Урок в 9 классе "Шоковая терапия" - оздоровление экономики
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Соковикова Наталья Дмитриевна

"Шоковая терапия" - оздоровление экономики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9кл. по теме: «Шоковая терапия» - оздоровление экономики?

Оборудование урока: учебник «История Отечества XXв.» под редакцией

                                                     Загладина Н.В. и др.авторов, документы: «Из

                                                     указа Президента Р.С.Ф.С.Р. «О мерах по

                                                     либерализации цен»», «Из доклада первого

                                                     заместителя Председателя Госкомимущества

                                                     России П.П.Мостового Председателю Гос.Думы

                                                     И.М.Рыбкину», информационный материал,

                                                     данные социологического опроса, проведенного

                                                     учащегося, компьютерная презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Эпиграф к уроку: «Плохой учитель преподносит истину,

                                                    хороший учит ее находить». А. Дистервег.

Метод: частично-поисковый.

Основные приемы: сравнение, анализ, работа в группах.

Цели урока:

Образовательная – выяснить основные цели, методы, мероприятия, результаты

                                 экономической реформы 1992г.

Развивающая – продолжить формирование умений сравнивать, анализировать,

                           способствовать выработке навыков исследовательской работы,

                           учиться решать проблемную ситуацию через работу с

                           документами, информационным материалом.

Воспитательная  - способствовать развитию толерантности, готовности конст-

                               руктивно анализировать различные точки зрения, высказы –

                               вать свое мнение.

Этапы урока:

I.Орг.момент. Вступление. Создание проблемной ситуации. Мотивация урока. Поставка задач урока.

II.Актуальность знаний. Изучение нового материала.

III.Рефлексия.

Ход урока.

I.Прочесть про себя тему урока и эпиграф. (о чем будем говорить?)

  Пояснить как связаны медицинское и экономическое термины. Почему я под-

  черкнула в эпиграфе слово истина и поставила знак? После выражения

  «оздоровление экономики».

Постановка задачи на урок

Значит, мы должны сегодня разобраться насколько выражение «Шоковая терапия» - оздоровление экономики? Является истиной.

 Знак ? стоит, потому что возникает сомнение. А если знак ? убрать.

С этой целью будем работать с документами, информационным материалом, учебником, анализировать, сопоставлять, давать оценку тем или иным событием, фактам.

Руководством к действию будет являться модульная программа.

УЭ-1. Перед вами схема «Реформа Горбачева» - показ слайда №1. Изучив ее, назовите наиболее острые социально-экономические проблемы в последние годы существования СССР?

Итоги реформы

Оценка

                                             1985      1991

- темпы роста экономики  +2%     -11%

- советский золот.запас 2500т.     -240т.

- офиц.курс доллара       0,6 р.      – 90р.

- внеш.долг в долларах 10,5млрд. -96млрд.

- экспорт нефти в млн.барреллей 1172      511

- цена 1кг.                                        2р.        100р.

- развал команд экономики

- разрушение союзного народно-хозяйственного комплекса

- распад единого экономического пространства

- резкое падение уровня жизни населения

- осознание частью общества (47%) населения необходимости реальных рыночных реформ в стране.

Выход из создавшейся ситуации?

Горбачев не улучшил командную экономику на I этапе (ускорение); не создал хозрасчетную экономическую модель (на II этапе); не нашел оптимального варианта перехода к рынку (на III этапе)

Новые реформы.

УЭ-2. Прочесть учебник на странице 328-329, +слайд 2 +термин.словарь составить опорный конспект-схему:

Осуществление реформы:

Мероприятия

Либерализация

Цен -январь 1992г.:

(обвальное освоб.цен, их рост:

прогнозы – 5-10%

реальность – 100-150%

К 1996г. -5,5,6 тыс.раз!

Приватизация 2 этапа

(ваучеры)

а). приватизация промышленности

б). приватизация жилья

Общая цель реформы – оздоровление экономики 

Методы – быстрый перевод на рельсы рыночного хозяйства.

Проверка задания, оценка.

УЭ-3. Работа по группам (с учетам инд.способн.) над вопросом:

С какой целью осуществлялось каждое из этих мероприятий? Документы №1-2

Выводы:

Найти:

гр.№1 – д-№1 (либерализация)

ответ: установление рыночных цен, переход к торговле по мировым ценам.

гр.№2-д-№2 (приватизация)

ответ: создание широкого слоя частных собственников.

Кому поручено проводить реформу?

Сообщение о Е.Т.Гайдаре – Соколова Надя – 2мин. (почему он? За какие качества?

                                                                                            ученый, журналист, доктор эконом.наук)

Результаты  реформы:

Самостоятельная работа с информационным материалом и данными социального опроса по схеме:

I гр.

II гр.

Обработать данные ученых, сделать выводы:

Обработать данные социологического опроса, проведенного среди учителей и родителей.

Негативные

последствия

      Позитивные

      последствия

Негативные

последствия

      Позитивные

      последствия

Обмен мнениями, сравнение

УЭ-5. Оценка результатов реформы:

Ребята, попытаемся сделать оценку результатов реформы с помощью имеющихся на этот счет мнений историков, академиков.

Выберите из имеющихся мнений о результатах реформы наиболее подходящие вашим ощущениям.

УЭ-6. Подведение итогов.

Оценки: Д/з. законспектировать в учебнике итоги.

УЭ-7. Рефлексия. Задание. Продолжить следующие предложения:

Я узнал (ла) на уроке…

Меня удивило, что…

Мне кажется…

                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речь В.В.Путина

Слайд 2

Проблема урока Попробовать разобраться насколько выражение «Шоковая терапия» - оздоровление экономики» является истиной

Слайд 3

Итоги реформы Оценка 1985г. 1991г. - темпы роста экономики +2% -11% - советский золот.запас 2500т. -240т. - офиц.курс доллара 0,6 р. – 90р. - внеш.долг в долларах 10,5млрд. -96млрд. - цена 1кг. 2р. 100р. - развал команд экономики - разрушение союзного народно-хозяйственного комплекса - распад единого экономического пространства - резкое падение уровня жизни населения - осознание частью общества (47%) населения необходимости реальных рыночных реформ в стране. Выход из создавшейся ситуации? Горбачев не улучшил командную экономику на I этапе (ускорение); не создал хозрасчетную экономическую модель (на II этапе); не нашел оптимального варианта перехода к рынку (на III этапе).

Слайд 4

Осуществление реформы: Мероприятия Либерализация цен -январь 1992г.: (обвальное освобождение цен, их рост: прогнозы – 5-10% реальность – 100-150% К 1996г. -5,5,6 тыс.раз! Приватизация 2 этапа: (ваучеры) а). приватизация промышленности б). приватизация жилья Общая цель реформы – оздоровление экономики Методы – быстрый перевод на рельсы рыночного хозяйства.

Слайд 5

С какой целью осуществлялось каждое из этих мероприятий? Либерализация ответ: установление рыночных цен, переход к торговле по мировым ценам. Приватизация ответ: создание широкого слоя частных собственников.

Слайд 6

Первые итоги экономических реформ 1992-1997гг. Демонтаж плановой экономики Переход к преимущественно экономическим методам регулирования Завершение первого этапа приватизации Формирование потребительского рынка Перемещение деловой активности в негосударственный сектор Обеспечение внутренней конвертируемости рубля Пополнение золотого и валютного запасов Постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство

Слайд 7

Социальные потери в ходе реформирования Обесценивание денежных сбережений населения Резкий рост цен на товары первой необходимости Увеличение уровня безработицы Высокий уровень инфляции в 1992-1995гг. Сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства Многократное сокращение расходов на науку, образование, культура, здравоохранение «Четвертая волна» эмиграции из России, «утечка мозгов» и талантов из страны Рост смертности населения Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением Ухудшение криминальной обстановки Увеличение налогов на мелкого предпринимателя и «среднего» россиянина

Слайд 8

Основные причины трудностей и неудач реформ 90-х.гг. в России Неблагоприятная социально-экономическая ситуация Половинчатость и непоследовательность реформ Ошибки теоретиков и исполнителей реформ

Слайд 9

Рефлексия. Задание. Продолжить следующие предложения: Я узнал (ла) на уроке… Меня удивило, что… Мне кажется… Домашнее задание: законспектировать в учебнике итоги реформы. стр.329-331


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания "Рынок и рыночная экономика"

Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию "Рынок и рыночная экономика" 10 класс. Содержит раскрытие понятия "рынок", условия возникновения ранка. признаки, типы, функции....

Методическая разработка урока "Лауреаты Нобелевской премии по экономике" в 10 классе социально-экономического профиля

Презентация к уроку курса Экономической теории в 10 классе "Современная экономическая мысль" содержит систематизацию данных о лауреатах Нобелевской премии по экономике в соответствии с исследованными ...

разработка открытого урока в 5 классе по экономике

Конспект открытого урока по экономике в 5 классе по теме "Рынок продавца и рынок покупателя"...

Презентация к уроку "Экономический цикл" - 11 кл., экономика

Презентация к уроку "Экономический цикл " - 11 кл., экономика...

Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)

За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai)  – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...

ПРОТОКОЛ №2 Родительского собрания «Уроки ритмики как средство оздоровления учащихся»

ПРОТОКОЛ №2Родительского собрания«Уроки ритмики как средство оздоровления учащихся»...