Урок "Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Непомнящих Елена Викторовна

Урок - открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_45_konspekt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 45  (5 по данному разделу)

Тема урока: Афинская демократия при Перикле

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии
  2. Развивать умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения;
  3. На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

Оборудование: проектор, экран для демонстрации презентации и выполнения контрольного модуля, заданий и ответов на вопросы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.         (3 мин)

Учитель обращает внимание учащихся на записанный на доске тезис: «Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства». Афиняне гордились тем, что они, простой народ, принимают участие в управлении государством.

Ребята, вспомните:

 - Что такое демократия?

 - В каком государстве Древнего мира стала устанавливаться демократия?

 - Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»   (слайд 1)

План урока:   (слайд 2)

  1. Чем занималось Народное собрание.
  2. За государственную службу платили деньги из казны.
  3. Перикл, его друзья и враги

Проблема урока: можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым?  (слайд 3)

  1. Проверка знаний, полученных ранее, в форме тестирования.  (5 мин)

Ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение раздела Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии. И прежде чем мы приступим к изучению последней темы этого раздела, мы с вами повторим то, что нам уже известно об Афинах V века. Перед вами небольшие тесты, на выполнение которых вам дается 5 минут.

     1. В Афинском полисе правителей называли:

       а) властителями; б) брахманами; в) архонтами,

        г) фараонами.        

     2. Главным занятием спартанцев было:

        а) ремесло; б) земледелие; в) военное дело;

        г) рыболовство.

     3. Греки покидали родину и основывали колонии из-за:

        а) набегов кочевых племен скифов;

        б) угрозы голода и долгового рабства;

       в) вторжения северных племен дорийцев;

        г) ожесточенной борьбы демоса и знати.

     

4. Олимпийские игры греки посвящали богу:

        а) Посейдону; б) Крону; в) Зевсу; г) Гермесу.

   5. Царь персов Ксеркс покинул Грецию после:

        а) Марафонской битвы; б) боев в Фермопильском ущелье;

        в) Саламинского сражения; г) битвы при Платеях.

     6. Персы перестали считаться непобедимыми после:

 а) Марафонской битвы; б) боев в Фермопильском ущелье;

 в) Саламинского сражения; г) битвы при Платеях.

          7. Спартанцы считались хорошими:

   а) строителями; б) мореплавателями; в) воинами;

    г) купцами.

                    КЛЮЧ:

     1-в;  2-в; 3-б, г; 4-в; 5-в; 6-а; 7-в.

     8. С празднествами в честь какого бога связано рождение театра в Греции?__________

                Диониса.

     9. Как называлась металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы?____________

        Стилем.

     10. Как называлась школа для занятий гимнастикой мальчиков с 12 лет в Греции?_________

        Палестра

     11. Кто обучался в афинских школах?_____________________

        Сыновья афинских граждан.

     12. Что использовали афинские школьники для письма?_____________________

        Дощечки с воском.

     13. Как называется место, где взрослые греки проводили свободное время и обучались красноречию.______________________________________

          Гимнасия.        

(слайд 4)  А теперь проверьте правильность выполнения теста. Поменяйтесь с соседом по парте  работами и сверьте ответы с ответами на экране. Оцените работу:

(слайд 5)

1 ошибка – «5»

2- 3 ошибки – «4»

4, 5, 6 ошибок – «3»

Более 6 ошибок – «2»

  1. Изучение новой темы               (15 мин)

В Афинах в V веке до н. э. не было царей и вельмож.  Афиняне считали, что любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством. Государством в Афинах управлял демос. Знаменитым вождем демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.

(Слайды 6-27)

  1. Физминутка ( на экране)              (2 мин)

  1.  Работа по группам  Работа с историческим текстом. (6 мин)

Раздаю тексты 3 группам: Выберите, кто будет читать, кто будет отвечать на вопросы.

  1.   Закрепление изученной темы.            (5 мин)

Вот и подошел к концу наш урок. Но, прежде чем мы с вами расстанемся,  давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Учащиеся выполняют тест на экране вслух. (слайд 28)

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

А) 5 лет

Б) 10 лет

В) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе

  1.               Рефлексия  (сдайд 29)        (3 мин)
  • На уроке я работал(а)… (активно/пассивно).
  • Своей работой на уроке я…(доволен (довольна)/недоволен (недовольна)). 
  • Урок мне показался… (коротким/длинным). 
  • За урок я… (не устал(а)/устал(а)).
  • Материал урока мне был… (интересен/скучен). 
  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  1.             Задание на дом (слайд 30)          (1 мин)

§ 40, в раб. тетр. №42, 43 на стр. 32,33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Афинская демократия при Перикле

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....

Урок Афинская демократия при Перикле

урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...

Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....

"Афинская демократия при Перикле"

Презентация к уроку. Используется при объяснении нового материала....