Главные вкладки

    26_01_8класс_история_внутренняя политика Александра 1 1815_1825
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    26_01_8класс_история_внутренняя политика Александра 1 1815_1825

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

    Цели урока:

    Образовательная: показать и объяснить противоречивость  внутриполитического курса Александра в послевоенные годы, причины отказа от реформ. Суть Аракчеевщины.

    Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение формировать и высказывать свою точку зрения

    Воспитательная: интерес к истории

    Тип урока: комбинированный                 

    Методы обучения: репродуктивные и ч/п                

    Формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, опрос

    1

    Организационный момент

    2

    1. Актуализация знаний по теме: «Внешняя политика России в 1812 – 1814 г»
    1. Расскажите о начале войны 1812 г. Планах сторон, соотношении сил
    1. Бородинское сражение, оценки, значение.
    2. Какую роль сыграл Тарутинский марш-маневр?
    3. Роль народа в Отечественной войне 1812 г. Примеры партизанского движения
    4. Какова была цель заграничного похода русской армии?
    5. Итоги Венского конгресса для России
    6. Священный конгресс, цели создания

    3

    1. Изучение нового материала.

    1) Россия после войны с Наполеоном

    Перемены во внутренней политике. Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западно-европейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.

    Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западно-европейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.

    С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях «Негласного комитета» и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

    2) Крестьянский вопрос

            ??? Как Александр I пытался решить вопрос об отмене крепостного права в начале своего царствования? Почему он так и не решился на это?

            (указ о вольных хлебопашцах, отмена крепостного права в Прибалтике, недовольство дворянства этими идеями)

    Отмена крепостного права в Прибалтике. «Полигоном» для проведения этой реформы стали западные губернии страны. В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать. В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

    Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель. Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы. Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику — генералу А. А.  Аракчееву.

    Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд. Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино (Новгородская область). Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам. Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым.

    ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТОВ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА:

    • Крепостное право будет ликвидировано в далеком будущем
    • Крестьяне должны быть освобождены без земли
    • Дохода и привилегии помещиков должны сохраниться
    • Освобождать крестьян следует осторожно, чтобы не вызвать бунта

    ЧИТАЕМ ПРОЕКТ АРАКЧЕЕВА на стр. 42

    Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов. Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

    Проект Аракчеева вполне мог хотя бы на время устроить и помещиков, и крестьян, хотя и не решал полностью крестьянский вопрос. Но этот проект так и не был осуществлен.

    ??? Был ли этот проект реален? Почему он так и не был осуществлен?

    1816 г. – создание военных поселений. Государственные крестьяне превращались в военных поселенцев, они должны были совмещать  военную службу с крестьянскими работами

    Жизнь военных поселенцев:

    1-7 лет

    7-12 лет

    12-18 лет

    С 18 лет

    Находились у родителей

    Направлялись в школу кантонистов

    Участвовали в сельскохозяйственных работах

    Переводились в войска

    Военные поселения.  Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой организации вооруженных сил. Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью. Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев зачислялись на службу.

    Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

            ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процветала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные начальники не были знакомы с сельским хозяйством, поэтому !   уровень производства был низким. В результате хозяйства поселенцев были убыточными и требовали больших государственных расходов. Браки в поселениях заключались с согласия начальства, а иногда и по его указанию, и имели целью не создание счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восстания, которые жестоко подавлялись.

    Документ Военные поселения

    «Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но представьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение — смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сожжены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною доставкою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

    В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места — все царское. В больнице полы доведены до паркетов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка — богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами — они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление».

    Из «Записок» генерал-майора СИ. Маевского

    2) Проект реформ Н.Н. Новосильцева

    Идею введения конституции в России Александр решил попробовать на Царстве Польском

    1815 г. – введение Конституции в Польше.

    Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.

    Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование.

    ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ ПОЛЬШИ АЛЕКСАНДР I поручил Н. Новосильцеву подготовить проект общероссийской конституции.

    «Уставная грамота Российской империи»

    • Сенат назначается императором
    • Посольская палата выбирается наместническими сеймами и утверждается императором
    • Страна делится на 12 наместничеств, в которых есть свои представительные собрания – сеймы
    • Свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство всех перед законом

    Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповеданий, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.

    Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограничена. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

    3) Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.

     К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить.

    Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.

    Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов.

    Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г, и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда — усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма. «Призывая к себе на помощь религию,— говорил Александр,— я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира».

    1. Закрепление.

    Основные итоги внутренней политики Александра I. Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Главной причиной стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике пытался не считаться с интересами большинства дворян.

    Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов — не хватало умных, способных людей. Александр как-то в сердцах воскликнул: «Где их взять? ...Вдруг все не сделаешь, помощников нет...» Очень небольшим было и число решительных сторонников реформ в обществе. Другой причиной была противоречивость общего замысла преобразований — сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян. Секретность разработки реформаторских планов делала весьма легким отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всем этом играли и личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мистицизму.

    1. Домашнее задание §6-7


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

    План проведения открытого урока...

    Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

    Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Проект отмены крепостного права Аракчеева. Проект конституции  Николая Николаевича Новосильцева. Польский эксперимент. Военные поселения....

    Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

    Внутренняя политика Александра Iв 1815 – 1825 гг....

    Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

    Презентация может использоваться как опорный конспект урока в 8 классе...

    Внутрення политика Александра I в 1815-1825 г.г.

    В презентации логически обоснованы факторы, влияющие на продолжение реформ, как стимулирующие, так и сдерживающие. Схематично изложены пункты "Принятие Польской Конституции", проект "Уставной грамоты ...