древнем Египте, используя слова и выражения: папирус, иероглифы, «Древний Египет»

  1. Я плохо понял

. § 12, прочитать, ответить на вопросы.

Запишите домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

Технологическая карта урока "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Письменность и знания древних египтян» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «История древнего мир...

Методическая разработка урока "Письменность и знания древних египтян", 5 класс.

Методическая разработка урока «Письменность и знания древних египтян», 5 класс, 2019г. Весь материал методической разработки размещен на внешнем ресурсе из-за большого размера файлов:...

Урок "Письменность и знания древних Египтян"

Данный материал предредставляет разработку в системно-деятельностьном подходе....