Здоровьесбережение на уроках истории
консультация по истории на тему

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

 

Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20 – 25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

 Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья.

Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей нравственного и патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, – быть руководителем жизни на пути к будущему».   Ребёнок должен понять простую истину, чтобы быть успешным необходимо быть здоровым.

Задумываясь о здоровье школьников, можно прийти к выводу о том, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на здоровье (и физическое, и психическое) детей следующие факторы:

– интенсификация учебного процесса;

– нерациональная организация процесса обучения;

– несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

У современного педагога есть возможность через урок и внеурочное время снизить влияние школьных факторов риска на здоровье детей. Реализацией этой задачи на уроках и во внеурочное время я занимаюсь в течение последних лет.

Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Начиная с первых уроков в 5 классе, слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, так как это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно после контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветриваю кабинет. Школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия и повышения  работоспособности.

К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде всего, сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно обсуждали какое-либо историческое событие, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя. Благодаря смене деятельности  урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке истории.

Другое направление работы – передача знаний по предотвращению отдельных болезней. Например, при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья.

На уроках обществознания в 7 классе, изучая психологические и возрастные особенности подросткового возраста, подчёркиваю, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям. Единственный путь избежать эти последствия – осознанное понимание и контроль своего поведения.

При изучении глобальных проблем человечества подростки понимают, что демографическая проблема сегодня – это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений.

При проведении уроков учитываю индивидуальные  возможности и способности учащихся. Обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаю сложные и большие по объему задания. Школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему. Эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.

 Школьники с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).

Любовь к детям,  оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам,  в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья..

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zdorovesberezhenie_na_urokah_istorii_poslednee.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20 – 25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

 Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья.

Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей нравственного и патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, – быть руководителем жизни на пути к будущему».   Ребёнок должен понять простую истину, чтобы быть успешным необходимо быть здоровым.

Задумываясь о здоровье школьников, можно прийти к выводу о том, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на здоровье (и физическое, и психическое) детей следующие факторы:

– интенсификация учебного процесса;

– нерациональная организация процесса обучения;

– несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

У современного педагога есть возможность через урок и внеурочное время снизить влияние школьных факторов риска на здоровье детей. Реализацией этой задачи на уроках и во внеурочное время я занимаюсь в течение последних лет.

Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Начиная с первых уроков в 5 классе, слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, так как это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно после контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветриваю кабинет. Школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия и повышения  работоспособности.

К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде всего, сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно обсуждали какое-либо историческое событие, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя. Благодаря смене деятельности  урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке истории.

Другое направление работы – передача знаний по предотвращению отдельных болезней. Например, при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья.

На уроках обществознания в 7 классе, изучая психологические и возрастные особенности подросткового возраста, подчёркиваю, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям. Единственный путь избежать эти последствия – осознанное понимание и контроль своего поведения.

При изучении глобальных проблем человечества подростки понимают, что демографическая проблема сегодня – это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений.

При проведении уроков учитываю индивидуальные  возможности и способности учащихся. Обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаю сложные и большие по объему задания. Школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему. Эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.

 Школьники с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).

Любовь к детям,  оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам,  в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья..

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Здоровьесбережение на уроках математики

В презентации рассматриваются основные моменты правильной организации учебной деятельности, рекомендации по проведению урока с целью сохранения здоровья школьников. Представлена тематика задач, состав...

Здоровьесбережение на уроках истории

В статье говорится о том какую важную роль в сохранении здоровья детей играет школа,перечисляются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, приводятся примеры применения их на уроках истории и о...

Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока)

В презентации отражены элементы здоровьесбережения на уроках, даны рекомендации по анализу урокп с точки зрения здоровьесбережения...

Приёмы здоровьесбережения на уроках истории и обществознания

Состояние здоровья подрастающего поколения — важней­ший показатель благополучия общества и государства, не толь­ко отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы стран...

Здоровьесбережение на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Здоровьесбережение на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...