МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.04.ИСТОРИЯ по специальностям: 33.02.01 «Фармация» 34.02.01 «Сестринское дело"
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Самостоятельная работа обучающихся - одна из важныж форм организации учебного процасса. Она играет особую роль в подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы обучающихся, с другой - развитие их позновательной активности. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), ФГОС СПО  по специальностям подготовки 33.02.01 «Фармация», 34.02.01 «Сестринское дело», Уставом БОУ СПО ВО «Борисоглебскмедколледж». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения

Воронежской области

бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Воронежской области

«Борисоглебский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работыобучающихся

по учебной дисциплине ОДБ.04.ИСТОРИЯ

по специальностям:  33.02.01 «Фармация»

                                                                  34.02.01 «Сестринское дело»

2015 г.

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работыобучающихсясоставлены на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОДБ. 04.История

ОДОБРЕНА

Цикловой методической                                           комиссией

ОГСЭ

Протокол № ____________

от «   » ________ 201__г.

Заместитель директора по

учебной работе

____________/_А.Ю.Ким

            Подпись                     Ф.И.О.

Председатель цикловой  методической комиссии

_________/______________        

Подпись                     Ф.И.О.

Составитель: преподаватель БОУ СПО ВО «Борисоглебскмедколледж»

Е. А. Боев

Эксперты:

БОУ СПО ВО                          

«Борисоглебскмедколледж»преподаватель О.М. Волхова

          (место работы)                        (занимаемая должность)          (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………… 4

Задания для самостоятельной работы студентов………………………………9

Литература……………………………………………………………………….19

Приложения……………………………………………………………………..21

Пояснительная записка

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), ФГОС СПО  по специальностям подготовки 33.02.01 «Фармация», 34.02.01 «Сестринское дело», Уставом БОУ СПО ВО «Борисоглебскмедколледж»,  в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов (далее СРС).

Образовательное  учреждение при формировании программы подготовки специалистов среднего звена  «обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей  (п. 7.1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).

Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – развития их познавательной активности.

Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

 -углубление и расширение теоретических знаний;

 -формирование умений использовать справочную документацию,

-специальную и дополнительную литературу, периодическую печать;

 -развитие познавательных способностей и активности обучающихся;

 -формирование самостоятельности мышления;

 -развитие исследовательских умений.

Объем СРС определяется Федеральным государственным образовательным

стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО). СРС является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам колледжа.

При определении содержания СРС учитывается уровень самостоятельности

обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.

Для организации СРС необходимы следующие условия:

 -готовность обучающихся к самостоятельному труду;

 -мотив к получению знаний;

-наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

 -система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

 -консультационная помощь.

Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины, степенью

подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму СРС определяет преподаватель при разработке рабочих учебных программ изучаемых дисциплин и учебно-

методических комплексов.

Самостоятельная работа обучающихся при изучении дисциплины «История» включает следующие виды самостоятельной деятельности:

для освоения умениями:

- давать характеристику политическому, военному деятелю (по алгоритму);

- составлять хронограф событий;

- сопоставлять определённые исторические факты с конкретным историческим периодом и делать выводы.

для овладения знаниями:

-чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

-составление плана текста;

-конспектирование текста;

-выписки из текста;

-работа со словарями и справочниками;

-работа с конспектом лекции;

-работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

-ответы на контрольные вопросы;

-подготовка сообщений;

- написание докладов.

Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся соответствует виду работы и оговаривается в задании.

Контроль и оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося в рамках текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем дисциплины по пятибалльной шкале.

Отметка выставляется в журнал теоретического обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки выполнения задания

внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся.

Основные понятия и определения

Самостоятельная работа – это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В более полном и точном смысле самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им. Самостоятельная работа реализуется:

  1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий.
  2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
  3. В библиотеке, дома, в образовательном учреждении при выполнении студентами учебных и творческих задач.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Рассматривая вопросы самостоятельной работы, имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

Для того чтобы данные цели и задачи СРС не были абстрактными, необходимо донести до сознания студентов, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат).

В связи с этим студентам необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:

  1. Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
  2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
  3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
  4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
  5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
  6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
  7. По окончании работы проанализируйте её результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.

При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит:

самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости)

сбор и изучение информации;

анализ, систематизация и трансформация информации; отображение информации в необходимой форме; консультация у преподавателя;

коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);

оформление работы;

поиск способа подачи выполненного задания;

представление работы на оценку преподавателя или группы (при  необходимости).

По итогам самостоятельной работы студенты должны: развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;

научиться проводить рефлексию:         формулировать         получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;

познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.  На протяжении всей самостоятельной работы студентов должен сопровождать педагог, выступающий  в роли консультанта, координатора действий студентов.

Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями (трудоемкость заданий)

№ п/п

Основные виды заданий

Затраты времени на единицу

задания

(ч)

     1  

Индивидуальная работа с учебником, ответ на вопрос

Работа  со справочной литературой.

1-2

2

Подготовка информационного сообщения

1

3

Написание реферата

2

4

Написание эссе

1

5

Составление глоссария

1

6

Составление таблицы по теме

1

7

Составление графологической структуры

0,5

8

Составление характеристики историческому деятелю

1

9

Составление схемы, таблиц

1

10

Создание материалов-презентаций

1,5

Критерии оценки выполненного задания

Оценка «5» ставится тогда, когда:

  • Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
  • Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
  • Студент усваивает весь объем программного материала;
  • Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями;

Оценка «4» ставится тогда когда:

  • Студент знает весь изученный материал;
  • Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
  • В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
  • Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями;

Оценка «3» ставится тогда когда:

  • Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
  • Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
  • Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями;

Оценка «2» ставится тогда когда:

  • У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
  • Материал оформлен не в соответствии с требованиями;

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Отметка выставляется в журнал теоретического обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки выполнения задания

внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся.

Критерии оценивания презентаций

Общие баллы

Область оценивания

Параметры для оценивания

15

Стиль

1.Единый стиль оформления.

2. Избегайте стиля, которые будет отвлекать от самой презентации.

3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не преобладают  над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

10

Содержание

1.Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

30

Информация

1.Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).

2.Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).

3.Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

4.Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

5. Современность источника.

6.Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников).

35

Текст

1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).

2.Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).

3.Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

4.Однозначность (единое толкование текста различными обучающимися).

5.Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего).

6.Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).

7.Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

10

Оформление

1.Использование эффектов (цвета, анимации и звуковых эффектов)
2.Наличие схем, графиков, таблиц.

Задания для самостоятельной работы студентов

Тема занятия

Самостоятельная работа

при изучении темы

Основные положения

Форма работы

1

Тема.    Древнейшая стадия истории человечества.

- Расселение людей по земному шару.

- Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая

община. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя.

Сообщение

Сообщение

Литература.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Вишняцкий Л.Б. Введение в преисторию. 2005.  

Квеннел М., Квеннел Ч. Первобытные люди: быт, религия, культура. М., 2005

2

Тема.   Ранние цивилизации, их отличительные черты

- Древняя Греция и ее культура.

Хронологические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Особенности восточной цивилизации.

Презентация

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

Волобуев, О.В. Россия с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин. – М.: Дрофа, 2001.

3

Тема.   Античная цивилизация

Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого искусства.

Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности западной цивилизации.

Презентация

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

4

Тема.   Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

- Арабские племена до исламского периода.

Возникновение ислама. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Географические и политические границы мира ислама к концу XV века.

Сообщение

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

5

Тема.   Становление западноевропейской средневековой цивилизации

- Социальная структура средневекового общества западной Европы.

Великое переселение народов и его исторические результаты. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII – IX вв. политическая раздробленность и её причины.

Доклад

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

6

Тема.  Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

- Роль и место католической церкви в средние века.

Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.

Эссе

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

7

Тема.  Племена и народы Восточной Европы в древности

- Восточные славяне в древности.

Заселение Восточной Европы. Славяне и великое переселение народов (IV – VI вв.). Его причины. Готы. Гунны. Тюрки. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Восточные славяне в VII – VIII вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования.

Сообщение

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

8

Тема.  Формирование основ государственности восточных славян

- Возникновение государственности у восточных славян.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

Логическая схема

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

9

Тема.  Русь и её соседи в  XI – начале XII вв.

- Государства и народы на территории России накануне татаро-монгольского нашествия.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI – XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.

Доклад

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Фортунатов В.В. История: учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2012.

Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год) / Ин-т всеобщей истории. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009.

10

Тема.  Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

- Политическое устройство княжеств Древней Руси.

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславовиче и Данииле Галицком.

Работа с таблицей «Основные центры феодальной раздробленности»

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Фортунатов В.В. История: учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2012.

11

Тема.  Борьба Руси с иноземными завоевателями

- Социально-экономическое развитие Руси в начале XII века

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое

устройство. Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII века. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве.

Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Сообщение

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

12

Тема.  Русь на пути к возрождению

- Образование российского централизованного государства (XIV -  XV вв.).

Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Завершение образования единого Русского государства. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Работа с таблицей

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Фортунатов В.В. История: учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2012.

13

Тема.  Россия в царствование Ивана Грозного

Характеристика деятельности Ивана Грозного.

Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550г. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально- политические противоречия в русском обществе конца XVI века. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Ливонская война (1558-1583г.Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Характеристика исторического деятеля (по алгоритму).

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

14

Тема.  Смута в России начала XVIIв.

 Восстание И. И. Болотникова:

причины;

цели, задачи;

ход событий;

историческое значение.

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Особенности сословно-представительной монархии в России.

Работа с таблицей

Восстание И. И. Болотникова

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

15

Тема.  Россия в середине и второй половине XVII в.

- Присоединение Левобережной Украины.

Территория и население. Формы землепользования. Юридическое оформление крепостного права.

Политический строй России. Основные направления внешней политики России.

Сообщение

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

16

Тема.

Русская культура в XII –XVII веках.

- Расширение культурных связей с Западной Европой.

- Русская культура в XII –XVII веках.

Сообщение

Презентация

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

17

Тема.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

- Модернизация  процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.

Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации

Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

Доклад

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007.

18

Тема.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Великие географические открытия и колониальные захваты начала XV – середины XVII в.

Великие географические открытия. Карта мира.

Начало межцивилизационого диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада.

Формирование нового пространственного восприятия мира.

Работа с таблицей

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007.

19

Тема.

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

- Государство и общество стран Западной Европы в XVI веке: абсолютизм.

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. «Просвещённый абсолютизм» и его особенности.

Сообщение

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007.

20

Тема.

Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах

Технический прогресс и Великий промышленный переворот.

XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада экономике. Урбанизация.

Презентация

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

21

Тема.

Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества

Великая французская революция.

Конституция и государственное устройство США.

Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода  Революции. Конституции.

Презентация

Сообщение

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

22

Тема.

Россия в период реформ Петра I.

- Петр I, взаимосвязь политических и социально-экономических процессов.

- «Развитие медицины в период реформ Петра»

- Северная война и её итоги.

«Реформы Петра»

Предпосылки реформ Петра I . особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и её итоги. Изменение места России в мире, провозглашение её империей.

Доклад

Сообщение

Презентация

Работа с таблицей

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Фортунатов В.В. История: учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2012.

Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

23

Тема.

Россия во второй половине XVIII в.

- Екатерина II Великая и ее значение в русской истории.

- Развитие медицины в годы правления Екатерины Великой

- Характерные черты экономики России второй половины XVIII века

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.

 Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Характер и направленность реформ Екатерины Великой.

Внешняя политика России во второй половине XVII в.

Презентация

Сообщение

Эссе

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Фортунатов В.В. История: учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2012.

Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

24

Тема.

Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

- Развитие образования в России в середине и во второй половине  XVIII века.

- Развитие науки в России в середине и во второй половине  XVIII века.

- Изменения в быте  России в середине и во второй половине  XVIII века.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи просвещения и просвещённое общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России

Презентация

Презентация

Кроссворд

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Фортунатов В.В. История: учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2012.

Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

25

Тема.

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

- Развитие капиталистических отношений и социальной

структуры индустриального общества в XIX в.

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности.

Сообщение

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007.

26

Тема.

Особенности духовной жизни нового времени

- Формирование классической научной картины мира.

- Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования.

- Развитие медицины во второй половине XIX века

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм.

Сообщение

Презентация

Сообщение

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007.

27

Тема.

Традиционные общества востока в условиях европейской  колониальной экспансии.

- Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и

подчинение.

- Восстание сипаев.

- Развитие Японии и её противостояние экспансии Европы и США.

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, форы их организации.

Сообщение

Сообщение

Сообщение

Литература

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007.

28

Тема.

Россия в первой половине XIX столетия

- Сословия в России в начале XIX века.

- Характеристика деятельности Александра I.

- Характеристика деятельности Николая I.

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России.

Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество.

Работа с таблицей

Характеристика исторического деятеля (по алгоритму).

Литература

История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов,

Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Фортунатов В.В. История: учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2012.

Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

Библиографический список

Основная литература:

1. История России с древнейших времён до наших дней.

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова, - М: Проспект, 2012.

2. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2ч. Ч.1/ В.В Артемов, Ю.Н. Лубченков. -3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до

конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.

2. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.

3. Фортунатов В.В. История: учеб.пособ. – СПб.: Питер, 2012.

Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы,

2007 год) / Ин-т всеобщей истории. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и

Науке, 2009.

4. Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Самыгин П.С. История /П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007.

6. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./Н.В .Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское

слово-РС», 2007.

7. Вишняцкий Л.Б. Введение в преисторию. 2005.  

8. Квеннел М., Квеннел Ч. Первобытные люди: быт, религия, культура. М., 2005

9. Волобуев, О.В. Россия с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса /

О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин. – М.: Дрофа, 2001.

Приложение 1.

Рекомендации при подготовке сообщений (докладов).

Сообщение  может быть подготовлено по одному из вариантов:  

1)  напечатано в программе MICROSOFT WORD

(кегль - 14, интервал - одинарный, шрифт – TimesNewRoman 14; поля – 1,2,1,1)

на листах формата А4 , поместив их в отдельный файл.

2)в письменном виде на листах формата А4;

Объем работы – 2 - 4 листа.

Для подготовки сообщения используются любые источники, в том числе ресурсы Интернета.

Приложение 2

Рекомендации при подготовке кроссворда.

Для разработки кроссворда изучите любые источники, в том числе ресурсы Интернета. Кроссворд оформляется  в печатном  виде в формате А4 в программе MS EXCEL или MICROSOFT WORD.

Кроссворд должен содержать:

1 лист – кроссворд;  

2 лист – вопросы;

3 лист - варианты ответов.

Объём кроссворда -  15 – 30 вопросов

Приложение 3

Рекомендации при подготовке презентации.

    Для подготовки презентации используются любые источники, в том числе ресурсы Интернета.

Презентация должна иметь следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Содержание презентации

3. Основной материал с иллюстрациями

4. Текст презентации объём- 2-3 листа

    Объем презентации - 15-21 слайда.

Приложение 4

Рекомендации по написанию эссе.

Эссе  может быть подготовлено по одному из вариантов:  

1)  напечатано в программе MICROSOFT WORD

(кегль - 14, интервал - одинарный, шрифт – TimesNewRoman 14; поля – 1,2,1,1)

на листах формата А4 , поместив их в отдельный файл.

2) в письменном виде на листах формата А4;

Объем работы – 2 - 4 листа.

Для подготовки сообщения используются любые источники, в том числе ресурсы Интернета.

Написание эссе

Вступление

            Суть и обоснование выбранной темы.

Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Полезно осветить то, что вы предполагаете сделать в работе, и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов. При этом постарайтесь свести к минимуму число определений.

Основная часть

            Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Предлагаемая вами аргументация (или анализ) должна быть структурирована. В основной части вы должны логически обосновать, используя данные или строгие рассуждения, вашу аргументацию или анализ. Аргументы выстраивайте по схеме: тезис -доказательства этого тезиса - выводы по тезису. У вас может быть несколько тезисов в основной части, т.е несколько микротем, и все они строятся одинаково: в строгом соответствии со схемой аргументов. Необходимо писать коротко, четко и ясно.

Заключение

Наличие необходимых выводов из работы. Обоснование выводов автора.  Указание на дальнейшие направления развития темы.

Приложение 5

Рекомендации при составлении  логической схемы  исторического  явления:

  1. Причины возникновения явления:

- противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;

- потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

  1. Содержание явления, его развитие:

- важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;

- социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

  1. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
  2. Последствия развития и значение явления

- разрешение данным явлением назревших противоречий;

- влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Приложение 6

Алгоритм характеристики исторического деятеля

1. Определить время деятельности исторической личности (примерные хронологические рамки; время правления; правители,  при которых протекала его деятельность и т.д.).

2. Кратко охарактеризовать социальное происхождение (исторические условия, эпоха, в которых формировались характер, взгляды; влияние среды или обстоятельства жизни на формирование личности).

3. Выделить цели, задачи и особенности деятельности, представительство интересов социальных групп.

4. Определить личные качества и степень их влияния на деятельность исторической личности.

5. Назвать основные направления деятельности (проблемы, события, достижения и т.п., возможно, по сферам общественной жизни).

6. Раскрыть и оценить средства, способы, методы, формы, которые использовались для достижения целей, соответствие их требованиям времени для осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, то показать связи и противоречия личности – в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.

7. Привести основные итоги и результаты деятельности на каждом направлении (в социальной, экономической, духовной, политической сферах); причины успеха (неудач).

8. Оценить роль и значение в истории (влияние исторической личности и ее деятельности на дальнейший ход событий).

Неплохо дать обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа); указать альтернативные оценки данного исторического деятеля, существующие в исторической науке; выразить свое отношение к результатам деятельности этой исторической личности (восхищение его деятельностью или неодобрение каких-то его поступков; возможна оценка с очки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса).

Приложение 7

Форма титульного листа

Департамент здравоохранения

Воронежской области

бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Воронежской области

«Борисоглебский медицинский колледж»

РЕФЕРАТ/ДОКЛАД/СООБЩЕНИЕ

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

на тему

«ТАМА»

Выполнил студент группы

_____________________

(ФИ)

Руководитель /преподаватель

_____________________

(ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03.Иностранный язык по специальности 33.02.01 Фармация

данный материал содержит методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03 Иностранный язык(Английский)...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДП. 17. ФИЗИКА для специальнотси 34.02.01 Сестринское дело

Методические рекомендации содержат пояснительную записку, рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические указания для самостоятельной работы студентов, задания для...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.12 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разработаны  на основе Рабочей программы учебной дисциплины физика с учетом требований Федеральных госуда...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДП. 09 ФИЗИКА

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разработаны  на основе Рабочей программы учебной дисциплины физика с учетом требований Федеральных госуда...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разработаны  на основе Рабочей программы учебной дисциплины «Математика»  с учетом требо...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации по организации внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело...