Главные вкладки

    19_01_история_6класс_формирование древнерусского государства
    план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    19_01_история_6класс_формирование древнерусского государства

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по истории в 6 классе                

    Предмет: история

    Класс: 6

    Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

    Тема урока: Формирование древнерусского государства.

    Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян;

            - выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания   Древнерусского государства;

            -  познакомиться с внутренней организацией Древнерусского государства;

            - развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

    Оборудование: компьютер, презентация.

    Ход урока:

    1.

    Организационный этап урока.

    2.

    Проверка домашнего задания: СЛАЙД 1, вопросы, тесты.

    3.

    Сообщение темы и целей урока:

    ( сл. 2) План урока:

    1. Предпосылки создания Древнерусского государства. (красный)
    2. Появление княжеской власти у восточных славян. (синий)
    3. Образование государственных центров. (зелёный)
    4. Образование Древнерусского государства. Его организация. (сиреневый)

    4.

    1)

    2)

    Изучение нового материала:

    рассказ  учителя:

    - Вспомните, каким  общественным строем жили люди в древности?                               ( родоплеменной строй)

    - Как этот строй сменялся?

    - Процесс формирования единого государства – это длительный этап в развитии.

    - Давайте с вами вспомним, что такое государство?

    ( сл. 3)

    - Государство просто так не возникает на пустом месте. Для этого нужны специальные условия, которые называются предпосылки.

    ( сл. 4) Предпосылки создания древнерусского государства:

            1) разложение родоплеменного  строя

            2) Развитие торговли и ремесла

            3) Рост городов как племенных  княжений

            4) Появление неравенства и знати

            5) Внешняя угроза

    ( сл. 5), В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение начинает приобретать торговля. По Неве, Ладожскому озеру, Ловати, Днепру шёл торговый путь « из варяг в греки», соединявший Балтийское и Чёрное моря.

     работа с картой:     СТР. 37  

    СЛ. 6

    - Давайте проследим этот путь: река Нева – Ладожское озеро – река Волхов, озеро ильмень – река Ловать – волоком тащили до Днепра – река Днепр – Чёрное море. Конечный пункт – Византия.

    ( сл. 7) Конечным пунктом была Византия. Там купцы обменивали свой товар на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие

    - Как вы думаете, чем могли торговать славяне? ( меха пушных зверей, мёд, воск, дары леса)

     - А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи)

    ( сл. 8) Людей, занимающихся торгом, называли купцами.

    - А как вы думаете, занятие торговлей было выгодным или невыгодным? Почему?

    ( сл. 9) Занятие торговли было прибыльным, но очень опасным и сложным, потому что на купеческие караваны нападали печенеги, обосновавшиеся в просторах Причерноморья.

    ( сл. 10) С развитием торговли в центральных племенных посёлках, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали складываться специальные пункты, куда люди стали свозить свой товар. В дальнейшем эти поселения стали превращаться в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч и радимичей, Новгород – у ильменских славян.

    - Давайте обобщим и запишем предпосылки появления Древнерусского государства:

            1) торговый путь « из варяг в греки»

            2) появление первых торговых центров – городов

            3) развитие ремесла

            4) купцы постоянно опасались  набегов печенегов – кочевников

            5) купцы стали нанимать вооруженные отряды для охраны своих судов специальных людей, которые были объединены в дружины под руководством князя.

            6) города – центры торговли

            7) необходимо выработать единые правила, денежные единицы, порядок …

    - Причиной создания единого русского государства была общая военная угроза со стороны опасных соседей.

                             

    5. 

    Появление княжеской власти у восточных славян: ( сл. 11)  О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, рассказывает  « Повесть временных лет». Но до сих пор историки спорят о происхождении первых русских князей и слова «Русь»

    ( сл. 12) Многие историки считают, что первые князья – норманны, выходцы из Скандинавии. В конце VIII – IX века они стали совершать торговые и завоевательные походы, подчиняя славян. Не найдя здесь больших богатств,  скандинавские пришельцы обложили данью финоугорские племена.

    - что моги требовать норманны в качестве дани? ( мёд, шкуры)

    Постепенно финоугорские племена заводили на славянских землях « торговые места», оседали здесь.

    (Сл. 13) - Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооружённые отряды руссов во главе с военачальниками – князьями.

    ( сл. 14)  Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения

    ( сл. 13) Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения

    6.

    Образование государственных центров ( сл. 15 -17) работа по учебнику:

    - Почему на землях восточных славян появились варяги?

    7.

    Образование древнерусского государства. Его управление.

    ( сл. 18)

     В 879 г. в Новгороде умер Рюрик и новым князем становится его  родственник Олег. В 882 году он собрал большое войско и двинулся в поход на юг. По пути он подчинил себе кривичей.

    ( сл. 18)

    Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил « матерью всех городов русских», столицей своих земель

            

    8.

    Работа с документом на стр. 32

    ( сл. 20) рассказ учителя:

    ( сл. 21 – 22 ) – работа со схемой

    (сл. 23)

    В некоторых землях сохранились свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборныз старейшин и  тысяцких – начальников народного ополчения.

    В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. Оно собиралось по звону вечевого колокола.

    5.

    Подведение итога урока:

            Вопросы:

    1. Каковы признаки государства?

    2. Назовите предпосылки создания древнерусского государства?

    3. Какова причина создания русского государства?

    4. Кому мы обязаны роявлением единого русского государства?

    6.

    Домашнее задание:

            § 3, вопросы, записи,                                                                                       Выучить значения терминов:

    государство, купец, русы, варяги, «из варяг в греки», Киевская Русь, вече, воевода, полюдье, старейшина, тысяцкий.  (11 слов)

                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самостоятельная работа по истории Древнерусского государства в 6 классе

    Материал содержит 20 тестовых и 4 сложных(работа с текстом)заданий, можно использовать для проверки знаний по истории Древнерусского государства....

    Контрольная работа по истории России "Древнерусское государство в IX-XIII вв" (10 класс)

    Контрольная работа по истории России проверяет знания и умения учащихся по первому разделу «Древнерусское государство в IX- XIIIвв.»   учебника      Борисова  Н.С. И...

    Образование Древнерусского государства. Первые князья.

    Презентация, сопровождающая уроки по теме Древнерусское государство в IX - X вв. (от Рюрика до Ольги)...

    Урок в 6 классе «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». Раздел – формирование Древнерусского государства.

    Урок занял второе место в муниципальном конкурсе по использованию ИКТ в образовании. Кроме интерактивной доски на уроке используется созданный учителем видеофильм о Ярославе Мудром. В материалы предст...

    Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

    Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...

    Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

    Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...