Урок "Бунташный век"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Урок для 7 класса по теме "Бунташный век" с использованием интеллектуальных карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_buntashnyy_vek.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока «Бунташный век»

Учитель: Доржиева Д.А. Класс 7 «б».

Цель урока: Создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о народных выступлениях XVII в. в правление царя Алексея Михайловича

Задачи урока:

  1. предметные: выяснить причины народных выступлений XVII века; охарактеризовать социальный состав и требования участников народных движений, определить последствия восстаний XVII века
  2. развивающие:  развивать  мыслительные навыки и познавательные умения, навыки самостоятельной работы с документами, навыки работы в группах, умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное, умение работать с исторической картой.
  3. воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому, стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю

Тип урока: изучение нового материала

Образовательные технологии: ИКТ-технологии, проблемная технология

Основные понятия: “крестьянская война”, “восстание”, “соляной бунт”, “медный бунт”.

Основные даты: 1648 г. – Соляной бунт, 1662 г. – Медный бунт, 1667-1671 гг. – Крестьянская война С. Разина.

Оборудование урока: учебник  Е.В. Пчелов “История России XVII-XVIII вв.”, интерактивная доска, компьютерная презентация (слайды),  таблички с обозначением групп, раздаточный материал (план работы в группах).

Содержание урока (этапы)

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат со стороны ученика

1. Организационный этап. 1 мин.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе. Активизация произвольного внимания. Создание благоприятного психологического климата.

Готовность класса к работе. Учащиеся поделены на 4 группы, их задачей на этом этапе является выбрать лидера группы.

2. Повторение. Актуализация опорных знаний.  Выход на проблему урока.  5мин.

На экране появляются слайды с изображением восстаний народов. Некоторые из них (восстание Хлопко, Болотникова) знакомы учащимся из предыдущих тем.

Вопрос: Что объединяет данные иллюстрации?

Какие восстания Смутного времени вы помните? Назовите их причины, состав?

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание А.С. Пушкина «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» (слайд)

Как вы  понимаете эти слова? Сформулируйте тему урока.

 XVII век выдался трудным для России. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век XVII веком «бунташным». Объясните значение слова «бунт», «бунташный век».

Необходимость актуализации опорных знаний с помощью вопросов и понятий, на которых базируется новая тема. Формируется психологический настрой участников с помощью показа иллюстраций восстаний, прослушивания отрывка песни «Из-за острова на стрежень» в исполнении Ф.И. Шаляпина.

Учащиеся видят на экране слайд с несколькими иллюстрациями, слушают песню, отвечают на вопросы, вспоминают предыдущие темы (Смута).   Формулируют тему урока,  объясняют термин бунт, бунташный век.

3. Постановка проблемной ситуации и задач урока. 2 мин.

Итак, тема нашего урока «Бунташный век». «Бунташный век» - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.

Нам нужно ответить на вопрос «Почему XVII век назвали «бунташным»?

Давайте вместе сформулируем задачи урока, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?

Необходимость формулирования проблемного вопроса урока и задач урока, которые позволят ответить на вопрос.

Учащиеся записывают в тетради определение «бунташный век», проблемный вопрос, формулируют задачи урока:

  • Объяснить причины бунтов;
  • Узнать дату, причины, ход, итоги Соляного, Медного  бунтов
  • Оценить личность Степана Разина;
  • Узнать причины, дату крестьянской войны под предводительством Разина, ее ход, окончание;
  • Высказать свою точку зрения на восстания «бунташного века»;
  • Активно и творчески поработать!

4. Выдвижение версий. Усвоение новых знаний, умений и навыков. 2 мин

Причины восстаний:

В истории России есть такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Интересно, как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Сформулируйте из имеющихся знаний о данном периоде, что и почему не устраивало отдельные сословия в политике Алексея Михайловича?

У: А теперь, чтобы узнать насколько верны ваши предположения, вам предстоит провести исследование, поработав в роли экспертов с источниками и материалом учебника.  В ходе работы экспертных групп вы должны выяснить причины, ход и итоги народных бунтов. Результаты работы занести в таблицу в рабочих листах.  (Работа в группах.) На работу групп 10 мин.

Группа 1 тема «Соляной бунт» (учебник стр. 47-51, приложение 2)

   Группа 2 тема «Медный бунт» (учебник стр. 76-78, приложение 3)

Группа 3 тема «Восстание Степана Разина» (учебник стр. 80-81), показать  события восстания на карте, причины поражения.

группа  4 изучает «Прелестные письма» Разина, отвечает на вопросы

Заслушиваем ответы групп,  смотрим иллюстрации к ответам. Третья  группа показывает ход восстания по интерактивной карте.

На выступления групп по 3 мин.

Потребность подростков в общении реализуется в групповой деятельности при обсуждении вопросов нестандартного характера, использую ранее накопленные знания. Такой прием можно назвать в дальнейшем – «сброс идей в корзину».

Формирование умения анализировать и делать выводы.

Формирование умения работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. Умение логически и структурировано записывать полученную информацию, использование таблицы. Формирование умения выслушивать других, сплоченность работы класса во время составления общей таблицы.

Развитие критического мышления,

Выражение своего мнения, творческие способности

Формирование умения работы в группе, анализ исторических источников, работа с картой.  

Учащиеся называют возможные причины восстаний народа:

  • Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
  • Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;
  • Усиление приказной волокиты;
  • Попытки ограничения казачьей вольности;
  • Церковный раскол и расправы со старообрядцами

Лидер группы распределяет каждый пункт таблицы на всех, потом происходит «сброс идей в корзину». (Прил.1) Таким образом, удается сократить время на изучение. Затем подводим итоги.

Оценивают работу друг друга, слушают выступления, заполняют таблицу в рабочем листе.

5. Обобщение изученного материала. Диагностика.

Давайте вернемся к вопросу нашего урока «Почему XVII век назвали «бунташным»? и к нашим предположениям.

Давайте подведём итоги:

1. Каковы были причины народных выступлений?

2. Кто являлся участниками восстаний?

3. Каковы были цели восставших?

4. Каковы итоги восстаний? 3 мин.

Развитие творческих способностей учащихся, умение правильной и грамотной речи, проверить, как усвоен новый материал.

Ученики отвечают на вопросы, делают выводы

Главными причинами народных выступлений были:

– закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

– усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн (военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67% бюджета (казны) государства);

– усиление приказной волокиты и бюрократизма;

– ограничение казачьей вольности;

– церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия

Результатом выступлений становились корректировки правительственного курса

8.  Рефлексия. 1 мин.

Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок. С помощью разноцветных смайликов  оцените свою работу на уроке:

Красная – тема сложная, работать было                          трудно; 

Желтая – работать было интересно, но  есть                                 отдельные затруднения; 

Зеленая – мне было все понятно и интересно.

Формирование навыка оценки проведенного урока у детей, осмысление изученного.

Учащиеся показывают карточки, делают соответствующие выводы.

7. Самооценка, подведение итогов. 2 мин.

А теперь оценим вашу работу на уроке. На столах у вас лежат карточки для оценивания группы. Вначале каждый из вас оценит себя по 5-бальной шкале. Затем лидер вашей группы поставит оценку за работу всем. Последняя оценка будет оценка учителя. Таким образом, мы придем к общему результату.

Формирование навыка самооценки и взаимооценки, создание ситуации успеха.

Учащиеся анализируют и оценивают работу на уроке сами, затем анализирует лидер группы, учитель отмечает свои оценки самый последний. Таким образом, ученик видит свой успех как в классе, так и в своей группе среди одноклассников.

8. Информация о домашнем задании.

§ 12, в рабочей тетради выполнить задание 5 на контурной карте отметить восстания

Учитель комментирует домашнее задание, показывает, что нужно выполнить на контурной карте, напоминает, что нужно выучить новые даты,

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, знакомятся с содержанием домашнего задания, задают вопросы, если что-то непонятно.

Приложения

Приложение 2. Задание для группы 1.

Восстание в Москве в 1648 году. Лейденская брошюра. (работа с источником)

Года 1648 второго июня, по старому стилю, в пятницу, до полудня, его величество царь всея Руси, Алексей Михайлович со всей торжественностью совершал, вместе с патриархом, ежегодную процессию или паломничество... каковым обстоятельством воспользовался народ, чтобы подать его царскому величеству некие челобитные о невыносимо больших податях, пошлинах и поборах, коими они были обременены несколько лет, и оставаясь ими обремененными, они вместе с женами и детьми совсем и до конца впадут в разорение, а также о чрезвычайных несправедливых тяготах и притеснениях, которые они каждодневно претерпевают от бояр и далее не могут сносить. ...Бояре, окружавшие особу его царского величества, заполучив в свои руки челобитные, не только разорвали их в клочки, но и швырнули эти клочки в лицо подателям и ругали народ язвительными словами; да и некоторых велели своим холопам или крепостным слугам немилосердно побить; а иных заточить в темницу, что сделало народ весьма нетерпеливым и до чрезвычайности ожесточило против бояр; и по окончании процессии народ все скопом пошел к Кремлю. Стрельцы, числом в несколько тысяч, чье жалованье также было уменьшено и убавлено, так что они не могли им себя прокормить, пристали к народу, и тотчас после обеда напали на двор Бориса Ивановича Морозова - главнейшего посла его царского величества, правителя всей России, обвенчавшегося прошедшей зимой с сестрою нынешней царицы, и его двор был в конец расхищен, различные найденные ими драгоценные вещи они порубили в куски топорами и саблями:? все золотые и серебряные изделия расплющили, драгоценный жемчуг и другие каменья истолкли в порошок, потоптали ногами, пошвыряли за окно, не позволяя никому что-либо унести с собою, крича во все горло: "То наша кровь".

От этого двора народ поспешно устремился ко двору Назара Ивановича Чистова - великого канцлера государства и начальника над всеми иноземцами, чей двор они также в конец разграбили и забрали там неимоверно большую казну золота и серебра; он же (будучи болен) отлучился в баню, так как за два дня перед тем упал с лошади, что явилось верным предвестником предстоящего великого падение, ибо, когда он вышел из бани, они встретили его и избили дубинами, топорами и саблями. Первый, ударивший его топором по голове, сказал ему: "Изменник, то за соль"...

Оттуда они с необычайным шумом напали на двор Леонтия Степановича Плещеева, правителя города, чей двор они также в конец расхитили, а сам он бежал к его царскому величеству. Оттуда они всем народом и силой устремились на двор Петра Тихононича Траханиотова, начальника надо всей артиллерией, чей двор они также вконец разорили, а он сам бежал из города в некий монастырь

Народ ожесточился против Морозова и требовал, чтобы его выдали безо всякого промедления и его царское величество прилежно просил сохранить ему жизнь… Царь обещал всему народу, что… он сошлет Морозова на крайний рубеж государства, на вечную опалу или удалить его в монастырь и постричь там в монахи. Другой боярин – Петр Тихонович Траханиотов был повелению его царского величества выдан народу и ему отрубили голову.

Приложение 3. Задание для группы 2.

«МЕДНЫЙ» БУНТ В МОСКВЕ 25 ИЮЛЯ 1662 Г,

Толчения великая на той площади. И вьются стрельцы да воины иноземные все возле бородатого человека в дорогой одежд. Стал человек на коня садиться – десять рук ему помогают.

Мужики к тому человеку:

- С голоду помираем, государь!

- Налогами задавили!

- Милославский, Шорин и другие на медных деньгах богатеют, а нам чистая погибель!

Понял Демидка – царь перед ним!

От мужицких слов лицо царя Алексея Михайловича потемнело гневно.

- Сказал, разберу жалобы! Чего ж ещё?!

Загудели угрожающе мужики. К царю, слуг его оттесняя, придвинулись. Стрелецкого начальника, не в меру ретивого, за грудки схватили.

Попятился испуганно царь.

А толпа наступает:

- Терпенья нет! Выдавай бояр ненавистных! Не то силой возьмём!

Махнул царь плетью:

- Рубить и сечь бунтовщиков без пощады!

Распахнулись ворота царской усадьбы, и мужикам навстречу вооруженные стрельцы да солдаты.

Попятилась толпа было назад, а там тоже царевы слуги с секирами и саблями. Заметались люди. А стрельцы слово государево точно исполняют. Не жалеют ни старого, ни малого, ни своего брата стрельца, коль в мятеже замешан.

Валятся в пыль порубанные люди, топчут ещё живых кони…

Куликов Г. Повесть о Демидке

 и медной копейке. М.,1972, с. 44-45,

Приложение 4. Задание для группы 4.

Документ                             ИЗ «ПРЕЛЕСТНЫХ ПИСЕМ» С.Т. Разина:

Пишет Степан Тимофеевич всей черни, тем, кто хочет Богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу (...) Я выслал казаков, и вам бы заодно изменников выводить и морских кровопивцев выводить. И как только к вам эта грамота придёт, собраться ехать к нам на помощь с пушками, днём и ночью спешно (...) Да порадеть бы вам за великого государя, и за батюшку Степана Тимофеевича, и за всю православную христианскую веру (...) А если вы к нам не пойдёте собраньем на совет быть вам от великого войска в казни. И жёнам вашим и детям быть порубленными. И дома ваши будут разорены, v имущество ваше взято войском.

«ПРЕЛЕСТНЫЕ ГРАМОТЫ» С.Т.Разина

«1.   Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни Хто хочет богу и государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы за(о)дно изменников вывалить и мирских кравапивцев вывадить. И мои казаки како промысь станут чинить, и ва(м) бы итить к ним в совет, и кабыльныя и опальныя шли бы в по(л)к к моим казакам.

2.   От донских и от яицких атаманов молодцов, от Стефана Тимофеевича и от всего великого войска Донского и Яицкого паметь Цивильского уезду розных сел и деревень черней русским людям и татаром и чуваше и мордве. Стоять бы вам, черне русские люди и татаровя и чуваша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича... А как из Цывильска к вам, к черне, русские люди татарови чюваша и мордва, высыльщики в Цывильский уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вамбы, чернее, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высылыциков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя воряня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благородных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурза и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетникам дьяком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою паметь знали.

К сей памяти высковую печать атама Степан Тимофеевич приложил».

(Хрестоматия по истории СССР. М.. 1987. С 222)

Вопросы к документу:

1. К кому обращается автор этих грамот?

2. Что обещает Разин взамен службы в его войске?

3. Почему разинцы использовали имена царевича Алексея и Никона, утверждая, что они в их рядах?

4. В чём, на ваш взгляд, состояло главное заблуждение восставших?

5. Почему восставшие потерпели поражение? Могли ли они победить?

Приложение 5. стихотворение «Казнь Стеньки Разина»

Точно море в час прибоя,

Площадь красная гудит.

Что за говор? Что там против

Места лобного стоит?

 

Плаха черная далёко

От себя бросает тень…

Нет ни облачка на небе…

Блещут главы…Ясен день.

 

И вокруг высокой плахи

В два ряда стоят стрельцы.

Ярко с неба светит солнце

На кремлёвские зубцы,

 

Не придётся  Стеньке кликнуть

Клич казацкой голытьбе

И призвать её на помощь

С Дона тихого к себе.

Не удастся с этой силой

Силу ратную тряхнуть,-

Воевод, бояр московских

В три погибели согнуть…

 

« Ой ты, Дон ли мой родимый!

Волга-матушка река!

Помяните добрым словом

Атамана казака!..

 

Вот толпа заколыхалась,-

Проложил дорогу кнут:

Той дороженькой на площадь

Стеньку Разина ведут.

 

С головы казацкой сбриты

Кудри чёрные, как смоль;

Но лица не изменили

Казни страх и пытки боль.

… С болью тяжкою оставил                                     Поклонился он народу,

В это утро он тюрьму:                                                Помолился на собор …

Жаль не жизни, а свободы,                                       И палач в рубахе красной

Жалко волюшки ему.                                                 Высоко взмахнул топор …